Психологические причины совершения ошибок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические причины совершения ошибок



Деятельность человека-оператора, например, при решении опреде­ленной технологической задачи состоит из следующих этапов: восприя­тия информации, ее оценки, анализа и обобщения на основе заранее за­данных или сформулированных критериев оценки, принятия решения о действиях, приведение в исполнение принятого решения. На всех этих этапах деятельности человека возможны ошибочные действия.

Под ошибочным следует понимать действие, отклоняющееся от нор­мального, т. е. предусматриваемого, ожидаемого, и, таким образом, при­водящее к тяжелым последствиям: травмам, гибели людей, материально­му ущербу. Собственно говоря, неосознанные опасные действия есть не что иное, как ошибки. Травмоопасная деятельность характеризуется до­стижением цели неправильным, опасным способом. В одних случаях по­добные опасные или неадекватные действия совершаются осознанно, умышленно и классифицируются как нарушения, в других, когда человек не осознает, что выполняет опасное действие, — как ошибка.

Классификация, как обычно, помогает в теоретическом плане пред­ставить широту и глубину проблемы, в практическом плане диагностиро­вать ошибки, чтобы накопить опыт, позволяющий анализировать обстоя­тельства и выявлять их причину.

Причины ошибок разделяют на непосредственные, главные и способ­ствующие. Непосредственные причины зависят от места в психологиче­ской структуре действия оператора (восприятие, принятие решения, от­ветная реакция и т. д.) и вида этого действия, т. е. от психологических за­кономерностей, определяющих оптимальную деятельность: несоответст­вия психическим возможностям переработки информации (объем или скорость поступления информации, отношение к порогу различения, ма­лая длительность сигнала и т. д.); недостатка навыка (стандартные дейст­вия при нестандартной ситуации) и структуры внимания. Главные причи­ны связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой операто­ра, состоянием организма, психологической установкой, психическим состоянием оператора. Способствующие причины зависят от особенно­стей личности, состояния здоровья, внешних условий, изменяющих фун­кциональное состояние организма, отбора, обучения и тренировки.

Обозначение хронического пренебрежения человеческим факто­ром — продукт образа мышления, когда усилия направлены на повыше­ние недостижимой надежности оборудования, а не на формирование уме­ния людей не совершать ошибочных действий в острой ситуации.

В системе «человек — машина» человек становится наиболее пере­менчивым компонентом. В любой предложенной задаче на его поведение действует около миллиона индивидуальных факторов. Это выражается в том, что никто из операторов не повторяет аналогичного задания точно такими же действиями.

Используя кибернетическую схему, классифицировать причины ошибок можно следующим образом:

• ошибки в ориентации (неполучение информации);

• ошибки принятия решения, т. е. принятие неправильного решения;

• ошибки выполнения действий, т. е. неправильные действия.

Неполучение нужной информации может происходить из-за отсутст­вия сигнала, из-за слабого сигнала, из-за множества одновременных сиг­налов. Ошибки в ориентации — самые распространенные.

В другом случае налицо вся необходимая информация, достоверная и в достаточном объеме, но процесс осмысления ее был неправильным, и в результате принято неправильное решение. Это может произойти по двум причинам: во-первых, из-за неспособности принять решение ввиду неправильной оценки ситуации, неприспособленности к работе из-за не­достатка знаний, опыта; во-вторых, неправильный выбор действия по причинам, указанным выше. Последствием будет принятие неверного ре­шения, которое при определенных обстоятельствах может привести к не­счастному случаю. И наоборот, информация и принятое решение могут быть правильными, но ответное действие ошибочным. Неправильное действие может быть выражено в бездействии (неспособность к дейст­вию, неусвоенная последовательность действий) или в неправильном вы­боре действия (неадекватное расположение приборов, недостаточность внимания, усталость и т.д.).

Если распределить ошибки по приведенной выше схеме поступления и переработки информации, то выяснится, что нужно совершенствовать процессы приема информации и выполнения двигательных действий.

Это значит, что человек должен быть информирован обо всем, что он дол­жен знать и уметь. Затем нужно обеспечить оптимальные условия для пе­реработки информации и правильного реагирования (например, приобре­тение соответствующих навыков) как для принятия оптимального реше­ния, так и для безошибочного действия (соответствующее устройство и размещение органов управления, необходимая форма педалей, определе­ние оптимального угла наклона пульта управления и т.д.).

Психологи делят ошибки на обратимые и необратимые. Обратимые ошибки могут и не привести к несчастному случаю.

Можно делить ошибки на систематические и случайные. Случайные ошибки непредсказуемы, а систематические предсказуемы и, следова­тельно, легко исправимы. Подобное различение ошибок вполне оправда­но. Но применение этого метода на практике часто составляет существен­ные трудности, поскольку систематически действующий побудитель ошибки не всегда очевиден и, пока он не выявлен, ошибку вполне можно отнести к ошибкам случайного происхождения.

В большинстве своем ошибки являются результатом изменения само­чувствия работающего, что сказывается на его надежности как управляю­щей системы.

Основные причины ошибок, приводящие к травмам, следующие:

• усталость (утомление);

• употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств;

• изменение погоды;

• болезнь;

• недостатки образования и профессиональных навыков;

• недостаточная четкость и полнота инструкций по безопасности тру­да;

• отсутствие «климата» безопасности в коллективе, плохие производ­ственные отношения;

• стресс;

• материальные и другие личные заботы;

• плохие условия труда;

• несоответствие индивидуальных психических качеств;

• требованиям трудовой деятельности;

• снижение возможности выполнять работу в экстремальных услови­ях после пережитой опасности или травмы.

Чтобы правильно понять механизм, толкающий человека к соверше­нию ошибок, нужно хорошо представлять основные особенности лично­сти и состояния человека. Их можно разделить на врожденные особенно­сти и временные состояния.

К врожденным особенностям относятся биологические характери­стики человека и его наследственный «багаж», в том числе анализаторы (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание), двигательная система (мышеч­ная сила, скорость движения, координация и т. д.), психомоторная систе­ма (рефлексы и т. д.);интеллект (уровень знаний, способность ориентиро­ваться и т.д.).

Говоря о временных состояниях, т. е. о переменных условиях, способ­ствующих возникновению ошибок, следует отметить усталость как физи­ческую, так и психологическую, которая выражается в снижении внима­ния и мышечной силы, ухудшении состояния здоровья и работоспособно­сти.

В качестве факторов, отвлекающих внимание, могут быть резкое вре­менное нарушение каких-либо функций организма (например, неожи­данно возникшая острая головная боль, головокружение, судорога мыш­цы и т.д.); временное переключение психической деятельности на ка­кой-то предмет или событие, не связанное с работой; утомление; неожи­данное внешнее воздействие (например, шум или вспышка света).

В силу своих биологических и унаследованных возможностей, а так­же временных состояний человек может представлять собой до извест­ной степени ненадежный элемент в производственной системе. Однако такое признание возможности совершения человеком ошибки и его нена­дежности является весьма позитивным. Оно ничего не вменяет в вину че­ловеку, а ненадежность человека в производственной системе является весьма относительной, как относительна сама ненадежность системы. Бо­лее того, человек обладает, в силу своих собственных биологических осо­бенностей, качествами, благодаря которым он часто исправляет ошибки системы. Многих несчастных случаев на производстве, возникших вслед­ствие механических дефектов, удалось избежать именно благодаря бди­тельности человека.

Тем не менее широкие исследования показали, что большинство оши­бок человека вызывается неудовлетворительной конструкцией системы, с которой работает человек. Все промышленные предприятия фактиче­ски являются системами «человек — машина», и поэтому во время разра­ботки таких систем необходимо рассматривать особенности как челове­ка, так и машины, и не объяснять конкретные случаи человеческих оши­бок при эксплуатации этих машин «халатностью» работающего, что час­то является заменой действительного анализа причинных факторов. Это приводит в дальнейшем, как показывает практика, лишь к усугублению ошибок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.129.85 (0.01 с.)