Износы и повреждения
| Последовательность выполнения работ
|
Ремонт активной стали статора и ротора
|
Коррозия, следы задевания ротора (якоря) за активную сталь статора.
| Зачистить покрытые коррозией участки активной стали статора и ротора шлифовальной шкуркой до устранения следов коррозии и продуть сжатым воздухом от компрессора. Зачищенные места покрыть лаком БТ-99 и просушить на воздухе в течение 3-4 ч
|
Вмятины на поверхности пакета активной стали
| Разъединить листы активной стали ножом или остро заточенной отверткой. Осмотреть место правки листов и убедиться в отсутствии их замыкания. Покрыть место правки лаком БТ-99 и просушить на воздухе в течение 3-4 ч
|
Ремонт станины статора
|
Забоины на резьбе в отверстиях под болты и винты
| Резьбу прокалибровать метчиком
|
Забоины и заусенцы на посадочных местах под подшипниковые щиты
| Зачистить выступающий над поверхностью посадочного места металл и заусенцы шабером или напильником с мелкой насечкой
|
Ремонт ротора
|
Износ, трещины или повреждения, коррозия на телах качения, беговых дорожках и сепараторе подшипников
| Снять с вала с помощью съемника подлежащий замене подшипник. Очистить новый подшипник от консервационной смазки в моечной ванне. Следует заметить, что у подшипников типа 180000 (закрытых), применяемых в электродвигателях серии 4А, консервационную смазку удаляют обтирочным материалом, смоченным в ацетоне. Установить на вал внутреннюю крышку подшипника, смазать посадочное место на валу машинным или дизельным маслом и молотком с наставкой напрессовать подшипник на вал ротора. Перед напрессовкой подшипник нагреть, заполнить полость подшипника смазкой и заложить оставшуюся смазку в камеры подшипников. Полости подшипников электродвигателей серии 4А с высотами вращения 112-280 мм заполняют смазкой ЛДС-2, серии 4А с высотами вращения 56-100 мм - смазкой ЦИАТИМ-221, а остальных электродвигателей - смазкой 1-13
|
Шероховатости, пятна от подгорания, мелкие царапины на поверхности контактных колец
| Устранить дефект при собранном электродвигателе и снятой крышке щеточного устройства, для чего провести следующие операции. Включить электродвигатель в сеть. Со стороны, противоположной щеточному устройству, приложить поочередно к каждому контактному кольцу изолированную планку с закрепленной на ней шлифовальной шкуркой и шлифовать поверхность колец до исчезновения следов пятен и мелких царапин и получения чистоты не ниже 8-го класса
|
Износ, наличие канавок, биение | поверхности контактных колец
| Прошлифовать поверхность контактных колец на токарном станке при помощи суппортно-шлифовального приспособления или деревянной колодки, под которую положена шлифовальная шкурка. Биение проточенных и прошлифованных колец в радиальном направлении не должно превышать 0,06 мм, а в осевом -0,1 мм
|
Повреждение изоляции контактных шпилек
| Снять поврежденную изоляцию с контактной шпильки ножом. Обмотать шпильку кабельной или телефонной бумагой до получения размеров шпильки с изоляцией электродвигателя 6-го габарита по ширине 12 и толщине 4 мм, а 7-го и 8-го габаритов -по ширине 16 и толщине 6 мм. При наматывании на шпильку первый и последний слои кабельной или телефонной бумаги смазать клеем БФ-2. Поверхность изоляции шпильки покрыть изоляционным лаком БТ-99 и просушить на воздухе.
|
Перекрытие изоляции между контактными кольцами дугой
| Зачистить место повреждения шлифовальной шкуркой и протереть салфеткой, смоченной ацетоном. Покрыть зачищенную поверхность эмалью ГФ-92-ХС и просушить на воздухе. Допускается покрывать зачищенную поверхность слоем клея БФ-2
|
Ремонт обмотки
|
Незначительные повреждения изоляционного покрытия лобовых частей обмотки статора или фазного ротора
| Тщательно очистить место повреждения волосяной щеткой и обдуть сжатым воздухом. Покрыть место повреждения одним из лаков воздушной сушки (например, БТ-99) и просушить на воздухе в течение 3 ч
|
Обрыв или ослабление бандажей лобовых частей обмотки
| Осторожно снять оборванную или ослабленную часть бандажей с лобовых частей обмотки. Бандажировать с помощью специального шила лобовую часть обмотки стеклянной лентой или стеклочулком через один паз. При бандажировании обмоток с изоляцией класса А допускается применять тафтяную ленту. Покрыть бандажи лаком воздушной сушки (БТ-89 или др.) и просушить на воздухе в течение 3 ч
|
Механические повреждения отдельных участков изоляции выводных проводов
| Изолировать поврежденные участки выводных проводов вполнахлеста тремя слоями изоляционной ленты
|
Трещины или механические повреждения по всей длине выводных проводов обмотки статора
| Снять бандаж с лобовой части обмотки на длине крепления заменяемого выводного провода. Отъединить поврежденный выводной провод от обмотки катушечной группы. Отрезать новый выводной провод марки ПРГ, ПЭГ, РКНМ, ЛПЛФ длиной, равной длине отъединенного провода. Надеть на один конец отрезанного провода линоксиновую трубку длиной 10-15 мм для маркировки вывода. На этом же конце снять изоляцию с провода, зачистить токопроводящую жилу и залудить. При площади сечения провода 6 мм2 и более установить наконечник, обжать и пропаять припоем ПОС 30. При меньшей площади сечения провода залуженную часть скрутить в петлю и пропаять припоем ПОС 30. Зачистить второй конец выводного провода на длине 30-40 мм. Пропустить выводной провод через отверстия в коробке выводов и станины и надеть на него изоляционную трубку длиной 60-70 мм. Зачистить конец провода катушечной группы. Соединить концы выводного провода и провода катушечной группы скруткой длиной не менее 20-25 мм и пропаять скрутки (можно сварить угольным электродом). Отогнуть скрутку к одному из проводников и надеть на нее изоляционную трубку. При отсутствии изоляционной трубки допускается изолировать место соединения изоляционной лентой внахлестку в три слоя. Забандажировать лобовую часть обмотки стеклянной лентой или стеклочулком.
|
Трещины или механические повреждения по всей длине выводных проводов обмотки статора
| Допускается применять при бандажировании обмоток с изоляцией класса А тафтяную ленту. Покрыть бандаж одним из лаков воздушной сушки (БТ-99 или др.) и просушить на воздухе в течение 3 ч. Нанести на линоксиновую трубку обозначение начала или конца фазы (С1, С2, СЗ, С4, С5, С6)
|
Увлажнение изоляции обмоток статора или фазного ротора
| В зависимости от места проведения текущего ремонта электродвигателя применяются определенные способы сушки. При проведении ремонта электродвигателя на пункте (участке) текущего ремонта электрооборудования обычно изоляцию обмоток сушат внешним нагревом в сушильном шкафу, а при проведении текущего ремонта на месте установки -нагревом током, пропускаемым через обмотки. Сушка внешним нагревом (в шкафу) заключается в следующем. Статор или фазный ротор помещают в шкаф и сушат при температуре 80-90 °С в течение 7-10 ч. После 5 ч сушки каждый час измеряют сопротивление изоляции фаз обмоток статора относительно корпуса и между обмотками, а у фазного ротора - сопротивление изоляции обмотки относительно вала. Изоляция считается высушенной, если ее сопротивление при установившейся температуре не изменяется в течение 2-3 ч. Сопротивление изоляции должно быть не менее 4 МОм при температуре 15 °С
|
Ослабление пазовых клиньев в пазах статора
| Выбить молотком с помощью оправки ослабленный пазовый клин. Забить новый пазовый клин. При удалении старых и установке новых пазовых клиньев необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить пазовую изоляцию и изоляцию лобовых частей обмотки. Используемые для замены пазовые клинья из дерева должны быть пропитаны трансформаторным или льняным маслом, нагретым до температуры 100-120 °С в течение 3—4 ч, а затем просушены в вертикальном положении при температуре 100-110 °С в течение 5-6 ч
|
Ремонт щеточного механизма
|
Излом или ослабление пружин щеткодержателя
| Заменить пришедшую в негодность пружину новой. При замене пружины у электродвигателей типа АК и АОК2 4-го и 5-го габаритов поднять конец пружины, упирающийся в торец щетки, вывести в сторону за щеткодержатель и опустить. Вынуть второй конец пружины из паза в оси. Установить новую пружину
|
Пробой или механическое повреждение изоляции пальца щеткодержателя
| Снять поврежденную изоляцию с пальца щеткодержателя. Обмотать палец щеткодержателя кабельной или телефонной бумагой до получения диаметра щеткодержателя вместе с изоляцией 16 ± 0,15 мм для электродвигателей серии АОК2 4-го и 5-го габаритов и 20 ± 0,2 мм - для электродвигателей серии АК. При наматывании на палец щеткодержателя первые и последние слои бумаги смазать клеем БФ-2. Покрыть поверхность изоляции лаком БТ-99 и просушить на воздухе в течение 3 ч
|
Наплывы металла на обойме щеткодержателя. Износ, сколы и трещины на рабочей поверхности щетки
| Удалить напильником или шабером наплывы металла с обоймы щеткодержателя. Продуть обойму сжатым воздухом. Заменить щетку новой. Положить на поверхность кольца шлифовальную шкурку рабочей поверхностью в сторону щетки и обеспечить нормальное давление щетки на кольцо пружиной щеткодержателя. Поворачивая вал электродвигателя на пол-оборота вперед и назад, притирать щетку до тех пор, пока она не будет прилегать к кольцу всей рабочей поверхностью. Продуть сжатым воздухом контактные кольца в щеточное устройство, очистив их от графитовой пыли, образовавшейся при притирке щеток
|
| | | |