Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм

Поиск

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональ­ные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нару­шение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в це­лом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выпол­нять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сде­лать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникно­вения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три клас­са.

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежела­нии выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, отрицательно относится к трудовым и (или) техническим ре-гламентациям, безопасный труд не стимулируется и т. п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незна­нии правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении пра­вил (инструкций, предписаний, норм и т. д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы. Такое несоответствие, как и в случае с нарушением мотивационной части действий, может быть постоянным (недостаточная координация, плохая концентрация внимания, несоответствие роста габаритам обслуживаемо­го оборудования и т. д.) и временным (переутомление, понижение трудо­способности, ухудшение состояния здоровья, стресс, алкогольное опья­нение).

Эта классификация предоставляет реальную возможность в соответ­ствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и не­счастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть — пропаганда и воспитание; ориен­тировочная — обучение, отработка навыков; исполнительная — профот­бор, медицинское обследование.

Кроме того, причины возникновения опасных ситуаций и производ­ственных травм, связанных с человеческим фактором, можно разложить по различным уровням, а именно:

• уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организ­ма);

• уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности труда, жилищные и материальные заботы и т.д.);

• уровень общества (недостаточная информированность о професси­ональных рисках и последствиях от них, изъяны в стратегии организации безопасного труда в отрасли или на предприятии, нарушения в условиях труда и т.д.).

Неоднократно отмечались как факторы, обусловившие временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего от трав­мы.

Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10—15 лет.

Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. Это связано с неопытностью работающего: недостат­ком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также оп­ределить возможные последствия допущенной ошибки быстро реагиро­вать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом ста­жа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10—15 лет. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, снижением психических и физиологических функций, свя­занных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выпол­нения работ (осложнение в приеме информации, уменьшение сопротив­ляемости действию побочных факторов, нарушающих выполнение рабо­ты, ухудшение памяти, закрепление старых привычек, понижение точно­сти движений и т.д-). Во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате привыкания к опасности: «вторич­ная беспечность» — так называют это состояние, формирующееся под влиянием опыта, которое приводит к нарушению правил безопасности.

Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного слу­чая, но могут быть дополнительными условиями возникновения опасной ситуации, т.е. быть предпосылками производственной травмы.

Временная склонность к несчастному случаю может быть связана с каким-то «отрицательным» опытом, с памятью о прошлом. Однажды пе­режитый несчастный случай может вызывать остаточное психическое воздействие, которое увеличивает подверженность опасности. Человек, пострадавший на какой-то фазе рабочего процесса, может постоянно ис­пытывать при приближении этой фазы непреодолимое чувство страха, а вместе с тем неуверенность, приводящую к ошибкам и повторению не­счастного случая. Эти предпосылки, или косвенные причины, начинают относительно стабильно действовать уже до начала несчастного случая. Это становится фоном опасного поведения.

Когда цели можно достичь разными путями, то человек выбирает тот путь, который, по его представлению и опыту, требует наименьшей за­траты сил, и на избранном пути он расходует не больше усилий, чем необ­ходимо (т. е. достигает цели быстрее и с наименьшими энергетическими затратами). Это, по мнению психологов, есть частный случай общего принципа наименьшего действия. Именно по этой причине часто рабочие не используют индивидуальные и коллективные средства защиты, пропу­скают операции, необходимые для обеспечения безопасности, но не влия­ющие на получение конечного продукта, выбирают более легкие, но и бо­лее опасные рабочие позы и движения. Появлению стремления эконо­мить силы за счет выбора опасного способа действия способствуют недо­статки в организации труда, техники и технологии.

С психологической точки зрения важное значение в формировании поведения на производстве имеет социальная и физическая безнаказан­ность работника, совершающего опасные действия. Физическая безнака­занность обусловливается тем, что неправильное действие в определен­ных случаях не сопровождается травмой. Работник считает, что вероят­ность получения травмы настолько мала, что ею можно пренебречь. Со­циальная безнаказанность обусловливается тем, что зачастую коллеги и начальство снисходительно относятся к нарушению, считая, что полу­ченная продукция компенсирует такие мелочи, как нарушение инструк­ции по охране труда. Такая безнаказанность формирует привыкание к опасности и ложное представление работающих о личной неуязвимости.

При обстоятельствах, одинаковых для всех работающих, определяю­щее значение, в формировании на производстве линии поведения каждого человека в отдельности имеют его индивидуальные качества, отражаю­щие совокупность социально-психологических и физиологических свойств. Они включают тип нервной системы, темперамент, характер, особенности мышления, образование, опыт, воспитание, здоровье и т. п.

Тем не менее широкий спектр свойств личности, социальных обстоя­тельств и производственных условий труда формируют 12 психологиче­ских причин сознательного нарушения правил безопасной работы.

Экономия сил — потребность, которая побуждает к действиям, на­правленным на сохранение энергетических ресурсов. Поведение челове­ка строится по принципу «наименьшего действия».

Экономия времени —стремление увеличить производительность тру­да для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы, пропуска отдельных операций, не влияющих на конечный ре­зультат труда, но необходимых для обеспечения его безопасности.

Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий — причина, которая возникает в результате способности человека привы­кать к явлениям, осваиваться с ними. Основа фактора «недооценка опас­ности» — безнаказанность физическая и социальная, за совершение не­правильных действий.

Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим. Проявляются эти моменты рискованными действиями. Риск для таких людей дело не просто привычное — благородное.

Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологи­ческого процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз произ­водственной деятельности — «план любой ценой». Выполнение правил безопасности в таких случаях может поставить человека в положение «белой вороны».

Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работ­ники, так и нарушители.

Самоутверждение в собственных глазах может быть причиной со­знательного игнорирования безопасных методов труда. Часто это объяс­няется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.

Переоценка собственного опыта приводит к тому, что.зная об опас­ности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опас­ной зоны и т.п.

Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти «ка­чества» могут быть приобретены на другой работе или вне работы.

Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, кото­рые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Бо­лее сильная форма этого — эмоциональный шок. Человеком движут чув­ства, а не разум.

Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают удовольствие «поста­вить все на карту».

Надситуативный риск (синонимы — бескорыстный, спонтанный, немотивированный, непрагматический, риск ради риска). Явление состо­ит в том, что субъект, успешно осуществляя какие-либо действия, как бы «вдруг» ставит перед собой цель, появление которой не продиктовано си­туацией и прямо не вытекает из нее.

Причины нарушения правил безопасности по сути своей направлены на одну цель: искать ближайшие допустимые и наиболее легкие пути удовлетворения вызвавших их потребностей.

Рассматривая поведение работающего, можно выделить объективные факторы производственной обстановки, создающие опасные действия и предопределяющие возникновение опасных ситуаций:

• отсутствие со стороны администрации надлежащего контроля и за соблюдением правил безопасности;,

• конструктивные недостатки средств защиты работающих от возт действия опасных и вредных производственных факторов, которые дают возможность проникновения в опасную зону;

• конструктивные недостачи блокировочных устройств, позволяю­щие нейтрализовать их действия и возможность ведения работы опасны­ми методами;

• несовершенная технология производственных процессов, допуска­ющая ведение операции с нарушениями правил безопасности;

• текучесть кадров, которая приводит к привлечению к работам в вы­ходные дни, к сверхурочным работам и т.д.; плохо поставленная пропа­гандистская и воспитательная работа;

• нарушение правил выполнения операций в результате отсутствия инструмента, механизма, материала, установки, на наличие которых ис­полнитель имел право рассчитывать при выполнении задания;

• недостаточная надежность. Инструмент, материал, станок или уста­новка внезапно становятся непригодными к дальнейшему использова­нию, в то время как ранее они находились в рабочем состоянии;

• недостатки в проектировании оборудования. Ошибки в проектиро­вании приводят к тому, что инструменты, станки или установки стано­вится трудно использовать при выполнении производственных заданий;

• личностные факторы. Недостаточные знания методов выполнения задачи, ошибки инструктажа, плохое обучение способам использования инструмента, неправильное или опасное поведение во время работы и т.д.;

• неполное выполнение элементов задачи. Элемент запланированной задачи не был выполнен вовремя или выполнялся с ошибками;

• опасные ситуации, не зависящие от задачи, представляют собой по­тенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие или неисправ­ность средств индивидуальной защиты и т. д.). Риск, связанный с такими ситуациями, может быть, как правило, исключен с помощью предупреди­тельных мер технического или организационного характера.

Следовательно, в целях предупреждения нарушения правил безопас­ности необходимо применять меры организационного и технического ха­рактера, исключающие возможность появления или создания условий для выполнения опасных действий, лишить работающего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности; уси­ление воспитательной, пропагандистской и учебной деятельности, на­правленной на формирование необходимого поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.009 с.)