Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поведение человека в аварийных ситуациях

Поиск

В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характе­ризуется повышенной напряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным фазовым закономерностям, наступающим в следующем порядке.

Гипермобилизация. При встрече с определенной опасностью у чело­века наступает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в на­пряженном состоянии. При этом снижается точность движений, что мо­жет вызвать ошибки или неверные реакции.

Потеря ориентации — неверная оценка информации, искажение процесса контроля и оценки действительных причин ошибок.

Нарушение соотношения между основными и второстепенными дей­ствиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие дейст­вия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудностями у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам; и он начинает заниматься мелочами.

Распад структуры операций — усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определенный алгоритм. При этом нарушение последовательности опе­раций, сосредоточение внимания человека-оператора на выполнение от­дельной операции не способствуют поиску путей выхода из аварийной ситуации.

Обострение оборонительных реакций и отказ. При наслоении труд­ностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам ис­кусственных оправданий, обвинению других участников в невыполнении своих обязанностей. При длительном или интенсивном процессе преодо­ления трудностей и выполнении тяжелой работы возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией.

В реальных условиях из-за дефицита времени четкое прослеживание названных закономерностей может быть затруднено.

Предупреждение аварийной ситуации и правильные в смысле сниже­ния опасности действия человека-оператора достигаются прогнозирова­нием возможных аварийных ситуаций, их возможных последствий и не­обходимых действий человека. Другим важным условием является соот­ветствующая тренировка умения работать в режиме, близком к аварийно­му, однако следует знать, что данное условие трудновыполнимо в длительном промежутке времени, так как человек не может долго рабо­тать на пределе своих психофизиологических возможностей.

Поведение человека в экстремальных условиях деятельности являет­ся проявлением и результатом психологической готовности к деятельно­сти.

Что же такое психологическая готовность? Выделяют заблаговремен­ную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первое представляет собой ранее приобретен­ные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе ее возникнет состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности — это актуализа­ция, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент.

Ситуативная готовность — это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, моби- \ лизованность всех сил на активные и целесообразные действия. I

Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации ' складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленно­сти, полноты информации о случившемся, наличия времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективно­сти предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной си­туации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, ко­торая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказы­вающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в усло­виях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвос­хищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и рас-пределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварий­ной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуа­ции, а только необходимые.

Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникающего усложнения решаемой задачи, помогает планирование своих действий: воображаемое их «проигрывание», предварительная обработка возмож­ных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе вплоть до аварийных.

У каждого человека есть свой «набор» приемов выхода из трудной си­туации. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздейст­вия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом

случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать на­пряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навы­ки.

Способами самомобилизации и регуляции своего управления явля­ются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте ус­пешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоцио­нальную напряженность помогает анализ вызвавших ее причин), отвле­чение сознания с помощью «умственного действия» (концентрация вни­мания не на исходе дела, а на технике решения задачи, технических при­емах); наконец, устранение признаков эмоциональной напряженности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР

Задача профотбора — определение пригодности человека к данной работе. При этом следует различать готовность и пригодность к работе по той или иной профессии. Профессиональная готовность определяется ис­ходя из уровня образования, опыта и подготовки исполнителя. Професси­ональная пригодность устанавливается с учетом степени соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного человека конк­ретному виду деятельности.

Профотбор представляет собой специально организуемое исследова­ние, основанное на четких качественных и количественных оценках с по­мощью ранжированных шкал, позволяющих не только выявить, но и из­мерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с норма­тивами, определяющими пригодность к данной профессии. Для изучения профессионально важных качеств человека используют анкетный, аппа­ратурный и тестовый методы.

Анкетный метод заключается в том, что с помощью определенным образом сформулированных и сгруппированных вопросов получают ин­формацию о профессиональных интересах и некоторых свойствах чело­века. Анкеты могут быть самооценочными, когда испытуемый сам дает оценку своих качеств, и внешнеоценочными, когда оценку дает эксперт на основе обобщения данных, получаемых от лиц, длительное время на­блюдавших за испытуемым.

Аппаратурный метод состоит в том, что отдельные психофизиологи­ческие факторы выявляют и оценивают с помощью специально сконстру­ированных приборов и аппаратуры. Наряду с приборами, обеспечиваю­щими общее исследование психофизиологических свойств, на предприя­тиях конструируются установки, имитирующие тот или иной трудовой процесс. Они служат для определения наличия у испытуемого качеств, важных для данной работы, а также как тренажеры при обучении соот­ветствующей профессии.

Тестовый метод располагает наборами тестов, предлагаемых испыту­емому, в процессе решения которых выявляются те или иные психофизи­ологические свойства. Этот метод в настоящее время активно использу­ется за рубежом.

Тесты делятся на следующие группы:

• тесты определения способностей, которые служат для установления общего уровня интеллекта, пространственного воображения, точности восприятия, психомоторных способностей;

• тесты проверки зрения и слуха, назначение которых вытекает из са­мого названия;

• личностные тесты, ставящие цель оценить такие качества, как им­пульсивность, активность, чувство ответственности, уравновешенность, общительность, осторожность, уверенность в себе, оригинальность мыш­ления;

• тесты определения уровня квалификации, применяемые для про­верки профессиональных навыков.

Исходным материалов для проведения работы по профессионально­му подбору (отбору) являются профессиограммы, которые составляются на соответствующие профессии на основе всестороннего изучения трудо­вого процесса, проведения необходимых исследований, опроса самих ра­ботников, использования литературных источников.

Профессиограммы представляют собой описание профессионально важных свойств и качеств. В них объективные особенности трудового процесса — технические, технологические, организационные — находят выражение в физиологических, психических и социально-психологиче­ских показателях. Перечень этих показателей приведен в табл. 3.1.

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются и эти различия необходимо учитывать. Причем большинство свойств в силу масштабности человеческого организма развивается и изменяется в про­цессе индивидуальной жизни. Направление воспитания и обучение дает положительный эффект, однако степень его может быть неодинакова, так как имеются относительные ограничения изменчивости и психофизиоло­гических свойств человека, таких, как пороги ощущения, объем опера­тивной памяти. Поэтому профессиональный психологический отбор опе­раторов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения. Ниже при­ведены психофизиологические признаки, которые учитываются при от­боре операторов.

Профессиональная пригодность — положительная мотивация к дан­ной специальности; порог ощущения опасности; хороший глазомер; ус­тойчивость, концентрация, распределение внимания; нормальное состоя­ние двигательного аппарата; высокая пропускная способность анализато­ров и т. д.

Профессиональная непригодность: наличие хронического заболева­ния и травм; низкий порог ощущения опасности; плохое зрение; невнима­тельность, рассеянность; отсутствие положительной мотивации к данной работе и т.д.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.009 с.)