Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Доказательство от противногоСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод доказательства от противного основан на замене доказательства теоремы А ® В доказательством равносильной ей: а) А ® В «А Ù В ® С Ù С; б) А ® В «А Ù В ® А; в) А ® В «А Ù В ® В. В каждом из трех случаев рассуждение идет по следующей схеме: предполагается истинность условия и отрицания заключения теоремы, а затем доказывается, в первом случае, два противоречащих друг другу предложения С и С; во втором случае получаем противоречие с условием А; в третьем случае - противоречие с заключением теоремы. П р и м е р 3. Во всяком треугольнике против равных углов лежат равные стороны. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Эта терема является обратной по отношению к теореме: во всяком треугольнике против равных сторон лежат равные углы. Пусть в треугольнике АВС ÐА = ÐС, докажем, что ВА = ВС. Предположим противное, т.е. что ВА ¹ ВС. Тогда одна из сторон должна быть больше другой, и, следовательно, согласно прямой теореме, один из углов А или С должен быть больше другого. Это противоречит условию, что ÐА = ÐС; значит, нельзя допустить, что стороны АВ и ВС не равны, поэтому АВ = ВС. (Второй случай).
Теоретические вопросы: Отношение следования и равносильности. Определение математических понятий. Теоремы. Взаимно обратные и противоположные теоремы. Необходимые и достаточные условия. Доказательство от противного.
6.1. Даны два предиката на R. Установите между ними отношение логического следования: 1. x > 1 и х > 2; 2. x ³ 3 и x ³ 5; 3. x < 4 и x < - 1; 4. x £ 3 и x £ 0; 5. (x - 1) (x + 2)=0 и (x - 1 = 0) Ù (x + 2 = 0); 6. x + 6 + = 5x + и х - 5х + 6 = 0; 7. x - 1 = 0 и ; 8. х - 8х + 15 = 0 и (х - 3 = 0) Ú (х - 5 = 0) 9. | x | < 2 и x < 2; 10. | x | > 3 и x > 3; 11. | x - 1 | £ 2 и x £ 3; 12. | x + 2 | ³ 1 и x £ -3; 13. x > 2 и ; 14. x < 2 и ; 15. > 0 и 3 < x < 5; 16. 2 < x < 3 и >1. 6.2. Даны два предиката на некотором универсальном множестве U. Установите между ними отношение логического следования. 1. x Î А и x Î А \ В; 2. x Î А и x Î А Ç В; 3. x Î А и x Î А È В; 4. x Î А Ç В и x ÎА \ В. 6.3. Равносильны ли на множестве R следующие предикаты? 1. x = 0 и x (x +1)=0; 2. х = х и = ; 3. x + 1 =0 и (x + 1) =0; 4. 2x = 10 и (2х-10)(х+1)=0; 5. 7(x - 3) = 49 и х - 3 = 7; 6. x+5=x-1 и x(x-3)=x +8-3x; 7. и х - 3 >3(x - 1); 8. 2x>1 и 2х + х +3 >4+x ; 9. х + 3 > 2 и х + + 3 > 2 + ; 10. 2x - 1 < 5 и 2x - x < 5x ; 11. sin x + cos x = 1 и (sin x + cos x) = 1; 12. = 1 и x - 1= 1; 13. = и x = 2x + 1; 14. = и 1- x = 2x; 15. log (x+2) = log (3 - x) и x + 2 = 3 - x; 16. lg (x + 1) = lg (2x + 3) и x + 1 = 2x + 3; 17. arcsin x = 1 и x = sin 1; 18. arcsin x = 3 и x = sin 3; 19. x ³ x и x ³ 1; 20. x > x и x > 1; 21. > x + 1 и x > (x + 1) 22. = x + 1 и x > (x + 1) . 6.4. Запишите на языке предикатов определения: 1. - делимости целого числа n на целое число m; 2. - коллинеарности векторов а и в; 3. - ограниченной функции из R в R; 4. - периодической функции; 5. - наибольшего элемента на М относительно <.
6.5. Укажите род и видовое отличие в определениях четырехугольника, прямоугольника, ромба, квадрата, равнобедренного треугольника, равностороннего треугольника, трапеции. 6.6. Укажите ошибки в следующих определениях: 1. прямоугольник - это, когда все углы прямые; 2. отрезок - это прямая, ограниченная с двух сторон; 3. луч - это прямая, ограниченная с одной стороны; 4. простое число - это, когда оно имеет два делителя; 5. углом, вписанным в окружность, называется угол, образованный двумя хордами; 6. окружностью называется фигура, состоящая из всех точек, равноудаленных от данной. 6.7. Выделите условие и заключение в следующих теоремах и сформулируйте их в виде: “ Если..., то...”: 1. перпендикуляр к одной из двух параллелных прямых есть также перпендикуляр к другой; 2. вертикальные углы равны; 3. сумма углов треугольника равна 180 ; 4. диагонали ромба взаимно перпендикулярны; 5. сумма двух смежных углов равна 180 ; 6. против равных сторон треугольника лежат равные углы; 7. дуги, заключенные между равными хордами, равны; 8. диагонали параллелограмма делятся в точке пересечения пополам.
6.8. Для каждого из следующих утверждений сформулируйте обратное к нему, противоположное и противоположное к обратному утверждению. Укажите, истинно оно или ложно, дайте обоснование: 1. квадратное уравнение имеет корни только в том случае, когда его дискриминант неотрицателен; 2. если дискриминант квадратного трехчлена равен нулю, то его корни совпадают; 3. сумма корней квадратного трехчлена х + px + q равна - p, а произведение корней равно q; 4. квадратный трехчлен с неотрицательным дискриминантом можно разложить в произведение линейных множителей.
6.9. Вместо многоточия вставьте одно из выражений “ необходимо, но не достаточно”, “ достаточно, но не необходимо “, “ необходимо и достаточно” - так, чтобы получилось истинное высказывание: 1. а - четное число... для того, чтобы 3а было четным числом; 2. а делилось на с... для того,чтобы а,в делилось на с; (а, в, с Î Z); 3. а и в делятся на с... для того, чтобы а + в дели- лось на с (а, в, с Î Z); 4. делимость числа на 4... для того, чтобы оно дели- лось на 8; 5. свойства треугольника быть равносторонним... для того, чтобы он был остроугольным; 6. x Î A... x Î A È B; 7. x Î A... x Î A Ç B; 8. x Î A... x Î A \ B; 9. x Î A È B... x Î A Ç B; 10. x Î A È B... x Î A \ B; 11. x Î A Ç B... x Î A \ B; 12. ав = 0... для того, чтобы а = 0 и в = 0; 13. а < 2 и в < 5... для того, чтобы а + в < 7.
6.10. Для каждого из следующих утверждений о натуральных числах дайте три разные формулировки, используя слова: “ достаточно”, “ необходимо”, “ только тогда, когда”: 1. если а делится на 24, то а делится на 2 и на 3; 2. если а делится на 20 и на 30, то а делится на 60; 3. если произведение двух чисел делится на простое число р, то хотя бы один из сомножителей делится на число р; 4. если а делится на два различных простых числа, то а делится на их произведение; 5. если число имеет ровно два различных делителя, то оно простое. 6.11. Сформулируйте каждое из следующих утверждений о натуральных числах при помощи слов; “если..., то...”; 1. для того чтобы число делилось на 12, достаточно, чтобы оно делилось на 6 и на 4. 2. а делится на 12 только в том случае, когда а делится на 6; 3. для того, чтобы а делилось на 900, достаточно, чтобы а делилось на 10 и на 6; 4. для того, чтобы а делилось на в, необходимо, чтобы а делилось на любой простой делитель в; 5. число имеет не более двух различных делителей только тогда, когда оно простое или равно 1. 6. для того, чтобы а делилось на произведение bc, необходимо, чтобы а делилось на b и на с. 6.12. Руководствуясь определением импликации, сформулируйте: 1. достаточное, но не необходимо условие ложности импликации; 2. необходимое, но недостаточное условие ложности импликации; 3. необходимое и достаточное условие ложности им- пликации; 4. необходимое и достаточное условие истинности импликации 6.13. Методом от противного докажите следующие теоремы: 1. в круге равные хорды одинаково удалены от центра и стягивают равные дуги; 2. в круге хорды, одинаково удаленные от центра, равны и стягивают равные дуги; 3. если одно из слагаемых делится на 7, а другое - нет, то сумма не делится на 7; 4. две прямые, параллельные третьей, параллельны; 5. если две параллельные прямые пересечены какой-нибудь прямой, то соответственные углы равны; 6. бесконечность множества простых натуральны чисел; 7.доказать, что число не является рациональным. З А Н Я Т И Е № 7.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.187 (0.007 с.) |