Премьера поэтического сборника «Голоса времен» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Премьера поэтического сборника «Голоса времен»



(Сборник стихов кинешемских поэтов.)

Звучит песня «Город на Волге» (Сл. Шаповалова, муз.Холопова»)

(Выходят чтец и ведущий.)

Взрастает Слово, словно семя,

Мы чудеса узрим Твои,

Благоухающее время

Все воскресающей любви.

Нетленны истины святыни,

И свято Слово, как дитя.

Славянский сфинкс стоит и ныне

На постаменте бытия (В.Говорков)

 

Добрый День, дорогие друзья.!

Сегодня мы представляем Вам новую книгу. Это юбилейный сборник стихов местных авторов, который называется «Голоса времен». Он посвящен 505-летию Кинешмы и 400-летию со дня битвы Кинешмского ополчения с польско - литовскими интервентами. В сборник вошли лучшие стихотворения авторов, наших земляков.

Выход новой книги для всех нас - ее авторов, издателей и, конечно же читателей - это всегда большой праздник. И, как уже водится по традиции, главное торжество по этому поводу проходит в центральной библиотеке.

Состоялось уже множество встреч с читателями, желающими познакомиться с творчеством земляков. Мы (и библиотекари, и авторы) с самого начала стремились к тому, чтобы состоялась главная для авторов встреча - с их книгой. Первый сборник стихов местных авторов «На милой отчей стороне», изданный в 1995 году, стал заметным событием в культурной жизни района. Это было только начало. За ним, в 2004 году, вышел сборник «Светлый миг Победы», затем в 2005 - «Кинешме песнь величальная».

Специфика юбилейного издания этого года, особая ответственность за его составление потребовали и новых подходов к подготовке сборника: стихи поэтов объединены в тематические разделы, более полно представлены на его страницах местные авторы, включен материал, который впервые представляет сведения об авторах. При составлении сборника проведена углубленная поисковая работа всего творческого коллектива.

 

«Поэзия может двигать не только прозу, но и серую жизнь делать солнечной.» В сборник поэзии, который представлен Вашему вниманию, вошли стихи написанные поэтами в разные годы. Среди авторов большинство поэтов - члены литературно- поэтического Клуба «Лира», который собирает на творческие встречи всех поэтов города вот уже более 20 лет в библиотеке - филиале № 3 городской библиотечной системы. Здесь собираются как поэты с уже известными именами, так и дебютанты. В сборник вошли и авторы менее известные, и незаслуженно забытые: Станислав Конев, Николай Логинов, Валерьян Шипов, Николай Бойцов, Игорь Востриков. Без их творчества поэтическая карта Кинешмы была бы неполной.

Не оскудевает земля Кинешемская творческими людьми. Появляются новые поэтические имена и новые стихи. В книге гармонично соседствуют стихи маститых поэтов с творчеством молодых. Среди авторов молодые дарования: Александра Цапковская, Евгения Калашова, Олег Куликов, Александр Суворов, Наталья Барышева, Анжелика Бутаева.

Сборник объединил стихи известных российских поэтов - Михаила Дудина, Владимира Жукова, Геннадия Серебрякова, Глеба Горбовского, Николая Красильникова, Нину Альтовскую, членов Союза писателей России кинешемца Владимира Говоркова и наволокчанина Евгения Смирнова, а также самодеятельных авторов, победителей областных и городских поэтических конкурсов. Активное участие в составлении сборника принимал поэт Говорков Владимир Николаевич.

В книге «Голоса времен» 6 разделов - 6 ступеней, по которым мы сегодня будем с Вами путешествовать. И сегодня нам представится уникальная возможность услышать многие стихи в исполнении авторов. Тематика стихов этой книги настолько разнообразна, насколько разнообразен, необъятен и неповторим духовный мир поэтов. Но главный, стержневой мотив, опубликованных в ней стихотворений - это любовь к родной земле, милой сердцу Кинешме.

(Звучит песня о Кинешме.)

(На экране - страница I раздела сборника)

Городок мой бело - синий,

Шире двери отвори,

В золотом кольце России

Яркой звездочкой гори. Н.Альтовская

 

Итак, приглашаем Вас в Литературную гостиную - это первая ступень нашего путешествия по книге и,соответственно, первый раздел сборника.

В этот раздел вошли стихи известных российских поэтов — о Кинешме, чья судьба каким - то образом была связана с нашим городом, любовь к которому осталась в их сердцах навсегда.

 

Когда ты вдруг в дорогу кинешься,

Изнемогая от тревог,

Пускай тебя встречает Кинешма,

Негромкий волжский городок.

Как будто бы, судьбой обещанный,

Он ждет тебя давным - давно.

А в нем - единственная женщина,

Которой все разрешено.

С такой у берега встречаются

На грани счастья и беды,

Где пароходы чуть качаются

В студеном зеркале воды.

Такая, если только встретится,

Печаль любую отведет.

Сияньем солнечным засветится

Крылатых дней круговорот.

(Г.Серебряков «Кинешма»)

Строки о любви вечны, нет и не будет им конца, как жизни на земле. В стихах о любви к родной Кинешме воплощено пережитое и передается нам волнение души поэтов и трепет сердца.

Здесь наши далекие предки

Воздвигли часовню в бору,-

Где были сраженья не редки,

Где вороги крались к добру...

У Волги тогда были всплески

Тревожны, круты, высоким;

Тут с паном коварным Лисовским

Сражались мои земляки.

 

Тут слез сколько пролито женских!..

Тут строили храмы в честь них -

В честь павших моих кинешемцев!

В честь преданных предков моих!

...Давно я на родине не был:

Не знаю,- жива ль старина?

Как выглядит в Кинешме небо?

Часовня,- цела ли она? (Павел Кудрявцев)

 

Поэзия всегда дружила с музой истории. Прошлое кинешемского края вписано в большую историю России.

(На экране - страница II раздела сборника)

Древний град вознес молитву.

Боже праведный, спаси

Выступающих на битву

Ратоборцев всей Руси. (В.Говорков)

Следующая ступень нашего путешествия - «Испытаний тяжкая година».

За время более тысячелетнего существования своего Русь немало перенесла разного рода бедствий, великих испытаний и глубоких потрясений. Самое бедственное время нашей Родины - это «смутное время», по справедливости прозванное самим народом «злым лихолетьем».

В этом году исполняется 400 лет со дня битвы кинешемцев с польско-литовскими интервентами. В этом разделе сборника - стихи кинешемских поэтов о смутном времени.

Время смутное длится и длится,

Полыхают пожары окрест.

И струится кроваво криница,

Над которой спасательный крест.

Время смутное, страшное, ворог

Подступил, осаждая посад.

И тумана ползущего полог

Сокрывает зловещий закат.

Время смутное, братья и сестры,

Притекайте в Поволжскую рать.

Зубья вил сокрушающее остры,

И звенит уже сталь топора.

Время смутное, встаньте для битвы,

В храме Божьем зажгите свечу.

Пробил час для соборной молитвы,

Значит, будет нам все по плечу.

Время смутное, мутное... (В. Говорков)

 

И вот в это время, наша Кинешма, незначительная по своему государственному положению и немноголюдная по своему населению, одна из первых проявила удивительный дух мужества и твердости, показала непреклонную преданность и любовь к Родине.

 

Вороны, черные вороны -

Стаи сокрыли солнце.

В стороны, в разные стороны

Дозорные смотрят в оконца.

Города, древнего города

Войско - защита и твердь.

Ворога, грозного ворога

Встретит на жизнь и ль на смерть.

Силы, неравные силы,

Павших на поле не счесть.

Близкий кому - то и милый

Каждый, погибший здесь.

Славы, не ради славы,

Ради Отчизны бой.

Главы, истории главы

Кровью напишет герой.

(Наталья Менендес)

В прочувствованных, неравнодушных строках поэтов к судьбам своей исконной земли, своей Родины между строк читается глубокий, неистовый патриотизм. Здесь и необъятная любовь к Родине, пропитанная болью за нее, горечью, беспокойством.

(На экране - страница III раздела сборника)

Есть память, которой

Не будет забвенья.

(Р.Рождественский)

«Я вижу памятью войну»...Путешествуя по страницам памяти мы перешли на следующую ступень и в следующий раздел сборника.

Уходят десятилетия. Все дальше отодвигаются от нас годы Великой Отечественной войны, одной из самых трагических и героических страниц нашей истории.

Почти в каждой семье есть люди, пережившие страшные годы войны. Все меньше остается живых ветеранов войны, но не тускнеет память о тех героических годах. В разделе представлены стихи ветеранов Великой

Отечественной войны и тех, кто не воевал, но в своем творчестве выразил собственный взгляд на дни военного лихолетья. Одно из таких стихотворений - «И было у отца четыре сына...» Татьяны Лапшиной.

 

И было у отца четыре сына:

Все справные да видные вполне.

Спокойная и добрая картина,

Когда б они не знали о войне.

Из черных репродукторов змеею

Война вползала в души и дома

И счастье уносила за собою,

Закладывала горе в закрома.

Был старший сын в блокадном Ленинграде,

Не получали мать с отцом вестей.

А в Севастополе, в морской бригаде,

Бил сын второй непрошенных гостей.

Сражен врагом на побережье пенном,

Бесчувственно упал в песок лицом.

От Родины вдали - три года плена...

Он через годы стал моим отцом.

И третий сын ушел тропой знакомой

И сгинул на проклятой той войне.

Остался только в деревенском доме

Портрет солдата в рамке на стене.

Последний сын - семнадцать лет от роду -

Был призван умирающей войной,

Вернулся - не прошло еще и года -

С одной ногой, да и рукой одной.

В уютном теплом бабушкином доме

Я слышала про прежнее житье,

И фотки довоенные в альбоме

Заботливо хранились у нее.

А я в своем послевоенном детстве

Дышала счастьем в мирной тишине...

Война досталась просто мне в наследство -

Я не пишу стихами о войне... (Т. Лапшина)

 

Память о героическом подвиге россиян - кинешемцев живет в произведениях поэтов - фронтовиков и стихах тех, кто родился в послевоенное время и принял от старшего поколения эстафету гражданственности и патриотизма:

 

Весна пришла в наряде травном,

Напомнила о чем-то главном:

Как лебеди летели низко-низко

Над свечками берез, над обелиском.

... Стоял майор с седою головою.

Лишь память остается молодою. (Н.Ковалева «Память»)

 

Стихи это - память сердца.

(На экране - страница IV раздела сборника)

И все течет, течет родная Волга,

И расцветает Кинешма моя (И.Казанцев)

 

«Мой город, над тобой не властно время» - мы переходим на следующую ступень нашего путешествия.

Любимый город, Кинешма родная,

Мне часто снишься в сонной тишине.

Тебя, наверно, даже не узнаю.

Стал наяву прекрасней, чем во сне.

Мне не забыть зеленые бульвары,

Дубы, березы, клены, тополя.

Среди которых также ходят пары,

Среди которых шла когда - то я.

Старинный город с древними церквами,

Жемчужина средь волжских городов,

С высокими и новыми домами

И с изумрудной зеленью садов.

А я тебя покинула надолго.

Уехала в далекие края.

И все течет, течет родная Волга.

Все расцветает Кинешма моя.

(Ирина Казанцева)

Люди склонны отмечать и почитать те места, которые связаны с важными событиями, известными, великими именами. К числу таких принадлежит и Кинешма. Здесь свершались памятные исторические события, здесь жили и творили люди, вошедшие в историю не только России, но и всего человечества.

В этом разделе - стихи о красоте родного края.

Послушайте, как живописен стих Лидии Молчановой «И «гавань тихая», и «темная вода»...»

 

И «гавань тихая», и «темная вода»-

Так древний город Кинешма зовется.

И кто бы ни приехал к нам сюда,

Тот с русской стариной соприкоснется.

Живут здесь люди, щедрые душой,

Таких вам встретить редко где придется.

А в городе, хоть он и небольшой,

Вам многое увидеть доведется.

Красива Волга, а над ней — собор,

Бульвар с беседкою, театры и аллея.

Торговые ряды, часовни, храмы, бор,

Старинные дома, музей и галерея.

Прославен древний город на века

Людьми, что здесь творили и мечтали:

Их подвиги, творенья, имена

Занесены в истории скрижали.

(Лидия Молчанова)

 

Наша жизнь постоянно движется, обновляется, захлестывая подчас своими волнами-проблемами. И под шквалом будничных забот мы порой не замечаем неповторимую красоту родной природы... Чего не скажешь о поэтах. Для них природа - это реальное волшебство жизни, одухотворенной красотой. Любовью к земле, лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов о Кинешме. В них звучат задушевные мелодии.

(На экране - страница V раздела сборника.)

«Душа поэта словно арфа» - следующая ступень в самый большой раздел сборника.

Жизнелюбивый человек:

Счастливый узник вдохновенья.

Я сердце выронил на снег,

Когда искал стихотворенье. (Евгений Смирнов)

 

Поэты обладают особым даром видения мира и для всего находят свои поэтические строки: лирические и гражданские, философские и публицистические, воспевающие наш прекрасный город, его архитектуру, легендарную историю, прекрасных людей - наших земляков. В своей поэзии они передают дыхание самой природы: шепот листьев, музыка дождя, пение птиц, крик журавлей. Все это слышится и видится и в стихотворении Нины Ковалевой:

 

Опять мне деревня снилась,

Я к бабке своей торопилась.

Дождь и гроза, как в детстве,

И вдруг защемило сердце.

Деревня, стога, сенокосы...

Белей молока здесь росы.

Под песни русских берез

Шла жизнь средь дождей и грез.

 

Поля - не окинешь взглядом,

Рожь. Васильки... Звездопадом

Звезды стекали в ладоши.

Мир детства такой хороший.

Тучи набухли, как вата.

Я в память гляжусь виновато.

Скрыла тропинку рожь.

Знать от судьбы не уйдешь.

(Н.Ковалева)

 

Наблюдения над жизнью природы сочетаются с раздумьями о мудрых законах бытия. Запоминается необычное сравнение, метафоричность стиха Евгения Смирнова «О чем подумалось»:

Белая смородина,

Красная смородина

Хорошо рифмуются

С нежным словом -"Родина".

Но с чего ты, белая,

Как заледенелая?

Отчего ты, красная,

Грустная, безгласная?

В пору пышноцветную,

В дни весны пригожие,

Как сестрёнки дружные,

Были вы похожие.

Но пришли под грозами

Дни огнеопасные.

Эта стала белая,

А другая - красная.

 

...Помню годы школьные,

Как в гостях у бабушки

Стену я разглядывал,

Кушая оладушки.

Там в иссохших рамочках

И необрамлённые

Были фотографии,

Временем краплёные.

На одной - в обнимочку

Два солдата бравые,

При "крестах", овеянных

Боевою славою.

"Кто они, бабуленька?"

Та в ответ: "Солдатики,

А верней сказать, мои

Старшенькие братики.

Сашенька да Ванечка...

С немцами сражалися,

А потом, в семнадцатом,

Вдруг размежевалися...

Говорят, что сгинули

Средь огня бездонного:

Ваня - у Деникина,

Саша - у Будённого..."

 

...Белая смородина,

Красная смородина.

Хороша ты, Родина,

Да судьба — уродина...

 

Раздумья о жизни природы естественно вплетаются в раздумья о жизни человека, приобретая философско-символическую окраску.

Когда идешь своей дорогой,

Когда горит огонь в груди,

Когда мечтаешь, пишешь, строишь,

Чужой душе не навреди.

Стремясь помочь чужому горю,

Рассеять тучи впереди,

Укрыть любимых от простуды,

Ты их душе не навреди.

Ты мудр и прав, ты прям и честен.

Но слабых строго не суди.

И, оказавшись с ними вместе,

Ты их душе не навреди

Имеет право на ошибку

Любой из грешных на земле.

Все в этом мире слишком зыбко,

Но все, поверь, в своем уме.

У каждого своя дорога.

Дорога поиска пути.

Смири свой гнев, остынь немного.

Чужой душе не навреди. (Е. Потехина)

 

Поэты пишут о том, что заботит и волнует. И для читателей открывается душой проникнутая поэзия. Вслушайтесь в стихотворения Полины Лещенко, Алевтины Кропачевой. Прочитав книгу В.Лихачева «Кто услышит коноплянку», у Полины Васильевны родилось замечательное стихотворение «Коноплянка - птица света...»:

Коноплянка - птица света,

Вновь я слышу голос твой,

Может, то душа поэта

Воспарила над землей?..

Или просто: тихий берег,

Луг, знакомая тропа...

Сердце ждет, болит, но верит:

К солнцу выведет строфа.

(П.Лещенко)

 

А вот проникновенное стихотворение о любви Алевтины Кропачевой «Двое у причала»:

Заря догорала в заволжской дали,

Река отрешенно молчала.

Мужчина и женщина - символ любви,

Стояли вдвоем у причала.

Была у него на висках седина,

У ней под глазами морщинки.

И хрупкой уже не казалась она

И он не красавец с картинки.

 

Их встреча отложена жизнью была

На долгие-долгие годы.

Сегодня к причалу она подошла

Послушать гудки теплохода.

Как в явь превращается сказочный сон,

Останется нам неизвестно,

Но бились сердца тех двоих в унисон,

Слова их звучали, как песня.

«А помнишь, как пели в ночи соловьи?

О Боже, как мы постарели!

И сильные, нежные руки твои

От времени так огрубели.

А помнишь, черемуха в мае цвела?

Подружка моя дорогая!

А ты все такая же, как и была,

Лишь только прическа другая».

За Волгой-рекой догорала заря,

Чтоб с вечером встретиться тайно.

Те двое, быть может, расстались не зря,

И встреча сейчас не случайна?

Как днем, обнимались с рекой облака,

Предчувствуя с нею разлуку.

Держала надежно мужская рука

Любимую женскую руку.

(А.Кропачева)

 

Поэтическое слово поэта окрашено своеобразным обаянием, оно словно излучает тепло и свет, сказано голосом жизнерадостного сердца, а если порою и с печалью, то эта печаль лучится светом добрых надежд. Добро всепобеждающее, окрыляющее и радующее - главная заповедь, с которой поэты обращаются к своей аудитории.

(На экране - страница VI раздела сборника)

Прими любовь единоверца

И будь отзывчивым в ответ.

Пусть снова осияет сердце

Творящего глагола свет. (В.Говорков)

 

Мы переходим на заключительную ступень в нашем путешествии по книге «Голоса времен». «Творящего глагола свет» - так называется последний раздел книги.

Продолжая традиции русской поэзии, поэты говорят о высоком патриотизме, любви к Родине, большой и малой, о своей гражданской позиции:

 

Каждый ищет свой путь, боясь оступиться во тьме.

Яркий факел надежды рассеет ночную тревогу,

И душа, что металась, как узник в постылой тюрьме,

Разрывает оковы и трепетно молится Богу

Снова дарит надежду дыханье весенней земли:

Вдруг счастливая встреча- за этим крутым поворотом?

Заунывная песня печали затихла вдали.

Я живу, чтоб искать! И ищу, чтобы жить...для кого-то.

Тот, кто ищет себя, повстречает любовь на пути.

Странник милый! Мы долго искали дорогу,

Но страданье и страх навсегда, навсегда позади.

Две души. Две надежды. Два сердца, молящихся Богу.

(Анжелика Бутаева)

 

Поэзия - это состояние души, волнение сердца, веление времени.

 

Гроза гремит не очень часто летом,

А так в природе тишь и благодать.

Роса падет неслышно пред рассветом,

Туман под вечер подползет как тать.

И только птицы, горла не жалея,

Встречают песней каждый новый день.

Вдруг он последний? Птенчиков лелея,

Спешат без устали в лесную сень.

 

А что же мы? Неужто поглупели?

Кричим, бранимся ближнего кляня.

Однако глянешь - в жизни преуспели.

Здоровы, сыты на закате дня.

...Не суетись и раствори калитку,

Здесь я с тобою вместе помолчу.

Ведь надо - только тихим шепотом молитву

Ведь надо-то всего - зажечь свечу.

(Ангелина Касаткина)

 

Дорогие друзья! Мы прошагали по ступенькам - разделам сборника стихов «Голоса времен». Мы познакомились с первым экземпляром книги. Чистые, светлые, наполненные радостью бытия или философским смыслом, своей возвышенной мелодией, стихи помогут читателю почувствовать красоту поэтического слова, завещанного Пушкиным, Тютчевым, Рубцовым. Поблагодарим наших поэтов за творчество и - снова и снова пожелаем им: «Творите, ищите и находите новые сюжеты для своих стихов, а мы, ваши читатели. будем ждать новых встреч с Вами».

Добрый путь тебе, книга: в библиотеки, на полки читателей, в сердца кинешемцев.

(Звучит музыка)

М.Е. Салмина,

методист ЦБС.

 

«Хранители истории»

(Историко-краеведческая страничка о храмах Кинешемского края).

 

«Трудно храмы воздвигнуть из пепла» - так сказал известный русский поэт Н.Гумилев

Закрытые храмы, монастыри, часовни - это показатель нашей

" истинной" духовности, веры, понимания значения Православной Церкви вообще для мира и конкретно для России.

 

В душе вынашивая строки,

Созвучья слов перебери.

Предстанут пред тобой пророки,

Где осквернены алтари.

Сквозь бесконечный ужас драмы,

Сквозь кровяной подтек зари

Узри разрушенные храмы,

Разграбленные монастыри.

Не трепещи, сей страх покуда

Не вписан в белизну листа.

И помни, здравствует Иуда,

Внимая голосу Христа. В. Говорков

 

(звучит музыка С.Бах «Хоральные прелюдии»)

По богатству исторических воспоминаний Кинешма не может ровняться с другими городами, однако она имеет два исторических памятника. Незадолго до избрания Михаила Федоровича на престол Кинешма подверглась нападению поляков под предводительством пана Лисовского. Жители города с помощью поселян, собравшихся по случаю торгового дня, под начальством Федора Боборыкина, вышли навстречу полякам, с намерением заслонить им дорогу в город. Но слабые в сравнении с неприятелем после нескольких стычек были разбиты. После того поляки ворвались в город. Жители спрятались в соборе, который поляки сожгли.

Это событие ознаменовано памятниками, состоящими из двуx каменных часовен. Первая из них построена в 1855 году на добровольные пожертвования купцов.

Год построения второй часовни в точности неизвестен, но можно полагать, в скором времени после нашествия поляков. Так как это событие было 26 мая, то в этот день ежегодно совершается панихида по убитым.

(звучит музыка М. Глинка - «Иван Сусанин»)

Знаю, мертвый не имет срама,

Разгребая словестный хлам.

Я в раздумье стою у храма,

Озаряется солнцем храм. В. Говорков

 

Церковь в то время мало отличалась от обычной постройки, купола она не имела, ее отличала только прирубь - паперть да крест на крыше. Исключение составляла только Казанская церковь, построенная в 1744 году на средства прихожан. Здание каменное с такой же колокольнею.

 

Нет не богатство царских тронов

Нас удивляет до сих пор...

 

(на фоне музыки С.Баха «Фуга ми минор»)

Особой красотой отличается Успенский собор. Он имеет два Храма: Успенский (холодный) и Троицкий (теплый). Оба каменные с отдельной колокольнею, построенною в 1798 году. Первым храм построен в 1745 году (на какие средства неизвестно) второй - в 1838 году (на церковные суммы).

Колокольня - звонница пяти ярусная, украшенная полуколоннами и портиками, плавно уменьшается в высоту и завершается шпилем, создавая впечатление стремительного полета в высь.

(звучит С.Бах «Фуга ми минор»)

Настала холодная осень

И тучи печально плывут,

В обители ветер холодный

Нарушил молитвы приют.

/ Песнь изгнанных сестер /

 

Почти шесть веков стоит на русской земле, в костромских пределах, на правом, высоком берегу Волги Макариев Решемский монастырь. Основателем его является преподобный Макарии Унженский и Желтоводский чудотворец. Двенадцатилетним отроком Макарий, сын благочестивых нижегородских жителей Иоанна и Марии, принял иноческий чин в Печерском Монастыре. Смирение, молитвенность, целомудрие отрока сделали его настолько известным, что он удалился вверх по течению Волги и недалеко от слободы Решмы устроил себе уединенную келью. Но не может,говорит Писание, укрыться светильник, и сюда, к преподобному, начала собираться братия.

Первым храмом обители была деревянная церковь с пятью престолами: во имя Святой Троицы, Благовещения, Вознесения, преп. Макария и св. великомученицы Екатерины.

(звучит музыка С.Бах «Прелюдия фуга ре мажор»)

 

Простояв свыше ста лет, храм обветшал и был заменен каменным, сохранившимся до начала второй мировом войны.

За все время своего существования Макариев монастырь имел очень скудные источники содержания, преимущественно пользуясь случайными добровольными приношениями почитателей угодника Макария. В Смутное время Макариевская обитель вместе с Решмой подверглась в 1609 году нападению поляков, которые грабили и беспощадно опустошали огнем и мечом приволжские города и селения. Но при невидимом содействии преподобного Макария жители слободы Решмы и ближайших деревень отразили поляков и рассеяли их полчища. В чувстве глубокой признательности за явленное преподобным чудесное избавление от врагов жители Решмы и Юрьевецкого уезда возобновили Макариеву обитель, которая к тому времени пришла в большой упадок. Однако и впоследствии обитель, не обладая земельными угодьями и богатыми денежными вкладами, не имела надлежащих и прочных средств к безбедному своему существованию.

Не раз подвергался Макариев монастырь и случайным бедствиям: так, весной 1844 года ужасною бурей были снесены с церкви главы с крестами; в 1854-м пожаром был уничтожен деревянный корпус; В 1855 году сгорели каменные кельи около церкви... В том же году весной выгорели Решма
и село Нагорное, и их жители не могли давать какое-либо содержание своему монастырю. Возникла реальная угроза упразднения Макариево-Решемской обители. В 1865 году жители слободы Решмы, села Нагорного и нескольких ближайших деревень ходатайствовали перед Св.Синодом о том, чтобы Макариево - Решемский монастырь не подлежал закрытию или упразднению, а был оставлен под тем назначением, какое ему дано основателем его преподобным Макарием, которого окрестные жители признают своим молитвенником и покровителем.

По ходатайству преосвященного Виссариона, епископа Костромского, Св. Синод указом от 14 июля 1901 года определил обратить решемскую Макариеву пустынь в женский общежительный монастырь, Игуменией монастыря была утверждена инокиня Досифея, бывшая до этого настоятельницей Свято-Троицкого монастыря / Костромской епархии /.

За годы своего управления монастырем иегумення Досифея совершила много благополезных деяний для воссоздания обители и за полезную и отличную службу" была награждена в 1903 году наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым,

Потрясения революционного времени и неслыханные гонения на христианство печально отразились на судьбе обители. Незадолго до второй мировой войны обитель закрыли ввиду того, что сестры до последней минуты утверждали местных жителей в твердом стоянии в Православии, что было крайне неугодно безбожным властителям.

 

Закрыты святые ворота,

И стадо Христово ушло,

Младые овечки далеко

Без пастыря бродят давно...

Владыки святые в изгнаньи,

Сокрыты святые уста,

Причастны Господним страданьям

За правду, за веру Триста.

Сестрицы, родные, простимся,

Пример мы найдем во Христе,

Страдая за нас, не имел

Он Главу где склонить на земле.

И, наши простив прегрешенья,

Врагов и блудниц Он прощал,

И, чашу испив искупленья,

Молясь за врагов, умирал.

Простим же врагам все обиды,

Не знают они, что творят,

А раны, гоненья, лишенья

Нам всем за Христа предстоит.

Прости ж, преподобный Макарий,

Храни нас в печальном пути,

Родного приюта лишившись,

Не знаем, куда нам идти.

 

(звучит С. Бах «Хоральные прелюдии»)

Ушли в прошлое века. Все стало историей, достоянием культурного наследия. Люди XXI века смогут отличить настоящее, подлинное от ложного и будут гордиться достижениями прошлого.

 

Зеленый холм и церковь белая,

Потост в сиреневых кустах,

И галок стая оголтелая

На светлых бронзовых крестах.

И небо ясной чистотою

Земной объяло беспредел,

Вот перед этой красотою

Я шляпу снял и оробел.

Нет, что бы там ни говорили,

Я неприемлю праздных слов.

Причем здесь Бог?

Ведь сотворили

Все это руки мастеров.

 

И, стоя под стеной церквушки,

Всех нас, за умников, кляня

Я так завидовал - старушке

Она счастливее меня.

Она не потеряла веры,

За весь свой трудный, горький век

А мы, седые пионеры,

Во что мы верим? Ну ответь.

Мы растоптали все святое,

Да, время камни собирать,

Чтоб поколение другое

Добром могло нас вспоминать.

Библиография:

1. Баделин В.И. Золото церкви: Исторические очерки.-Иваново: «Экологический вестник», 1993.- 240с.

2. Говорков В. Осенины: Сборник стихов.-Иваново: "Ивановская газета, 1998.- 176 с.

3. Мезенина Н.,Михайлов Я. Кинешма: Путеводитель-очерк.- Ярославль: Верхне-Волжск., кн. изд-во, 1971.- 80с, ил.

4. Кинешма: Путеводитель.- М.:"Сов. Россия",1987.-160с.

5. Макариев Решемский монастырь: Статья // Москва,- 1994.- №12.-с. 186.

6.Кинешемская Писцовая Книга, как один из важнейших источников по изучению края / статья /

7. Город Кинешма:/ из земского календаря; справочные сведе-
ния. 19 в.

 

Н.В. Киселева,

библиотекарь филиала № 4

 

«Из тьмы веков»

Литературно-музыкальная композиция

по истории города Кинешма с древнейших времен

до начала 17 века.

 

Литературно - музыкальная композиция «Из тьмы веков», посвящается истории нашего города, начиная с древнейших времен и до начала 17 века. Она построена на основе материалов краеведа С. Белопухова (1900-1975г.г.). В композиции использованы стихи М.Волошина, М.Дудина, Г.Серебрякова, Г.Комиссаровой, В. Рымашевского и музыка из оперы Глинки М. «Иван Сусанин».

Слава нашей стороне!

Слава Русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну.

Что бы люди знать могли

О делах родной земли.

 

(Звучит песня С.Холопова «Город на Волге»)

На сегодня довольно споров

Ссор и мелочной суеты.

Расскажи мне лучше про город

Где родился и вырос ты.

Кинешма…Это как звуки музыки,

Это как строчки стихов,

Где-то на улицах узеньких

Шорох твоих шагов.

О Кинешме, залитой светом –

Воплощение моей мечты!

О том, что в городе этом

Родился и вырос ты.

 

Существует несколько доказательств древнеславянского заселения Кинешмы. Упоминается Ярилова роща у Кинешмы, названная в честь одного из главных славянских богов. Праздник его и отмечался 4 июня и был связан с культом плодородия.

Очень интересно сопоставление – Кинешма – Решма. Кинешма и Решма в народном творчестве часто упоминаются, как две неразлучные подруги. Они, к примеру, упоминаются в известной легенде о Степане Разине и персиянке, в известной бурлацкой песне, в пословице «Кинешма да Решма кутит да мутит, а Волга убытки платит», в романе Мельникова – Печерского «В лесах».

 

У Кинешмы и Решмы –

Особая краса,

Ложится на орешник

Тяжелая роса.

И песня долго-долго

Тревожит тот покой,

Плывет над самой Волгой,

Над медленной водой.

 

Первое упоминание о Кинешме в документах, относится к 1429 году в связи с очередным набегом татар, которые разграбили и сожгли тогда Кострому, Плес, Солдогу и Лух. Однако, поселение возникло гораздо раньше. Об этом свидетельствуют археологические находки. Эволюция развития Кинешмы такова: из небольшого рыбацкого селения в результате развития ремесел и торговли она превратилась сначала в слободку, а затем в посад. Посад состоял из четырех селений: собственно посада, занимавшего центральную часть современной Кинешмы на берегу Волги между речками Кинешемкой и Казохой; свободы за речкою Кинешемкою на ее правом берегу; загорода и Ямской свободы, находившейся близ Загорья на левом берегу речки Казохи. Но откуда происходит имя, данное самому городу?

Ученые относят название города к финно-угорским словам, расшифровывая их как «темная вода». По другой версии – «именной паспорт» Кинешмы – результат влияния балтийских наречий. Приводится литовский термин «кине» со значением «сухое, возвышенное место среди болота». Именно таким было географическое положение переселенцев на берегу Волги.

 

Говорила:

«Разлюбишь и кинешь мя…»

Как во все времена говорят,

И не знала,

Что станет здесь

Кинешма –

В честь ее, русокосой

Посад.

Что светелки

Подружками около:

«Не горюй, не горюй, не горюй»-

Обернуться доверчиво

Окнами как заведено в старь, на зарю.

 

С возвышением Московского княжества Кинешемский уезд становится великокняжеской вотчиной и входит в состав большой области, носящей название «Замосковье».

(Звучит симфоническая музыка из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского – Корсакова.)

Был страшный год, когда все страны

Боялись больше, чем огня,

Батыя – внука Чингиз – хана,

Свое соседство с ним кляня…

Был страшный век, когда монголы

На Русь лавиною пошли…

Так шла чудовищным потоком

На Русь монгольская орда

В одном стремлении жестоком

Сжигать и грабить города.

Горят хоромы, терема –

Все, чем Рязань была богата...

Пять дней оборонял народ

Свой край, как говорит сказанье,

И пять ночей небесный свод

Пылал над стонущей Рязанью.

 

В январе 1429 года татары разорили Кострому, Плес, Кинешму, Лух и Солдогу, о чем упомянуто и в летописи.

Не было людям спасения, ждали их четыре погибели: от меча, в огне или в воде, или в татарском плену. Трупы мертвых повсюду лежащие церкви святые в развалинах, от каменных храмов остались только обгорелые стены, не слышно было ни церковного пения, ни звона колоколов…. Пусто всюду, ни души не видно на пожарищах.

В 1536-1537 годах Кинешма вновь подверглась разорению со стороны казанских татар. В 1581 году Иван Грозный пожаловал наш город в вотчинное владение князю Ивану Петровичу Шуйскому в награду за подвиги при защите города Пскова.

В конце 16 века вокруг Кинешмы на обеих сторонах Волги были сплошные девственные леса. В центре города находилось укрепленное городище, Место для сооружения крепости было выбрано очень удачно, Это была ровная площадка на высоком берегу Волги, которая с трех сторон имела крутые обрывы, Здесь и расположилось городище Кокуй, защищенное с запада глубокими рвами и земляным валом, на котором возвышалась деревянная стена. Городище занимало участок, находящийся в настоящее время между Волжским бульваром (обрывистый берег Волги), улицей Рылеевской, улицей Ленина и улицей Фрунзе, на месте которой раньше были ров и овраг.

Внутри Кокуя находились дом воеводы, оружейный склад, деревянная церковь, боярские и купеческие терема, а вокруг располагался посад с торговой площадью, лавками, жилыми и хозяйственными постройками. Для жителей посада, а также слобод и деревень, окружающих Кинешму, городище служило убежищем на случай нападения неприятеля.

(Звучит музыка М. Глинки. Увертюра к опере «Иван Сусанин».)

 

Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд…

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнем

Все обгорело, вся Москва

До каменной стены –

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повегнуть вражью рать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1558; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.168.200 (0.338 с.)