Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт педагогики и психологии

Поиск

Институт педагогики и психологии

Утверждаю

Первый проректор - проректор по учебной работе

___________________О.А. Сидоров

«____»_________________ 2012г.

ПРОГРАММА

Педагогической практики

по специальности 050703.65

Дошкольная педагогика и психология

Курс 4, семестр 8

 

Программа утверждена:

 

на заседании

Ученого совета института педагогики и психологии

протокол № 2 от «18» сентября 2012г.

 

на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики

протокол № 1 от «30» августа 2012г.

 

Зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики

___________________/С.Н.Федорова/

 

 

Йошкар-Ола, 2012г.

Изменение №1

 

 

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная записка.

 

2. Цели и задачи педагогической практики.

 

3.Организация и руководство практикой.

 

4. Содержание практики.

 

5. Права и обязанности студента.

 

6. Обязанности методистов по предмету.

 

7. Обязанности курсового (группового) руководителя практики (заключить договор с базами практик, составить приказ о направлении студентов на практику, провести установочную и заключительную конференции, провести инструктаж по технике безопасности во время практики, контролировать качество прохождения практики студентами и т.д.).

 

8. Сведения о местах проведения практики:

 

а) наименование вида практики в соответствии с учебным планом;

б) места проведения практики;

в) сроки действия договоров.

 

9. Перечень отчетной документации студентов.

 

10. Критерии оценок практики (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

 

11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.

 

12. Приложения (формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т.д.)


Пояснительная записка.

Педагогическая практика является обязательной при подготовке квалифицированного специалиста. В процессе педагогической практики учащиеся должны научиться:

вдумчиво, теоретически обоснованно анализировать воспитательно-образовательный процесс в педагогическом колледже (училище);

самостоятельно работать с учащимися разных возрастных групп и анализировать свой опыт;

выявлять индивидуально-психологические особенности учащихся и учитывать их в своей работе;

находить творческие пути в решении основных задач обучения на основе комплексного подхода;

применять на практике теоретические и методические знания по педагогике, психологии, технологии профессионального образования, частным методикам.

Одна из важнейших задач педпрактики - воспитание у студентов интереса к своей будущей профессии. В соответствии с целями практики студенты овладевают техникой педагогического мастерства, учатся правильно организовывать коллектив учащихся, умело руководить им в разных процессах, воздействовать на коллектив в целом и на каждого обучающегося в отдельности.

 

Цели и задачи педагогической практики.

1. Сформировать профессиональные качества преподавателя педагогического колледжа, связанные с осуществлением триединой функции управления педагогическим процессом: образование - передача специальных знаний; воспитание - передача морально-этических норм и норма­тивно-ценностной системы общества; развитие - формирование на­выков, необходимых для выполнения физической и интеллектуаль­ной деятельности.

2. Углубить и закрепить полученные знания в области психологии, педагогики и специальных дисциплин с целью применения их на практике, в решении конкретных педагогичес­ких задач.

3. Научить студентов в процессе непосредственной работы с учащимися применять теоретические знания по специальности, полученные в институте, закрепляя и углубляя их.

4. Вооружить умением наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводимую преподавателем училища, самостоятельно делать выводы на основе анализа.

5. Научить самостоятельно планировать учебно-воспитатель­ный процесс по предметам специального цикла на научно-педа­гогической основе.

6. Воспитывать у студентов стремление к совершенствова­нию учебно-воспитательного процесса, к поиску наиболее эффективных методов, активизирующих познавательную деятель­ность учащихся.

7. Способствовать развитию навыков организации воспитательно-образовательной среды, воспитательных ситуаций, организации педагогического процесса, создание методических пособий к уроку и технического оснащения.

8. Ознакомить с опытом создания индивидуальных программ развития нового типа воспи­тательно-образовательного учреждения (колледжа).

9. Научить студентов планировать и выполнять обязанности классного руководителя, внеклассную работу по предмету с кол­лективом класса и с отдельными учащимися.

10. Углублять у студентов интерес к педагогической профес­сии, закрепить навыки воспитания этого интереса у учащихся училища. Научить изучать личности учащихся, воспитывать стремление к более глубокому изучению педагогических дис­циплин, к совершенствованию своих педагогических способно­стей.

 

Организация и руководство практикой.

Студенты дневного отделения проходят все виды и этапы практики. Для студентов заочного отделения в учеб­ном плане предусмотрена преподаватель­ская практика в педучилище или школе.

Распределение студентов на практику осуществляется дифференцированно, с согласия кафедры и институтского руководства. Студенты в период проведения практики работают по индивидуаль­ным планам, предусматривающим творческие задания и задания, связанные с научным поиском. Сроки проведения педагогической практики на очном отделении – VIII семестр в те­чение четырех недель. Практика в педучилище (колледже) проводится в соответст­вии со специальными планами подготовки студентов.

Руководство практикой

Общее руководство практикой осуществляет институтский руководитель, назначаемый из числа преподавателей ка­федры института педагогики и психологии. Руководство на местах осуществляет групповой руководи­тель из числа преподавателей ведущих кафедр, а также специа­листы и исполнители, работающие в базовых педучи­лищах, колледжах. Составнымкомпонентом руководства педагогической практи­кой является осуществление контроля за процессом формирования профессиональных умений и навыков у будущих учителей. Пока­зателями сформированности тех или иных умений могут высту­пать: степень осознания студентами своих действий, умение опре­делить причины и объяснить результат своих педагогических дей­ствий, степень самостоятельности, ответственности и активности студента; время, затрачиваемое на подготовку уроков и воспитательных дел.

 

Содержание практики.

1. Практикант проводит учебно-воспитательную работу на уроках по плану, разработанному в подготовительный этап прак­тики, дает минимум 9 уроков: 3 урока по педагогике (2 пробных, 1 – зачетный), 3 урока по психологии (аналогично) и 3 урока по одной из методик.

2. Наблюдает и участвует в анализе не менее 10 уроков преподавателей, других практикантов.

3. Оформляет 3 плана-конспекта зачетных уроков и 2-х воспитательных мероприятий, а также рекомендации по содержанию, организации педагогического процесса.

4. Изготовляет различного рода пособия, осуществляет моде­лирование конкретных воспитательно-образователь­ных ситуаций, способствующих творческому развитию учащихся.

5. Осуществляет руководство предметными кружками, участвует в проведении тематических бесед.

6. Организует внеклассную работу в соответствии с пла­ном классного руководителя, проводит тематические или этиче­ские беседы, готовит и проводит вместе с классным руководи­телем экскурсии (на производство, в природу), организует один из видов трудовой деятельности (воскресник, самообслуживание и др.) и встречи учащихся с интересными людьми.

7. Изучает и анализирует работу педагогического коллектива. Присутствует на заседании педсовета. Знакомится с тематикой и методами работы педагогического коллектива (творческих групп) по научно-мето­дической теме.

8. Выполняет задания, связанные с различного рода направ­лениями методической работы (участие в планировании, подготовке и проведении разных форм методической работы).

9. Работает с активом класса: помогает в планировании мероприятий, в подготовке и проведении воспитательной работы.

10. Проводит индивидуальную воспитательную работу с уча­щимися.

11. Работает с родителями учащихся (сообщает об успехах учащихся, вызывает для беседы по вопросам плохой успеваемости или систематических нарушений правил внутреннего распорядка училища и др.).

1 неделя:

- установочный педагогический совет в колледже (первый день практики);

- составление индивидуального плана практики;

- посещение уроков учителей;

- анализ уроков педагогов (прил. 5, 6);

- составление графика проведения зачетных уроков и внеклассных меро­приятий;

- подготовка и проведение пробных уроков и фрагментов уроков (по ус­мотрению классного руководителя).

 

2 неделя:

- подготовка и проведение пробных уроков;

- исследовательская работа по избранной проблеме (курсо­вая работа);

- изготовление наглядных пособий и дидактического мате­риала;

- взаимопосещение пробных уроков с последующим анализом;

- работа с отстающими уча­щимися;

- обобщение опыта работы педагогического коллектива (творческих групп) по научно-мето­дической теме.

 

3 неделя:

- проведение пробных и подготовка зачетных уроков;

- подготовка и проведение пробного внеклассного мероприятия;

- анализ документации учителя (классного руководителя);

- продолжение исследовательской работы по избранной проблеме (курсо­вая работа);

- составление психолого-педагогической характеристики на ученика;

- организация и проведение тематических бесед;

- выполнение заданий, связанных с различного рода направ­лениями методической работы.

 

4 неделя– 5 неделя:

- проведение зачетных уроков;

- проведение зачетного внеклассного мероприятия;

- подготовка отчетной документации;

- участие в отчетной конференции по педагогической практике в колледже.

5. Права и обязанности студента.

I. Студент обязан бывать в колледже соответственно установленному расписанию и утвержденному графику работы.

2. Студент должен своевременно выполнять все виды работы, предусмотренные программой практики.

3. Практикант подчиняется правилам внутреннего распоряд­ка учреждения, в котором он проходит практику, распоряжениям администрации и руководителей практики.

4. Студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается невыполнившим учеб­ный план.

5. На время практики один из студентов назначается старостой. Он ведет учет посещаемости, осуществляет общую организацию группы, помо­гает руководителю координировать работу практикантов.

Критерии оценок практики

Оценка практикина дневном отделении проводится по пятибалльной системе. Оценивает практику методист, групповой руководитель, преподаватель педучилища). Критериями оценки являются: грамотное составление педагогической документации; планирование работы в соответствии с программой и требованиями психологии, педагогики и частных методик; умение владеть коллективом детей, соблюдение педагогического такта в общении с ними - проявление внимания, доброжелательности, ласки в сочетании с требовательностью и пр.; авторитет практиканта у детей и взрослых; проявление инициативы и творчества (умение организовать интересные игры, сделать необходимое пособие, оформить стенд для родителей, провести интересный вечер развлечений и пр.). Контроль за текущей работой студентов осуществляется пов­седневно в процессе методических совещаний, консультаций, бесед. По итогам практики проводятся конференции, составляются харак­теристики-отзывы и выставляются оценки в зачетную книжку.

 

11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.

  1. Шеховская, Н.
    Преподаватель колледжа: кто он? / Педагогика.- 2000.-№10.- С.65-71.
  2. Анисимов, П.Ф.
    Современный специалист со средним профессиональным образованием: мнение производственников. / П.Ф.Анисимов, Н.Л.Гунявина // СОЦИС..- 2002.-№12..- С.100-106..
  3. Дёмин, В.М.
    Среднее профессиональное образование России: пути развития / В.М. Дёмин // Высшее образование сегодня.- 2003.-№2..- С.17-23..
  4. Романов, А.В.
    Структуры управления учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении ССУЗА РФ / А.В. Романов // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2003.-№4 июль-август - С.54-58.
  5. Болотов, В.А.
    Актуальное интервью "Образование на старшей ступени во всех развитых странах является профильным" / В.А.Болотов // Математика в школе.- 2003.-№9.- С.4-8.
  6. Болотов, В.А.
    Переход средней школы на профильное обучение учащихся в старших классах / В.А.Болотов // Физика в школе.- 2003.-№8.- С.3-8.
  7. Богомолова, О.
    В гости со своей задачей: Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова на II и III ступенях / О.Богомолова // Учитель года: лучшее от лучших.- 2004.-№2.- С.56-59.
  8. Ковальчукова, А.
    Нарисуйте счастье: Технологии французских технологических мастерских и развития критического мышления в авторской интерпретации / А.Ковальчукова // Учитель года: лучшее от лучших.- 2004.-№2.- С.62-72.
  9. Белянкова, Н.
    Плюсы и флюсы профилизации / Н.Белянкова // Практический журнал для учителя и администрации школы.- 2004.-№4.- С.44-47.
  10. Савельева,Е.Л.
    Опыт гражданоско- патриотического воспитания студентов педагогического училища / Е.Л.Савельева // Начальная школа.- 2004.-№11.- С.16-18.
  11. Иванчина, С.Н.
    Акцентуации характеров студентов на примере обследования обучающихся в истринском педагогическом колледже / С.Н. Иванчина // Педагогическая мастерская.- 2004.-№6 ноябрь.- С.46-49.
  12. Свининникова, С.
    Королевство Дания: "душевное" образование / С.Свининникова // Абитуриент.- 2004.-№12.- С.13-15.
  13. Шаповалов,К.
    Программа учебной дисциплины "Основы здорового образа жизни" для учреждений среднего профессионального образования / К.Шаповалов, Л.Шаповалова // ОБЖ.- 2005.-№1.- С.46-49
  14. Самойленко,П.И.
    Российское среднее профессиональное образование в контексте общеевропейского интеграционного процесса / П.И.Самойленко, Т.В.Гериш, А.Л.Коломенская // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2005.-№4.- С.48-54.
  15. Анискевич, С.
    О профподготовке педагогов в контексте модернизации специального образования / С.Анискевич // Дошкольное воспитание.- 2005.-№10.- С.117-118.
  16. Плеханова, И.Н.
    Проектная методика в средних профессиональных учебных заведениях / И.Н.Плеханова // Методист.- 2005.-№5.- С.53-56.
  17. Букин, В.П.
    Подготовка специалистов среднего звена для социальной сферы региона: проблемы и перспективы / В.П.Букин, Ю.В.Мананникова // Интеграция образования.- 2005.-№3.- С.29-35.
  18. Ломакина, Т.
    Региональное управление профессиональным образованием / Т.Ломакина // Учитель.- 2005.-№6.- С.34-38.
  19. Волошина, Л.
    Проблемы адаптации студентов педколледжа / Л.Волошина, Ю.Шилова // Дошкольное воспитание.- 2005.-№12.- С.112-114.
  20. Самойленко, П.И.
    Мониторинг развития государственно-общественного управления в системе среднего профессионального образования / П.И.Самойленко, Т.В.Гериш // Стандарты и мониторинги в образовании.- 2005.-№6.- С.3-8.
  21. Потемкина, Т.В.
    Методическая работа преподавателя филологических дисциплин учреждений среднего профессионального образования / Т.В.Потемкина // Методист.- 2006.-№1.- С.51-53.
  22. Власихин, С.А.
    Разграничение бюджетных полномочий в среднем профессиональном образовании / С.А.Власихин // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2006.-№9.- С.47-52
  23. Лобашев, В.Д.
    Интересы и стимулы в профессиональном обучении / В.Д.Лобашев // Педагогическая мастерская.- 2006.-№5.- С.2-8.
  24. Вознесенская, Е.Д.
    Общее образование в профессиональном становлении выпускников профессиональных училищ / Е.Д.Вознесенская // Вопросы образования.- 2005.-№4.- С.260-273.
  25. Кокарев, Ю.П.
    Профориентация школьников и трудоустройство выпускников колледжа / Ю.П.Кокарев // Справочник руководителя образовательного учреждения.- 2006.-№11.- С.72-75.
  26. Гликман, И.З.
    Надо ли среднее образование делать обязательным? / И.З.Гликман // Инновации в образовании.- 2007.-№1.- С.4-9.
  27. Сохабеев, В.М.
    Социальное партнерство в среднем профессиональном образовании / В.М.Сохабеев, Е.А.Корчагин // Инновации в образовании.- 2007.-№1.- С.29-37.
  28. Петрухин, В.В.
    Проблема создания системы педагогического мониторинга в структурах среднего профессионального образования / В.В.Петрухин // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007.-№1.- С.52-54.
  29. Фильчаков, Ю.
    Довузовское профессиональное образование в условиях рынка / Ю.Фильчаков // Народное образование.- 2007.-№2.- С.130-132.
  30. Гоголь, А.
    Из класса в кластер / А.Гоголь и др. // Лидеры образования.- 2006.-№6.- С.40-43.
  31. Микрюхина, С.Л.
    Социальное проектирование / С.Л.Микрюхина // Студенчество. Диалоги о воспитании.- 2007.-№1.- С.21-22.
  32. Речинская, Л.М.
    Музей истории колледжа / Л.М.Речинская // Студенчество. Диалоги о воспитании.- 2007.-№1 - С.23.
  33. Самолдина, Л.Н.
    Практическая подготовка специалистов среднего звена для высокотехнологического наукоемкого производства / Л.Н.Самолдина, К.В.Белова // Инновации в образовании.- 2007.-№2.- С.65-71.
  34. Турбина, И.В.
    Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования / И.В. Турбина // Математика в школе.- 2007 - №3.- С.48 - 50.
  35. Блинов, В.И.
    Национальная рамка квалификаций как один из инструментов управления качеством профессионального образования / В.И.Блинов // Преподаватель XXI век.- 2007.-№3.- С.8-11
  36. Обухова, Н.В.
    Природа, живопись, музыка - источник эстетического воспитания студентов педколледжа / Н.В.Обухова // Начальная школа плюс до и после.- 2007. - №4.- С. 32 - 34.
  37. Ибрагимов, Г.И.
    Принципы управления качеством среднего профессионального образования / Г.И.Ибрагимов // Педагогика.- 2007. - №4.- С.45-52.
  38. Снопко, Н.М.
    Планирование патриотического воспитания учащихся ссузов / Н.М.Снопко // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007. - № 3.- С.54-55.
  39. Ковтун, Т.В.
    Маркетинговый анализ состояния конкурентоспособности педагогического колледжа на рынке образовательных услуг / Т.В.Ковтун // Педагогическое образование и наука.- 2007. - № 3.- С.21-22.
  40. Рудинский, В.
    Методическое обеспечение процесса подготовки специалистов / В.Рудинский // Учитель.- 2007. - № 4.- С.27-30.
  41. Шахова, Е.
    Важное условие повышения качества обучения / Е.Шахова // Учитель.- 2007. - № 4.- С.30-32
  42. Аксенова, А.
    Учебный процесс: проблемы организации / А.Аксенова // Учитель.- 2007. - № 4.- С.33-35.
  43. Бабакова, Т.
    Опыт реализации межпредметных проектов / Т.Бабакова // Учитель.- 2007. - № 4.- С.39-41.
  44. Саватеева, Л.
    Воспитание ответственности / Л.Саватеева // Учитель.- 2007. - № 4.- С.41-43.
  45. Мануйлова, В.
    Лаборатория диагностики и коррекции детского развития / В.Мануйлова // Учитель.- 2007. - № 4.- С.43-44.
  46. Кольцова, О.С.
    Управление качеством образования в профессионально-педагогическом учебном заведении с учетом рыночных отношений / О.С.Кольцова // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007. - № 4.- С.21-24.
  47. Будик, И.Б.
    Компетентностная модель профессиональной подготовки специалиста в условиях колледжа / И.Б.Будик // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007. - № 4.- С.50-52.
  48. Нуриева, Э.Г.
    Исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа / Э.Г.Нуриева // Стандарты и мониторинг в образовании.- 2007. - № 4.- С.57-58.
  49. Комарницкий, Ю.Я.
    Педагогический колледж: проблемы и механизм развития / Ю.Я.Комарницкий // Народное образование.- 2007. - № 5.- С.121-127.
  50. Воленко, О.
    Важнейший показатель эффективности учебного процесса / О.Воленко, О.Быковец // Учитель.- 2007. - № 5.- С.20-24.
  51. Рудинский, В.
    Студент педагогического колледжа: каким ему быть? / В.Рудинский // Учитель.- 2007. - № 5.- С.25-26.
  52. Садекова, А.
    Экспериментальная проверка профессиональной компетентности будущих специалистов / А.Садекова // Учитель.- 2007. - № 5.- С.76-77.
  53. Червова, А.А.
    К вопросу о развитии профессионально-педагогического колледжа в Нижегородской области / А.А.Червова, Г.А.Казанцева // Наука и школа.- 2007. -- № 5.- С.45-47.
  54. Филоненко, В.А.
    Формирование умений профессиональной самоорганизации у студентов социально-педагогического колледжа / В.А.Филоненко // Наука и школа.- 2007. -- № 5.- С.44-45.

Приложения

Педагогический дневник

Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого учащегося во взаимоотношениях с товарищами и коллективом, про­слеживать динамику развития коллектива и личности учащегося, умений анализировать и оцени­вать воспитательные дела. В дневнике планируется педагогическая организатор­ская деятельность студента, рас­крывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в педколледже и отдельные педагогические ситуации, делают­ся выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы.

Педагогический дневник выступает и как средство связи тео­рии с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и пси­хологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные в школе, анализируется интересный педагогический опыт, обсуж­даются сложные педагогические ситуации.

Педагогический дневник является обязательным документом педагогической практики. Он проверяется курсовым и групповым руководителями. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении оценок за педагогическую практику.

Примерный план оформления дневника практиканта

Кратко записывается, что делает студент по программе каждый день. По мере необходимости в дневник вносятся все рабочие и методические материалы практиканта, кроме выделенных в плане-графике.

Постраничное оформление дневника практиканта

1с. Дневникпрактиканта студентки-практикантки ___курса ИПП МарГУ _________________________________________________ ГОУ СПО «Оршанский педагогический колледж им.И.К.Глушкова»  

 

2 с. Директор школы–   Завуч школы –   Факультетский руководитель практики –   Групповой руководитель практики –   Учитель –   Методист по математике –   Методист по русскому языку –   Методист по чтению –   Методист по ИЗО –   Методист по музыке –   Методист по окружающему миру –   Методист по марийскому языку (иностранному языку) –   Методист по информатике –   Методист по воспитательной работе
З с. Список класса  
4 с. Расписание уроков    
5 с. Расписание звонков
6с. Индивидуальный план практиканта  
Содержание работы Дата
- проведение зачетных уроков и внеклассных мероприятий  
- подготовка и участие в ро­дительских собраниях  
- работа с отстающими  
- помощь в изготовлении наглядных пособий, классных уголков  
- проведение диагностических исследований  

 

Приложение 2

Лист дневника-ежедневника

По педагогической практике

Номер урока Понедельник, 28.02.   Четверг
1. Посещение урока чтения в 3«А» кл. студентки Сорокиной Е.А. 1.  
2. Помощь классному руководи­телю в оформлении класса ко Дню 8 Марта 2.  
3. Проведение эксперимента по курсовой работе 3.  
4. Работа с отстающими ученика­ми (ФИО учащихся) 4.  
       
  Вторник   Пятница
1.   1.  
2.   2.  
3.   3.  
4.   4.  
       
  Среда   Суббота
1.   1.  
2.   2.  
3.   3.  
4.     4.  
       

Индивидуальный план-график практики

 

№ п/п Содержание деятельности Сроки Выполнение

 

Отчет студента

1. Краткая характеристика базы практики. Результаты знакомства с ос­новными направлениями работы педколледжа.

2. Учас­тие практиканта в модернизации учебно-образовательной среды педколледжа.

3. Анализ личной педагогической деятельности. Характеристика самостоятельно проведенных уроков и воспитательных моментов.

4. Анализ разработанных и проведенных уроков и меро­приятий, направленных на развитие твор­чества учащихся. Сколько и каких мероприя­тий проведено? Их результативность.

5. Предложение и замечание по органи­зации и проведению практики (сроки, дли­тельность, программа, дневник прак­тиканта, база и т.д.).

Отзыв

(группового руководителя о деятельности студента)

1. Трудовая дисциплина и ведение документации.

2. Выполнение программы практики и индивидуального плана-графика.

3. Подготовленность студента к выполнению программы прак­тики.

4. Интерес и способности к педагогической деятельности.

5. Интерес к процессу воспитания и обучения.

6. Предложения и замечания.

Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия

1. Тема внеклассного воспитательного занятия.

2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида заня­тий с учащимися.

3. План проведения воспитательного занятия.

4. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответ­ствии с планом его проведения).

5. Используемая наглядность и ТСО.

6. Список использованной литературы.

 

Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела

1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия.

2. Педагогическое обоснование темы (почему данное меро­приятие включено в план воспитательной работы, его соответст­вие возрастным особенностям класса).

3. Цели и задачи проводимой работы.

4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использо­вание технических средств). Влияние подготовки к делу на спло­чение учащихся.

5. Содержание и методика проведения занятия:

а) соответствие содержания занятия поставленной цели;

б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;

в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность;

г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответст­вие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса;

д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окру­жающей среды.

Примерная схема анализа этической беседы

1. Тема, цели и задачи проводимой беседы.

2. Актуальность темы беседы для данного коллектива.

3. Опора на моральный опыт детей.

4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов.

5. Логичность и последовательность при разъяснении мораль­ных категорий.

6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего).

7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность фор­мулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров).

8. Степень участия детей в подготовке беседы.

9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ве­дущего склассом, стиль его отношений, приемы активизации детей.

10. Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.

11. Выводы. Достигнута ли цель беседы, ее достоинства и не­достатки.

Конспект урока

1. Общие сведения:

- дата;

- курс (класс);

- ФИО преподавателя;

- тема урока;

- тип урока (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, пресс-конференция, классический семинар, семинар-мозговая атака, семинар-вертушка);

- цели и задачи урока.

2. Содержание:

- структурные элементы учебного материала: тезисы, вопросы, микроситуации, микродискуссии и т.п., примеры, иллюстрации (схемы, чертежи, рисунки);

- соответствие учебного материала государственному стандарту и программе;

- информативная насыщенность (исторический аспект, актуальность информации).

3. Технология:

- план;

- рекомендуемые литературные источники;

- актуализация знаний предыдущего учебного материала;

- подготовка вопросов, микроситуаций или заданий;

- контроль за деятельностью учащихся: устный опрос, программированный опрос и т.д.;

- осуществление межпредметных связей и способов актуализации знаний смежных предметов;

- использование наглядных пособий, ТСО, демонстрационных материалов;

- ориентация студентов на самостоятельную работу по теме (домашнее задание, его содержание, характер, объем);

- руководство конспектированием материала урока, обучение приемам запоминания, логико-структурной обработки.

Методический анализ урока

(схема)

Примерная схема написания

II. Учебная деятельность

1. Успеваемость учащегося (определяется по четвертным отмет­кам за последний год и по текущим отметкам последней четверти).

2. Общая осведомленность, кругозор (оценивается по мате­риалам бесед с учащимся).

3. Интерес к учебным предметам (интерес выражен ко всем предметам в одинаковой степени, интерес выражен к отдельным предметам, не проявляет интереса ни к одному предмету).

4. Наличие пробелов в знаниях по основным предметам, при­чины пробелов в знаниях (оценивается по результатам выполне­ния экспериментальных заданий, наблюдения за учебной дея­тельностью, бесед с учителем).

5. Особенности поведения на уроках (активность, организо­ванность, старательность, сформированность учебной деятельно­сти).

6. Реакция на поощрение и порицание. Какой стимул более действенный в отношении к испытуемому?

7. Типичная реакция на неудачу (в чем или в ком чаще видит причину своих неудач).

8. Особенности поведения в школе (сравнить поведение учащегося на уроках, переменах, в группе продленного дня, на вне­урочных мероприятиях).

9. Выполнение внутреннего распорядка колледжа (пропуски уро­ков, опоздания на уроки, другие нарушения правил поведения в колледже).

Информация по второму разделу характеристики получается на основе анализа анкет, наблюдения за поведением и учебной деятельностью учащегося, бесед с самим учащимся, учителем, классным руководителем и другими учащимися.

 

III. Взаимоотношения с одногруппниками и участие в общественной работе

1. Положение в группе (наличие авторитета, отношение одно­группников - пользуется симпатией или вызывает антипатию).

2. Отношение учащегося к одногруппникам (дружит с одно­группниками, со сверстниками, имеет дру­зей старше или младше себя, имеет друзей одного с собой или противоположного пола).

3. Выполняемая общественная работа (постоянное поручение, разовое поручение, не имеет поручения).

4. Позиция, которую, как правило, занимает учащийся на класс­ных и коледжных мероприятиях (инициатор и организатор, актив­ный участник, пассивный исполнитель, критик, уклоняющийся).

Информация по третьему разделу характеристики получается на основании наблюдения, отзывам учителя, учащихся, проведе­ния социометрического эксперимента.

 

V. Заключение

1. Указание возможных причин психологических особенно­стей, их место и роль в развитии личности учащегося.

2. Определение перспективы дальнейшего развития учащегося.

3. Психолого-педагогические рекомендации по формирова­нию положительных качеств личности и преодолению отрица­тельных.

Приложение 10

Схема характеристики студента-практиканта

(пишется учителем и заверяется руководителем учебного заведения)

1. Место и срок прохождения практики.

2. Количество и качество проведенных уроков и внеклассных мероприятий.

3. Отношение к подготовке и проведению всех видов учебно-воспитательной работы (самостоятельность, инициативность, творчество).

4. Какие качества будущего педагога наиболее ярко прояви­лись в ходе практики:

- умение общаться с детьми, учителями;

- интерес к профессиональной деятельности;

- владение методами, формами, приемами обучения и органи­зации учащихся;

- владение современными педагогическими технологиями.

5. Уровень нравственных проявлений: ответственности, дис­циплинированности, трудолюбия, настойчивости, аккуратности.

6. Умение проводить оценку и самооценку деятельности.

7. Общее заключение о степени профессиональной подготов­ленности студента-практиканта.

 

Приложение 11

Схема отчета студента

_____________________________________________________________

проходившего практику в школе, классе

в период с__________________по_______________200 г.

1. Выполнение плана педпрактики. Какие изменения имели место и почему?

2. Количество проведенных уроков. Какие уроки проходили более удачно и почему? Какие уроки вызывали затруднения и почему?

3. Какой педагогический опыт учителей учитывался и приме­нялся студентом-практикантом?

4. Назовите новые образовательные технологии, используе­мые при проведении уроков и внеклассных мероприятий?

5. Какие формы организации обучающихся были включены в систему воспитательной работы с данным детским коллективом?

6. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к учащемуся?

7. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе педпрактики?

8. Сущность проводимой исследовательской работы.

9. Трудности, которые испытывали студенты в процессе профессиональной подготовке (на уроке, во внеклассной работе).

10. Отношение руководства школы к практике студентов.

11. Общие выводы по педпрактике. Ее значение в становлении личности будущего педагога.

12. Предложения по совершенствованию содержания и орга­низации педпрактики.

Приложение 12

Схема отчета

методиста_________________________________________

по педагогической практике на 4 (5) курсе

1. База практики (школы, классы).

2. Программы и учебники, по которым работали.

3. Выполнение плана зачетных уроков студентами.

4. Характеристика качества зачетных уроков и занятий (отме­тить лучших и слабых студ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.012 с.)