Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт педагогики и психологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Институт педагогики и психологии Утверждаю Первый проректор - проректор по учебной работе ___________________О.А. Сидоров «____»_________________ 2012г. ПРОГРАММА Педагогической практики по специальности 050703.65 Дошкольная педагогика и психология Курс 4, семестр 8
Программа утверждена:
на заседании Ученого совета института педагогики и психологии протокол № 2 от «18» сентября 2012г.
на заседании кафедры дошкольной и социальной педагогики протокол № 1 от «30» августа 2012г.
Зав. кафедрой дошкольной и социальной педагогики ___________________/С.Н.Федорова/
Йошкар-Ола, 2012г. Изменение №1
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи педагогической практики.
3.Организация и руководство практикой.
4. Содержание практики.
5. Права и обязанности студента.
6. Обязанности методистов по предмету.
7. Обязанности курсового (группового) руководителя практики (заключить договор с базами практик, составить приказ о направлении студентов на практику, провести установочную и заключительную конференции, провести инструктаж по технике безопасности во время практики, контролировать качество прохождения практики студентами и т.д.).
8. Сведения о местах проведения практики:
а) наименование вида практики в соответствии с учебным планом; б) места проведения практики; в) сроки действия договоров.
9. Перечень отчетной документации студентов.
10. Критерии оценок практики (зачтено, не зачтено, отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).
11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.
12. Приложения (формы дневника, отчета, характеристики студента, образец конспекта урока или занятия, анализа урока или занятия и т.д.) Пояснительная записка. Педагогическая практика является обязательной при подготовке квалифицированного специалиста. В процессе педагогической практики учащиеся должны научиться: вдумчиво, теоретически обоснованно анализировать воспитательно-образовательный процесс в педагогическом колледже (училище); самостоятельно работать с учащимися разных возрастных групп и анализировать свой опыт; выявлять индивидуально-психологические особенности учащихся и учитывать их в своей работе; находить творческие пути в решении основных задач обучения на основе комплексного подхода; применять на практике теоретические и методические знания по педагогике, психологии, технологии профессионального образования, частным методикам. Одна из важнейших задач педпрактики - воспитание у студентов интереса к своей будущей профессии. В соответствии с целями практики студенты овладевают техникой педагогического мастерства, учатся правильно организовывать коллектив учащихся, умело руководить им в разных процессах, воздействовать на коллектив в целом и на каждого обучающегося в отдельности.
Цели и задачи педагогической практики. 1. Сформировать профессиональные качества преподавателя педагогического колледжа, связанные с осуществлением триединой функции управления педагогическим процессом: образование - передача специальных знаний; воспитание - передача морально-этических норм и нормативно-ценностной системы общества; развитие - формирование навыков, необходимых для выполнения физической и интеллектуальной деятельности. 2. Углубить и закрепить полученные знания в области психологии, педагогики и специальных дисциплин с целью применения их на практике, в решении конкретных педагогических задач. 3. Научить студентов в процессе непосредственной работы с учащимися применять теоретические знания по специальности, полученные в институте, закрепляя и углубляя их. 4. Вооружить умением наблюдать и анализировать учебно-воспитательную работу, проводимую преподавателем училища, самостоятельно делать выводы на основе анализа. 5. Научить самостоятельно планировать учебно-воспитательный процесс по предметам специального цикла на научно-педагогической основе. 6. Воспитывать у студентов стремление к совершенствованию учебно-воспитательного процесса, к поиску наиболее эффективных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся. 7. Способствовать развитию навыков организации воспитательно-образовательной среды, воспитательных ситуаций, организации педагогического процесса, создание методических пособий к уроку и технического оснащения. 8. Ознакомить с опытом создания индивидуальных программ развития нового типа воспитательно-образовательного учреждения (колледжа). 9. Научить студентов планировать и выполнять обязанности классного руководителя, внеклассную работу по предмету с коллективом класса и с отдельными учащимися. 10. Углублять у студентов интерес к педагогической профессии, закрепить навыки воспитания этого интереса у учащихся училища. Научить изучать личности учащихся, воспитывать стремление к более глубокому изучению педагогических дисциплин, к совершенствованию своих педагогических способностей.
Организация и руководство практикой. Студенты дневного отделения проходят все виды и этапы практики. Для студентов заочного отделения в учебном плане предусмотрена преподавательская практика в педучилище или школе. Распределение студентов на практику осуществляется дифференцированно, с согласия кафедры и институтского руководства. Студенты в период проведения практики работают по индивидуальным планам, предусматривающим творческие задания и задания, связанные с научным поиском. Сроки проведения педагогической практики на очном отделении – VIII семестр в течение четырех недель. Практика в педучилище (колледже) проводится в соответствии со специальными планами подготовки студентов. Руководство практикой Общее руководство практикой осуществляет институтский руководитель, назначаемый из числа преподавателей кафедры института педагогики и психологии. Руководство на местах осуществляет групповой руководитель из числа преподавателей ведущих кафедр, а также специалисты и исполнители, работающие в базовых педучилищах, колледжах. Составнымкомпонентом руководства педагогической практикой является осуществление контроля за процессом формирования профессиональных умений и навыков у будущих учителей. Показателями сформированности тех или иных умений могут выступать: степень осознания студентами своих действий, умение определить причины и объяснить результат своих педагогических действий, степень самостоятельности, ответственности и активности студента; время, затрачиваемое на подготовку уроков и воспитательных дел.
Содержание практики. 1. Практикант проводит учебно-воспитательную работу на уроках по плану, разработанному в подготовительный этап практики, дает минимум 9 уроков: 3 урока по педагогике (2 пробных, 1 – зачетный), 3 урока по психологии (аналогично) и 3 урока по одной из методик. 2. Наблюдает и участвует в анализе не менее 10 уроков преподавателей, других практикантов. 3. Оформляет 3 плана-конспекта зачетных уроков и 2-х воспитательных мероприятий, а также рекомендации по содержанию, организации педагогического процесса. 4. Изготовляет различного рода пособия, осуществляет моделирование конкретных воспитательно-образовательных ситуаций, способствующих творческому развитию учащихся. 5. Осуществляет руководство предметными кружками, участвует в проведении тематических бесед. 6. Организует внеклассную работу в соответствии с планом классного руководителя, проводит тематические или этические беседы, готовит и проводит вместе с классным руководителем экскурсии (на производство, в природу), организует один из видов трудовой деятельности (воскресник, самообслуживание и др.) и встречи учащихся с интересными людьми. 7. Изучает и анализирует работу педагогического коллектива. Присутствует на заседании педсовета. Знакомится с тематикой и методами работы педагогического коллектива (творческих групп) по научно-методической теме. 8. Выполняет задания, связанные с различного рода направлениями методической работы (участие в планировании, подготовке и проведении разных форм методической работы). 9. Работает с активом класса: помогает в планировании мероприятий, в подготовке и проведении воспитательной работы. 10. Проводит индивидуальную воспитательную работу с учащимися. 11. Работает с родителями учащихся (сообщает об успехах учащихся, вызывает для беседы по вопросам плохой успеваемости или систематических нарушений правил внутреннего распорядка училища и др.). 1 неделя: - установочный педагогический совет в колледже (первый день практики); - составление индивидуального плана практики; - посещение уроков учителей; - анализ уроков педагогов (прил. 5, 6); - составление графика проведения зачетных уроков и внеклассных мероприятий; - подготовка и проведение пробных уроков и фрагментов уроков (по усмотрению классного руководителя).
2 неделя: - подготовка и проведение пробных уроков; - исследовательская работа по избранной проблеме (курсовая работа); - изготовление наглядных пособий и дидактического материала; - взаимопосещение пробных уроков с последующим анализом; - работа с отстающими учащимися; - обобщение опыта работы педагогического коллектива (творческих групп) по научно-методической теме.
3 неделя: - проведение пробных и подготовка зачетных уроков; - подготовка и проведение пробного внеклассного мероприятия; - анализ документации учителя (классного руководителя); - продолжение исследовательской работы по избранной проблеме (курсовая работа); - составление психолого-педагогической характеристики на ученика; - организация и проведение тематических бесед; - выполнение заданий, связанных с различного рода направлениями методической работы.
4 неделя– 5 неделя: - проведение зачетных уроков; - проведение зачетного внеклассного мероприятия; - подготовка отчетной документации; - участие в отчетной конференции по педагогической практике в колледже. 5. Права и обязанности студента. I. Студент обязан бывать в колледже соответственно установленному расписанию и утвержденному графику работы. 2. Студент должен своевременно выполнять все виды работы, предусмотренные программой практики. 3. Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения, в котором он проходит практику, распоряжениям администрации и руководителей практики. 4. Студент, отстраненный от практики, работа которого признана неудовлетворительной, считается невыполнившим учебный план. 5. На время практики один из студентов назначается старостой. Он ведет учет посещаемости, осуществляет общую организацию группы, помогает руководителю координировать работу практикантов. Критерии оценок практики Оценка практикина дневном отделении проводится по пятибалльной системе. Оценивает практику методист, групповой руководитель, преподаватель педучилища). Критериями оценки являются: грамотное составление педагогической документации; планирование работы в соответствии с программой и требованиями психологии, педагогики и частных методик; умение владеть коллективом детей, соблюдение педагогического такта в общении с ними - проявление внимания, доброжелательности, ласки в сочетании с требовательностью и пр.; авторитет практиканта у детей и взрослых; проявление инициативы и творчества (умение организовать интересные игры, сделать необходимое пособие, оформить стенд для родителей, провести интересный вечер развлечений и пр.). Контроль за текущей работой студентов осуществляется повседневно в процессе методических совещаний, консультаций, бесед. По итогам практики проводятся конференции, составляются характеристики-отзывы и выставляются оценки в зачетную книжку.
11.Список литературы в помощь студентам – практикантам.
Приложения Педагогический дневник Ведение дневника способствует осмыслению студентами своей педагогической работы, формированию умений видеть каждого учащегося во взаимоотношениях с товарищами и коллективом, прослеживать динамику развития коллектива и личности учащегося, умений анализировать и оценивать воспитательные дела. В дневнике планируется педагогическая организаторская деятельность студента, раскрывается методическая сущность проводимых дел, анализируется каждый день в педколледже и отдельные педагогические ситуации, делаются выводы, обобщения, намечаются педагогические перспективы. Педагогический дневник выступает и как средство связи теории с практикой. На учебных занятиях по педагогическим и психологическим дисциплинам используются наблюдения, сделанные в школе, анализируется интересный педагогический опыт, обсуждаются сложные педагогические ситуации. Педагогический дневник является обязательным документом педагогической практики. Он проверяется курсовым и групповым руководителями. Состояние педагогических дневников учитывается при выставлении оценок за педагогическую практику. Примерный план оформления дневника практиканта Кратко записывается, что делает студент по программе каждый день. По мере необходимости в дневник вносятся все рабочие и методические материалы практиканта, кроме выделенных в плане-графике. Постраничное оформление дневника практиканта
Приложение 2 Лист дневника-ежедневника По педагогической практике
Индивидуальный план-график практики
Отчет студента 1. Краткая характеристика базы практики. Результаты знакомства с основными направлениями работы педколледжа. 2. Участие практиканта в модернизации учебно-образовательной среды педколледжа. 3. Анализ личной педагогической деятельности. Характеристика самостоятельно проведенных уроков и воспитательных моментов. 4. Анализ разработанных и проведенных уроков и мероприятий, направленных на развитие творчества учащихся. Сколько и каких мероприятий проведено? Их результативность. 5. Предложение и замечание по организации и проведению практики (сроки, длительность, программа, дневник практиканта, база и т.д.). Отзыв (группового руководителя о деятельности студента) 1. Трудовая дисциплина и ведение документации. 2. Выполнение программы практики и индивидуального плана-графика. 3. Подготовленность студента к выполнению программы практики. 4. Интерес и способности к педагогической деятельности. 5. Интерес к процессу воспитания и обучения. 6. Предложения и замечания. Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия 1. Тема внеклассного воспитательного занятия. 2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися. 3. План проведения воспитательного занятия. 4. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения). 5. Используемая наглядность и ТСО. 6. Список использованной литературы.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела 1. Школа, класс, вид работы, тема проводимого внеклассного занятия. 2. Педагогическое обоснование темы (почему данное мероприятие включено в план воспитательной работы, его соответствие возрастным особенностям класса). 3. Цели и задачи проводимой работы. 4. Организация подготовки учащихся к данному занятию (степень участия детей, наглядное оформление занятия, использование технических средств). Влияние подготовки к делу на сплочение учащихся. 5. Содержание и методика проведения занятия: а) соответствие содержания занятия поставленной цели; б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала; в) эмоциональная насыщенность, интерес детей к занятию, их активность; г) приемы и методы, использованные на занятии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса; д) связь обсуждаемых вопросов с проблемами класса и окружающей среды. Примерная схема анализа этической беседы 1. Тема, цели и задачи проводимой беседы. 2. Актуальность темы беседы для данного коллектива. 3. Опора на моральный опыт детей. 4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов. 5. Логичность и последовательность при разъяснении моральных категорий. 6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего). 7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров). 8. Степень участия детей в подготовке беседы. 9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ведущего склассом, стиль его отношений, приемы активизации детей. 10. Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам. 11. Выводы. Достигнута ли цель беседы, ее достоинства и недостатки. Конспект урока 1. Общие сведения: - дата; - курс (класс); - ФИО преподавателя; - тема урока; - тип урока (лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, пресс-конференция, классический семинар, семинар-мозговая атака, семинар-вертушка); - цели и задачи урока. 2. Содержание: - структурные элементы учебного материала: тезисы, вопросы, микроситуации, микродискуссии и т.п., примеры, иллюстрации (схемы, чертежи, рисунки); - соответствие учебного материала государственному стандарту и программе; - информативная насыщенность (исторический аспект, актуальность информации). 3. Технология: - план; - рекомендуемые литературные источники; - актуализация знаний предыдущего учебного материала; - подготовка вопросов, микроситуаций или заданий; - контроль за деятельностью учащихся: устный опрос, программированный опрос и т.д.; - осуществление межпредметных связей и способов актуализации знаний смежных предметов; - использование наглядных пособий, ТСО, демонстрационных материалов; - ориентация студентов на самостоятельную работу по теме (домашнее задание, его содержание, характер, объем); - руководство конспектированием материала урока, обучение приемам запоминания, логико-структурной обработки. Методический анализ урока (схема) Примерная схема написания II. Учебная деятельность 1. Успеваемость учащегося (определяется по четвертным отметкам за последний год и по текущим отметкам последней четверти). 2. Общая осведомленность, кругозор (оценивается по материалам бесед с учащимся). 3. Интерес к учебным предметам (интерес выражен ко всем предметам в одинаковой степени, интерес выражен к отдельным предметам, не проявляет интереса ни к одному предмету). 4. Наличие пробелов в знаниях по основным предметам, причины пробелов в знаниях (оценивается по результатам выполнения экспериментальных заданий, наблюдения за учебной деятельностью, бесед с учителем). 5. Особенности поведения на уроках (активность, организованность, старательность, сформированность учебной деятельности). 6. Реакция на поощрение и порицание. Какой стимул более действенный в отношении к испытуемому? 7. Типичная реакция на неудачу (в чем или в ком чаще видит причину своих неудач). 8. Особенности поведения в школе (сравнить поведение учащегося на уроках, переменах, в группе продленного дня, на внеурочных мероприятиях). 9. Выполнение внутреннего распорядка колледжа (пропуски уроков, опоздания на уроки, другие нарушения правил поведения в колледже). Информация по второму разделу характеристики получается на основе анализа анкет, наблюдения за поведением и учебной деятельностью учащегося, бесед с самим учащимся, учителем, классным руководителем и другими учащимися.
III. Взаимоотношения с одногруппниками и участие в общественной работе 1. Положение в группе (наличие авторитета, отношение одногруппников - пользуется симпатией или вызывает антипатию). 2. Отношение учащегося к одногруппникам (дружит с одногруппниками, со сверстниками, имеет друзей старше или младше себя, имеет друзей одного с собой или противоположного пола). 3. Выполняемая общественная работа (постоянное поручение, разовое поручение, не имеет поручения). 4. Позиция, которую, как правило, занимает учащийся на классных и коледжных мероприятиях (инициатор и организатор, активный участник, пассивный исполнитель, критик, уклоняющийся). Информация по третьему разделу характеристики получается на основании наблюдения, отзывам учителя, учащихся, проведения социометрического эксперимента.
V. Заключение 1. Указание возможных причин психологических особенностей, их место и роль в развитии личности учащегося. 2. Определение перспективы дальнейшего развития учащегося. 3. Психолого-педагогические рекомендации по формированию положительных качеств личности и преодолению отрицательных. Приложение 10 Схема характеристики студента-практиканта (пишется учителем и заверяется руководителем учебного заведения) 1. Место и срок прохождения практики. 2. Количество и качество проведенных уроков и внеклассных мероприятий. 3. Отношение к подготовке и проведению всех видов учебно-воспитательной работы (самостоятельность, инициативность, творчество). 4. Какие качества будущего педагога наиболее ярко проявились в ходе практики: - умение общаться с детьми, учителями; - интерес к профессиональной деятельности; - владение методами, формами, приемами обучения и организации учащихся; - владение современными педагогическими технологиями. 5. Уровень нравственных проявлений: ответственности, дисциплинированности, трудолюбия, настойчивости, аккуратности. 6. Умение проводить оценку и самооценку деятельности. 7. Общее заключение о степени профессиональной подготовленности студента-практиканта.
Приложение 11 Схема отчета студента _____________________________________________________________ проходившего практику в школе, классе в период с__________________по_______________200 г. 1. Выполнение плана педпрактики. Какие изменения имели место и почему? 2. Количество проведенных уроков. Какие уроки проходили более удачно и почему? Какие уроки вызывали затруднения и почему? 3. Какой педагогический опыт учителей учитывался и применялся студентом-практикантом? 4. Назовите новые образовательные технологии, используемые при проведении уроков и внеклассных мероприятий? 5. Какие формы организации обучающихся были включены в систему воспитательной работы с данным детским коллективом? 6. Как реализовывался на практике индивидуальный подход к учащемуся? 7. Какие знания, умения и навыки приобретены в процессе педпрактики? 8. Сущность проводимой исследовательской работы. 9. Трудности, которые испытывали студенты в процессе профессиональной подготовке (на уроке, во внеклассной работе). 10. Отношение руководства школы к практике студентов. 11. Общие выводы по педпрактике. Ее значение в становлении личности будущего педагога. 12. Предложения по совершенствованию содержания и организации педпрактики. Приложение 12 Схема отчета методиста_________________________________________ по педагогической практике на 4 (5) курсе 1. База практики (школы, классы). 2. Программы и учебники, по которым работали. 3. Выполнение плана зачетных уроков студентами. 4. Характеристика качества зачетных уроков и занятий (отметить лучших и слабых студ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.26 (0.012 с.) |