Трудовые ресурсы: понятие, классификация, сущность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовые ресурсы: понятие, классификация, сущность



 

Производство любого вида товара (работ, услуг) невозможно без привлечения человеческого труда. Более того, для предприятий, действующих в отраслях и на рынках, где существуют условия, близкие к условиям рынка чистой (совершенной) конкуренции, повышение эффективности использования трудовых ресурсов зачастую является едва ли не единственной возможностью завоевания конкурентных преимуществ. Большинство специалистов, изучающих деятельность предприятий (организаций) считают, что именно люди представляют собой главную ценность, которой может обладать предприятие. Однако ценность человека как производственного ресурса во многом зависит от того, как организован сам производственно-технологический процесс и каковы формирующиеся на предприятии социально-трудовые отношения. [1]

Трудовые ресурсы представляют собой часть населения страны, которая обладает физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для работы в народном хозяйстве. В практике планирования и учёта к трудовым ресурсам относят:

- население в трудоспособном возрасте (мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет включительно), кроме неработающих инвалидов первой и второй групп и неработающих лиц, которые получают пенсии на льготных условиях;

- фактически работающие подростки от 16 лет и работающие пенсионного возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет).[2]

Трудовые ресурсы предприятия — это совокупность всех занятых на нем работников. Характерной особенностью предприятий торговли является высокая доля живого труда. Следует отметить, что труд торговых работников имеет ряд особенностей:

- конечным результатом труда является не продукт, а услуга;

- двойственный характер труда, связанный с продолжением процессов производства в сфере обращения и с осуществлением смены формы стоимости;

- выполнение большого числа разнообразных операций;

- выполняемые операции, связанные с реализацией товаров, однообразны, но требуют большого физического и нервного напряжения;

- большой объем операций, связанных с непосредственным общением с людьми;

- влияние на трудовые процессы вероятностных факторов, что связано с динамичностью и сезонностью спроса покупателей, неравномерностью покупательских потоков.

Потребность предприятия в трудовых ресурсах зависит от объема и структуры оборота, применяемых методов продажи товаров, объема и состава оказываемых дополнительных услуг, уровня технической оснащенности и других факторов. [3]

Понятие трудовой потенциал — это персонифицированная рабочая сила, конкретные работники, обладающие личными, индивидуальными характеристиками.[4]

Под кадрами обычно понимается постоянный, штатный состав работников. Кадры предприятия являются его главным ресурсом, от качества и эффективности использования которых зависят результаты деятельности и его конкурентоспособность.

Термин «персонал» равнозначен термину «трудовые ресурсы предприятия». При расчете потребности предприятия в персонале необходимо обеспечить наиболее рациональное использование трудовых ресурсов, оптимальное соотношение различных категорий персонала, максимально возможное высвобождение работников для использования новых видов деятельности. Расчет потребности в персонале необходимо производить в разрезе категорий работающих.

Функции, осуществляемые персоналом, в общем виде можно представить следующим образом:

общественно-продуктивная - выпуск определенного вида продукции или оказание услуг;

социально-интегративная - обеспечение соответствия общественных, групповых и индивидуальных интересов каждого работника;

управленческо-политическая - речь идет о самоуправлении. [5]

Трудовая активность - это понятие, характеризующее деятельность персонала. Существует четыре группы показателей трудовой активности:

1) производственно-экономические - выявляют степень отклонения выполнения заданий работником от средних показателей;

2) творческая активность - характеризует деятельность персонала, направленную на решение нестереотипных задач;

3) показатель развития личности в процессе труда - указывает на степень использования отдельным работником возможности, предоставленной организацией, для личного развития и профессионального роста;

4) общественная активность - включает показатели деятельности персонала, направленные на развитие отношений сплоченности и сотрудничества.

Рассмотрим классификацию персонала предприятия.

В целях эффективности управления процессами формирования и использования персонала применяется классификация по следующим основным признакам.[6] Классификация признаков представлена на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Квалификационные признаки важные для формирования персонала предприятия

По категориям. В составе трудовых ресурсов можно выделить две группы работников: рабочие (основные и вспомогательные) и служащие, которые, в свою очередь, подразделяются на руководителей и специалистов. Деление персонала торгового предприятия по категориям работников представляет собой наиболее общую форму функционального разделения их труда.

По должностям и профессиям. На предприятиях торговли в составе персонала управления выделяют руководителей (менеджеров), специалистов и т.п.; в составе торгово-операционного персонала - должности (профессии) продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п.; в составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. Для оценки состава трудовых ресурсов предприятия рассчитывают долю различных категорий работников в их общей численности. Наибольшая доля в общей численности работников в предприятиях торговли и питания приходится на работников вспомогательного персонала.

По уровню образования. Показатель уровня образования трудовых ресурсов характеризуется средним числом лет обучения, численностью учащихся и студентов, удельным весом специалистов с высшим образованием, долей грамотных.

По полу и возрасту. В соответствии с действующим порядком учета на предприятиях торговли выделяются мужчины в возрасте до 30 лет, от 30 до 60 лет, свыше 60 лет; а женщины соответственно до 30 лет, от 30 до 55 лет, свыше 55 лет. В целях эффективного управления движением персонала на крупных предприятиях торговли может быть принята и более детальная группировка работников по возрасту.

По стажу работы в торговле. Действующей практикой учета предусматривается группировка работников торговых предприятий со стажем работы в торговле до 1 года; от 1 года до 3 лет; от 3 до 10 лет; свыше 10 лет. В конкретных целях управления персоналом эта группировка также может быть детализирована.

Торговля как вид деятельности имеет свою специфику. Эта специфика находит свое отражение в большинстве сторон хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий, в том числе и в трудовых процессах.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.219.157 (0.02 с.)