Психофизическая деятельность человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психофизическая деятельность человека



Любая деятельность содержит ряд обязательных психических про­цессов и функций, которые обеспечивают достижение требуемого ре­зультата. Важнейшие из них рассматриваются ниже.

Внимание —это направленность психической деятельности на опре­деленные предметы или явления действительности. Непроизвольное вни­мание возникает без всякого намерения, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Произвольное внимание возникает вследст­вие поставленной цели и требует определенных волевых усилий. Непро­извольное отвлечение — колебание внимания и его ослабление к объекту деятельности. Распределение внимания — одновременное внимание к нескольким объектам деятельности при одновременном выполнении действий с ними. Намеренный перенос внимания с одного объекта на другой — переключение внимания.

Ощущение — простейший процесс, заключающийся в определении свойств или явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соот­ветствующие рецепторы. Существуют ощущения нескольких видов: зри­тельные, слуховые, кожные, кинестетические.

Восприятие — процесс отражения в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощу­щений в целостные образы предметов и явлений.

Память — процессы запоминания, сохранения, последующего узна­вания и воспроизведения того, что было в вашем прошлом опыте. Двига­тельная (моторная) память — запоминание и воспроизведение движений и их систем, лежащая в основе выработки информирования двигательных навыков и привычек. Эмоциональная память — память человека на пере­житые им в прошлом чувства. Образная память — сохранение и воспро­изведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Эйде­тическая память — очень ярко выраженная образная память, связанная с наличием ярких, четких, живых, наглядных представлений. Словесно-ло­гическая память—запоминание и воспроизведение мыслей, текста, речи. Непроизвольная память проявляется в тех случаях, когда не ставится спе­циальная цель запомнить тот или иной материал и последний запомина­ется без применения специальных приемов и волевых усилий. Произ­вольная память связана со специальной целью запоминания и примене­ния соответствующих приемов, а также определенных волевых усилий. Кратковременная (первичная или оперативная) память — кратковремен­ный (на несколько минут или секунд) процесс достаточно точного восп­роизведения только что воспринятых предметов или явлений через ана­лизаторы. После этого момента полнота и точность воспроизведения, как правило, резко ухудшаются. Долговременная память — вид памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократ­ного его повторения и воспроизведения. Оперативная Память — процес­сы памяти, которые обслуживают непосредственно осуществляемые че­ловеком актуальные действия и операции.

Мышление — образ обобщенного и опосредственного познания су­щественных свойств и явлений окружающей действительности, а также существенных связей и отношений, существующих между ними.

Наглядно-действенное мышление — вид мышления, которое осу­ществляется в форме наглядных образов.

Абстрактное (отвлеченное) мышление — вид мышления, опираю­щегося на общие и отвлеченные понятия.

Воображение — процесс создания образов-представлений нового, т. е. того, что в прошлом данный человек не воспринимал, с чем не ветречался. Непроизвольное (пассивное) воображение возникает без всякого намерения со стороны человека. Примером такого воображения является сновидение. Произвольное (активное) воображение возникает в резуль­тате поставленной цели, намерения. Воссоздающее (репродуктивное) во­ображение — вид активного воображения, которое возникает на основе описаний или изображений, выполненных другими. Творческое вообра­жение (вид активного воображения) заключается в самостоятельном со­здании нового образа.

Общение — способ активного взаимодействия между людьми. Рече­вое общение — это использование языка в целях общения людей, необхо­димая основа человеческого мышления. Фонематический слух—способ­ность человека выделить из речевого потока фонемы, т. е. смыслоразде-лительные звуки речи. Внутренняя речь — речь про себя, внутреннее проговаривание, обычно используемое в процессе мышления.

Процесс преобразования информации является важнейшим компо­нентом операторской деятельности и является результатом интегрирую­щего функционирования психофизиологических возможностей челове­ка.

Этот процесс может быть прояснен следующей схемой (рис. 2.11).

В преобразовании информации участвуют следующие функциональ­ные блоки: сенсорная память, первичная память (оперативная), вторич­ная (долговременная), блок повторения, блок ответа.

Информация поступает в зрительную, слуховую или сенсорную па­мять. В сенсорной памяти фиксируются энергетические и пространствен­ные характеристики поступающих сигналов. Указанное деление сенсорной памяти основывается на виде сохраняющегося в ней послеобраза. Важным свойством послеобраза является представление исходного обра­за в виде словесных символов, словесного описания (вербализованность). Емкость зрительной сенсорной памяти достигает 36 элементов, слу­ховой памяти—12.

Длительность хранения послеобраза в слуховой памяти 1— 2 с, в дли­тельной сенсорной—до 120 с, для зрительной памяти длительного следа яркости послеобраза составляет 40—50 мс.

Наряду с объемом и длительностью хранения информации важной характеристикой оперативной памяти является быстрота исключения, за­бывания материала, ненужного для дальнейшей работы. Своевременное забывание исключает ошибки, связанные с использованием устаревшей информации, и освобождает место для хранения новых данных.

Характеристики оперативной памяти изменяются под влиянием зна­чительных физических нагрузок, специфических экстремальных факто­ров и эмоциогенных воздействий. Чаще всего наблюдается ухудшение характеристик, однако при достаточной адаптации к неблагоприятным факторам возможно их сохранение и даже улучшение

Долговременная память обеспечивает хранение информации в тече­ние длительного времени (часы, дни, месяцы, годы). Объем долговремен­ной памяти в общем случае оценивают отношением числа стимулов, со­хранившихся в памяти спустя длительное время (более 30 мин), к числу повторений, необходимых для запоминания.

Информация, поступившая в долговременную память, с течением времени забывается. Усвоенная информация наиболее значительно уменьшается за первые 9 ч: со 100 % она падает до 35 %. Оставшееся чис­ло удержанных элементов через несколько дней в дальнейшем практиче­ски остается одним и тем же. В конкретных условиях забывание зависит от степени осмысления информации, характера фундаментальных зна­ний по полученной информации, индивидуальных особенностей памяти.

Объем долговременной памяти ограничен не числом стимулов, а ко­личеством сохраняемой информации.

Кратковременная память связана прежде всего с первичной ориенти­ровкой в окружающей среде, поэтому направлена, главным образом, на фиксацию общего числа вновь появляющихся сигналов независимо от их информационного содержания. Задача долговременной памяти — орга­низация поведения в будущем, требующая прогнозирования вероятно­стей событий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.137 (0.007 с.)