Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общество с позиции социального детерминизмаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И функционализма Одним из главных вопросов социологии является вопрос: как возможно общество в форме устойчивой целостности? При ответе на него выделяют различные подходы. Детерминистский подход наиболее ярко выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, солитической, идеологической. Каждую подсистему, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социентальными. Во взаимоотношениях между этими системами главную роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что согласно марксизму, каждая из этих систем существует не сама по себе, а находится в причинно-следственной зависимости от других систем. Они находятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указано на независимость и обусловленность всех систем от особенностей экономической, в основе которой лежит материальное производство. Однако марксизм не стремится свести все общественные отношения к экономической обусловленности. Экономическая система является лишь главной причиной, она лишь в конечном счете определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает воздействие на предыдущие. Взаимное воздействие носит диалектический характер. В результате такого подхода общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в постоянном развитии организм, в изучении которого ведущую роль играет анализ производственных отношений. Марксизм также является сторонником функционального подхода. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американской социологии. Основные положения были разработаны английским социологом Спенсером и развиты американскими социологами Радклиф-Брауном, Мертоном, Парсонсом. Представители функционального подхода полагают, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически, благодаря процессу саморегуляции (подобно биологическим организмам), когда различные его части (экономика, государство, семья, школа и т. д.) выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции. Спенсер сравнивал общество с биологическими организмами, а отдельные части общества (образование, государство и т. д.) с частями организма, каждая из которых влияет на функционирование целого. Подобно живым организмам общество развивается от простого к сложному: одну часть нельзя заменить другой; все части взаимозаменяемы. В результате части общества становятся взаимозависимыми. Все они должны функционировать во имя целого, а в противном случае общество развалится. В ходе этого процесса оно постоянно должно приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Дольше выживают наиболее приспособленные. Таким образом естественный отбор происходит и в человеческом обществе. Основные принципы «общества» по Спенсеру: 1. Общество рассматривается как целостный единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, религиозной и т. д. 2. Каждая часть может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции. 3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода. 4. Поскольку каждая из частей выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой части, другим частям приходится восполнять нарушенные функции (чем больше – тем труднее). 5. Большое значение придается социальному контролю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность потому, что она содержит в себе элементы контроля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы. По мнению Спенсера, социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». Первый создает государство, второй – церковь. Главным условием сохранения общественной целостности является согласие большинства общества с принятой в ней системой ценностей. Исходным понятием парсоновской макротеории общества выступает социальное действие. Совокупность устойчивых взаимодействий между людьми обозначается Парсонсом как система действий. Как и любая другая открытая система, она должна выполнять ряд функций, наиболее значимыми среди которых выступают адаптация, целедостижение, интеграция и латентность. Адаптация связана с поддержанием равновесия, приспособлением социальной системы к окружающей среде и контролем над нею. Целедостижение означает определение и структурирование целей, а также мобилизацию ресурсов на их достижение. Интеграция предполагает координацию структурных элементов системы, поддержание солидарности и внутреннего порядка, противодействия дезинтеграции системы. Латентность подразумевает воспроизводство культурных образцов, их обновление и передачу последующим поколениям. Перечисленные функции выполняются как всей системой в целом, так и четырьмя соответствующими им подсистемами. Функция интеграции общества реализуется социальной системой, целедостижение – системой, которую Парсон обозначает как личностную. Воспроизводство норм и ценностей общества осуществляется культурной системой, а поддержание равновесия – поведенческим организмом. Под социальной системой, согласно парсоновской модели, понимается система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами. Ее структуру составляют четыре основных компонента: ценности, нормы, коллективы и роли. Важнейшим компонентом социальной системы выступает институционализация – процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями. Эти взаимодействия регулируются определенными нормами и благодаря этому обретают постоянный и предсказуемый характер. Следствием процесса институционализации становится образование социальной структуры – совокупности стандартных отношений носителей ролей. Поэтому социальную систему можно представить и как институционализированный набор ролей. По отношению к социальной системе три других подсистемы социального действия: культурная, личностная и поведенческого организма выступают в качестве окружающей среды. Подсистемами социальной системы, в свою очередь, выступают экономическая система, политическая система, система сициетальной общности и система социализации. Стабильность социальной системы основывается на детерминированных отношениях между ее частями, в противовес взаимодействиям случайным и непостоянным. Взаимозависимость компонентов системы обеспечивает социальный порядок, который обладает тенденцией к самоподдержанию и выражается в равновесии. В качестве необходимых предпосылок устойчивого воспроизводства системы он называет механизмы социализации и социального контроля. При помощи последнего – организуются социальные роли и уменьшаются отклонения от стандартных образцов взаимодействий. Элементами социального контроля выступают: институционализация, санкции, структуры, обеспечивающие сохранение ценностей, насилие и принуждение. Р. Мертон, критически относясь к теории Парсонса, переработал и создал свою методологию анализа социальной системы. Разрабатывая альтернативную форму функционального анализа, американский социолог подверг критике три традиционных постулата функционализма. Во-первых, постулат о функциональном единстве общества. Мертон выдвинул положение, согласно которому степень интеграции системы – величина непостоянная и может варьироваться в различных обществах. Во-вторых, постулат об универсальности функционализма, или о функциональной полезности всех существующих форм и структур. В противоположность этому утверждению он считает, что элементы системы, наряду с функциями, могут выполнять и дисфункции (отрицательные функции) либо быть нефункциональными. Функции могут быть как позитивными, так и негативными; как явными, так и латентными. Различия между явными и латентными функциями Мертон усматривает в степени их известности и предсказуемости. Наибольший интерес социолога вызывают функции последнего типа. В-третьих, постулат о необходимости, согласно которому функции удовлетворяют базовые потребности системы, а каждая структура выполняет вполне определенную функцию и в силу этого незаменима. Мертон возражал против жесткой связи структур и функций. Он сформулировал другую трактовку: во-первых, структура может выполнять несколько функций, во-вторых, одни и те же структуры в различных системах могут выполнять различные функции, в-третьих, различные структуры в различных системах могут обслуживать схожие функции. Три главных недостатка функционализма: 1. Внеисторический подход к изучению общества. Оно рассматривается статично, вне динамики развития. 2. Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую ориентацию на стабильность, в то время как в современном обществе масса конфликтов. 3. Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное. Итак, слово «общество» имеет много различных значений. Многие ученые пытаются определить условия, при которых социальное объединение становится обществом, дать определение общества. Основная задача системного подхода в исследовании общества – объединить различные значения об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.
Вопросы для самоконтроля 1. Как социология трактует понятие «общество»? 2. Каковы основные принципы системного подхода к обществу? 3. В чем суть детерминистского подхода? 4. Как объясняли общество сторонники функционального подхода? 5. Назовите исходные понятия парсоновской теории общества? 6. Чем отличается теория общества Р. Мертона от теории общества Парсонса?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.007 с.) |