Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виртуальная экскурсия по улицам городаСодержание книги Поиск на нашем сайте
Вас ждет увлекательный променад по улицам старинного волжского города, вы побываете в историческом центре Кинешмы, который до сегодняшнего дня сохранил свой особенный, неповторимый облик купеческого, провинциального города со своим неповторимым укладом. Оригинальные здания старинных особняков, купеческих домов и усадеб, торговых рядов, здания банков, присутственных мест, гимназий… Стоящий «на тысячной версте от истока» великой реки Волги старинный город Кинешма с её многовековой историей, географическим положением, с сохранившейся уникальной историко-архитектурной средой и богатыми культурными традициями занимает достойное место в жемчужном ожерелье больших и малых городов Верхневолжья. «Издали, с Волги, Кинешма представляется большим каменным замком, построенным на высоком берегу озера, потому что городок этот кокетливо выставляет на набережную все лучшие свои каменные здания, а Волга простирается в этом месте в ширину почти до 400 сажен. Главная и лучшая часть города расположена между двумя речками при впадении их в Волгу: текущая с восточной стороны называется по имени городка Кинешемкой, текущая с западной - Казахой. Из этого вы заключаете, что городок расположен на полуострове и не ошибаетесь в своем заключении. На углу, образованном впадением Кинешемки в Волгу, на самом берегу последней, вы замечаете Церковь Успения Божией Матери, которая, красуясь на высоком, покрытом зеленью холме, со всех сторон окруженная кудрявыми деревьями, составляет прекрасное зрелище, много прибавляющее к общему приятному впечатлению, производимому видом городка». Этими словами начинается очерк известного прозаика второй половины XIX века Потехина Алексея Антиповича «Уездный городок Кинешма». Потехин А.А. – автор многочисленных путевых и этнографических очерков, пяти романов, повестей из народного быта; талантливый драматург, чьи пьесы с успехом шли на сценах московских и петербургских театров. Потехин А.А. родился 1(13) июля 1829 года в г. Кинешме Костромской губернии в небогатой дворянской семье. Окончив Костромскую гимназию, а затем частный Демидовский лицей в Ярославле, некоторое время был на военной службе. Но карьера военного не привлекала одаренного юношу, и он решил посвятить себя литературной деятельности. Все началось с очерков: «Путь по Волге», «Забавы и удовольствия в городке», «Уездный городок Кинешма в 1851 году». В них молодой автор колоритно и не без юмора поведал о провинциальном быте приволжских городов: Кинешмы, Костромы, Ярославля. С трепетным, нежным чувством описывает Алексей Потехин свой родной город - маленький провинциальный волжский городок Кинешму. «Вы залюбовались бы этим небольшим городком, - убеждает нас он, - а подъезжая к нему через Волгу в час солнечного восхода или заката, когда заря покрывает все прибрежные здания своим пурпурным плащом и особенным блеском сияют кресты Божиих храмов, или ночью, когда при полусвете месяца и звезд все предметы, покрывающие берег, как бы тонут во мраке, и одно лишь здание собора с его высокой колокольней, в неясных чертах, обрисовывается перед вами. Вот лодка наша, пробравшись между судами, пристает наконец к берегу. Поспешим на берег, осмотрим этот городок во всех его особенностях». Поспешим вслед за автором и мы с вами. «О местоположении города вы уже имеете некоторое понятие,- добавляет прозаик, - по тому виду, которым он поразил вас, когда вы подъезжали к нему по Волге. Но в самом городе и его окрестностях есть такие точки, с которых вам представятся еще более восхитительные зрелища, которые не часто создает природа Великороссии. Одна из таких точек - это с набережной города и ее так называемого бульвара». Нет более излюбленного места отдыха, чем городской бульвар, расположенный на набережной, откуда открывается необозримый водный простор могучей реки. Возвышающийся на правом берегу Волги, утопающий в зелени Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль служит подлинным украшением волжской набережной и является визитной карточкой Кинешмы. Это главные соборные храмы, на месте которых в древности был деревянный храм, который сгорел с прятавшимися там жителями во время польско-литовской интервенции в 1609 г. Существующий ныне Успенский собор, пятиглавый красавец, вначале однопрестольный, был выстроен в 1745 г. и является образцом русской церковной архитектуры XVIII века, отражающей древнерусские традиции, характерной именно для провинциального зодчества. Во второй половине 19 века появились два придела – князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира. В1834 г. во время приезда в Кинешму собор посетил император Николай 1, а в середине 19 века его сыновья, великие князья. Почитаемой святыней была местночтимая Феодоровская икона Божьей Матери, представлявшая собой копию с чудотворной костромской иконы. Троицкий собор с приделами Покрова Богородицы и Михаила Архангела выстроен в 1838 г. В начале 20 века второй придел был посвящен Михаилу Архангелу и святителю Алексию, митрополиту Московскому. Автором проекта храма по одним данным был Д.Висконти, а по другим – И.Е.Ефимов. Крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решено в формах позднего классицизма. С 1866 г. в связи с учреждением Кинешемского виккариатства Костромской епархии соборы стали кафедральными. Троицкий собор был закрыт в 1930-е годы, Успенский не функционировал с 1940 г., закрыт по решению облисполкома от 24 января 1941 г. Открыты храмы в 1946 г. В 1962 г. Троицкий собор был вновь закрыт, в нем разместилась картинная галерея. Вновь возвращен верующим в 1990 г. Отдельно стоящая каменная красавица-колокольня появилась в 1798 г. и имеет 76-метровую высоту. Она сооружена была в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей, над которой поднимаются еще два четверика. увенчанные вазообразной главкой и шпилем, устремляющимся высоко в небо. Рядом с собором в одну линию виднеются три больших каменных корпуса. Эти здания изначально строились как казенные – для городничего и его канцелярии, для казначейства и полицейского управления. В 19 веке первое от собора здание носило название Присутственные места (Городская Управа). Здесь решали всевозможные проблемы: строительство мостов и дорог; освещение улиц; содержание полиции, пожарного депо, больницы, ночлежки; финансирование учебных заведений; общественное строительство и контроль за соблюдением правил торговли и т. д. Здесь же раз в месяц собиралась Городская Дума – около 20 выборных гласных из числа наиболее богатых и влиятельных купцов и промышленников. Расположенное в центральной части города, на набережной Волги, крупное общественное сооружение в формах ампира играет важную роль в формировании облика бульвара и в панораме города со стороны Волги. Двухэтажное с мезонином прямоугольное здание на цоколе. Первый этаж обработан квадровым рустом «в перевязку». Стены парадного второго гладко оштукатурены и отделены от первого широким поясом, украшенным нишами Следующее за ним здание отличается своей архитектурой. Можно обратить внимание на полуколонны, украшающие второй этаж фасада. Перед вами здание Дворянского собрания, в котором созывались дворянские уездные собрания. На заседаниях дворянских собраний могли присутствовать все дворяне, но право голоса имели только те из них, которые владели поместьями и были старше 25 лет. На этих собраниях рассматривались общедворянские "нужды и пользы". Уездное дворянское собрание избирало уездного предводителя дворянства, а также уездного судью. Все выборы в дворянских собраниях проводились путем баллотирования шарами. Уездные предводители дворянства обычно являлись председателями различных уездных комитетов, комиссий и присутствий. В залах этого дома заседал А. Н. Островский, когда он решал споры между крестьянами и помещиками в качестве мирового судьи. Ну а зимними вечерами все местное общество стекалось сюда на праздничные увеселения, собрания «Кто не видал ничего лучше, тому понравится и наше собрание!» – говорят дамы. И вслед за тем спешат садиться в экипажи. И с разных сторон города съезжаются в собрание почти одновременно и чрез час там уже кипит жизнь в полном разгаре. Вот раздается гром оркестра, и веселые пары летят мимо всего в неимоверно быстром вальсе, так что музыка принуждена часто догонять кадансом танцующих. Кавалеры беспрестанно меняют дам, машут руками музыкантам, чтобы они не останавливались, а некоторые, закружившись до тошноты, убегают на минуту в буфет, чтобы выпить стакан воды и потом снова кружиться еще быстрее прежнего. Но вот умолк оркестр. Девицы, усталые от танцев, отдыхают, небрежно сидя на стульях, и маханием платка, производящим отрадную свежесть, стараются прогнать излишнюю красноту с дышащих здоровьем своих личиков. В следующем кирпичном здании в XIX и ХХ веках здесь находилось уездное (оно же городское) полицейское управление. Возглавлял управление исправник. Становые приставы и урядники несли службу в сельской местности и появлялись здесь изредка по служебной надобности. Чаще заглядывали городовые – низшие полицейские чины, несшие патрульную службу на улицах города. В одном здании с полицейским управлением находилась канцелярия помощника начальника губернского жандармского управления в Кинешме. В Х1Х веке Кинешма и уезд служили местом ссылки политических преступников. Последнее в ряду присутственных мест – здание казначейства. Бухгалтеры, кассиры, счетоводы, колонки баланса и перестук костяшек счет – вот была его жизнь. Казначейство ведало приемов, хранением денежных сборов и доходов и выдачей денежных сумм. Оно также выдавало по распоряжению местных властей паспорта, подорожные и вели продажу всех видов гербовой бумаги (заемная, для векселей и др.), а также аршинов. Центром бульвара, разделяющим его на так называемые «Большой» и «Малый» условно можно считать памятник Ленину и прилегающую к нему площадь. Но еще около века назад ни этого памятника, ни самой площади здесь не было, а был овраг, выходивший на набережную Волги. Отсюда и переправлялись люди на тот берег. В средние века овраг служил западной границей города, заменив крепостной ров перед крепостной стеной. Позднее по дну оврага пролегла мостовая, а по его краям выстроились ряды домов. Около бульвара (примерно на месте нынешнего» Мира техники») выросла массивная, высокая водонапорная башня. Кстати, она же выполняла функции пожарной каланчи, которая была соединена с пожарным депо (оно было около собора). Башня эта просуществовала до 1920-х годов. Мостовая внизу и здания наверху образовали улицу, название которой родилось само собой – Овражная. (ныне улица Фрунзе.). В XIX и начале XX века съезд с Овражной улицы к Волге назывался «Самолетским». Было такое пароходное общество – «Самолет». Пристань его ставили как раз около его съезда. На великой русской реке открылось акционерное пароходное общество «Самолет» в 1853 год. Новая фирма взяла на себя пассажирские перевозки от Нижнего Новгорода до Твери, где до этого безраздельно хозяйничал другой перевозчик - железная дорога. Теперь время «чугунки» прошло, настала пора конкуренции в сфере транспорта. Маловодный верхний бассейн Волги, изобилующий мелями и перекатами, вообще был практически непригоден к пропуску пассажирских судов. Товарищество «Самолет» сумело преодолеть этот серьезный барьер и впервые обеспечить пассажирское сообщение на всем протяжении реки от Твери до Астрахани. А впоследствии, в 1862 году, гудки пассажирских пароходов зазвучали над Камой и Окой. В это время «Самолет» имел уже 37 пассажирских судов и начал пополнять свой флот более крупными и комфортными кораблями. В 1894 году было построено 7 новейших судов, вмещающих по тысяче пассажиров каждый, а скорость их достигала 22 версты в час. Это почти соответствует скоростям нынешних двухпалубных теплоходов, готовящихся к списанию в металлолом. На такой высокой скорости «Самолет» встретил новое, двадцатое столетие. Вот как рекламировали газеты того времени уровень сервиса волжских пароходов: «... все пароходы общества «Самолет» роскошно отделаны, освещены электричеством, имеют библиотеки, пианино, ванны и вообще представляют последнее слово комфорта и пароходной техники». Интересно, что тарифы на пассажирских судах были действительно умеренные (по сравнению с современными). Например, проезд в каюте I класса от Нижнего Новгорода до Астрахани стоит 27 руб. 40 коп. Стоимость питания оплачивалась дополнительно, в зависимости от того, что вы заказываете себе на завтрак, обед и ужин. Завтрак из двух блюд и кофе стоил 65 копеек, а хороший обед — рубль. Много это или мало по тем временам? Для сравнения: «Путеводитель по Волге» стоил 1 руб. 25 коп. И мы вновь поднимаемся на крутой берег Волжского бульвара. Еще раз пройдем по липовым аллеям, почувствуем освежающий ветерок с Волги, вглядимся в бескрайние просторы Заволжья, которые воспели в своих произведениях не один поэт и прозаик. известный русский драматург А.Н.Островский не обошел вниманием крутой кинешемский брег кинешемского бульвара, который явился прототипом безнадежности, отчаяния, в омут которого бросилась Катерина. Не остался без внимания крутой берег волжского бульвара Свидания, неспешные прогулки и посиделки на лавочках у фонтана. Е.В.Груздева, заведующая ОИМ «Волшебные места, где я живу душой»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.53.90 (0.008 с.) |