Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции современных партий.

Поиск

Ответы к экзамену по Политологии

1. Современное представление о политике. Объекты, субъекты и основное содержание политики.

ü Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного разрешения политических проблем.

Мыслители прошлого определяли политику по-разному:

- как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.)

- как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли);

- как лидерство государственного аппарата (Макс Вебер),

- как борьбу классовых интересов (Карл Маркс).

Современные политологи дают определение:

Политика – это важнейший регулятор как внутри страны, так и на мировой арене.
Подходы к пониманию политики:

1) Консенсусный

- политическое сотрудничество

- постепенное изживание конфликтов

- публичные акты направлены на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы

- идея всеобщего блага

2) Конфронтационный (Карл Шмитт)

- Политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми.

- Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

Политика - это многоплановое социальное явление.

- это инструмент сознательного саморегулирования общества.

Политика (в широком смысле) – это социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

Субъекты политики:

· индивиды,

· социальные группы,

· слои, организации,

· массы,

· общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Объекты политики:

- общественные явления, процессы,

- ситуации \ факты

- общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики.

ü Объектно-субъектная взаимосвязь в сфере политической жизни представляет собой органическое единство - сами субъекты политики и есть ее объекты.

В зависимости от вида организации различают:

I. государственную политику,

II. военную политику,

III. политику партии,

IV. техническую политику (для производственных организаций)

В зависимости от направления деятельности организации различают:

1) внутреннюю политику

2) внешнюю политику

3) социальную политику

Политология – это совокупность научных отраслей о политике.

 

Партии, политические движения и группы в Федеральном собрании России (оценка политических сил)

1. Начать с предыдущего ответа про партии.

ü Россия имеет многопартийную систему.

ü Сейчас 4 партии занимают места в парламенте, Государственной думе, при этом есть одна доминирующая партия — Единая Россия.

ü Ранее в России было всего 7 партий; законодательство было изменено - число зарегистрированных партий увеличилось до более чем 35.

 

 

Действующее законодательство:

Ø Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

Ø В процессе создания находятся ещё более 200 партий. Полный список действующих организационных комитетов партий находится на сайте Минюста и постоянно обновляется.

 

Текущие парламентские партии

*Партии, представленные в действующей Государственной думе шестого созыва по итогам выборов 2011 года.

Название Сокр. Идеология Лидер Депутаты
  Единая Россия ЕР «российский консерватизм», прагматизм, центризм Дмитрий Медведев, Владимир Путин  
  Коммунистическая партия Российской Федерации КПРФ коммунизм, марксизм-ленинизм, патриотизм Геннадий Зюганов  
  Справедливая Россия СР социал-демократия, демократический социализм Николай Левичев, Сергей Миронов  
  Либерально-демократическая партия России ЛДПР русский национализм, панславизм, неоимпериализм Владимир Жириновский  

**Для принятия закона достаточно более 50 % голосов (225 депутатов), для принятия ФКЗ — 2/3 голосов.

Общественные организации

ü К ним относятся профсоюзы, научные, научно-технические, культурно-просветительные, спортивные и др. общества и ассоциации.

ü Профсоюзы. Они заняты вопросами, которые касаются самых различных сторон жизни: экономической, социальной, культурной и направлены на улучшение труда, быта, отдыха людей. Но главное значение для них имеет защита прав и интересов работников, привлечение их к управлению производственными и общественными делами.

Вывод: - возникновение и функционирование новых общественных организаций, преобразование старых - это залог мобильности, жизненности и эффективности любого общества.


4. Политические институты и политические силы. И их состояние в современной России.

Политическая система — это организованная совокупность отношений политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Политическая сила – это совокупность доктрин, идей, групп, партий и движений, осуществляющих влияние на власть или принимающих участие в её реализации.

o Связующее звено между государством и гражданским обществом.

Политический институт – это комплекс правил и норм, существующих для оптимизации политических отношений в конкретных сферах полит. жизни.

§ В частности, государство и его структуры: избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации.

§ Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают.

Государство является наиболее значимым институтом политической системы - обладает максимальной концентрацией ресурсов власти в его руках.

Государство – это особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

В узком смысле, государство – это комплекс властных институтов, созданных для осуществления полит. власти (президент, парламент, прав-во, судеб. система)

Функции государства: - все сферы жизни общества. Правовая, защитная, политическая, социальная функции – присущи по определению. Экономическая, образовательная, культурно-воспитательная, духовная - постепенно проявляются на пути к Гражданскому обществу.

Формы правления: 1. монархия (абсолютная и конституционная); 2. республика (парламентская и президентская).

Формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство и конфедерацию.

Политические режимы: деспотический, тиранический, тоталитарный, авторитарный, демократический.

Правовое государство. К этому типу государства ныне стремятся все общества, все страны.

Признаки:

1) Верховенство закона, который устанавливает права и обязанности участников общественных отношений.

В законах защищаются требования равенства и справедливости, защищаются нравственные ценности общества.

2) Гарантии прав личности, возможности ее свободного развития.

Они обеспечиваются запретом для государства вмешательства в дела гражданского общества.

3) Взаимная ответственность государства и личности. Она является взаимной благодаря равной ответственности перед законом.

4) Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Ø Россия также стремиться следовать принципам правового государства, но она пока только на пути его развития.

 

Признаки власти:

1. Объективность. Власть – необходимое условие существования любого общества.

2. Сознательно – волевой характер. Отношения власти возникают между людьми, наделёнными сознанием и волей, обладающими внутренней свободой.

3. Целенаправленный характер.
4. Последовательный характер (решение – организация – контроль – коррекция)

5. Добровольно-принудительный характер (не только авторитет, но и средства принуждения)

Государственная власть – это высшая форма политической власти, которая опирается на специальный управленческо-властный аппарат, владеет монопольным правом на издание законов, других распоряжений и актов, обязательных для всего населения.

Характерные черты гос. власти:

- функционирует по политико-территориальному принципу (не признает никаких родовых отличий, а закрепляет население за определенной географической территорией);

- суверенная, то есть верховная, самостоятельная, полная и неделимая в пределах государственных границ и независимая и равноправная во внешних отношениях.
Политическая власть – это способность и возможность осуществлять определяющее влияние на деятельность, поведение людей и их объединений с помощью воли, авторитета, права, насилия; организационно-управленческий и регулятивно-контрольный механизм осуществления политики.

Субъект полит. власти – это источник политической деятельности, направленной на объект.

Объект полит. власти - это явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики.

§ Классы, социальные группы, этнические сообщества, отдельные граждане, общественно-политические организации – это субъекты политической власти, а отношения между ними - это объекты властного влияния.

Основные формы политической власти:
- господство;
- политическое руководство;
- управление.
Господство - это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим.
Политическое руководство и управление – это принятие стратегических и тактических решений к объектам власти, через организацию, регуляцию и контроль их развития.

§ Политическая власть воплощается через механизм властных отношений.

Формы политической власти:

1. монархия - единовластное (абсолютное или с конституционным ограничением) наследственное правление одного лица (монарха);

2. тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;

3. аристократия - власть лучших, то есть верхушечной, знатной, привилегированной группы;

4. олигархия - власть немногих богатых;

5. теократия - власть церкви;

6. охлократия - власть толпы, которая опирается не на законы, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто поддается влиятельные демагогов, становится деспотической и действует тиранически;

7. демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Легитимное отношение к правовым нормам страны - это представление о сущности власти, при котором правовые нормы имеют демократическое содержание и вытекают из суверенитета народа как абсолютного первоисточника закона.
Легитимность – это форма поддержки, оправдания правомерности применения власти и осуществления правления государством или отдельными его структурами и институтами.
Легитимность не является синонимом законности, поскольку политическая власть не всегда опирается на права и законы, но всегда пользуется определенной поддержкой населения.
Источники легитимности (субъекты):
- население;
- правительство;
- внешнеполитические структуры.
Кризис легитимности – это снижение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом, которое влияет на качественные смены их ролей и функций.

Следовательно, политическая власть, ее механизм должны:

1) обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы;

2) утверждать право как стержень общественных отношений и самим уметь подчиняться праву;

3) выполнять функции перестройки государства (хозяйственные, культурные, социальные и др.).

 

Личность и политика.

Понятие личность многозначно. Но наиболее «политологично» понимание личности – это социальный индивид, с совокупностью социально значимых черт.

Личность в политике – это субъект осознанной, целесообразной деятельности, выражающий и реализующий интересы политических сил в единстве с собственными интересами.

ü В системе общественных отношений личность играет социальную роль.

ü Процесс приобщения человека в социальные общности происходит посредством усвоения им культуры, социальных норм и ценностей - социализацией личности.

ü Политическая социализация - это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентации, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.

· Полит. социализация способствует поддержанию стабильности политической системы.

· Формирует навыки политического участия.

Функции полит. социализации:

1) определяет политические цели и ценности;

2) формирует представления о способах политического поведения, об уместности тех или иных действий;

3) определяет отношение индивида к политической системе;

4) формирует убеждения и отношения, являющиеся “кодом” политической жизни.

Политическая роль личности – это политическая функция, образ политического поведения.

Классификация (в зависимости от вовлеченности в полит. процесс):

1. рядовой гражданин - не оказывает никакого влияния на политику;

2. гражданин, являющийся членом политического объединения;

3. гражданин, состоящий в выборных органах или являющийся активным членом политической организации;

4. общественный политический деятель.

5. профессиональный политик \ политический лидер.

v Среди всех субъектов политики исходным, первичным субъектом выступает личность. Однако и сама политика в свою очередь творит личность. Личность - одновременно и субъект и объект политики.

v Степень активности и пассивности в политике может быть самой разной — от яростной борьбы за утверждение или уничтожение существующего строя до полной апатии и «бегства от политики».

v Даже сильная личность становится субъектом политики, формируя вокруг себя команду, то есть группу единомышленников.

Типы лидеров:

I. По Веберу (зависимость от способа легитимации власти):

1. Традиционное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству.

2. Харизматическое. Основано на вере в исключительные, выдающиеся

качества вождя.

3. Рационально-легальное характеризуется верой в правомерность порядка

избрания лидера. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

II. Маргарет Херманн (собирательные образы лидеров):

§ Знаменосец - характеризуется привлекательностью, собственным видением действительности, способностью увлечь массы.

§ Служитель - является выразителем интересов своих последователей. В своей деятельности он ориентируется преимущественно на их мнение.

§ Торговец - характеризуется умением привлекательно преподнести свою программу избирателям, «продать» её.

§ Пожарный -отличается способностью быстро решать возникающие перед обществом сложные проблемы.

Неоконсерватизм

-возник в 1970-е гг. на Западе.

o Приставку «нео» консерватизм получил в результате обновления после довольно долгого перерыва, когда он потерял популярность.

o Неоконсерваторами были Р. Рейган, М. Тэтчер, Дж. Буш-ст., Дж. Буш-мл. и др.

o Чтобы сохранить ценности свободы и демократии в современном мире, надо иметь серьезный противовес в лице сильного государства, способного противостоять партикуляризму отдельных социальных групп. Такое государство призвано обеспечивать сохранение традиционных ценностей, поддержку семьи, религии, образования, культуры.

Принципы неоконсерватизма:

- («Трудный консерватизм» - 1975г. политолог Г.К. Кальтенбруннер)

1. Преемственность (верность традициям, создание материальных и духовных условий сохранения духовного наследия и идентичности общества).

2. Стабильность (важнейшее условие сохранения ценностей в обществе все более нарастающих революционных изменений).

3. Порядок (гарант стабильности и преемственности, обеспечивающийся такими общественными институтами как семья, профессия, право, государство).

4. Государственный авторитет (сила, способная противостоять разрушительному влиянию групповых интересов и проводящая единую политическую линию).

5. Свобода (возможность индивидуальной и общественной инициативы — в рамках «авторитета и порядка».

6. Пессимизм (недоверие к планам строительства рая на земле, неверие в абсолютную справедливость и гармонию: «определенная доля пессимизма предохранит от иллюзии о счастье для всех, о достижении такого счастья путем реформ»).

Ответы к экзамену по Политологии

1. Современное представление о политике. Объекты, субъекты и основное содержание политики.

ü Особенно возрастает роль и значение политики в критические эпохи. В переходных, быстро меняющихся и противоречивых процессах современной российской общественной жизни резко возрастает потребность обоснованного разрешения политических проблем.

Мыслители прошлого определяли политику по-разному:

- как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.)

- как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли);

- как лидерство государственного аппарата (Макс Вебер),

- как борьбу классовых интересов (Карл Маркс).

Современные политологи дают определение:

Политика – это важнейший регулятор как внутри страны, так и на мировой арене.
Подходы к пониманию политики:

1) Консенсусный

- политическое сотрудничество

- постепенное изживание конфликтов

- публичные акты направлены на взаимное понимание и совместное действие ради достижения свободы

- идея всеобщего блага

2) Конфронтационный (Карл Шмитт)

- Политическое взаимодействие возникает в результате достижения определенной интенсивности противоположностей в отношениях между людьми.

- Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».

Политика - это многоплановое социальное явление.

- это инструмент сознательного саморегулирования общества.

Политика (в широком смысле) – это социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в государственно организованном обществе (внутренняя политика) и мировом сообществе (внешняя политика, мировая политика).

Субъекты политики:

· индивиды,

· социальные группы,

· слои, организации,

· массы,

· общество участвующие в процессе реализации государственной власти.

Объекты политики:

- общественные явления, процессы,

- ситуации \ факты

- общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики.

ü Объектно-субъектная взаимосвязь в сфере политической жизни представляет собой органическое единство - сами субъекты политики и есть ее объекты.

В зависимости от вида организации различают:

I. государственную политику,

II. военную политику,

III. политику партии,

IV. техническую политику (для производственных организаций)

В зависимости от направления деятельности организации различают:

1) внутреннюю политику

2) внешнюю политику

3) социальную политику

Политология – это совокупность научных отраслей о политике.

 

Сущность и функции современных партий.

· Партии являются неотъемлемой частью современного демократического общества.

· Первоначально партии активно действовали только в период избирательных компаний, они не имели постоянно действующих местных организаций.

· Зародились в Европе.

· Партии, как правило, неоднородны и имеют внутри себя фракции.

Фракции – это группы, выдвигающие программы, несколько отличные от общей программы партии.

· Политика партий вырабатывается в ходе внутрипартийной борьбы между различными фракциями.

· В программах политических партий обычно подчеркивается их намерение служить интересам определенных социальных групп или больших групп всей страны.

Партия — организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения по определенным целям для участия в органах власти или для ориентации властей на достижение своих требований.

В политической системе, как правило, действуют несколько партий, что связано с противоречиями между классами и социальными слоями, борьбой за преимущества в осуществлении собственной

политики.

Политический курс партии – совокупность целей, средств их достижения, приоритетности и вариантов решения политических проблем.

Политическая сила – количество людей, совместно действующих для достижения общей полит. цели.
Функции политической партии:
1. Представительство социальных интересов классов, социальных групп и слоев.;
2. Выработка программных установок, политической социально-экономической и политической стратегии партии;
3. Формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;
4. Участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;
5. Подготовка и выдвижение кадров.

Типы партий:

1. По классовой сущности:
1.буржуазные;

2. Мелкобуржуазные;

3. Помещичьи;

4. Крестьянские;

5.Рабочие.

2. По идейно-политической ориентации:

· коммунистические,

· социал-демократические,

· либеральные,

· консервативные партии

· партии, опирающиеся на различные религиозные и национальные доктрины.

3. По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач:

1. Революционные партии - стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества.
2. Реформистские - стремящиеся к улучшению общественной жизни без структурных принципиальных изменений.
3. Консервативные - отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм общественной жизни.
4. Реакционные партии - стремящиеся к восстановлению предшествующих общественных порядков и структур.

4. По месту в системе государственной власти:

§ правящие

§ оппозиционные

5. По условию деятельности:

- легальные,

- полулегальные

- нелегальные.

6. По характеру деятельности:
1. Парламентская партия - борьбу за власть связывает главным образом с выборами в представительные учреждения.
2. Авангардная партия - не ограничивает свою деятельность борьбой за депутатские мандаты.

Она осуществляет широкую внепарламентскую деятельность, большое внимание уделяет идеологической и воспитательной работе, формируется на мировоззренческой основе.

Партийная система – это институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между политическими партиями и государством, а с другой - взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами.
Виды партийных систем:
• Партии, включающие в себя одну или несколько партий, способных получать абсолютное большинство мест в парламенте (принцип чередования власти)
• Наличие доминирующей партии в парламенте
• Система, которая опирается на коалицию миноритарных партий

 

Партии, политические движения и группы в Федеральном собрании России (оценка политических сил)

1. Начать с предыдущего ответа про партии.

ü Россия имеет многопартийную систему.

ü Сейчас 4 партии занимают места в парламенте, Государственной думе, при этом есть одна доминирующая партия — Единая Россия.

ü Ранее в России было всего 7 партий; законодательство было изменено - число зарегистрированных партий увеличилось до более чем 35.

 

 

Действующее законодательство:

Ø Политическая партия - общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления»

Ø В процессе создания находятся ещё более 200 партий. Полный список действующих организационных комитетов партий находится на сайте Минюста и постоянно обновляется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.129.141 (0.012 с.)