Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Омский государственный институт сервиса↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Омский государственный институт сервиса Кафедра философии и социально-гуманитарных дисциплин
Л. Ю. Яковлева
СОЦИОЛОГИЯ
Учебное пособие
Омск 2008
УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Яковлева, Л. Ю. Социология: учебное пособие / Л. Ю. Яковлева – Омск: Омский государственный институт сервиса, 2008. – 115 с.
Цель пособия – в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях, дать студентам элементарные навыки научного анализа общественных явлений. Представляет обобщенное изложение социологического материала, куда входят анализ самой социологии как науки, определение основных категорий теоретической социологии, изложение основ отдельных конкретно-социологических дисциплин. Написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов всех специальностей. Может быть использовано для самостоятельного изучения курса социологии при заочной форме обучения.
УДК 316(075.8)
Библиогр.: рис. 1.
Рецензент канд. соц. наук, доцент Ответственный за выпуск зав. каф. ФСГД С. А. Кациель
Ó Омский государственный институт сервиса, 2008
Предисловие
В предлагаемом переработанном учебном пособии рассматриваются проблемы, изучаемые современной западной и отечественной социологией. В нем учтены требования Государственного образовательного стандарта Российской Федерации по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Обновлен фактический материал применительно к реалиям сегодняшнего дня, внесены существенные дополнения в целый ряд тем. Изменилась структура некоторых из них путем выделения в отдельные параграфы наиболее важных вопросов, а также включения новых параграфов, в которых анализируются новые вопросы. Это сделано для того, чтобы более доходчиво, ясно и интересно изложить для студентов содержание рассматриваемых в учебнике социологических проблем. Основная цель учебного пособия – помочь изучающим курс социологии научно осмыслить сложные явления и процессы современной общественной жизни, чтобы сознательно ориентироваться в них, а также разобраться в существующих социологических теориях. Достижению этой цели подчинены содержание и структура настоящего учебного пособия, состоящего из введения, 7 тем и заключения. Во введении характеризуется предмет социологии как самостоятельной науки об обществе, раскрываются особенности социологического знания, его уровни и функции социологии, ее место в системе общественных наук. В первой теме раскрывается понятие «общество», его основные признаки и механизмы функционирования, отражены взгляды ведущих социологов на данную проблему. Вторая тема продолжает рассмотрение и анализ общества. В ней раскрывается отличие современного общества от традиционного, дан анализ проблемы модернизации и постсовременности. В последующих темах студенты познакомятся с социальной структурой общества, особенностями ее становления в России, видами групповых общностей и их ролью в жизни человека. Отдельно выделена тема «Социология личности», в которой главное внимание уделено вопросам социализации личности и её месту в обществе. Последняя тема посвящена девиантному поведению личности. В конце каждой главы имеются краткие выводы и контрольные вопросы, которые помогут студентам лучше систематизировать материал. Учебное пособие содержит словарь ключевых социологических терминов и алфавитно-предметный указатель. Таким образом, содержание и структура учебного пособия дают представление о существующих уровнях социологического знания. Автор учебного пособия «Социология» – кандидат исторических наук, доцент Л. Ю. Яковлева.
ВВЕДЕНИЕ Предмет социологии С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтингу наиболее влиятельных лиц государства, проблемам ценовой политики, удовлетворенности уровнем жизни и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические социологические исследования. Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологического исследования, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих сиюминутных потребностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С этим как раз нам и необходимо разобраться. В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная наука, которая изучает общество в целом. Опрашивая людей по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е. носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир человека, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей. Социология тесно связана со здравым смыслом, т. е. с представлениями людей о мире и о себе, складывающимися на основе повседневного опыта, некритически сочетающими наивный реализм и господствующие в данном обществе стереотипы. Социолог изучает человеческие действия, которые уже были названы и обдуманы, пусть недостаточно связно и внятно, самими действующими лицами еще до того, как он приступил к их изучению. Но в отличие от обыденного разума поле исследования социологии не ограничено жизненным миром социолога, его индивидуальными целями, людьми, с которыми он общается. Социология сопоставляет друг с другом множество жизненных миров, что имеет не только количественное, но и качественное значение при использовании её знаний. Тем самым социология не столько сообщает нам радикально новые знания, сколько дает более адекватные формулировки относительно социальных обстоятельств, стремится к повторному описанию объекта так, чтобы выявить его сложность. Социология как специализированная область научного знания возникла в середине XIX века, точнее – в 20–70-х годах этого столетия. Этот первый этап ее становления олицетворяют О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Его можно назвать этапом ранней теоретической классики в социологии. Основатели социологии сходились в том, что ее предмет – общество как целостная реальность, но различались в понимании структуры общества и его динамики, особенно – его перспектив. Второй, завершающий этап становления и начало институционализации социологии охватывает период с 80-х годов XIX в. до Первой мировой войны. Он связан с трудами таких ученых, как Ф. Теннис, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Это этап ранней теоретико-методологической классики. Его характеризует разработка методологии социологических исследований, т. е. осознания подходов к их объекту и способов получения эмпирических данных о нем, взаимное соотнесение теоретической и методологической частей социологического знания. Третий этап образует зрелая теоретико-методологическая классика. Она представлена в трудах П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, ряда французских, английских, немецких социологов, работавших в период от Первой мировой войны до 70-х годов XX в. На этом этапе достигает своей зрелости взаимосвязь предмета и методологии социологии. Это происходит как вследствие начала зрелой фазы наиболее либеральных обществ (США, Англия), так и благодаря интенсивному развитию самих социологических теорий, методик, техник и процедур эмпирических исследований. Ключевыми субъектами этого этапа стали американские, западноевропейские и российские социологи. Период с 80-х годов XX в. до настоящего времени можно охарактеризовать как четвертый, постклассический, или современный, этап. Возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо. Среди разработчиков этого подхода – А. Турен, П. Бурдьё, Э. Гидденс. В российской социологии период ранней теоретической классики начался с середины 60-х годов XIX века, т. е. с началом новой эпохи в истории российского общества (отмена крепостного права, развитие капитализма, ранняя либерализация) и продолжался до 90-х годов этого столетия. Происходило накопление значительных массивов эмпирических данных, характеризующих состояние и динамику социально-экономической сферы общества. С 90-х годов XIX в. наблюдается соединение социологической теории с эмпирией. В России возникает ранняя теоретико-методологическая классика, достигшая к 1917 г. значительного развития. С утверждением советской власти было прервано развитие эмпирически обоснованной социологии. Эмпирические данные теперь были сведены к официальной статистике, а социологическая теория – к историческому материализму. В конце 30-х годов на социологические методы исследования общества, на изучение конкретных процессов и явлений социальной жизни был наложен строжайший запрет. Социологию объявили буржуазной лженаукой, не только не совместимой с марксизмом, но и враждебной ему. Лишь с середины 50-х годов XX в., советским ученым было позволено собирать эмпирические данные для подтверждения политики партии и правительства. Трансформация российского общества, начавшаяся перестройка в середине 80-х годов XX в., способствовала процессу институционализации социологии, ее возрождению. Но среди российских социологов существует две противоположные оценки современного состояния российской социологии. Согласно первой, социология в России испытывает очевидный подъем. В качестве аргументов они используют количественные показатели: открылись более ста кафедр и факультетов, выпускающих социологов, множатся опросы общественного мнения, социолог стал неотъемлемым участником различных коммерческих и политических проектов, а также передач телевидения. Исходя из этой логики, количественные характеристики свидетельствуют о динамически развивающейся социологии. Однако сторонники другой точки зрения, не отрицая количественные показатели, обращают внимание на качественную сторону. Они утверждают, что за цифрами экстенсивного роста социологии в России скрывается если не ее качественная деградация, то, по крайней мере, отсутствие убедительных показателей ее качественного восходящего развития. Причину этого видят в состоянии российского общества. Выделяют три главные проблемы российской социальной действительности, с которыми наша социология просто не справляется: – информационный голод. Социальные связи и социальные процессы в России все более уходят в «тень», создавая лишь иллюзию информационной прозрачности общества. Отсутствие прозрачности, желания и готовности дать объективную информацию резко сужают поле применимости и востребованности научной социологии; – эффект постоянно увеличивающего запаздывания вследствие того, что динамика общественного развития России намного превышает возможности социологии эту динамику исследовать. Возникает разрыв между реальным состоянием общества и его социологическим диагнозом. Наша современная социология, не обладая необходимыми ресурсами, не доводит своего потенциала до уровня, необходимого для «схватывания» этой динамики. В результате социологи достаточно часто создают модели процессов, которые давно уже ушли вперед; – криминальный барьер. Исчезают предметные области социологических исследований, где нет угрозы столкнуться с криминалом. В результате любое явление изучается методом «от сих – до сих», что постоянно приводит к расширению зон, в которые не должна ступать нога социолога. Прежде всего следует отметить, что для развития социологии нужен определенный политический климат, способствующий её совершенствованию и процветанию. Для получения нового знания необходимы свобода исследования, свобода публиковать его результаты независимо от того, как к ним могут отнестись, а также уверенность в невозможности преследования по религиозным и политическим мотивам. В тоталитарных обществах развитие социологии парализовано в результате вмешательства и репрессий со стороны властей. Термин «социология» – производное от двух слов: латинского «социтас» – общество и греческого «логос» – слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология – наука об обществе. Так ее и характеризует американский социолог Смелзер в своем учебнике «Социология». Но это довольно абстрактное определение, т. к. общество в его различных аспектах изучается значительным количеством гуманитарных и социальных дисциплин: социальной философией, политической наукой, экономикой, историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо вычленить собственную область социологического исследования, определить те методы, которыми социологи оперируют. Для этого прежде всего следует провести строгое разграничение между объектом и предметом социологии. При определении предмета социологии можно выделить два подхода: Первый базируется на утверждении приоритетности целостных социальных образований (социальных групп, общностей) по отношению к определенному человеку. Социальные действия индивида в этом случае рассматриваются как вторичные, производные, зависимые от функционирования социальных ценностей, в которые индивид включен. Такой подход обозначается как социологический реализм. Наиболее ярко он выражен на микроуровне в функционализме и теориях конфликта. В них человек рассматривается преимущественно как функционер или представитель социального класса, характеристики, и поведение которого определяют сложившимися социальными структурами и общественными отношениями в социальных макросистемах. Второй признает в качестве главных факторов общественной жизни индивидов и их социальные действия. Именно они, по мнению сторонников такого подхода, создают целостные социальные структуры, в т. ч. и общество в целом, зависимое от действий отдельных людей – членов общества. Этот подход обозначен как социологический номинализм. Его установки прослеживаются на уровне микросоциологии. Нужно отметить, что не следует абсолютизировать какой-либо один подход. В обществе – как системе – целостные характеристики находятся в диалектическом взаимодействии. Индивид в своих социальных характеристиках воспроизводит свойства социальных объединений, а они, в свою очередь, приобретают специфический характер в зависимости от особенностей социальных качеств и поведения входящих в них индивидов. Понимание предмета социологии на протяжении всей истории существования менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понимание предмета социологии. Основоположник социологии О. Конт считал, что социология равнозначна обществознанию, включающему в себя все, что относится к обществу. Он заложил основы позитивистского подхода в социологии. Его суть: социология должна строиться как научная дисциплина по образу и подобию естественных наук. Этот подход основывается на трех фундаментальных предпосылках: во-первых, социальные явления, с точки зрения любой аналитической задачи, качественно те же, что и явления природы; во-вторых, методы анализа, разрабатываемые в естественных науках, применимы и в социологических исследованиях; в-третьих, задача социологии состоит в выработке системы в высшей степени общественных, эмпирически обоснованных теоретических положений, которые должны стать основой для прогнозирования социальных явлений. В своем творчестве он выразил идеалы прогресса, политической и экономической свободы, надежду на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, О. Конт отвечал просто: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, какой является естествознание. Новая наука называется «социология». Открытые наукой законы общества надо преподавать в школах и университетах, чтобы просветить людей в отношении того, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения. Другой французский социолог Э. Дюркгейм называл предметом социологии социальные факты, которые характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него принудительное воздействие. Он приводит множество примеров принуждения. Когда на собрании или в толпе всем внушается какое-либо чувство или коллективная реакция (смех); мода, когда каждый одевается определенным образом в данное время, потому что так одеваются все остальные; общественное мнение, которое он определяет как состояние коллективной души; институт воспитания, верований и т. д. Социальным фактом является любой, устоявшийся или нет, способ сделать индивида восприимчивым к внешнему принуждению и, кроме того, способ, общий для данного социального пространства, существующий независимо от своих индивидуальных проявлений. Действительность социальных регуляторов он определяет не только принудительностью, но и желательностью для индивидов. Позднее Дюркгейм развивает эту мысль и заменяет понятие «факты» на «институт», в которое включает все верования, все типы поведения, установленные группой. М. Вебер: «Социология – это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать». Социальное поведение – это отношение человека, иначе говоря, внутренняя или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является поведением. Поведение является социальным, когда по смыслу, которое ему придает субъект, оно соотнесено с поведением других индивидов. Марксизм определяет предмет социологии как изучение общества в качестве социальной системы и составляющих его структурных элементов: личностей, социальных общностей, социальных институтов. В современной западной социологии различные определения предмета зачастую объединяют в три основные группы. 1. К группе номинальных определений предмета относятся те, которые объединяют сам термин «социология», т. е. отмечают, что социология есть «наука об обществе» и ее задачей является социологическое изучение общества. Эти определения наиболее характерны для периода возникновения социологии. Недостатком этих определений является то, что не указываются различия между социологией и другими общественными науками. 2. Формальная группа определений. Представители данного подхода полагают, что предметом социологии являются формы объединения людей. В данном случае недостаток заключается в том, что формы изучают независимо от их содержания. 3. Психологические определения. Сторонники этого подхода считают, что социология должна изучать поведение людей, обусловленное индивидуальным или коллективным сознанием. В этом случае стираются различия между психологией и социологией. Таким образом, каждая из групп имеет определенные недостатки. Поэтому при определении предмета социологии целесообразно использовать те элементы, которые указывают на специфичность и предметную определенность социологии. В конце XX–начале XXI в. возникли новые понимания предмета социологии, альтернативные классическим: в центре оказывается не общество как целостный объект, а социальный субъект как активное действующее лицо, как автор социальных процессов, изменений. Предмет социологии – социальная деятельность людей, социальные отношения и процессы, общности и общества как целостные системы, их функции и структуры; социология изучает состояния и динамику своего предмета, опираясь на социальные факты и эмпирические данные, получаемые с помощью социологических, а также иных научных подходов и методов. Необходимо пояснить понятие «социальное». В широком смысле – все, что касается общества (синоним слова общественное). В узком (социологическом) – это взаимоотношения между субъектами, возникающие в процессах их действий и взаимодействий по поводу их статусов в социальной среде (в группах, общностях, обществе). Большинство социологов подчеркивают, что социология – это один из способов изучения людей. Социология стремится выяснить, почему люди ведут себя определенным образом, почему они образуют группы, отправляются на войну, поклоняются чему-то, женятся, голосуют, т. е. все, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют друг с другом. Если кратко, социологию можно определить как научное изучение социальных отношений между более или менее широкими общностями людей (классами, народностями, коллективами и т. д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей. В зависимости от своеобразия субъектов этих отношений социальные отношения подразделяются: на социально-групповые, социально-демографические, социально-территориальные, социально-этнические, социально-профессиональные, межличностные и др. Таким образом, в центре социальной жизни находятся действия и взаимодействия людей и их объединений, а социология выступает прежде всего как наука о поведении людей в среде себе подобных. Она изучает человеческое общество и поведение людей в социальных обстоятельствах, позволяет более отчетливо видеть и объяснять те социальные силы, которые влияют на нашу жизнь. Понятие «социальное», подчеркивающее фактор взаимодействия людей, его влияние на их мысли и поведение в качестве базовой характеристики социальной жизни, является ключевым в определении социологами предмета социологии. Необходимо проводить различие между социальными и социологическими проблемами. Первые ориентированы на решение практических задач, прежде всего теми, кто наделен властью; вторые носят теоретический, методологический характер, нацелены на осмысление того, что происходит в рамках социального взаимодействия, как действует система в целом, каковы исходные предпосылки ее существования и за счет каких средств поддерживается ее единство. Даже если социолог занимается решением конкретной социальной проблемы, он стремится понять социальную ситуацию в целом, ценности и способы действия всех участвующих в ней сторон. Умение видеть любую ситуацию как бы со стороны, отстраненно, беспристрастно является отличительной чертой социологического сознания. При изучении общества социологи используют пять основных подходов: 1. Демографический. Демография – изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. 2. Психологический. Он объясняет поведение людей с точки зрения его значимости для индивидов как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Социальные психологи исследуют такие проблемы, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками и другие. 3. Коллективистический. Этот подход применяется при изучении двух или более людей, образующих группу или организацию (семью, трудовые коллективы, партии и т. п.). Он важен при изучении коллективного поведения – действия толпы, реакции аудитории, общественных движений. 4. Данный подход выявляет взаимоотношения. Общественная жизнь рассматривается не через определенных, участвующих в ней людей, а через взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, которое ожидают от человека, когда он занимает определенную позицию в группе. Определив роли внутри группы, мы можем выявить отношения между членами группы и, следовательно, проанализировать ее структуру. 5. Культурологический. Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила и общественные ценности. При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия группы. Социологи применяют эти пять подходов, ставя перед собой две основные цели: анализ данных, полученных в результате исследования; поиск лучшего, наиболее научного объяснения сходства и различия этих данных. В процессе анализа данных социологи изучают причины стабильности и перемен в человеческом обществе. И функционализма Одним из главных вопросов социологии является вопрос: как возможно общество в форме устойчивой целостности? При ответе на него выделяют различные подходы. Детерминистский подход наиболее ярко выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, солитической, идеологической. Каждую подсистему, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главную роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что согласно марксизму, каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Они находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указано на независимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической, в основе которой лежит материальное производство. Однако марксизм не стремится свести все общественные отношения к экономической обусловленности. Экономическая система является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие носит диалектический характер. В результате такого подхода общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в постоянном развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений. Марксизм также является сторонником функционального подхода. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения были разработаны английским социологом Спенсером и развиты американскими социологами Радклиф-Брауном, Мертоном, Парсонсом. Представители функционального подхода полагают, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически, благодаря процессу саморегуляции (подобно биологическим организмам), когда различные его части (экономика, государство, семья, школа и т. д.) выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции. Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т. д.) с частями организма, каждая из которых влияет на функционирование целого. Подобно живым организмам общество развивается от простого к сложному: одну часть нельзя заменить другой; все части взаимозаменяемы. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать во имя целого, а в противном случае общество развалится. В ходе этого процесса оно постоянно должно приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом естественный отбор происходит и в человеческом обществе. Основные принципы «общества» по Спенсеру: 1. Общество рассматривается как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, религиозной и т. д. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. 3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. 4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, другим частям приходится восполнять нарушенные функции (чем больше – тем труднее). 5. Большое значение придается социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы. По мнению Спенсера, социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». Первый создает государство, второй – церковь. Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в ней системой ценностей. Исходным понятием парсоновской макротеории общества выступает социальное действие. Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролем над нею. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействия дезинтеграции системы. Латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами. Функция интеграции общества реализуется социальной системой, целедостижение – системой, которую Парсон обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом. Под социальной системой, согласно парсоновской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализация – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер. Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры – совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три других подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческого организма выступают в качестве окружающей среды. Подсистемами социальной системы, в свою очередь, выступают экономическая система, политическая система, система сициетальной общности и система социализации. Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помощи последнего – организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: институционализация, санкции, структуры, обеспечивающие сохранение ценностей, насилие и принуждение. Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.244.92 (0.014 с.) |