Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение понятия «общество»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Раскрывая газеты, включая телевизор или радио, мы постоянно слышим рассуждения об «интересах общества», «перспективах общества», «кризисе общества» и т. д. При этом никому не приходится заглядывать в справочную литературу, чтобы выяснить смысл понятия «общество». Большинству людей оно представляется самоочевидным и понятным. Беда, однако, в том, что именно «очевидные» понятия, как правило, с трудом поддаются определению и разъяснению. У слова «общество» много значений. Когда мы говорим о «профессиональном обществе», то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, которые создают организацию на основе общих интересов; «о высшем обществе» – стихийно организованную группу представителей определенного слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. Понятие приобретает совершенно особое значение, когда мы говорим об «американском обществе», имеющем определенные географические границы, законодательную систему и некое национальное единство. Как социология трактует понятие «общество»? Дюркгейм рассматривал общество как индивидуальную реальность, основанную на коллективных представлениях. Вебер определял общество как взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других людей действий. Парсонс считал, что общество – система отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. Маркс полагал, что общество – исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Анализируя общество, Марш пытался определить условия, при которых социальные объединения можно считать обществом: 1. Постоянная территория. 2. Пополнение общества главным образом благодаря деторождению, иммиграция тоже играет некоторую роль в этом. 3. Развитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни. 4. Политическая независимость – общество не является элементом какой-то другой системы (колониальные общества нельзя считать таковыми). Сам Марш отмечает, что такое определение является спорным. Что значит критерий развитая культура? Можно утверждать, что страны, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп (США, Индия, Югославия), в действительности не имеют общих ценностей и идеалов, воспринятых всем наследием, а являются лишь совокупностью элементов, связанных воедино политической и законодательной властью. А что понимается под политической независимостью? Например, Канада и Бразилия считаются политически независимыми от США, но поскольку для развития их экономики необходимы значительные инвестиции, поступающие в основном из Америки, в действительности они не являются независимыми. Другие социологи (Аберм, Коэн, Парсонс) считают, что определяющей характеристикой общества является «самообеспеченность». Однако самообеспеченное общество необязательно само производит все товары и услуги. Многие общества (Япония, Великобритания, Норвегия) в большей мере зависят от внешней торговли. Однако каждое государство должно обладать валютой, необходимой для оплаты импорта. Таким образом, говоря о «самообеспеченном» обществе, мы имеем в виду сохранение его платежеспособности и возможности оплачивать долги. Ленски выделял шесть основных элементов, необходимых для существования общества: · общение между его членами; · производство товаров и услуг; · распределение; · защита членов общества; · замена выбывающих членов общества; · контроль их поведения. Очевидно, что во всех этих определениях выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная его задача в исследовании общества состоит в объединении различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества. Рассмотрим основные принципы системного подхода к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целое единство. Внутреннюю природу, содержание всякой системы, материальную основу ее организации определяют состав, набор элементов. Социальная система – это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Они носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя от поколения к поколению. Социальная связь – это набор фактов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Их установление диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действия людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия отношений, контроля, институциональные и т. д. Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения – относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. · Первым, основным признаком системы является ее качественная определенность, способность быть автономной, отличной от других явлений. · Второй – гетерогенность ее строения. Это означает, что система есть объект, выделенный относительно среды своего существования и в то же время состоящий из некоторого множества автономных, так же выделенных друг из друга частей. Но далеко не всякое «сложносоставное» явление является системой (свалка). Система – это целое, которое больше суммы образующих его частей и не сводится к этой сумме. Она состоит из взаимосвязанных частей (изменение сердечной деятельности сказывается на состоянии всех прочих частей человеческого организма). Всем этим признакам отвечает человеческое общество. Оно включает в себя множество явлений, качественно отличных друг от друга, и в то же время обладает законами, не сводящимися к сумме отдельно взятых законов экономической, политической, правовой или эстетической жизни. Это означает, что механическое сложение сведений, известных обществознанию, не дает нам достаточных знаний об обществе. Если мы хотим понять совместную жизнь людей во всей ее реальной сложности, нам следует рассмотреть ее как системное целое, слагающееся из определенных частей, но не сводимое к ним. Рассматривая общество, необходимо, во-первых, ответить на вопрос: из каких «комплектующих» оно складывается? Люди издавна понимали, что общественная жизнь членится на отдельные, отличные друг от друга области (управление, государство, торговля, сельское хозяйство и др.). Задача – систематизировать и обобщить эти представления. Однако только структурным рассмотрением общества ограничиться нельзя, необходим еще и функциональный анализ. Если структурный анализ устанавливает «вчерне» различие между экономикой, политикой, религией, моралью и т. д., то функциональный анализ дает ответы на вопросы: существует ли в обществе реальная связь между религиозностью населения и состоянием общественной нравственности? Действительно ли политику надо рассматривать как «концентрированное выражение экономики»? Общество относится к числу саморазвивающихся систем, которые, сохраняя свою качественную определенность, способны самым существенным образом менять ее состояние. Сравнив Японию XVI в. и Японию XX в., можно вообразить, что мы побывали на разных планетах, столь колоссальны различия, и тем не менее речь идет об одной стране, одном и том же народе. Способность общества к историческому развитию ставит перед социологией множество проблем. Так, именно она должна обнаружить явления общественной жизни, от которых исходят импульсы к ее изменению, понять, кто и при каких условиях осуществляет эти изменения, какова роль и возможности отдельных личностей в развитии общества и т. п. Итак, изучая общество как целостное образование, социология рассматривает его в трех взаимосвязанных аспектах: структурном, функциональном, динамическом. К этому надо добавить, что социологическое изучение общества осуществляется также на трех взаимосвязанных уровнях: общесоциологическом, конкретно-социологическом, историко-типологическом. Теперь мы можем подойти к рассмотрению некоторых вопросов строения, функционирования и развития общества. Однако предварительно мы должны определить смысл термина «общество», который используется наукой в двух взаимосвязанных, но не совпадающих значениях – широком и узком. В первом из них об обществе говорят тогда, когда хотят отличить совместную жизнь людей, мир социальных явлений от мира живой или неживой природы. Анализируя общество в этом направлении, нужно ответить на вопросы: существует ли принципиальное отличие между устройством человеческого общества и природных систем, что именно отличает совместную жизнь людей от жизни муравьев, волков или обезьян и многие др. В своем узком понимании общество сопоставляется уже не с царством природы, а с миром человеческой истории. Мы уверенно называем польское, японское или французское общество и в то же время понимаем, что спортивный клуб, кружок любителей хорового пения и т. п., хотя и называются обществами, представляют собой несамостоятельную часть «полноценных» человеческих обществ. Характеризуя человеческое общество с точки зрения способа его существования, мы можем определить его как часть мира, созданную совместно действующими, сознательно преобразующими его людьми. Именно деятельность как способ существования общества позволяет нам установить его границы, провести различие между природными и общественными явлениями. Говоря об обществе, социологи имеют в виду исторически сложившиеся коллективы людей, которые участвуют в человеческой истории в качестве относительно автономных социальных образований, обладающих целостной и относительно самостоятельной исторической жизнью. В учебниках «Социология» понятие «общество» часто трактуется как синоним понятий «народ», «страна» или «государство». Безусловно, все эти понятия тесно связаны, но между ними есть различия. Зададимся вопросом: включаются ли в современное французское общество люди, не являющиеся этническими французами, например русские, имеющие французское гражданство и постоянно живущие во Франции? Положительный ответ на этот вопрос указывает на несомненное различие между французским этносом и французским обществом, этнокультурой и социальной принадлежностью людей. Часто единое общество складывается как добровольное федеративное или конфедеративное объединение различных национальностей. Это означает, что социологическое понятие общества шире этнографических категорий, обозначающих ту или иную форму национальной принадлежности. С другой стороны, понятие общества далеко не всегда совпадает с понятием «страна» или «государство», если понимать их как единое политико-административное образование с общей системой управления, государственными границами и т. д. Мы знаем, что в период колониального владычества Великобритания представляла собой подобное имперское устройство, и тем не менее англичане, индийцы, пакистанцы и прочие народы, жившие в государстве, закрашенном на карте одним цветом, никогда не составляли единого в социологическом смысле общества. Политическая интеграция – тем более основанная на насилии, завоевании – сама по себе не способна создать такую устойчивую социальную систему, как общество. Об этом свидетельствует неизбежный развал всех известных истории империй, сплоченных только силой оружия. Отметим, наконец, что общество отличается от государства и в том случае, если мы понимаем государство уже не как страну, а как важнейший политический институт, включающий в себя различные правительственные органы, армию, полицию, суд и пр., призванный обеспечивать политическую и административную целостность общества, координировать различные сферы его жизни. Очевидно, что так понимаемое государство представляет собой всего лишь часть целостного общества. Однако это было открыто лишь в новое время, когда стали отличать государство от так называемого «гражданского общества», под которым стали понимать совокупность неполитических социальных групп (классов, сословий, семей и пр.), интересы которых пытается тем или иным образом координировать, соподчинить государство. Что же такое общество с социологической точки зрения? Отвечая на этот вопрос, многие социологи характеризуют общество не как особый человеческий коллектив, социальную группу людей, а как систему взаимосвязанных форм деятельности, включающую в себя социальные группы в качестве внутреннего организационного момента. Итак, общество складывается из множества индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать общество как простую сумму индивидов, связей и т. д. Сторонники системного подхода отвечают «нет». С их точки зрения, общество – это не суммарная, а целостная система. Это означает, что на уровне общества индивидуального действия, связи и отношения образуют новое качество, системное (это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как просто сумму элементов). Общественные взаимодействия и отношения носят надиндивидуальный, надличностный характер, т. е. общество – это самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает определенную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные, включающие в себя координацию и субординацию элементов. Координация – определенная согласованность элементов, особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация – подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе. В результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элементов в отдельности. Социальная система приобретает самостоятельность по отношению к составляющим ее элементам, относительно самостоятельный способ своего развития.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.74.138 (0.01 с.) |