Гигиена транспортировки хирургического больного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гигиена транспортировки хирургического больного



Медицинская транспортировка – это перевозка или переноска больного (пострадавшего) к месту оказания первой помощи или выполнения лечебных и диагностических мероприятий.

Мы не останавливаемся здесь на вопросах транспортировки пациентов хирургического профиля на догоспитальном этапе.

В больнице хирургического больного приходится транспортировать из приемного покоя в хирургическое отделение, из хирургического отделения – в диагностические кабинеты (отделения) и обратно. В хирургическом отделении возникает необходимость транспортировки больного из палаты в перевязочную, процедурную, операционную и из перевязочной, процедурной, операционной – в палату. Проблем нет, если больной может ходить и ему не предписан строгий постельный режим. Тогда он передвигается по больнице самостоятельно, в необходимых случаях в сопровождении младшего и среднего медицинского персонала. Больных, которым назначен строгий постельный режим, и больных, находящихся в тяжелом состоянии, в пределах лечебного учреждения транспортируют на носилках, каталке, кресле-каталке. Последние хранятся в специально выделенных для этого местах (помещениях) хирургического отделения.

Носилки с больным могут нести два или четыре человека. Они должны идти не в ногу для того, чтобы носилки не раскачивались в такт движению. При подъеме по лестнице больного надо нести головой вперед, а при спуске – ногами вперед, приподнимая ножной конец носилок. Это делается для того, чтобы в процессе транспортировки больной не занимал неестественного положения, при котором голова оказывается ниже ног и туловища.

При использовании для транспортировки пациента каталки медперсоналу необходимо хорошо владеть техникой перекладывания больного: 1) с кровати на каталку, 2) с каталки на операционный или перевязочный стол, 3) с операционного или перевязочного стола на каталку, 4) с каталки на кровать.

Хирургическое отделение снабжается так называемыми функциональными кроватями. Такая кровать состоит из четырех частей: головной, двух средних и ножной. С помощью специальных приспособлений можно поднимать и опускать отдельные части кровати, придавая больному нужное положение. Чаще всего больные лежат на спине. После операций на органах брюшной и грудной полостей больному придают полусидячее положение с согнутыми в коленных суставах нижними конечностями. Реже больной после операции лежит в постели на животе или на боку.

Современные функциональные кровати, как правило, имеют колеса для более легкого их перемещения. На небольшие расстояния при необходимости больной может транспортироваться прямо на кровати.

Функциональная кровать имеет приблизительно такую же высоту, как и стандартная каталка, что облегчает перемещение больных с кровати на каталку. Если кровать, с которой надо переложить больного, ниже стандартной каталки целесообразно применять выпускаемые современной промышленностью каталки с изменяемой высотой ложа. Перед перекладыванием надо опустить ложе такой каталки до уровня высоты кровати.

Если высота кровати и каталки одинаковы, целесообразно пользоваться следующим способом перекладывания больного. Каталка ставится вдоль кровати рядом с ней. Головной конец каталки должен находиться у головного конца кровати. Перекладывающие (два или три человека) располагаются так, чтобы каталка находилась между ними и кроватью. При перекладывании вдвоем один подводит руки под голову и грудную клетку больного, другой – под поясницу и нижние конечности. При перекладывании втроем один подводит руки под голову и верхнюю треть грудной клетки, второй – под нижнюю треть грудной клетки и под поясницу, третий – под нижние конечности. По команде перекладывающие приподнимают больного и перемещают его на каталку.

Если кровати в палате располагаются так, что каталку рядом с кроватью и параллельно ей поставить нельзя, а также в тех случаях, когда каталка имеет большую высоту, чем кровать, можно воспользоваться другим способом перекладывания больного. Каталка ставится перпендикулярно кровати так, чтобы ножной конец каталки находился у головного конца кровати. Перекладывающие (двое или трое) встают вдоль ближайшего к каталке края кровати и с использованием описанных выше приемов поднимают пациента, разворачивают его на 90° и кладут на каталку.

При перекладывании больного с каталки на операционный или перевязочный стол ее также ставят либо параллельно, либо перпендикулярно столу. Обычно высота каталки соответствует высоте стола. К тому же высота последнего, как правило, может регулироваться. Поэтому чаще используют способ перекладывания с помещением каталки параллельно столу. Персонал располагается вдоль стола с противоположной от каталки стороны. Под больного подводят руки и, перемещая его на себя, кладут на стол. Можно ставить каталку перпендикулярно столу головным концом каталки к ножному концу стола. Больного вдвоем или втроем перемещают с каталки, разворачиваясь на 90°, на стол. Перекладывание больного со стола на каталку обычно проводят с использованием тех же приемов, что и при перекладывании с кровати на одинаковую с ней по высоте каталку. Каталку ставят вплотную к столу параллельно ему. Перекладывающие располагаются таким образом, чтобы каталка находилась между ними и столом, где лежит больной. Больного подхватывают под голову и туловище и перемещают на каталку.

В палате перекладывают больного на кровать, применяя один из описанных выше способов (с подведением каталки к кровати параллельно ей или под углом 90°). В первом случае перекладывающие располагаются вдоль свободного края кровати и перемещают больного с каталки на себя. Во втором случае снимают больного с каталки и переносят на кровать с поворотом на 90°. В реанимационном отделении, куда транспортируются наиболее тяжелые больные, перекладывать больного с каталки на кровать должны не менее трех человек.

При транспортировке необходимо все время следить за частотой пульса, артериальным давлением, частотой и глубиной дыхания, окраской кожных покровов, состоянием сознания пациента, исключить возможность травмирования пациента.

Тяжелые больные нередко транспортируются из приемного отделения в хирургическое или из операционной в палату с системой для внутривенной инфузии. Чаще всего инфузия проводится в вены верхней конечности. Для того, чтобы не повредить стенку вены при движении конечности она должна быть иммобилизирована фанерной или какой-либо другой шиной, например, лестничной (шиной Крамера). За системой для инфузии при перевозке должен следить отдельный медицинский работник. Обычно он несет флакон с инфузатом вслед за больным, стараясь избежать натяжения трубок системы.

При транспортировке пациента с интубационной трубкой нужно следить за тем, чтобы последняя была хорошо фиксирована лейкопластырем или бинтом к голове больного. В этом случае за перевозкой наблюдает врач-анестезиолог. В его распоряжении должен быть переносной аппарат для искусственной вентиляции легких на случай, если при транспортировке у больного остановится дыхание. Если перевозка тяжелого больного или больного после только что выполненной под наркозом операции сопряжена с необходимостью использования лифта, медицинским работникам нужно быть готовыми к всякого рода случайностям (неожиданная остановка лифта и др.), которые могут стать роковыми для пациента. В лифте вместе с такими больными должен находиться врач-анестезиолог, имеющий все необходимое для проведения реанимационных мероприятий (набор медикаментов, интубационные трубки, ларингоскоп, роторасширитель, аппарат для искусственной вентиляции легких).

Особо необходимо остановиться на транспортировке больных с трубчатыми дренажами. Трубчатые дренажи обычно вводятся при выполнении операций на органах грудной и брюшной полостей. Плевральная полость наиболее часто дренируется при пневмотораксе, гемопневмотораксе, гнойном плеврите. Трубчатые дренажи в брюшной полости чаще оставляются после операций по поводу перитонита. При операциях на желчевыводящей системе с помощью трубки нередко производится наружное дренирование общего желчного протока. Основное правило, которое необходимо соблюдать при транспортировке больного с дренажными трубками, состоит в том, что просвет последних должен быть обязательно перекрыт. Обычно это достигается наложением на трубки зажимов. Можно также перегибать конец трубки и фиксировать его в таком положении путем перевязывания трубки нитью. Несоблюдение указанного правила может привести к загрязнению выделяющимися через дренажные трубки гноем, кровью, желчью, другими биологическими жидкостями белья больного, каталки, пола помещений хирургического отделения, что крайне нежелательно по гигиеническим соображениям и таит в себе опасность распространения инфекции. Если останутся не перекрытыми дренажи плевральной полости, то возможно подсасывание в нее воздуха, что приносит прямой вред пациенту и может свести на нет положительные результаты, достигнутые при его лечении. Необходимо также внимательно следить, чтобы дренажные трубки во время перемещения пациента не натягивались, не попадали под тело больного. Крайне нежелательным является случайное удаление дренажей при транспортировке или во время перекладывания больного. Так раннее извлечение трубки из общего желчного протока может привести к тяжелым осложнениям, иногда требующим повторной серьезной операции.

Перед транспортировкой больных каталку покрывают чистой простыней или одеялом. Простыню (пододеяльник) меняют после каждого больного. Одеяло проветривают, а при загрязнении биологическими жидкостями направляют в пароформалиновую камеру для обеззараживания. При въезде в операционную производят дезинфекцию колес каталки (двукратное протирание раствором хлорамина или другого дезинфектанта) или используют каталки со сменными носилками.

После работы каталку необходимо вымыть с помощью синтетического моющего средства и продезинфицировать путем двухкратного протирания ветошью, смоченной раствором дезинфектанта.

 

 

Глава 11.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.007 с.)