Клиническая гигиена и правила поведения медицинского персонала в хирургическом отделении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Клиническая гигиена и правила поведения медицинского персонала в хирургическом отделении



 

Гигиена - это часть медицинской науки, которая изучает влияние условий жизни на здоровье человека. Гигиена решает следующие задачи:

- оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды и воздуха);

- организация мер, предупреждающих развитие, распространение заразных болезней;

- создание санитарного законодательства.

Отрасль гигиены, разрабатывающая нормативы и требования, направленные на обеспечение наиболее благоприятных условий для лечения больных и труда медицинских работников в стационарах лечебных учреждений называется клинической гигиеной.

На положениях клинической гигиены основан уход за больными. Неотъемлемой частью последнего является клиническая гигиена медицинского персонала, складывающаяся из множества факторов, среди которых наиболее существенное значение имеют гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена, гигиена одежды.

 

Гигиена питания

 

Гигиена питания как часть общей гигиены изучает все аспекты, напрямую связанные с питанием. Основной задачей гигиены питания является научное обоснование оптимального питания, способствующего физическому и умственному развитию, наибольшим трудоспособности и длительности жизни человека.

Все физические действия и биологические процессы человека совершаются за счет использования его энергетических ресурсов. Энергозатраты людей разных профессий варьируют в пределах от 3000 до 5000 ккал в сутки. У медицинских работников энергозатраты в среднем составляют около 3000 ккал в сутки. Для получения такого количества энергоресурсов необходимо, чтобы в пищевой рацион входило: белков - 118 г, жиров - 56 г, углеводов - 500 г. Гигиенически правильное питание определяется не только составом пищи, но и режимом питания, который включает в себя распределение суточного рациона и установление интервалов между приемами пищи.

Энергозатраты высоки во время работы. У персонала, работающего днем, на данное время приходится обед. Поэтому последний должен включать 45-50% калорийности суточного рациона. На завтрак должно приходиться около 30-35%, на ужин - 15-20%. Для персонала, работающего в ночное и вечернее время, рекомендуется завтрак в объеме 25-30% суточной калорийности, обед (за 2-2,5 часа до работы) - 40-45%, полдник - 10%, ужин - 20%.

При трехкратном приеме пищи интервалы между завтраком, обедом и ужином не должны быть больше 6-7 часов. В противном случае начинается "голодная" секреция, стимулирующая перистальтику кишечника с сопутствующими неприятными ощущениями. При четырехразовом питании интервалы между приемами должны составлять 4-4,5 часа.

Изменения режима питания приводят к нарушению установившегося ритма работы пищеварительного тракта. Отвлечение внимания от еды приводит к переключению анализаторов на другую деятельность и ослаблению роли условно-рефлекторной фазы пищеварения. Во время еды должны быть исключены торопливость, приводящая к плохому разжевыванию пищи, задержке ее в желудке, или растягивание приема пищи, которое удлиняет период повышенной секреции, в результате чего не появляется удовлетворения едой.

Набор необходимых продуктов разрабатывается на основе физиологических потребностей человека в разнообразных пищевых веществах, с учетом питательной ценности пищевых продуктов и влияния на их состав кулинарной обработки.

Следует также учитывать, что усвояемость продуктов растительного происхождения ниже, чем продуктов животного происхождения. Лучше, чем отдельные пищевые продукты, усваивается смешанная пища. Большое значение имеет витаминизация питания. Ее осуществляют за счет обогащения пищи витаминами или применения пищевых продуктов, сами по себе богатых витаминами. В гигиеническом отношении второй путь предпочтительнее, поскольку в натуральных продуктах витамины находятся в комплексе с другими питательными веществами, что обеспечивает хорошее их усвоение.

Пищевой фактор играет немаловажную роль в развитии заболеваний. Особенно часто они возникают на фоне алиментарной недостаточности. Человек в этом случае становится легко восприимчивым к инфекционным болезням, податливым к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Алиментарная недостаточность может быть вызвана:

- употреблением малокалорийной, неполноценной по составу пищи;

- недостаточным количеством вводимой пищи;

- нарушением усвоения пищевых веществ в желудочно-кишечном тракте;

- нарушением использования всосавшихся пищевых веществ;

- увеличением выделения пищевых веществ;

- увеличением общей или парциальной потребности организма в пищевых веществах (интенсивный рост, беременность, лихорадка);

- блокированием пищевых веществ антиметаболитами.

Для нормального прохождения физиологических процессов очень важен водно-солевой обмен. Нарушения в нем приводят к развитию ряда патологических синдромов. Примером может служить гипокалиемический синдром (дефицит калия), проявляющийся в виде тошноты, мышечной слабости, депрессии, нарушения сердечной деятельности. Избыточное употребление пищевых продуктов является причиной развития ожирения и других заболеваний.

В лечебном учреждении должны быть созданы нормальные условия для приема пищи персоналом (выделение специальных помещений; обеспечение возможности разогрева пищи, хранения скоропортящихся продуктов и др.).

 

Гигиена труда

 

Гигиена труда, или профессиональная гигиена изучает трудовую деятельность человека и окружающую производственную среду с точки зрения их возможного воздействия на организм, разрабатывает гигиенические нормативы и мероприятия, целью которых является обеспечение благоприятных условий труда. Гигиена труда медицинских работников исследует влияние на организм физических и химических факторов производственной среды (веществ для наркоза, шума, стонов больных и др.), разрабатывает гигиенические нормативы производственной среды (допустимую бактериальную загрязненность операционных, перевязочных палат и др.), изучает трудовые процессы и вызываемые им физиологические и патологические сдвиги в организме работника, разрабатывает рациональный режим труда и отдыха, мероприятия по предупреждению влияния производственных вредностей и улучшению условий труда, исследует состояние здоровья персонала.

Для персонала хирургического отделения установлен шестичасовой рабочий день. Работники рентгенологических кабинетов имеют пятичасовой рабочий день, четырехчасовой рабочий день медперсоналу предоставляется при работе в зоне повышенной радиоактивности. Таким способом можно добиться увеличения производительности труда и вместе с тем сохранения здоровья и работоспособности сотрудников.

Гигиена труда медицинского персонала зависит и от условий водоснабжения, канализации, освещения, отопления и др.

Вода выполняет гигиеническую роль в том случае, если она сама не способствует распространению инфекционных заболеваний, так называемых водных эпидемий. Водный путь распространения наиболее характерен для холеры, брюшного тифа, дизентерии, болезни Боткина. На состояние здоровья влияет минеральный состав воды. Например, недостаток йода вызывает развитие зоба, недостаток фтора способствует развитию кариеса и др.

Канализация (комплекс сооружений, предназначенных для сбора удаления и обезвреживания сточных вод) служит охране здоровья медицинского персонала от вредного влияния отбросов, нечистот, загрязняющих воду, почву и воздух.

При выполнении перевязок, других манипуляций, связанных с осуществлением ухода за больными, необходимо хорошее освещение объекта действий. Система отопления должна обеспечивать оптимальную температуру воздуха в холодное время года (18-20°). Более подробно о требованиях к гигиеническому состоянию помещений хирургического отделения будет сказано ниже (см. главу 3).

 

Личная гигиена

 

Личная гигиена - это отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья человека путем соблюдения гигиенического режима его жизни и деятельности. В более узком смысле к личной гигиене относят гигиеническое содержание тела, белья, одежды, обуви, постельных принадлежностей, посуды.

Правила личной гигиены медицинского персонала отличаются спецификой, связанной с характером его деятельности.

Особое значение для медицинского работника имеет содержание в чистоте кожных покровов. Последнее способствует нормальному отправлению физиологических функций кожи, а также функций других систем организма. Чистота кожных покровов обеспечивается выполнением ряда гигиенических требований. Минимум один раз в неделю необходимо проводить общее мытье тела. Особо тщательный уход следует осуществлять за руками. Руки надо мыть до и после манипуляций, перед приемом пищи, после посещения мест общего пользования. Медперсонал должен оберегать руки от загрязнения в течение всего времени суток. Для этого при выполнении грязных работ необходимо пользоваться резиновыми перчатками. Ногти должны быть коротко подстриженными. При мытье рук рекомендуется пользоваться щеткой, которая позволяет лучше очистить подногтевые пространства и околоногтевые валики. Для профилактики сухости кожи рук ее следует смазывать жирными кремами. Если последних нет, то можно воспользоваться смесью глицерина и нашатырного спирта (3/4 глицерина и 1/4 нашатырного спирта).

Следует далее тщательно следить за гигиеническим состоянием волос на голове. Волосы накапливают пыль и вместе с ней большое количество микрофлоры. В хирургическом отделении есть опасность переноса этой микрофлоры в рану больного. Поэтому волосы должны быть чистыми, причесанными, необходимо избегать чрезмерно пышных причесок.

Рекомендуется соблюдать чувство меры в применении косметики и ношении украшений.

Очень важен уход за полостью рта, причем не только для сохранения зубов, но и для устранения запаха изо рта, Запах бывает обусловлен кариозными зубами, разложением остатков пищи, употреблением в пищу чеснока, лука, а также приемом алкоголя. Целесообразно воздержаться от употребления перед работой продуктов, приводящих к появлению запаха изо рта. Для санирования полости рта рекомендуется 1 раз в 6 месяцев обращаться к стоматологу.

Медперсонал должен находиться под диспансерным наблюдением, предусматривающим проведение профилактических осмотров один раз в полгода. Во время осмотров решаются все вопросы, касающиеся состояния здоровья каждого медицинского работника.

 

Гигиена одежды

 

В уходе за телом важную роль играют белье, одежда и обувь. Они обеспечивают чистоту кожных покровов и защиту тела от травматических повреждений. Положительным свойством материалов, из которых изготавливается одежда, считается возможность освобождения их от загрязнения при чистке и стирке.

Гигиенические особенности обуви определяются анатомо-физиологическими особенностями стопы, а также условиями жизни и профессиональной деятельности людей. Обувь должна отвечать определенным требованиям. Необходимо, чтобы она соответствовала форме и размеру стопы, не сдавливала ее и не вызывала потертостей. Обувь должна быть водоупорной, достаточно вентилируемой, мягкой, легкой. Нельзя изготавливать обувь из материалов, изменяющих свою гибкость после увлажнения и высушивания. Обувь не должна препятствовать удалению потовых выделений и затруднять теплорегуляцию. Одно из главных назначений обуви - защита конечности от механических повреждений.

На обуви могут находиться и переноситься с ней возбудители инфекции. Поэтому в лечебных учреждениях возникает необходимость ношения сменной обуви. Это обычные туфли или тапочки, которые медицинский персонал хирургического отделения надевает только на работе. Лучше всего иметь кожаную сменную обувь. Не следует носить в отделении тапочки из войлока и шерсти, так как эти материалы обычно сильно загрязняются микробами. При посещении операций на сменную обувь надевают бахилы, изготовленные из хлопчатобумажных или льняных тканей.

Во время работы в операционных и перевязочных медицинские работники должны пользоваться масками. Маски чаще изготавливаются из 4-6 слоев марли. Медицинской промышленностью выпускаются маски одноразового пользования. При одевании маски должны полностью закрывать рот и нос. Таким способом персонал защищает раны пациентов от попадания микробов во время кашля и при разговоре. Защита оказывается недостаточной при наличии у работника респираторной инфекции, поэтому персонал с острыми респираторными заболеваниями не допускается к работе в операционной. За соблюдением этого правила должны строго следить заведующий отделением и старшая операционная сестра.

Основным видом рабочей одежды персонала хирургического отделения является медицинский халат. Он предназначен для защиты личной одежды медицинского работника от загрязнения. Халаты шьют из легко очищаемой при стирке гладкой хлопчатобумажной ткани. Существуют халаты двух типов: хирургические, которые завязываются сзади, и терапевтические, застегивающиеся спереди. Рукава должны плотно, но не туго, прилегать к руке. Важно, чтобы халаты были просторными и не стесняли движений. Никаких украшений на халатах (кружев, сложных складок и т.п.) не допускается. Для удобства разрешается иметь на халате несколько карманов. Халат следует хорошо завязывать или застегивать (не носить нараспашку). Вместо халата можно пользоваться рабочим костюмом из хлопчатобумажной ткани. Костюм одевается на смену личной одежде в начале рабочего дня. Медицинские работники в хирургическом отделении носят также колпаки или косынки, прикрывающие волосы на голове. Халаты, костюмы, колпаки и косынки хранятся отдельно от личной одежды.

Личная одежда медицинского персонала должна соответствовать климатическим условиям. В хирургическом отделении не следует носить шерстяные вещи, так как они реже стираются и способны накапливать возбудителей инфекции.

В целях предупреждения загрязнения специальной и личной одежды инфекционным содержимым и выделениями больных персонал использует клеенчатые или полиэтиленовые фартуки, резиновые перчатки, которые после работы обеззараживаются.

 

Бациллоносительство

 

Бациллоносительство - это сохранение в организме человека и выделение в окружающую среду возбудителей заразной болезни без видимого клинического проявления заболевания. В хирургическом отделении бациллоносителями гноеродных микроорганизмов (стафилококка, стрептококка, кишечной палочки и др.) могут быть врачи, медицинские сестры, санитарки. У носителей возбудители выделяются через те же органы и системы, что и при явно выраженных клинических формах заболевания, например, при кишечных инфекциях возбудители выделяются с испражнениями, при капельных инфекциях - через дыхательные пути. Различают три категории бациллоносителей: 1) не болевшие в прошлом; 2) переболевшие и ставшие после этого носителями; 3) приобретшие иммунитет после перенесенной болезни в прошлом и ставшие носителями в результате нового заражения. Опасность бациллоносительства связана с тем, что лица, выделяющие возбудителей инфекционных заболеваний, являются потенциальным источником заражения окружающих здоровых людей. Бациллоносители из числа работников больницы могут стать причинным фактором массового заражения пациентов. Для профилактики последнего проводятся периодические обследования медицинского персонала на предмет бациллоносительства и выявления заболеваний. В случаях положительных результатов обследования проводятся оздоровительные мероприятия и лечение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 777; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.02 с.)