Анализ состава и движения трудовых ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ состава и движения трудовых ресурсов



Для проведения анализа состава и движения трудовых ресурсов и определения их влияния на динамику основных экономических показателей предприятия необходимо проанализировать качественные и количественные характеристики персонала ООО «Лайк», такие как: уровень квалификации и уровень производительности персонала. Проведем анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ООО «Лайк» за 2011/13 гг. на основе таблицы 2.12.

Таблица 2.12 - Состав и структура среднесписочной численности ООО «Лайк»

Показатель 2011г. 2012г. 2013г. Отклонение отчётного 2013г.
от 2011г. от 2012г.
Абс., чел. Отн., % Абс.чел. Отн., % Абс.чел. Отн., % Абс.чел. Отн., % Абсчел. Отн., %
Среднесписочная численность, чел всего               157,14   117,02
из них:                    
руководители   5,71   6,38   7,27       133,33
специалисты   7,14   4,89   10,91     -1 85,71
продавцы   77,14   78,72   81,82   166,67   121,62

По данным таблицы 2.12 наблюдается увеличение общей численности работников к предыдущим годам. По отношению к 2012 году на 17,02%, что в абсолютных величинах 8 человека, по отношению к 2011г. на 57,14%, что в абсолютных величинах 20 человек. Явно выражено увеличение численности всех категорий работников во всех исследуемых годах. Такое увеличение среднесписочной численностью персонала объясняется расширением розничной сети магазинов одежды.

Самый большой удельный вес в общей численности работников составляют продавцы. Удельный вес продавцов в общей численности в 2013г. увеличился по сравнению с 2012г. на 21,62%, что в абсолютных величинах – 8 человек, в сравнении с 2011г. – на 66,67%, что в абсолютных величинах 18 человек. Это является положительным моментом, так как именно от продавцов зависит в основном рост объема продажи товаров. Следует отметить, что рост удельного веса руководителей (в сравнении с 2011 годом удельный вес увеличился на 100%, с 2012г. – на 33,3%) пропорционально связан с увеличением числа продавцов. В целом отклонение в структуре ООО «Лайк» по сравнению с прошлым периодом не значительное.

Качество торгового обслуживания зависит от фактического уровня квалификации рабочих, что в свою очередь влияет на показатель объема продаж, а, соответственно и на прибыль предприятия, представлено в таблице 2.13.

Таблица 2.13 - Фактический уровень квалификации персона ООО «Лайк»

Уровень образования 2011г. 2012г. 2013г. Отклонение отчётного 2013г.
от 2011г. от 2012г.
Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., %
Среднесписочная численность, чел всего               157,14   117,02
Высшее образование   14,29   21,28   41,82        
Среднее специальное   28,57   42,55   32,73     -2  
Среднее (полное) общее образование   57,14   36,17   25,45 -6   -3 82,35

 

Уровень образования рабочих кадров в течение трёх анализируемых лет существенно изменился. За счет увеличения среднесписочной численности персонала, число работников с высшим образованием увеличилось до 23 чел., темп роста составил 130% по сравнению с 2012г. и 360% по сравнению с 2011г. Данный показатель в 2011г. имел удельный вес в структуре персонала 14,29%, к 2012г. он вырос до 21,28% и к отчётному году составил 41,82% удельного веса, наибольший объем, что является положительной динамикой. Количество персонала со средним специальным уровнем образования за анализируемый период времени увеличилось на 8 чел., и в 2013г. составило 18 чел. Удельный вес работников со средним специальным образованием увеличился с 28,57% до 32,73%.

Удельный вес работающих со средним и неполным средним образованием в 2013 году уменьшился по сравнению с 2011 годом на 70% и составил 25,45%.

Фактический уровень квалификации персонала в 2013г. показан на рисунке 2.3. (приложение 11)

К 2013г. в компании сформировалась положительная динамика роста квалификации персонала, что связано с увеличением требований к уровню образования персоналу ООО «Лайк»

Далее сгруппируем работников предприятия по возрасту.

Таблица 2.14 - Состав трудовых ресурсов ООО «Лайк» по возрасту

Возраст        
Численность работников, чел. Отн, % Численность работников, чел. Отн, % Численность работников, чел. Отн, %  
 
Общая численность, чел.              
18-24   88,57   63,83   85,45  
25-29   0,00   2,13   5,45  
30-39   2,86   2,13   1,82  
40-49   2,86   4,26   3,64  
50-54 - 0,00 - - - -  
55 и старше   5,71   4,26   3,64  

Как видно из таблицы в 2011/13 гг. наибольший удельный вес составляет возраст 18-24 года, что говорит о том, что в коллективе преобладают молодые работники. В 2011г. доля работников в возрасте 18-24 года составляла 88,57 %, в 2012г. доля несколько уменьшилась до 63,83, а в 2013г. вновь возросла до 85,45 %. Второе место по удельному весу к 2013г. стали занимать работники в возрасте 25-29 лет, они составляют 5,45% в общей доле. На третьем месте работники с возрастом 40-49 лет и 55 лет и старше – 3,64 %, на третьем месте работники возраста 30-39 лет с удельным весом 1,82%. Следует заметить, что за анализируемый период отсутствует персонал в возрасте от 50 до 54 лет.

Состав трудовых ресурсов по возрасту в 2013г. можно увидеть на рисунке 2.4. (Приложение 12)

Что же касается пола сотрудников ООО «Лайк» то, как видно на рисунке 2.5.,(Приложение 12) коллектив состоит на 90 % из женщин и лишь 10% составляют мужчины. Это объясняется спецификой товара.

Данные о движении работников ООО «Лайк» отражены в таблице 2.15.

Таблица 2.15 - Информация о приеме и увольнении работников ООО «Лайк»

Уровень образования 2011г. 2012г. 2013г. Отклонение отчётного 2013г.
от 2011г. от 2012г.
Абс., чел. Отн., % Абс., чел. Отн., %
Среднесписочная численность, чел всего         157,14   117,02
Количество принятых работников за год, чел.       -17 37,04 -16 38,46
Количество выбывших работников за год, чел.         120,00   100,00
В том числе увольнение за нарушение трудовой дисциплины, правил торговли, по собственному желанию из-за неудовлетворенности работой         120,00   100,00

 

 

Продолжение таблицы 2.15

Общее число принятых и уволенных работников, чел.       -14 66,67 -16 63,64
Коэффициент по приёму работников (стр2/стр1*100),% 77,14 55,32 18,18 -58,96 23,57 -37,14 32,87
Коэффициент по увольнению работников (стр3/стр1*100),% 42,86 38,30 32,73 -10,13 76,36 -5,57 85,45
Коэффициент текучести кадров (стр4/стр1*100),% 42,86 38,30 32,73 -10,13 76,36 -5,57 85,45
Коэффициент общего оборота рабочей силы (стр5/стр1*100),% 120,00 93,62 50,91 -69,09 42,42 -42,71 54,38
Доля работников, проработавших на торговом предприятии более года, % 50,01 48,58 61,70 11,69 123,38 13,12 127,01

По данным таблицы 2.15 видно, что у ООО «Лайк» имеет место активное движение рабочей силы. Наблюдается резкие колебания в динамике коэффициента по приёму работников. Так с 2011 года по 2013 год значение коэффициента уменьшилось на 58,96 или на 23,57% соответственно. Тоже произошло и со значением коэффициента общего оборота, в 2013 году по сравнению с предшествующими 2012 и 2011 годами значительно снизился (соответственно на 54,38 и 42,42). Уменьшение коэффициента связано с сокращением общего числа принятых и уволенных работников в 2013 году.

Следует обратить внимание на показатели постоянства кадров, в 2013 году доля работников, проработавших у ООО «Лайк» более года, составила 61,70%, хотя в 2012/11г. доля была значительно ниже (48,58 и 50,01% соответственно). Таким образом, следует заострить внимание на постоянстве кадрового состава сети магазинов нижнего балья «Лайк», так как увеличение этого показателя положительно сказывается на повышении квалификации и производственных навыков работников, и в конечном счете ведет к повышению производительности труда.

Для дальнейшего увеличения доли работников, проработавших у ООО «Лайк» более года, проведём анализ удовлетворённости персонала выполняемой работой.

Анализ проводился в форме устного опроса, на основе девяти розничных магазинов торговой сети ООО «Лайк», выборка составила 45 человек, 80% выборки составляют продавцы-консультанты, 20% - старшие продавцы. Рисунок 2.6 (Приложение 13)

Анализ удовлетворенности выполняемой работой показал, что полностью удовлетворены работой только 20% опрошенных работников, 53% работников имеют средний показатель удовлетворенности и 27% продавцов-консультантов, неудовлетворенны выполняемой работой. 27% персонала не удовлетворены работой - это высокий показатель. Высокая степень неудовлетворенности трудом вызывает высокую текучесть кадров среди продавцов-консультантов, работники уходят к конкурентам. Среди неудовлетворенных выполняемой работой продавцов-консультантов, 20% собираются искать новую работу по той же профессии, уйти в другие магазины. Рисунок 2.7 (Приложение 13)

Из общей численности неудовлетворенных работников, 47% неудовлетворенны размером оплаты труда, 40% - хотели бы работать по другому графику, 13% - не видят профессионального роста (рисунок 2.7.).

Таким образом, основная проблема текучести кадров в сфере младшего торгового персонала то, что компания постепенно превратилась в "кузницу кадров" для своих конкурентов объясняется следующими причинами: у работников присутствует неудовлетворенность заработной платой, рабочим графиком, карьерный рост ограничен.

Оценка культуры торгового обслуживания на предприятии формируется за счет мнения клиентов, поэтому необходимо провести анкетирование клиентов, на основе разработанной мной анкеты (Приложение 14). Также важным аспектом в данном анализе является оценка работы персонала с клиентом. Для оценки работы с клиентами необходимо использовать технологию тайного покупателя, которая выполняется посредством визита тайного покупателя в точки продаж, где он вступает в контакт с персоналом компании под видом обычного клиента. Первичной информацией для анализа работы с клиентами являются результаты анкетных данных. Разработанная анкета тайного покупателя представлена в Приложении 15.

Для проведения анкетирования с использованием технологии тайного покупателя использовалась репрезентативная выборка из 50 тайных покупателей.

Анализ опроса покупателей позволил сделать следующие выводы.

50% респондентов оценили качество обслуживание как среднее (рисунок 2.8.),(Приложение 16) 34% - как высокое и 16% – как низкое.

Детальный анализ результатов проводимого исследования представлен в таблице 2.16. (Приложение 16)

Анализ данных в таблице показывает, что при встрече клиента большой удельный вес занимает интонация «безразличная» - 65%, и 5% - грубое и неуважительное обращение с клиентом, т.е. персонал компании не заинтересован в качественном обслуживании клиента. Анализ показателя «знание товара», проводился с использованием 10-ти бальной шкалы. 1- наименьший показатель, 10-наивысший. Оценивая данную характеристику, можно сделать вывод, что персонал не владеет полной информацией о товаре. Большие трудности возникают со способностью сделать сравнительную характеристику 2-х товаров, только 3% тайных покупателей поставили 8-10 баллов. Персонал плохо разбирается в недостатках товара, и не может дать квалифицированную информацию о недостатках товара.

Положительным является тот факт, что 84% сотрудников придерживаются корпоративной политики компании – наличие бейджев на специальной одежде. Также высоким показателем является представление продавца – 77% сотрудников поздоровались с клиентов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.013 с.)