Виртуальная экскурсия по улицам города 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виртуальная экскурсия по улицам города



Вас ждет увлекательный променад по улицам старинного волжского города, вы побываете в историческом центре Кинешмы, который до сегодняшнего дня сохранил свой особенный, неповторимый облик купеческого, провинциального города со своим неповторимым укладом. Оригинальные здания старинных особняков, купеческих домов и усадеб, торговых рядов, здания банков, присутственных мест, гимназий…

Стоящий «на тысячной версте от истока» великой реки Волги старинный город Кинешма с её многовековой историей, географическим положением, с сохранившейся уникальной историко-архитектурной средой и богатыми культурными традициями занимает достойное место в жемчужном ожерелье больших и малых городов Верхневолжья.

«Издали, с Волги, Кинешма представляется большим каменным замком, построенным на высоком берегу озера, потому что городок этот кокетливо выставляет на набережную все лучшие свои каменные здания, а Волга простирается в этом месте в ширину почти до 400 сажен.

Главная и лучшая часть города расположена между двумя речками при впадении их в Волгу: текущая с восточной стороны называется по имени городка Кинешемкой, текущая с западной - Казахой. Из этого вы заключаете, что городок расположен на полуострове и не ошибаетесь в своем заключении.

На углу, образованном впадением Кинешемки в Волгу, на самом берегу последней, вы замечаете Церковь Успения Божией Матери, которая, красуясь на высоком, покрытом зеленью холме, со всех сторон окруженная кудрявыми деревьями, составляет прекрасное зрелище, много прибавляющее к общему приятному впечатлению, производимому видом городка».

Этими словами начинается очерк известного прозаика второй половины XIX века Потехина Алексея Антиповича «Уездный городок Кинешма».

Потехин А.А. – автор многочисленных путевых и этнографических очерков, пяти романов, повестей из народного быта; талантливый драматург, чьи пьесы с успехом шли на сценах московских и петербургских театров.

Потехин А.А. родился 1(13) июля 1829 года в г. Кинешме Костромской губернии в небогатой дворянской семье. Окончив Костромскую гимназию, а затем частный Демидовский лицей в Ярославле, некоторое время был на военной службе. Но карьера военного не привлекала одаренного юношу, и он решил посвятить себя литературной деятельности. Все началось с очерков: «Путь по Волге», «Забавы и удовольствия в городке», «Уездный городок Кинешма в 1851 году».

В них молодой автор колоритно и не без юмора поведал о провинциальном быте приволжских городов: Кинешмы, Костромы, Ярославля. С трепетным, нежным чувством описывает Алексей Потехин свой родной город - маленький провинциальный волжский городок Кинешму.

«Вы залюбовались бы этим небольшим городком, - убеждает нас он, - а подъезжая к нему через Волгу в час солнечного восхода или заката, когда заря покрывает все прибрежные здания своим пурпурным плащом и особенным блеском сияют кресты Божиих храмов, или ночью, когда при полусвете месяца и звезд все предметы, покрывающие берег, как бы тонут во мраке, и одно лишь здание собора с его высокой колокольней, в неясных чертах, обрисовывается перед вами.

Вот лодка наша, пробравшись между судами, пристает наконец к берегу. Поспешим на берег, осмотрим этот городок во всех его особенностях».

Поспешим вслед за автором и мы с вами.

«О местоположении города вы уже имеете некоторое понятие,- добавляет прозаик, - по тому виду, которым он поразил вас, когда вы подъезжали к нему по Волге. Но в самом городе и его окрестностях есть такие точки, с которых вам представятся еще более восхитительные зрелища, которые не часто создает природа Великороссии.

Одна из таких точек - это с набережной города и ее так называемого бульвара». Нет более излюбленного места отдыха, чем городской бульвар, расположенный на набережной, откуда открывается необозримый водный простор могучей реки. Возвышающийся на правом берегу Волги, утопающий в зелени Успенско-Троицкий архитектурный ансамбль служит подлинным украшением волжской набережной и является визитной карточкой Кинешмы.

Это главные соборные храмы, на месте которых в древности был деревянный храм, который сгорел с прятавшимися там жителями во время польско-литовской интервенции в 1609 г. Существующий ныне Успенский собор, пятиглавый красавец, вначале однопрестольный, был выстроен в 1745 г. и является образцом русской церковной архитектуры XVIII века, отражающей древнерусские традиции, характерной именно для провинциального зодчества. Во второй половине 19 века появились два придела – князя Александра Невского и равноапостольного князя Владимира. В1834 г. во время приезда в Кинешму собор посетил император Николай 1, а в середине 19 века его сыновья, великие князья. Почитаемой святыней была местночтимая Феодоровская икона Божьей Матери, представлявшая собой копию с чудотворной костромской иконы.

Троицкий собор с приделами Покрова Богородицы и Михаила Архангела выстроен в 1838 г. В начале 20 века второй придел был посвящен Михаилу Архангелу и святителю Алексию, митрополиту Московскому. Автором проекта храма по одним данным был Д.Висконти, а по другим – И.Е.Ефимов. Крупное монументальное здание, крестообразное в плане, решено в формах позднего классицизма. С 1866 г. в связи с учреждением Кинешемского виккариатства Костромской епархии соборы стали кафедральными. Троицкий собор был закрыт в 1930-е годы, Успенский не функционировал с 1940 г., закрыт по решению облисполкома от 24 января 1941 г. Открыты храмы в 1946 г. В 1962 г. Троицкий собор был вновь закрыт, в нем разместилась картинная галерея. Вновь возвращен верующим в 1990 г.

Отдельно стоящая каменная красавица-колокольня появилась в 1798 г. и имеет 76-метровую высоту. Она сооружена была в стиле, переходном от барокко к классицизму. Стройное четырехъярусное сооружение состоит из постепенно уменьшающихся в плане четвериков и завершено граненой купольной кровлей, над которой поднимаются еще два четверика. увенчанные вазообразной главкой и шпилем, устремляющимся высоко в небо.

Рядом с собором в одну линию виднеются три больших каменных корпуса. Эти здания изначально строились как казенные – для городничего и его канцелярии, для казначейства и полицейского управления. В 19 веке первое от собора здание носило название Присутственные места (Городская Управа). Здесь решали всевозможные проблемы: строительство мостов и дорог; освещение улиц; содержание полиции, пожарного депо, больницы, ночлежки; финансирование учебных заведений; общественное строительство и контроль за соблюдением правил торговли и т. д. Здесь же раз в месяц собиралась Городская Дума – около 20 выборных гласных из числа наиболее богатых и влиятельных купцов и промышленников.

Расположенное в центральной части города, на набережной Волги, крупное общественное сооружение в формах ампира играет важную роль в формировании облика бульвара и в панораме города со стороны Волги. Двухэтажное с мезонином прямоугольное здание на цоколе. Первый этаж обработан квадровым рустом «в перевязку». Стены парадного второго гладко оштукатурены и отделены от первого широким поясом, украшенным нишами

Следующее за ним здание отличается своей архитектурой. Можно обратить внимание на полуколонны, украшающие второй этаж фасада. Перед вами здание Дворянского собрания, в котором созывались дворянские уездные собрания. На заседаниях дворянских собраний могли присутствовать все дворяне, но право голоса имели только те из них, которые владели поместьями и были старше 25 лет. На этих собраниях рассматривались общедворянские "нужды и пользы".

Уездное дворянское собрание избирало уездного предводителя дворянства, а также уездного судью. Все выборы в дворянских собраниях проводились путем баллотирования шарами.

Уездные предводители дворянства обычно являлись председателями различных уездных комитетов, комиссий и присутствий. В залах этого дома заседал А. Н. Островский, когда он решал споры между крестьянами и помещиками в качестве мирового судьи.

Ну а зимними вечерами все местное общество стекалось сюда на праздничные увеселения, собрания

«Кто не видал ничего лучше, тому понравится и наше собрание!» – говорят дамы. И вслед за тем спешат садиться в экипажи. И с разных сторон города съезжаются в собрание почти одновременно и чрез час там уже кипит жизнь в полном разгаре. Вот раздается гром оркестра, и веселые пары летят мимо всего в неимоверно быстром вальсе, так что музыка принуждена часто догонять кадансом танцующих. Кавалеры беспрестанно меняют дам, машут руками музыкантам, чтобы они не останавливались, а некоторые, закружившись до тошноты, убегают на минуту в буфет, чтобы выпить стакан воды и потом снова кружиться еще быстрее прежнего. Но вот умолк оркестр. Девицы, усталые от танцев, отдыхают, небрежно сидя на стульях, и маханием платка, производящим отрадную свежесть, стараются прогнать излишнюю красноту с дышащих здоровьем своих личиков.

В следующем кирпичном здании в XIX и ХХ веках здесь находилось уездное (оно же городское) полицейское управление. Возглавлял управление исправник. Становые приставы и урядники несли службу в сельской местности и появлялись здесь изредка по служебной надобности. Чаще заглядывали городовые – низшие полицейские чины, несшие патрульную службу на улицах города.

В одном здании с полицейским управлением находилась канцелярия помощника начальника губернского жандармского управления в Кинешме. В Х1Х веке Кинешма и уезд служили местом ссылки политических преступников.

Последнее в ряду присутственных мест – здание казначейства. Бухгалтеры, кассиры, счетоводы, колонки баланса и перестук костяшек счет – вот была его жизнь. Казначейство ведало приемов, хранением денежных сборов и доходов и выдачей денежных сумм. Оно также выдавало по распоряжению местных властей паспорта, подорожные и вели продажу всех видов гербовой бумаги (заемная, для векселей и др.), а также аршинов.

Центром бульвара, разделяющим его на так называемые «Большой» и «Малый» условно можно считать памятник Ленину и прилегающую к нему площадь. Но еще около века назад ни этого памятника, ни самой площади здесь не было, а был овраг, выходивший на набережную Волги. Отсюда и переправлялись люди на тот берег. В средние века овраг служил западной границей города, заменив крепостной ров перед крепостной стеной. Позднее по дну оврага пролегла мостовая, а по его краям выстроились ряды домов. Около бульвара (примерно на месте нынешнего» Мира техники») выросла массивная, высокая водонапорная башня. Кстати, она же выполняла функции пожарной каланчи, которая была соединена с пожарным депо (оно было около собора). Башня эта просуществовала до 1920-х годов.

Мостовая внизу и здания наверху образовали улицу, название которой родилось само собой – Овражная. (ныне улица Фрунзе.). В XIX и начале XX века съезд с Овражной улицы к Волге назывался «Самолетским». Было такое пароходное общество – «Самолет». Пристань его ставили как раз около его съезда. На великой русской реке открылось акционерное пароходное общество «Самолет» в 1853 год. Новая фирма взяла на себя пассажирские перевозки от Нижнего Новгорода до Твери, где до этого безраздельно хозяйничал другой перевозчик - железная дорога. Теперь время «чугунки» прошло, настала пора конкуренции в сфере транспорта.

Маловодный верхний бассейн Волги, изобилующий мелями и перекатами, вообще был практически непригоден к пропуску пассажирских судов. Товарищество «Самолет» сумело преодолеть этот серьезный барьер и впервые обеспечить пассажирское сообщение на всем протяжении реки от Твери до Астрахани. А впоследствии, в 1862 году, гудки пассажирских пароходов зазвучали над Камой и Окой. В это время «Самолет» имел уже 37 пассажирских судов и начал пополнять свой флот более крупными и комфортными кораблями. В 1894 году было построено 7 новейших судов, вмещающих по тысяче пассажиров каждый, а скорость их достигала 22 версты в час. Это почти соответствует скоростям нынешних двухпалубных теплоходов, готовящихся к списанию в металлолом. На такой высокой скорости «Самолет» встретил новое, двадцатое столетие.

Вот как рекламировали газеты того времени уровень сервиса волжских пароходов: «... все пароходы общества «Самолет» роскошно отделаны, освещены электричеством, имеют библиотеки, пианино, ванны и вообще представляют последнее слово комфорта и пароходной техники». Интересно, что тарифы на пассажирских судах были действительно умеренные (по сравнению с современными). Например, проезд в каюте I класса от Нижнего Новгорода до Астрахани стоит 27 руб. 40 коп. Стоимость питания оплачивалась дополнительно, в зависимости от того, что вы заказываете себе на завтрак, обед и ужин. Завтрак из двух блюд и кофе стоил 65 копеек, а хороший обед — рубль. Много это или мало по тем временам? Для сравнения: «Путеводитель по Волге» стоил 1 руб. 25 коп.

И мы вновь поднимаемся на крутой берег Волжского бульвара. Еще раз пройдем по липовым аллеям, почувствуем освежающий ветерок с Волги, вглядимся в бескрайние просторы Заволжья, которые воспели в своих произведениях не один поэт и прозаик.

известный русский драматург А.Н.Островский не обошел вниманием крутой кинешемский брег кинешемского бульвара, который явился прототипом безнадежности, отчаяния, в омут которого бросилась Катерина. Не остался без внимания крутой берег волжского бульвара Свидания, неспешные прогулки и посиделки на лавочках у фонтана.

Е.В.Груздева,

заведующая ОИМ

«Волшебные места, где я живу душой»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.201.71 (0.015 с.)