ТОП 10:

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ



УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.Н. УЛЬЯНОВА

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Е.И. Андрианова

Педагогическая практика в группах раннего возраста

Методические рекомендации для студентов очного

отделения факультета педагогики и психологии

 

 

Ульяновск

 

 

УДК 378.147.88 ББК 74.58 Печатается по решению издательско-редакционного совета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова

 

Е.И. Андрианова. Педагогическая практика в группах раннего возраста: Методические рекомендации для студентов очного (дневного) отделения факультета педагогики и психологии. – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 18 с.

 

Рецензенты:

Захарова Л.М. – зав. кафедрой дошкольной педагогики УлГПУ им. И.Н. Ульянова, кандидат педагогических наук, доцент.

Стожарова М.Ю. – кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики УлГПУ им. И.Н. Ульянова.

Цель данного учебно-методического пособия — оказать помощь в прохождении практики в группах раннего возраста студентам и преподавателям. Оно разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта нового поколения и действующих программ работы ДОУ. Предлагаемое пособие включает задания по педагогической практике, методические рекомендации по их выполнению, список литературы. В качестве приложений даются вопросы к анализу педагогического процесса и образцы оформления документации.

Ó Андрианова Е.И., 2012 г.

Ó Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2012

Введение

В раннем детстве закладывается основы физического, умственного, нравственного, эстетического воспитания. По насыщенности овладения умениями и навыками, темпам развития этот возраст не имеет себе подобных по сравнению с последующими периодами детства. В раннем возрасте формируются элементы самосознания, речь, мышление, ребенок активно осваивает социальный опыт, овладевая разнообразными практическими действиями, становится субъектом деятельности.

Нельзя начинать воспитание дошкольника, не зная специфики развития в раннем возрасте, и поэтому педагогическая практика в группах раннего возраста должна занимать важное место в системе подготовки специалистов дошкольного воспитания.

Цель практики:сформировать у студентов прочные убеждения о роли раннего возраста ребенка для последующего его развития, целостные представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателями и детьми раннего возраста.

 

Задачи практики:

1. Углубление знаний студентов о возрастных особенностях раннего
детства.

2. Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста.

3. Формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для работы воспитателем в группах раннего возраста.

4. Создание установки на личностно-ориентированное общение с детьми.

5. Овладение основными методическими подходами в работе с детьми
раннего возраста.

6. Овладение средствами элементарной диагностики деятельности
воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста и особенностей группы.

7. Формирование культуры педагогической деятельности.

В течение практики студенты должны научиться наблюдать за особенностями развития и поведения детей, оценивать их развитие в соответствии с диагностическими показателями, анализировать организацию педагогического процесса и оценивать его воспитательно-образовательную эффективность. Они знакомятся с содержанием работы воспитателей групп раннего возраста, заведующей, старшего воспитателя, формами контроля за развитием детей, вопросами планирования и учета, ведения документации, работы с родителями.

Студенты ведут дневник наблюдений, составляют характеристики развития детей, организуют воспитательно-образовательную работу в группах раннего возраста, готовят методические пособия, пополняют методический кабинет ДОУ необходимым дидактическим материалом.

При выполнении заданий практики студенты пользуются различными психологическими методами исследования: теоретический анализ и синтез, наблюдение, опрос, беседы с воспитателями, детьми, родителями и т.д.

Организация практики

Практика в группах раннего возраста на факультете педагогики и психологии УлГПУ проводится на втором курсе в 4 семестре и представляет собой сплошную практику в течение 2 недель. Практика носит уче6но-производственный характер и включает в себя два этапа: пассивно-активный и активный.

Пассивно-активный этап длится 5 дней — первую неделю практики. В течение первой недели студенты наблюдают за работой воспитателя, изучают специфику его деятельности и выполняют задания, предложенные в методических рекомендациях к практике.

С первого дня практики студенты начинают вести дневник, в котором анализируют работу воспитателя группы. В период пассивно-активной практики оформляется каждый выход. Также в дневнике выставляются оценки за самостоятельно проведенную работу в течение активной практики (см. в приложении образцы оформления документации). Оценивают работу студентов воспитатель или руководитель практики. На текущий день практики все задания предшествующих выходов должны быть выполнены и оформлены. Если задание практики не может быть выполнено студентом по объективным причинам (например, отмена прогулки из-за погодных условий), то допускается его перенесение на следующий выход. В период пассивно-активной практики студент начинает составлять календарный план воспитательно-образовательной работы с детьми на следующие две недели, который также согласовывается с руководителем практики и воспитателями.

Активная практика начинается со второй недели практики и продолжается 5 ней. В течение активной практики студенты самостоятельно планируют и организуют воспитательно-образовательную работу с детьми, проводят режимные моменты, прогулку, пробные занятия, индивидуальную работу и т.д. Содержание работы с детьми студенты отражают в календарном плане воспитательно-образовательной работы. Календарный план составляется на каждый день. На текущий день практики вся воспитательно-образовательная работа с детьми должна быть спланирована полностью. Написанный календарный план служит допуском студента к практике. Если в этот день запланировано проведение пробного занятия, то студент должен иметь конспект занятия, заверенный воспитателем или руководителем практики. Оценка за проведенные с детьми мероприятия выставляется в дневнике практики.

Базой для проведения практики является II группа раннего возраста и 1 младшая группа. В каждую группу распределяются не более 4-х студентов. В первый день практики все студенты одновременно находятся в группе в первую половину дня и изучают специфику труда воспитателя в группах раннего возраста.

Начиная со второго дня практики, студенты приходят в ДОУ В 1 и 2 смену в соответствии с графиком работы воспитателей, работают в группе вместе с воспитателем, помогают организовывать режимные моменты, выполняют задания практики, проводят пробные занятия, индивидуальную воспитательно-образовательную работу с выбранными детьми.

 

 

Обязанности руководителей практики

Курсовой воспитатель практики

· обеспечивает четкую организацию и планирование практики, подводит ее итоги;

· подбирает по согласованию с образовательными учреждениями базу практики;

· проводит установочную и заключительную конференции;

· контролирует работу групповых руководителей;

· обеспечивает оформление документации на оплату руководителей педагогической практикой;

· составляет отчет по педагогической практике студентов курса, утверждает на кафедре, представляет общему руководителю практики;

· обобщает опыт практики, вносит предложения по ее совершенствованию.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Выход 1

Задание 2. Анализ распределения обязанностей персонала в группе

Раннего возраста.

Понаблюдайте за работой воспитателя и помощника воспитателя, за распределением обязанностей между ними. Сделайте хронометраж участия воспитателя в организации и проведении режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. Полученные данные занесите в таблицу в дневнике практики:

Таблица 1

Задание 3. Наблюдение и анализ занятия по сенсорному воспитанию.

Понаблюдайте за проведением занятия по сенсорному воспитанию, проанализируйте качество его организации в дневнике практики по вопросам, данным в приложении 2.

Задание 4. Анализ документации воспитателя групп раннего возраста.

Познакомьтесь с документацией группы, правилами ее ведения, перечислите в дневнике практики все имеющиеся виды документации, оцените качество оформления.

Выход 2

Самостоятельная деятельность детей раннего возраста (2 половина дня)

Задание 1. Анализ режима дня в группе во вторую половину дня.

Пронаблюдайте за организацией и проведением режимных процессов в группе во вторую половину дня. Сравните фактическое выполнение режима с режимом, рекомендуемым программой (указать программу, с режимом которой сравнивается фактически выполняемый режим). Данные наблюдения занесите в таблицу:

 

 

Таблица 2

Режим дня в группе раннего возраста во вторую половину дня

 

Режим дня, рекомендуемый програп программой Режим дня, фактически выпоняв выполняемый
¦  

Оцените соответствие режима дня возрастным и индивидуальным особенностям детей группы. Обратите внимание, были ли нарушения в организации режима и чем они были вызваны. Сделайте вывод о педагогической целесообразности фактически выполняемого режима дня в данной группе, опираясь на схему анализа, данную в приложении 3.

Задание 2. Анализ создания условий для развития детей раннего возраста.

Изучите состояние материально-технических и медико-социальных условий группы, используя предложенные критерии, дайте оценку состояния данной проблемы по трехбалльной шкале:

1 - не соответствуют критерию,

2 - частично соответствуют критерию,

3 - полностью соответствует критерию.

Напротив каждого критерия проставьте одну из цифр /1,2,3/, соответствующую состоянию материально-технических и медико-социальных условий.

· в труппах имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, книжки с цветными картинками);

· имеется игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы разных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, лоскутки ткани и т.д.);

· имеются материалы и оборудование, для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти и краски, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, глина и т.д.);

· все материалы пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправны и чисты;

· имеются игрушки во время прогулок (ведерки, лопатки, формочки, совочки и т.д.);

· имеются игры и оборудование для развития ходьбы и других движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать, горки, тренажеры, скамейки);

· игрушки в помещении разложены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам;

· в помещении есть место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.);

· все игрушки и материалы для работы доступны детям;

· помещение украшено яркими картинами на стенах, цветами;

· в группах имеется оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр и пр.).

Сделайте вывод о психолого-педагогической целесообразности построения предметно-развивающей среды группы, о соответствии среды интересам ребенка и обеспечении психологического комфорта ребенку и воспитателю.

Задание 3. Наблюдение за детьми, выбранными для составления психолого-педагогической характеристики.

Учитывая собственные симпатии, выберите двух детей, с которыми вы будете работать индивидуально и составлять характеристику и карту нервно-психического развития. Обратите внимание на особенности развития и поведения детей во время бодрствования, начните собирать материал для письменной характеристики.

Задание 4. Анализ самостоятельной деятельности детей.

Проведите хронометраж за самостоятельной деятельностью двух выбранных вами детей в течение часа, фиксируя изменения в их поведении каждые 5 минут. Данные наблюдений занесите в следующую таблицу:

Таблица 3
Хронометраж за самостоятельной деятельностью ребенка

Фамилия, имя, возраст ребенка

 

Время Содержание деятельности Взаимоотношения с другими детьми Воздействие воспитателя
8-00 8-05 и т.д.      

Проанализируйте письменно данные хронометража, выделив виды деятельности ребенка, проявление избирательного отношения к тому или иному виду деятельности. Обратите внимание на устойчивость деятельности, форму общения с другими детьми, участия взрослого в деятельности ребенка, на место сюжетной игры среди других видов деятельности. Сделайте вывод об уровне развития самостоятельной деятельности наблюдаемых детей.

Задание 2. Анализ утренней гимнастики.

Понаблюдайте за проведением утренней гимнастики, физкультурного занятия и проанализируйте качество их организации в дневнике практики по вопросам, данным в приложении 4.

Задание 3. Наблюдение и анализ занятия по физическому воспитанию.

Понаблюдайте за проведением занятия по физическому воспитанию, проанализируйте качество его организации в дневнике практики по вопросам, данным в приложении 5.

Задание 4. Анализ прогулки.

Проанализируйте место прогулки в режиме дня, ее длительность, наличие необходимых структурных компонентов. Оцените поведение детей на прогулке, количество и качество выносного материала, деятельность воспитателя. Сделайте вывод о качестве организации прогулки в дневнике практики, опираясь на схему анализа, данную в приложении 6.

Задание 2. Изучение показателей физического развития наблюдаемых детей.

Изучите истории развития детей в беседе со старшей медсестрой ДОУ. Выясните, насколько гармонично физическое развитие каждого ребенка, какие у него имеются отклонения в физическом развитии, к какой группе здоровья относятся дети (здоровые дети, эпизодически болеющие, часто болеющие), как проходила адаптация к детскому саду. Полученные данные занесите в дневник. Понаблюдайте за выбранными детьми и определите у них уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию. Данные наблюдений занесите в таблицу

Таблица 5

Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию

 

 

Требования программы Фактические умения и навыки
¦  

Оцените соответствие программных требований фактическому уровню умений и навыков. Сделайте вывод об уровне сформированности культурно-гигиенических навыков и навыков по самообслуживанию у наблюдаемых детей.

Задание 3. Самостоятельная организация сюжетной игры с детьми.

Составьте конспект сюжетной игры, согласуйте его с воспитателем группы, подберите необходимые атрибуты, продумайте время организации игры и ее ход.

Задание 4. Самостоятельное проведение дидактической игры по сенсорному воспитанию.

Составьте конспект дидактической игры по ознакомлению дошкольников с цветом, формой, величиной, согласуйте его с воспитателем группы, подберите необходимые атрибуты, продумайте время организации игры и ее ход.

Задание 2. Самостоятельное проведение утренней гимнастики.

Подберите комплекс утренней гимнастики, пособия (если упражнения выполняются с предметами), выучите последовательность упражнений. Заранее продумайте, какое сопровождение Вы будете использовать. Не забудьте включить дыхательные упражнения.

Задание 3. Самостоятельное проведение прогулки.

Составьте конспект прогулки, не забудьте включить все структурные компоненты, подберите художественное слово для организации наблюдения, выучите подвижную игру и, если необходимо, подберите к ней атрибуты.

Задание 4.Самостоятельное проведение игры по развитию навыков общения.

Составьте конспект игры, согласуйте его с воспитателем группы, подберите необходимые атрибуты, продумайте время организации игры.

Задания на активную практику

Задание 1.Диагностика нервно-психического развития одного ребенка.

Внимательно изучите главу «Контроль за развитием детей раннего возраста» в книге К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М.: Просвещение, 1986.-С.113-142., подготовьте две карты нервно-психического развития для выбранных Вами детей (см. образец карты на с. 120-121), подберите или самостоятельно изготовьте материал для диагностики, проведите диагностику и занесите данные в карту нервно-психического развития.

Задание 2. Составление характеристики на детей.

Опираясь на собственные наблюдения за детьми, данные диагностики нервно-психического развития, данные бесед с воспитателями, медсестрой, родителями, составьте характеристику одного по плану, предложенному в приложении 7. При написании характеристики ребенка и его поведения следует опираться на памятку - вопросник (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», М.: Просвещение, 1986. – С.114-115.)

Задание 3. Самостоятельное проведение 2 пробных занятий по выбору студента(по сенсорике, по развитию речи, по изобразительной деятельности, по физической культуре).

Составьте конспекты занятий, обсудите их с воспитателем и проведите их в течение активной практики.

Задание 4. Изготовление дидактического пособия для работы с детьми раннего возраста.

Исходя из рекомендаций воспитателей групп и собственных возможностей, сделайте своими руками игры по сенсорному воспитанию детей (по развитию речи, природоведческого содержания и т.п., или любое другое пособие: мягкую игрушку, маски, одежду для уголка ряжений, бусы для нанизывания и т.п.)

Задание 5. Самостоятельное проведение развлечения с малышами.

Обсудите тему предстоящего развлечения с воспитателем группы. Подготовьте конспект и самостоятельно проведите с детьми развлечение, постарайтесь обеспечить психологический комфорт каждому ребенку.

Задание 6. Работа с родителями.

Познакомитесь с различными формами работы с родителями, принятыми в ДОУ. Проведите беседу с родителями, выбранных вами детей с целью более глубокого изучения особенности их развития. Выясните, по какому режиму живет ребенок дома, соответствует ли домашний режим режиму детского сада, наличие дневного сна в выходные дни, аппетит, положительные и отрицательные привычки, личностные особенности, игровые интересы и т.д. При подборе вопросов руководствуйтесь индивидуальными особенностями ребенка.

Подготовьтесь и проведите с родителями этих детей индивидуальные консультации по результатам диагностики, дайте педагогические рекомендации по развитию детей. Примите участие в оформлении родительского уголка в группе и, по возможности, в подготовке и проведении родительского собрания, проводимого воспитателями группы.

Приложение 1

1. Образец титульного листа “Дневника практики”

На титульном листе тетради в 24 — 48 листов пишется:

Дневник

студентки 2 курса факультета дошкольного воспитания

УлГПУ им. И.Н. Ульянова ................(ФИО),

проходящей практику в группах раннего возраста в ДОУ № ....

с .............. по ..............

Руководитель практики — ..............................(ФИО),

должность, звание

Оформление дневника в период активной практики.

Во время активной практики самостоятельно проведенная работа фиксируется на развернутых страницах тетради в следующих графах:

Дата выполнения Содержание работы Анализ и оценка деятельности студента
     

Приложение 2

Приложение 3

Вопросы к анализу режимных процессов

Умывание

1. Как происходит умывание детей? Дети заходят умы­ваться все вместе или поочередно?

2. Что нужно, чтобы умывание прошло быстро, органи­зованно и правильно?

3. Каковы навыки детей в умывании, соответствуют ли они требованиям программы?

Занятие

1. Продолжительность, соответствие режиму, организация перерыва.

2. Успевают ли дети отдохнуть? (Да, нет, почему?)
Сбор на прогулку

1. Создание условий для одевания.

2. Приемы, используемые при одевании.

3. Навыки детей в одевании.

4. Воспитано ли у детей чувство взаимопомощи, береж­ное отношение к одежде?

Прогулка

1. Какое время отведено, соответствует ли программе?

2. Осуществление контроля за внешним видом детей.

Организация сна

1. Как организован переход от работы ко сну?

2. Как дети учатся аккуратно складывать вещи?

3. Гигиеническая подготовка спальни ко сну.

Организация подъема детей

1. Как организован процесс просыпания детей?

2. Как организованы подъем, одевание, умывание детей?

Организация вечернего отрезка времени

5. Чем дети заняты вечером? Предлагает ли воспитатель ка­кие-либо виды деятельности детям, или дети предостав­лены сами себе?

6. Как воспитатель организует игровую деятельность детей?

7. Как воспитатель распределяет внимание на всех де­тей?

8. Как воспитатель провожает детей домой? О чем разговаривает с родителями? Как прощается с детьми?

Приложение 4

Анализ утренней гимнастики

1. Какое место занимает утренняя гимнастика в режиме дня?

2. Были ли созданы гигиенические условия: одежда, обувь, проветривание помещения, влажная уборка, форма одежды воспитателя.

3. Сколько времени заняла подготовка к гимнастике?

4. Соответствует ли подбор упражнений данной возрас­тной группе?

Сколько взято упражнений, количество их по­вторений.

5. В каких случаях воспитатель объяснял, в каких пока­зывал упражнения?

6. В каких случаях воспитатель достаточно ясно и четко давал объяснения, правильно ли он показывал упражне­ния детям?

7. Каково качество выполнения детьми упражнений? За­мечал ли воспитатель неправильность выполнения упраж­нений, как он реагировал на это?

8. Какими приемами воспитатель добивался правильно­сти выполнения упражнений?

9. Предусмотрено ли пользование пособиями? Какими? Сколько времени заняла раздача пособий?

10.Какое сопровождение использовала воспитатель при проведении гимнастики? Как закончилось занятие? Следила ли воспитатель за дыханием, какие специальные упражне­ния делала?

Приложение 5

Приложение 6

Анализ прогулки

1. В процессе подготовки к прогулке отметить, как вос­питатель организует сбор на прогулку, какую воспитатель­ную работу проводит во время одевания. Роль няни при под­готовке к прогулке.

2. Анализ плана прогулки. Из каких частей состоит про­гулка. Все ли части прогулки проводились (наблюдение, уп­ражнения по развитию движений, игра, самостоятельные игры детей, развлечения).

3. Методика наблюдения. Соответствует ли тема, объект наблюдения возрасту детей. Всем ли детям виден объект? За­интересованы ли они наблюдением? Какие вопросы задава­ли дети? Какие приемы помогли воспитателю вызвать инте­рес у детей? Активность детей при наблюдении. Нацелила ли воспитатель внимание детей на дальнейшее наблюдение?

4. Подвижная игра. Соответствует ли игра возрасту де­тей и сезону? Знакома ли игра детям или дается впервые? Как и когда воспитатель сообщила правила игры (напом­нила правила при знакомой игре), знают ли их дети, сле­дила ли воспитатель за четким выполнением правил? Ка­кое основное движение развивал воспитатель в этой игре? Как был выбран ведущий и справился ли он с поручен­ной ролью? Сколько раз повторялась игра? Реакция детей при проведении игры. Какие атрибуты использовались при проведении игры?

5. Труд. Какой вид труда использовала воспитатель? Со­ответствуют ли трудовые поручения возрасту детей? Какой материал давала воспитатель для успешного выполнения поручений (веники, лопаты, совки, движки и т.д.). Удов­летворены ли дети результатами своего труда?

6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений. Какую работу с детьми проводила воспитатель? Какой материал, оборудование, атрибуты использовала? С какими детьми воспитатель проводила работу и почему? Ре­зультаты проведения работы.

7. Игровая деятельность на прогулке. Какие игрушки пред­ложила воспитатель детям для игры на участке? Соответ­ствуют ли они сезону? Как воспитатель помогла детям организовать игру, выбрать игрушки? Как контролирова­ла игры детей, помогала ли им? Какие методы и приемы
использовала в работе? Какие навыки игры имеются у де­тей?

8. Конец прогулки. Как организован сбор игрового мате­риала? Чем воспитатель закончила прогулку? Проведение раздевания и подготовка к обеду.

Приложение 7

План характеристики ребенка

1. Фамилия, имя, возраст

2. Год, дата рождения

3. Краткие анатомические данные: вес, рост при рождении, перенесенные заболевания

4. Развитие ребенка до поступления в детское учреждение, развитие ребенка в период посещения детского сада, особенности физического развития (вес, рост, заболевания, сон, аппетит).

5. Нервно-психическое развитие: речь (активная и пассивная), деятельность, навыки, умения.

6. Особенности поведения: взаимоотношения с взрослыми (инициативные, ответные), взаимоотношения с детьми, предпочитаемый тип общения.

7. Педагогические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка.

Приложение 8

Схема отчета о практике

1. Оформление титульного листа:

Отчет о практике

студентки 2 курса факультета дошкольного воспитания

УлГПУ им. И.Н. Ульянова ................(ФИО),

проходящей практику в группах раннего возраста в ДОУ № ....

с .............. по ..............

Руководитель практики — ..............................(ФИО),

должность, звание

 

2. Примерный план отчета.

1. Выполнение плана практики (проанализировать выполнение заданий активной практики).

2. Методическая помощь, оказанная дошкольному учреждению, группе.

3. Трудности, с которыми столкнулись на практике.

4. Пожелания, предложения в адрес университета, дошкольного учреждения, руководителей.

5. Микросочинение на тему «Моя первая практика» (анализ профессионального становления, собственного отношения к практике, к педагогической деятельности, детям и т.п.).

 

Рекомендуемая литература

1. Авдеева Н.И., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М.: Просвещение,1991.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина,1977.

3. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение,1983.

4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры дошкольника. – М.: Просвещение,1988.

5. Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под ред. Л.Н. Павловой. – М.: Просвещение, 1986.

6. Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.: Просвещение,1981.

7. Голубева Л.Г. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Просвещение,1996.

8. Губерт К.Д. , Рысс М.Г. Гимнастика и массаж в раннем возрасте. – М.: Просвещение,1991.

9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение,1985.

10. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. -­­­ М: Просвещение, 1988.

11. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение,1987.

12. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Г.Г. Григорьева, П.П.Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – М.: Просвещение,2000.

13. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Просвещение, 1979.

14. Печора К. Л., Пантюхина Г.Б., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986.

15. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г.Г. Григорьевой, Н.П. Кочетовой, Д.В. Сергеевой. – М.: Просвещение, 1998.

16. Радуга. Программа и руководство для воспитателей первой младшей группы. – М.: Просвещение, 1993.

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.Н. УЛЬЯНОВА

КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Е.И. Андрианова







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.6 (0.044 с.)