Контрольная работа по теме «Методика изучения величин, элементов алгебры и геометрии в начальных классах» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа по теме «Методика изучения величин, элементов алгебры и геометрии в начальных классах»



Цель: Выяснить уровень сформированности знаний, умений и навыков студентов по данному разделу.


Практическое занятие № 25

Тема: Общие вопросы методики обучения решению задач.

Цели: 1. Совершенствовать умение определять вид простой задачи.

2. Научиться составлять подготовительную работу к решению составной задачи.

3. Научиться определять ключевые слова задачи, выделять их в процессе чтения задачи.

Вопросы для подготовки

1. Подготовьтесь к самостоятельной работе по определению вида простых задач.

2. Какие приёмы работы над задачей целесообразно использовать при подготовке учащихся к решению составных задач?

3. Перечислите приемы знакомства с составной задачей. Какие приемы используются в учебниках математики для начальных классов.

4. Когда осуществляется подготовительная работа к решению задач. Виды подготовительной работы.

5. Перечислите основные приемы ознакомления учащихся с содержанием задачи.

Практические задания

1. Выпишите из учебников разных авторов 2 - 3 составные задачи, решите их и определите виды простых задач, входящих в составные задачи.

2. Запишите в тетради задания, которые целесообразно включить в устный счёт, для преодоления возможных затруднений учащихся при решении следующих составных задач:

а) во дворе гуляло 4 утёнка, цыплят на три больше, чем утят, а гусят столько, сколько утят и цыплят вместе. Сколько гусят гуляло во дворе?

б) На стройку дома доставили 1680 т строительных материалов. Известь составляла 1/10 часть этого груза, а цемент 1/12 часть, а остальное - кирпич. Сколько тонн кирпича доставлено?

в) За три минуты самолёт пролетел 30 км. Какое расстояние пролетел он за 40 мин., если его скорость увеличится на 5 км в мин?

г) Площадь прямоугольника 96 кв. см. Одна из его сторон 12 см. Чему равен периметр прямоугольника?

3. На что следует обратить внимание при работе по разъяснению текста следующих задач:

а) Девочка купила линейку за 8 руб. Сколько сдачи она получит с 10 рублей?

б) Сестре 7 лет, брат на 2 года старше сестры. Сколько лет брату?

в) Карандаш стоит 4 рубля, а ручка – на 1 рубль дороже. Сколько стоят карандаш и ручка вместе?

г) До обеда магазин продал 9 одинаковых тетрадей и получил за них 36 рублей. Во второй половине дня было продано 7 таких тетрадей. Сколько денег получили за тетради во второй половине дня?

Индивидуальное задание

Подготовьтесь к проведению фрагмента урока по теме «Составная задача» (см. список лит-ры № 4).

Литература

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Линка - Пресс, 1997.

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1989.

3. Истомина Н.Б., Нефёдова Н.Б. Первые шаги в формировании умения решать задачи. Новые подходы в обучении. // Нач. шк. - 1998. - № 11/12.- С. 42 - 48.

4. Скворцова С.С. Урок на тему «Составная задача». // Нач. шк. – 2008. - № 8.- С. 52 – 54.

5. Царёва С.С. Обучение решению задач. // Нач. шк. - 1998. №1. - С. 102 - 107.


Практическое занятие № 26

Тема: Общие вопросы методики обучения решению задач.

Цели: 1. Научиться иллюстрировать условие задачи различными способами.

2. Рассмотреть использование приема моделирования при обучении решению задач.

Вопросы для подготовки

1. Что понимают под иллюстрацией условия задачи?

2. Какие виды иллюстрирования вы знаете?

3. Перечислите требования к схематическому иллюстрированию условия задачи.

4. Каковы функции моделирования в процессе работы над задачей?

5. Какие творческие упражнения с использованием моделирования вы можете предложить учащимся?

Практические задания

1. Выполните краткую запись (с помощью условных сокращений), следующей задачи:

В первый день привезли для ремонта школы 28 бревен, а во второй день привезли на 4 машинах по 10 бревен. Сколько всего бревен привезли за эти два дня?

2. Выполните краткую запись условия задачи в виде чертежа и рисунка:

В детском саду за неделю израсходовали 60 кг муки. 4 дня расходовали по 12 кг муки в день, а остальную муку поровну в 3 следующих дня. Сколько килограммов муки расходовали ежедневно в последующие дни недели?

3. Какой наиболее оптимальный вид наглядной иллюстрации (схему, рисунок, чертеж или таблицу) целесообразно использовать для задачи:

Ученики 4 класса собрали 68 кг макулатуры. 26 кг макулатуры они сдали в один день. Оставшуюся макулатуру разложили поровну в 7 стопок. Сколько килограммов макулатуры в одной стопке?

Назовите виды простых задач, из которых составлена данная задача.

Индивидуальное задание

Доклад: "Использование краткой записи при решении задачи в опыте работы С.Н. Лысенковой (См. список лит-ры под № 6 или 7). Докладчику изготовить образец одной из опор.

Литература

1. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М.: Линка-Пресс, 1997.

2. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – С. 305 – 345.

3. Белошистая А.В. Приём графического моделирования при обучении решению задач // Нач.шк. - 1991. - № 4. - С. 18 (1 класс).

4. Бессчастная Е.И. Использование треугольников для краткой записи задач // Нач.шк. - 1996. - № 8.

5. Бородулько М.А., Стойлова Л.П. Обучение решению задач и моделирование.// Нач.шк. - 1996. - № 8. - С. 26.

6. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - Мн.1990.

7. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988.

8. Фонин Д.С., Целищева И.И. Моделирование как важное средство обучения решению задач // Нач.шк. - 1990.- № 3. - С. 33.

9. Халуповский М.Д. Одна из форм краткой записи при решении задач // Нач.шк. - 1993. - № 12. - С. 32.

Комплект текстовых задач для формирования умения иллюстрировать условия задачи

1. Выполните краткую запись (с помощью сокращений слов, символов) следующих задач:

а) В банке было 3 л молока, а в бидоне на 6 л больше. Сколько литров молока было в банке и в бидоне вместе?

б) В ящик положили 14 кг яблок, а в корзину 8 кг. На сколько килограммов яблок меньше положили в корзину, чем в ящик?

в) Группа экскурсантов разместилась в 2 катерах, по 16 человек в каждом, и в 2 лодках, по 4 человека в каждом. Сколько всего человек было в группе?

г) Автотуристы за 3 дня проехали 360 км. В первый день они проехали 2/5; а во второй день 3/8 всего пути. Сколько километров проехали автотуристы в третий день?

д) В библиотеке на одной полке стояло 32 книги, а на другой 40 книг. 20 книг выдали детям. Сколько книг осталось? Реши задачу разными способами.

2. Запиши условие задачи в форме таблицы:

а) Школьники собрали 12 корзин яблок по 8 кг в каждой корзине и 7 корзин груш по 7 кг в каждой. Сколько всего килограммов фруктов собрали школьники?

б) Двое рабочих изготовили вместе 100 деталей. Первый работал 3 часа, изготавливая в час 12 деталей, второй работал 4 часа. Сколько деталей в час изготавливал второй рабочий?

3. Выполните краткую запись условия задачи в виде чертежа или рисунка:

а) Геологи за 2 дня прошли 45 км. Причем в первый день - 2/5 всего пути. Сколько километров прошли геологи во второй день?

б) Из двух городов одновременно вышли навстречу друг другу два поезда. Скорость одного из них 60 км/ч, скорость другого 68 км/ч. Встреча произошла через 4 ч. Найдите расстояние между городами.

в) В мешке было 45 кг моркови. 3 дня из мешка брали моркови поровну, после чего в нем осталось 33 кг. Сколько килограммов моркови брали из мешка каждый день?

г) Масса пяти одинаковых яблок и трех одинаковых груш такая же, как и масса четырех таких же яблок и четырех же груш. Что легче, яблоко или груша?

д) Встретились 5 товарищей и каждый пожал друг другу руки. Сколько было рукопожатий?


Практическое занятие № 27

Тема: Общие вопросы методики обучения решению задач. Решение задач арифметическим способом

Цели: 1. Овладеть различными методами рассуждений в процессе поиска решения задачи.

2. Рассмотреть методику обучения учащихся поиску решения задач.

3. Рассмотреть основные способы решения задач.

Вопросы для подготовки

1. Назовите два основных способа разбора задачи и дайте им краткую характеристику.

2. Что понимается под общим умением учащихся решать задачи? (см. список литературы № 6.).

3. Расскажите о каждом этапе обучения учащихся разбору задачи (см. список литературы № 6).

4. Перечислите виды заданий с целью закрепления умений учащихся осуществлять поиск решения задачи (см. список № 6).

5. Назовите основные способы решения задач. Чем они отличаются?

6. Какие формы записи решения задачи вы знаете?

7. Решение каких составных задач нельзя записывать с помощью одного выражения?

Практические задания

1. Приведите вопросы учителя и ожидаемые ответы учащихся при аналитическом и синтетическом способах разбора, иллюстрируя процесс поиска решения графической схемой (см. список лит. № 5).

Мастер за 8 часов обработал 96 деталей, а его ученик за 6 часов обработал 54 такие детали. На сколько больше деталей обрабатывал в час мастер, чем ученик?

2. Рассмотрите задачу: " У продавца было 7 ящиков апельсинов. После того как он продал 3 ящика, ему привезли еще 5 ящиков апельсинов. Сколько всего ящиков апельсинов стало у продавца?"

Подумайте, как целесообразно провести разбор задачи: от вопроса к условию или от условия к вопросу. Обоснуйте свой ответ.

3. Какую ошибку могут допустить учащиеся при решении задачи: «Нужно покрасить 150 рам. Один маляр может это сделать за 15 дней, другой за 10.За сколько дней выполнят эту работу оба маляра, если будут работать вместе?» как предупредить появление ошибки? На что обратить внимание при анализе текста задачи? Продумайте, как построить беседу для разбора задачи.

Индивидуальное задание

Доклад: "Один из приемов поиска решения задач" (см. список лит. № 4).

Литература

1. Артемов А.К. Формирование обобщенных умений решать задачи // Нач. шк. -1992. - №2.

2. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 1984.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. М.: Линка - Пресс, 1997.

4. Еремеева О.О. Один из приемов поиска решения задач // Нач. шк. - 1994. - №4. - С.28.

5. Лобынцева В.А. Графические схемы // Нач. шк. - 1995. - №11. - С.31.

6. Рудакова Е.А., Царева С.Е. Разбор задачи с использованием графических схем // Нач. шк. - 1992. - №11- 12. - С. 14.

7. Шикова Р.Н. Способы разбора текстовых задач // Нач. шк. - 1986. - №12.

 


Практическое занятие № 28

Тема: Общие вопросы методики обучения решению задач.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.76 (0.027 с.)