Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Традиционное и современное обществоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные характеристики традиционного И современного общества Существует много способов классификации общества. Один из них это деление общества на традиционное и современное. В основе дихотомии (деления общества на две части) современного и традиционного общества лежит установка на социальные изменения либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним. Этой базовой ценностной установке соответствует экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы. Одним из первых социологов, обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Тённис, который выделил две специфические формы социальной организации: общину – традиционное сообщество и общество – современное сложноструктурированное сообщество. Его работы повлияли на Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнить различные типы социальных систем. Для традиционного общества характерны: 1. Естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку). 2. Связанность членов отношениями родства (семейный тип организации общности). 3. Высокая структурная устойчивость. 4. Относительная изоляция. 5. Отношение собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию. 6. Наследственная власть, правление старейшин. 7. Традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей. Общая проблемная ситуация переживается как прямое повторение прецедента. 8. Регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету. 9. Поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа «не высовывайся», «будь как все», «веди себя как положено». 10. Господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении, магического мышления. В то же время сила архаической мысли – в понимании целого, а не частностей, мифопоэтическое видение мира. Для современного общества характерны: 1. Развивающееся глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы). 2. Социальная мобильность. 3. Рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах. 4. Выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидание и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов. 5. Сложная система социального управления – выделение института управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления. 6. Секуляризация религии, т. е. отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт. 7. Доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм. 8. Акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: «делай дело», «не бойся риска», «стремись к победе», «оставь свой след». 9. Отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права. В современном мире различные типы социальной организации нередко сосуществуют и приходят в тесное соприкосновение, социальная структура любого развитого общества органично включает в свой состав разнообразные «общины»: поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в нее, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 907; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.113.72 (0.009 с.) |