Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По общему уходу за хирургическими больнымиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Под редакцией доктора медицинских наук профессора Е.М.Мохова Тверь 2004 ВВЕДЕНИЕ
Общий уход за больными (синоним: гипургия от греч. hypurgia – врачебная помощь) – медицинская деятельность, направленная на обеспечение оптимального гигиенического состояния и облегчения страданий заболевшего человека, а также на создание условий для его скорейшего выздоровления. Во время ухода используются различные меры воздействия на больного и окружающую его среду на основе ручного труда медицинского персонала. В практической работе медицинских учреждений действуют две системы обслуживания больных: трехстепенная, при которой больного обслуживают врач, медицинская сестра и санитарка, и двухстепенная, при которой в обслуживании больного участвуют только врач и медицинская сестра, а санитарка выполняет практически лишь роль уборщицы. Каждая из этих систем имеет свои преимущества и свои недостатки. При трехстепенной системе обязанности по уходу за больным возлагаются не только на сестру, но и на санитарку, причем в определенных ситуациях последняя обслуживает больных самостоятельно, выполняя ряд действий, требующих компетенции среднего медицинского работника (кормление тяжелобольных, постановка компрессов, грелок и т.д.). Такая практика ведет к ухудшению качества выполнения врачебных назначений и манипуляций по уходу. Отрицательным моментом двухстепенной системы обслуживания больных является то, что при ней медицинская сестра вынуждена сочетать выполнение функций чисто медицинского характера с работой по уходу, не требующей медицинской квалификации (подача и мытье суден, мочеприемников и т.д.). Это приводит к перегрузке медицинской сестры, отражающейся на качестве выполнения ею своих основных обязанностей. Большинство организаторов здравоохранения считает оптимальным вариант двухстепенной системы обслуживания, при которой отдельные элементы ухода за больными, не требующие специальных медицинских знаний, выполняются санитаркой. Повышению качества обслуживания больных способствует привлечение к уходу за ними специально подготовленных младших медицинских сестер. Таким образом, основную нагрузку в работе по уходу за больными несет медицинская сестра. Поэтому в учебных заведениях, готовящих средних медицинских работников (училищах, колледжах) изучению указанного раздела медицинской деятельности уделяется самое пристальное внимание. В обязанности врача не входит непосредственное выполнение мероприятий по уходу за своими пациентами, это, однако, не означает, что он должен быть лишь сторонним наблюдателем процесса выхаживания больных. Так же, как и медицинская сестра, врач обязан иметь четкие представления об организации ухода и наблюдения за больными и уметь выполнять все осуществляемые при этом манипуляции. Младший и средний медицинский персонал должен видеть в лице врача старшего коллегу, компетентного во всех решаемых ими вопросах, способного в необходимых случаях придти им на помощь и словом, и делом. В связи с изложенным не вызывает сомнений настоятельная необходимость преподавания общего ухода за больными и в высших медицинских учебных заведениях. Традиционно в вузах ведется раздельное преподавание ухода за терапевтическими и за хирургическими больными. При этом уход за хирургическими больными, обычно рассматривается как фрагмент курса общей хирургии. Необходимо подчеркнуть, что уход за хирургическими больными имеет ряд существенных особенностей. Они связаны прежде всего с тем, что в центре лечебных мероприятий у хирургических больных стоит оперативное вмешательство. Выполняемое с лечебными целями, оно, тем не менее, является агрессивным актом по отношению к организму человека. Уход за больным, призванный смягчить неблагоприятные последствия хирургической агрессии, во многом определяет течение послеоперационного периода и оказывает существенное влияние на результат лечения. В хирургических отделениях особое значение приобретают мероприятия по гигиене окружающей больного среды и профилактике внутрибольничной инфекции. Уход за больными должен быть осмысленным. Поэтому в настоящем руководстве, излагая правила ухода, мы останавливаемся на теоретических предпосылках рекомендуемых мероприятий, а также затрагиваем вопросы патогенеза и клиники состояний, при которых указанные мероприятия осуществляются. Особое внимание уделяется описанию техники ряда медицинских манипуляций и процедур. Изучение общего ухода за хирургическими больными должно стать методическим обоснованием предстоящей практики студентов в качестве младшего и среднего медицинского персонала. Надеемся, что знания и навыки по общему уходу за хирургическими больными пригодятся нынешним студентам и в будущей их профессиональной деятельности уже в статусе врача как основа для рациональной организации труда медицинских сестер и санитарок.
Глава 1. УСТРОЙСТВО, ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАЩЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ХИРУРГИЧЕСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ. ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ Хирургическое отделение
Хирургическое отделение развертывается в больницах на 75 коек и более. Лечебные учреждения со сравнительно небольшим коечным фондом обычно имеют одно хирургическое отделение (на 40-60 коек). В крупных лечебных учреждениях, как правило, бывает несколько хирургических отделений. Нередко в больницах города хирургические отделения размещаются в отдельных зданиях. В больницах, имеющих несколько хирургических отделений, одно из них обязательно должно быть рассчитано на лечение больных с гнойными заболеваниями и гнойными послеоперационными осложнениями. В таких больницах могут также создаваться специализированные хирургические отделения: травматологическое, урологическое, сердечно-сосудистой хирургии, хирургии легких и др. Для выполнения больным хирургических операций, развертывается специальный комплекс помещений, называемый операционным блоком. Существует две системы размещения операционного блока: децентрализованная и централизованная. При первой из них операционный блок развертывается отдельно для каждого хирургического отделения, при второй - для всех хирургических отделений вместе. Централизованную систему предпочтительно использовать в крупных больницах, имеющих несколько хирургических отделений. Если последние сосредоточены в отдельном корпусе, для операционного блока обычно выделяется целый этаж, чаще верхний. Хирургическое отделение имеет палаты для размещения больных, сестринские посты, перевязочные, процедурные, клизменную, ординаторскую, кабинет заведующего, комнаты старшей сестры и сестры хозяйки, столовую, помещения для сортировки и временного хранения грязного белья и предметов уборки, ванную, санитарные узлы и туалеты, подсобные помещения. В клиниках выделяют помещения под кабинеты профессора и доцента, комнату для ассистентов, учебные комнаты. Размещение больных хирургического стационара проводится с учетом характера их заболевания и тяжести общего состояния. Так в общехирургическом отделении должны размещаться раздельно пациенты с гнойными процессами и пациенты, готовящиеся к плановым операциям и перенесшие плановые и экстренные вмешательства при отсутствии гнойных осложнений в послеоперационном периоде. Это делается в целях предупреждения распространения инфекции. Тяжелые больные требуют размещения в одно - двухместных палатах, палатах-изоляторах. В современных крупных больницах особо тяжелые больные лежат в реанимационном отделении, предназначенном не только для хирургических больных, но и для всех других пациентов, требующих интенсивного лечения (см. главу 14). Палаты хирургического отделения снабжаются функциональными кроватями, позволяющими придать больному в постели различные положения и легко передвигающимися. У каждого больного должна быть своя прикроватная тумбочка для размещения личных вещей. Для больных с постельным режимом желательно иметь подъемные надкроватные столики. Необходимо чтобы палаты снабжались сигнализационным устройством вызова медицинского персонала. Сестринский пост обычно располагается в коридоре так, чтобы обеспечить хороший обзор палат. Расстояние от поста до наиболее удаленной палаты не должно превышать 27-30 м. Пост оборудуют шкафами для хранения медикаментов, предметов ухода за больными. Обычно на посту имеется также специальный стол, в ящиках которого хранится документация (листы врачебных назначений, журнал передачи дежурств, журнал для записи больных, готовящихся к обследованию различными методами и др.). На виду у постовой сестры должно быть табло сигнализационной системы с номерами палат. Перевязочные предназначены для проведения больным перевязок и других манипуляций. В общехирургическом отделении организуют 2 перевязочные: "чистую" и "гнойную", которые должны находиться в соответствующих отсеках отделения. Об устройстве, организации работы перевязочных и операционного блока будет сказано ниже (см. главу 4). Процедурная - это помещение, в котором проводятся: забор крови из вены на анализы, внутривенное введение лекарственных веществ, заполнение систем для трансфузий, определение группы крови и резус-фактора, выполнение проб на индивидуальную совместимость крови. Процедурная должна иметь площадь не менее 15 кв.м., хорошо освещаться, снабжаться теплой и холодной водой. Стены и пол процедурной должны быть удобными для механической уборки. Оборудование процедурной: шкаф или стол для хранения медикаментов; биксы со стерильными перевязочными материалами, шприцами, иглами, системами для внутривенных вливаний; штативы для инфузий; штативы с чистыми пробирками, предназначенными для забора крови; набор для определения группы крови; холодильник для хранения крови, сывороток и медикаментов; столик для проведения внутривенных инъекций; кушетка, обтянутая клеенкой; табуреты или винтовые стулья; стол, в котором хранится медицинская документация (журнал для регистрации группы крови и резус-фактора, журнал для регистрации переливаний крови, плазмы, журнал учета забора крови для биохимических исследований и др.). Клизменная - специальное помещение площадью не менее 8 м2 для производства клизм. Здесь можно также осуществлять промывание желудка, катетеризацию мочевого пузыря. В помещении ставится кушетка. Оно снабжается соответствующим оборудованием (устройство для проведения клизм, кружки Эсмарха, зонды и др.). В этом же помещении или рядом целесообразно иметь отдельный санузел с унитазом. Ординаторская - рабочее место врачей, где они оформляют различную медицинскую документацию. В ординаторской расставляется необходимая для работы врачей мебель (столы, стулья, книжный и платяной шкафы), обычно оборудуется полка с отсеками по числу палат для хранения историй болезни. В хирургических отделениях, где пользуются большим количеством рентгенограмм, в ординаторской устанавливается панельный негатоскоп. Облегчают работу врачей селектор, телефон. Комната старшей сестры обычно используется не только как ее рабочее место, но и как помещение для хранения медикаментов, других изделий медицинского назначения. Поэтому кроме обычной мебели в комнате старшей сестры размещают сейфы для хранения наркотических и сильнодействующих препаратов. Прочие лекарства, а также новые шприцы, иглы, зонды, катетеры и другие предметы хранятся в специальных шкафах или на полках и стеллажах. Старшая сестра ведет медицинскую документацию: журнал учета лекарственных средств, журнал учета больничных листов и др. В комнате сестры-хозяйки обычно хранятся спецодежда медперсонала, белье для больных.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.40.121 (0.008 с.) |