Библиотека. Книга. Краеведение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Библиотека. Книга. Краеведение.



БИБЛИОТЕКА. КНИГА. КРАЕВЕДЕНИЕ.

 

г. Кинешма 2011

 

 

Библиотека. Книга. Краеведение.

Сборник сценариев по краеведению.

Сост. М. Салмина.

Редактор Е.Груздева

Компьютерный набор, верстка М. Салмина,Т. Лебедева

 

 

От составителя

 

Малая родина, родной дом, истоки... Каждый из нас задумывался над этими простыми и в то же время, всеобъемлющими понятиями.

Когда человек начинает осознавать, что он любит свой край? Вряд ли кто может ответить на этот вопрос определенно. Нужно ли помогать ему осознавать это чувство. Безусловно! За последние годы возрос интерес к истории края, литературе, возрождению национальных традиций народов. Роль библиотек в этом первостепенна.

Библиотечное краеведение — особое направление краеведческой деятельности. Его основные задачи — это не исследования, а сбор разнообразного краеведческого материала, хранение источников информации по краеведению, библиографическая работа с ними и распространение краеведческих знаний всеми способами, доступными библиотекам.

Особое значение имеет просветительская деятельность, т.к. именно она прививает читателям интерес к истории родного края, втягивает пользователей библиотек в краеведческое движение. Массовые мероприятия библиотеки легко становятся частью воспитательной и учебной работы образовательных учреждений.

Нельзя жить, учиться, работать, и вообще существовать, вне пространства родного города, села, поселка. Невозможно не замечать живущих рядом людей. Естественным является желание глубже изучить географию и историю своей малой родины. На краеведческой тематике в значительной степени построена массовая работа библиотек.

В сборнике «Библиотека. Книга. Краеведение» представлены практические материалы (сценарии мероприятий) из опыта работы ЦБС. Сборник предназначен для учителей, учащихся, работников библиотек, а также для тех, кто интересуется историей и литературной жизнью нашей малой родины. Надеемся, что подборка сценарных материалов данного сборника окажется полезной в вашей работе.

 

М.Салмина,

методист ЦБС

Островский и Кинешма

Виртуальный экскурс.

Кинешма – это город литературного наследия. В старинном городе, имеющем богатую историю, жили люди, чьи характеры и судьбы воплотились в литературных произведениях. Это, в первую очередь, Александр Николаевич Островский, для которого Кинешма была не просто станцией на пути в Щелыково. Волжские впечатления были художественно преобразованы в его пьесах. На материале быта, характеров и нравов Щелыкова, Кинешмы и Костромы Островский создал художественные образы огромной типической глубины и широты. 17 пьес великого драматурга связаны с провинциальной жизнью, их источником было пребывание А.Н. Островского в нашем крае.

Мы все знаем о его жизни в Щелыкове, однако мало кто знает, даже коренные кинешемцы, о том, сколько сделал для Кинешмы и ее жителей Александр Николаевич. Читая переписку писателя с родственниками и друзьями, листая мемуары того времени, мы можем увидеть много интересного.

С 1868 года Островский с семьей ежегодно посещает Щелыково, отдыхает в поместье. Он добирался туда через Кинешму, приезжая по железной дороге. 10 июля 1876 года Александр Николаевич писал своему другу И. И. Шанину из Щелыкова: «В Кинешму надо ехать с пассажирским поездом в 2 1/2 часа, а не с почтовым».

В то время железнодорожная ветка была новшеством. Когда же ее построили? Началось все в 1871 году, когда активно обсуждался проект строительства железной дороги от Иваново - Вознесенска. Проведение железнодорожной ветви от Иванова до Кинешмы имело огромное значение не только для волжского города, оно было очень полезно для экономического развития всего района. В сентябре 1870 года был учрежден проект каменного вокзала, в январе 1871 года – проекты многочисленных деревянных служебных построек и жилых домов для работников железной дороги. Станция «Кинешма», завершавшая железнодорожную ветку, была открыта летом 1871 года.

Со стороны города перед двухэтажным кирпичным вокзалом, вытянутым параллельно колее, была устроена просторная площадь – карман. В центре площади, посреди полукруглого сквера, стояла деревянная часовня. С двух сторон площади размещались двухэтажные жилые дома, у дороги располагалось маленькое одноэтажное здание товарной конторы.

За путями в 1880 году напротив вокзала было возведено кирпичное паровое депо. Рядом находилось веерное депо с повторным кругом и вагонные сараи. За этими производственными зданиями вдоль линии тянулся пристанционный поселок с рядом одно- и двухэтажных домов, двухэтажной школой и маленькой больницей. К настоящему времени, кроме вокзала и депо, сохранились двухэтажный дом и товарная контора (сейчас – здание автостанции). В здании вокзала расположились залы ожидания для пассажиров разных классов, буфет, служебные помещения: кабинет начальника станции и контора службы движения. При вокзале были и квартиры начальника станции и начальника службы движения.

Безусловно, вокзал был оживленным местом. На первых порах, прибытие и отправление поездов становилось настоящим торжеством. Между нарядными дамами и господами мелькали люди в форме. Городские железные дороги находились в ведении городских дум, поэтому работники носили единообразную форму, которая различалась только цветом кантов, погон и околышей.

Как говорилось уже выше, А. Н. Островский принимал активное участие в общественной жизни города. В 1872 году прогрессивная русская общественность отметила 25-летие его литературной деятельности. Кинешемское уездное земское собрание откликнулось на юбилей своего земляка-драматурга единогласным избранием его почетным мировым судьей.

Видя заботу А. Н. Островского об общественных делах, дворянство избрало его 20 марта 1874 года уездным предводителем. Но Островский отказался от этой должности. 11 апреля 1874 года он пишет В. М. Титову: «На полученное мною в Москве извещение о избрании меня в Кинешме в должность уездного предводителя дворянства в то же время отвечал на имя секретаря земского собрания, что по весьма уважительным причинам и, между прочим, вследствие совершенно расстроенного здоровья я не могу принять лестных обязанностей, возложенных на меня кинешемским дворянством.» Но, отказавшись от этой должности, Александр Николаевич согласился стать гласным уездного земского собрания.

Начиная с 1872 года, его письма пестрят упоминаниями об участии в съездах мировых судей и гласных Кинешемского земства.

Островский выполнял свои обязанности общественного избранника не формально, а по существу. Он внимательно слушал разбиравшиеся на съездах мировых судей и гласных Кинешемского земства вопросы и содействовал их решению.

На этих съездах перед ним проходили дела об исках денег, о порубках и расхищении леса, о землепользовании, о кражах, о нанесении оскорбления словами и действиями, о поджогах, о нарушении общественной тишины и т. д.

Как почетный мировой судья Александр Николаевич стремился к защите интересов обездоленных: бедных мещан, ремесленников, крестьян. Так, например, однажды на съезде мировых судей разбиралось дело крестьянина Ивашевской волости, у которого решением первой инстанции несправедливо отобрали часть надельной земли. По этому делу в качестве защитника выступил В. И. Верховский. После судебного заседания, вставшего на сторону крестьянина – бедняка. Островский писал Верховскому: «Я не ожидал, что Вы обладаете богатым даром слова. Ваше выступление было содержательным и с большим огоньком. В заключении Вы позволили себе резкое (дерзкое) выступление: «Положение о крестьянах 1861 года, с его разъяснениями, дополнениями и временными правилами нужно сдать в архив и поставить на нем крест». От души радуюсь, что дело выиграно, хотя были прения между членами суда».

Где же решались «городские дела» в Кинешме?

«Перед вами крутой правый берег Волги, на вершине его высится белая масса собора, рядом с ним в одну линию виднеются два больших каменных корпуса присутственных мест», - так писал в серединеХ1Х века о своей родной Кинешме Алексей Антипович Потехин.

Эти здания изначально строились как казенные – для городничего и его канцелярии, для казначейства и полицейского управления. В 19 веке в первом от собора здании была Городская Управа. Здесь решали всевозможные проблемы: строительство мостов и дорог, освещение улиц, содержание полиции, пожарного депо, больницы, ночлежки, финансирование учебных заведений, общественное строительство и контроль за соблюдением правил торговли и т. д. Здесь же раз в месяц собиралась Городская Дума – около 20 выборных гласных из числа наиболее богатых и влиятельных купцов и промышленников. Следующее за ним здание отличается своей архитектурой. Можно обратить внимание на полуколонны, украшающие второй этаж фасада. В залах этого дома заседал А. Н. Островский, когда он решал споры между крестьянами и помещиками в качестве мирового судьи. Во времена Островского здесь был Уездный суд и гостиница для приезжавших в город по казенной надобности чиновников, обычно из губернской Костромы.

В следующем кирпичном здании в XIX и ХХ веках здесь находилось уездное (оно же городское) полицейское управление. Возглавлял управление исправник. Становые приставы и урядники несли службу в сельской местности и появлялись здесь изредка по служебной надобности. Чаще заглядывали городовые – низшие полицейские чины, несшие патрульную службу на улицах города.

В одном здании с полицейским управлением находилась канцелярия помощника начальника губернского жандармского управления в Кинешме. В Х1Х веке Кинешма и уезд служили местом ссылки политических преступников.

Последнее в ряду присутственных мест – здание казначейства. Бухгалтеры, кассиры, счетоводы, колонки баланса и перестук костяшек счет – вот была его жизнь.

Согласившись стать гласным уездного земства, А. Н. Островский окунулся в общественную работу. Сами земские собрания, созданные по Положению о земских учреждениях 1864 года, были распорядительными органами земства. Главенствующее положение в них занимали помещики. На земские собрания возлагался контроль за деятельностью исполнительных органов земства. В компетенцию земства входили местные, хозяйственные дела: поддержание дорог, мероприятия, способствующие развитию сельского хозяйства, торговли, промышленности, попечение о народном образовании, о здравоохранении, об устройстве почты и т. д.

Островский аккуратно посещал все сессии мировых судей и гласных уездного земства, происходившие в пору его пребывания в Щелыкове. На это время ему приходилось прерывать свой отдых, оставлять работу и выезжать в Кинешму.

Будучи гласным Кинешемского земского собрания, Островский всесторонне знакомился с жизнью уезда, с нуждами его населения, с противоречиями сословных интересов. Земские собрания, дававшие ему возможность тесного знакомства с представителями почти всех тогдашних слоев общества, не всегда проходили спокойно, нередко они принимали бурный характер.

На земских собраниях обсуждались вопросы просвещения, земледелия, животноводства, садоводства, пчеловодства, устройства дорог, режима рек, о недоимках, о стипендиях учащихся, о натуральных повинностях, о земских сборах, о штрафных таксах за порубку лесов и т. д.

Деятельность Островского в качестве гласного земского собрания была направлена на улучшение жизни и повышение культуры населения города Кинешмы и его уезда, в особенности крестьян. Драматург энергично хлопотал об устройстве в Кинешемском уезде проселочных и шоссейных дорог, об удешевлении перевоза через Волгу, о создании общества взаимного кредита, об открытии в Кинешме телеграфной станции и о многом другом.

В 1876 году, в связи с решением земского собрания об устройстве удобного и дешевого перевоза через Волгу от земства, собрание вынесло специальное постановление «просить гласного А. Н. Островского, как постоянно живущего в столицах, предъявить где следует перед высшим правительством свое ходатайство о скорейшем разрешении настоящего вопроса, так как всякая оттяжка его легла бы на население уезда значительной тяжестью».

Пользуясь поддержкой своего влиятельного брата Михаила Николаевича, драматург чаще всего достигал в своих хлопотах необходимого успеха. Так, например, в связи с ходатайством о создании общества взаимного кредита, Михаил Николаевич Островский сообщал ему 26 февраля 1879 года: «Посылаю тебе, милый Саша, записку, полученную мною от Министерства финансов, из которой ты усмотришь, что устав общества взаимного кредита Кинешемского уезда уже утвержден. Можешь порадовать кинешемцев».

Узнав об утверждении устава их общества взаимного кредита, кинешемцы прислали Александру Николаевичу благодарственную телеграмму.

В 1872 году, в связи с 25-летним юбилеем творческой деятельности драматурга, Петербургский клуб художников устроил подписку на создание ученической стипендии его имени. 28 января 1882 года 1016 рублей было предложено на усмотрение Александра Николаевича и по его указанию направлено в Кинешемский училищный совет. На эти деньги Кинешемская земская управа в1883 году приобрела в сельце Панарьино участок земли и выстроило училище.

Островский состоял почетным мировым судьей с 21 марта 1872 года по 11 октября 1884 года. Гласным Кинешемского земства он был два трехлетия.

Но и по освобождении, по состоянию здоровья, от этих обязанностей он продолжал посильно помогать населению Кинешемского уезда. Так, в марте 1883 года Кинешемское уездное собрание избрало А. Н. Островского попечителем Панарьинского начального народного училища.

29 мая 1886 года М. Н. Островский извещал драматурга о благоприятном решении его просьбы создать в Кинешме телеграфную станцию: «Спешу тебя уведомить, что, по сообщению начальника главного управления почт и телеграфов… в настоящее время приступлено к созданию почтовой конторы с телеграфной станцией в Кинешме и что заведующим созданным учреждением (впоследствии «начальник») назначен ваш почтмейстер Прошитов».

Островский поддерживал любую положительную инициативу кинешемской общественности. С 1879 года, с основания, он состоял членом Кинешемского общества сельского хозяйства.

Кинешемцы высоко ценили общественную деятельность Островского, направленную на благоустройство их города и уезда.

Давайте теперь проедем через Заречье, чтобы попасть еще в одно место, которое «помнит» А. Н. Островского. Это место – дом купца Н. И. Коковина, в котором, как говорят старожилы, останавливался Александр Николаевич, приезжая на заседания земства. Дом расположен на углу, по красным линиям нынешней ул. Горького и Жуковской. Дом был построен в 1858 году и имеет три этажа.

Теперь отправимся к последней «точке» нашего маршрута.

Здание по адресу ул. Советская дом 12 знакомо не только кинешемцам, но и гостям города. Это драматический театр им. А. Н. Островского, в котором с 1978 года каждый новый сезон открывается спектаклем по пьесам великого драматурга. Оформление здания учитывает историю Кинешемского театра, тесно связанную с творчеством Александра Николаевича. Герои многих его пьес изображены на панно, вычеканены по металлу художником Е. Грибовым при участии Б. Антипова и С. Сотникова. Ряд персонажей запечатлены скульптором А. Ненашевой на гобеленах в вестибюле рядом с бюстом Островского, а также на театральном занавесе.

В театре уже много лет действует музей истории театра, хозяйка которого, Валентина Алексеевна Щукина, может подробно рассказать посетителям об истории кинешемского драматического театра и о вкладе Александра Николаевича Островского в российскую культуру 19 века.

14 июня 2005 года, в день памяти А.Н.Островского, рядом с Волжским бульваром был открыт бюст великому драматургу, в день его памяти. Авторы проекта: заслуженный художник Российской Федерации Николай Иванов, заслуженный архитектор Российской Федерации Алексей Тихонов и главный архитектор города Андрей Коковкин.

 

Вот и подошла к концу наша экскурсия по следам А. Н. Островского в нашей Кинешме. И хочется сказать в заключении, что сохранившееся богатое культурное и литературное наследие, традиции города, превращение этого наследия в ресурс воспитания патриотизма и любви к малой родине – это актуальная задача, которую нам предстоит решать. Этим мы дадим возможность подрастающему поколению получить огромную массу информации об истории родного края.

Т.В.Гайдукова,

библиотекарь ОИМ

ПО СЛЕДАМ ИЗВЕСТНЫХ ИМЕН.

Литературно-краеведческий час.

 

Древний город на крутобережье

Ратных подвигов память хранит.

Он гостей и случайных проезжих

Достояньем своим удивит:

Полотняный, машинный, крылатый,

Ускоряющий времени век,

Именами достойных богатый

И трудом знаменитый навек!

 

Много славных городов на главной «улице» России - великой реке Волге. Одни из них возникали в древности, другие выросли на памяти живущих поколений. Среди них занимает свое достойное место и старый волжский город Кинешма. В летописях, как значительный населенный пункт (Слобода или Посад) Кинешма впервые упоминается в 1429 году в связи с очередным набегом татар, которые сожгли и разграбили тогда Кострому, Плес, Лух и Кинешму.

За время своего существования Кинешма неоднократно подвергалась набегам врагов и, будучи сплошь деревянным городом, выжигалась дотла, но снова возрождалась. Особенно пострадала Кинешма от набегов казанских татар в 1536, 1537 и 1539 годах. Но город довольно быстро восстанавливается, и уже в 1614-1618 годах вошел в число восьми городов, посылавших в Государственную казну хлеб на прокорм стрельцов (Из материалов Стрелецкого Приказа). В 1626 году Кинешма становится центром уезда, в который кроме Кинешемской вошли Вичугская, Владычинская и Мариновская волости.

В 1708 году в период петровских реформ, Кинешма вошла в Архангело-городскую губернию. Развитие экономических связей активизировало торгово-промышленную деятельность; в городе стали проводиться ярмарки.

В 1727 году Кинешма входит в состав Московской губернии как город Ярославской провинции. Именно в этот период в городе начинает развиваться новый промысел-льноткачество. Работа в начале осуществлялась рабочими-надомниками, но уже в 1758 году купец 1 гильдии Иван Таланов строит на берегу Казохи первое каменное здание (не сохранилось) полотняной фабрики, на которой впоследствии работало 500 человек. Через 20 лет купцы Грязновы построили в Заречье (бывшая Спасская слобода) две фабрики. А к концу 18 века появилось уже несколько предприятий.

В 1778 году Кинешма была выведена из состава Московской губернии и стала уездным городом Костромского наместничества. В 1779 году ей пожалован герб, отметивший заслуги в полотняной промышленности («два свертка полотна, изъявляющие, что сей город проводит знатный торг»).

В 1838 году рядом с Успенским собором, возведенным в 1745, на территории бывшей крепости над Волгой, архитектор И. Е. Ефимов строит собор Троицы в стиле классицизма. Занимая самый возвышенный участок над Волгой, два соборных храма (Успенский и Троицкий) и колокольня вместе с наиболее представительными памятниками гражданской архитектуры обрисовали очень плотный по застройке и выразительный по силуэту облик центра. Железная дорога, соединившая в 1871 году Кинешму с Москвой, превратила город в крупный транспортный узел. Связь сухопутных дорог с водными дорогами создала условия для интенсивного развития промышленности и торговли.

В своем очерке «Уездный городок Кинешма» писатель А. А. Потехин в 1851 году писал: «Издали с Волги Кинешма представляется большим каменным замком». А всем известный писатель - драматург А. Н. Островский, живя недалеко от Кинешмы, восхищался окружающей его природой: «Что за река, что за горы, что за земля! Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии, Италии. А какие здесь люди! Народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и вольный ум и душа нараспашку…»

С Кинешмой связаны имена многих знаменитых людей. Жителем Кинешмы был адмирал русского флота Геннадий Иванович Невельской, «прорубивший окно из России в третий океан». Г. И. Невельской родился в Солигаличском уезде Костромской губернии 25 ноября 1813 года. Одиннадцати лет он поступил в морской корпус, успешно закончил курс и поступил в офицерский класс. Ему пророчили блестящую карьеру, а он искал настоящего дела, мечтал о просторах Тихого океана.

Г. И. Невельской прошел трудный, полный опасностей путь от Кронштадта до Сахалина. Открытия и исследования Невельского имели важное значение для России. Он первым практически доказал, что Амур доступен для морских судов, что Сахалин-остров.

Невельской собрал богатый материал о природе и населении Приамурья, основал в устье Амура и на Сахалине первые русские поселения. С его именем связано присоединение к России ранее никому не принадлежащих Амурского и Уссурийского краев.

Деятельность Невельского имела не только большое научное, но и политическое значение. Собранные им материалы способствовали справедливому установлению границы между Россией и Китаем на Дальнем Востоке. Русский народ не забыл Г. И. Невельского - отважного моряка и горячего патриота, бескорыстно и преданно служившего своей Родине.

«Хотя адмирал Невельской и не был «земским человеком» и местным общественным деятелем, население Кинешемского уезда может только гордится тем, что среди него некогда жил этот пламенный патриот, оказавший Отечеству неоценимые услуги».

Так говорилось в издаваемом Кинешемским земством Календаре за 1914 год. Статья посвящалась 100-тию со дня рождения адмирала.

Всемирно известный астроном, директор Пулковской обсерватории Федор Александрович Бредихин, с чьим именем связана усадьба Погост, располагавшаяся на территории современного Заволжска. Бредихин родился в декабре 1831 года, в г. Николаеве. По семейным традициям он должен был стать моряком, но еще будучи совсем юным, он открыл в себе влечение к точным наукам. В 13 лет он поступает в «благородный пансион» при Ришельевском лицее, а затем становится студентом лицея. В 1851 году он покинул лицей и переехал в Москву и в том же году был зачислен студентом физико - математического факультета Московского университета.

Бредихин без всякого колебания избрал своей специальностью астрономию. По окончании университета он был оставлен для подготовки к профессорскому званию. Труды Бредихина по изучению комет принесли ученому всемирную известность и легли в основу современной кометной астрономии.

В 1872 году Ф. А. Бредихин приобрел небольшой 4-х дюймовый телескоп и летом того же года в имении Погост (теперь Заволжск) принадлежавшем его жене, он оборудовал небольшую обсерваторию. В Погосте Бредихин писал свою докторскую диссертацию, здесь же им были начаты первые астрономические исследования.

В 1873 году Бредихин был назначен директором Московской обсерватории. С это времени начинается наиболее плодотворный период в жизни знаменитого русского астронома. За всю свою жизнь Бредихин написал более 200 научных исследований. Член Российской академии наук, он был одновременно членом многих иностранных академий и научных обществ.

Умер Бредихин 16 мая 1904 года в Петербурге, но согласно его завещанию он был похоронен на волжской земле в бывшем селе Владычном (ныне г. Заволжск, ул. Маяковского). Семейный склеп, в котором покоится его прах, своей куполообразной крышей напоминает небольшую астрономическую обсерваторию.

Каждое лето сюда приезжают множество экскурсантов, чтобы отдать дань уважения всемирно известному ученому и горячему патриоту России.

Именем Бредихина кинешемцы назвали одну из лучших улиц города в районе Сокольников.

К деятелям науки нашего краяотносится Аркадий Иванович Бюксенмейстер.

А. И. Бюксенмейстер родился в 1845 году в Москве. В 1855 году поступил в Михайловское реальное училище. Затем поступил в Калужскую гимназию. Будучи еще в гимназии конструировал разные электрические приборы, занимался опытами по электричеству.

В 1879 году построил для помещика Пазухина в Кинешме маслобойный завод и мукомольную мельницу, которой управлял до 1881 года, все время развивая свечеугольное производство. Лично начал производство маловольтных ламп накаливания, готовил их на Всероссийскую выставку, на которой был награжден большой серебряной медалью.

За все работы и участие в разработке и развитии электротехники был выбран почетным членом Парижского международного общества электриков. За все время работы на своем заводе «Электроугли» читал рабочим лекции по электротехнике. Завод работал до 1924 года, где Андрей Иванович был оставлен директором. Умер Бюксенмейстер 13 апреля 1931 года на 86-году жизни. Похоронен он на кинешемском кладбище.

В Кинешме 1 июля 1829 года в небогатой дворянской семье родился известный беллетрист, драматург Алексей Антипович Потехин. Потехин большой знаток деревни, городского мещанства и чиновничества. В 1852 году были напечатаны его первые очерки «Путь по Волге» и «Уездный городок Кинешма». В них описана Кинешма 1851 года.

В романе «Бедные дворяне» писатель показал старинную помещичью семью с приживальщиками и шутами, которая ведет пустую, недостойную жизнь человека и, в то же время, безжалостно грабит крестьян. Несмотря на цензурные запреты, Потехину удалось провести на сцену много своих пьес.

В 1900 году Потехин был избран почетным академиком по отделению изящной словесности. Умер писатель 29 декабря 1908 года. В свое время (19 век) он так же хорошо известен читателям.

Не обходили Кинешму стороной и композиторы. В ее окрестностях жил Антон Степанович Аренский. Здесь в 1883 году он работал над оперой «Сон на Волге». Чайковский прослушав оперу, пришел в восторг. Он сказал: «Прекрасная опера. Иные сцены так хороши, что я был потрясен до слез».

Перу Аренского принадлежат три оперы: «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти», балет» Египетские ночи» и множество романсов.

Привлекали к себе волжская природа и красота кинешемских окрестностей и композитора Александра Порфильевича Бородина. Лето 1880 года Бородин провел вместе со своей семьей в имении Соколово (на левом берегу Волги, немного выше Кинешмы), принадлежавшем помещику Хомутову. Бородин в одном из писем сообщает: «Забрался в Костромскую губернию, Кинешемский уезд, в восьми километрах от Кинешмы; поселился на высокой крутой горе, у подножия которой раскинулась чудовищным змеем Волга. Верст на тридцать раскинулась перед моими глазами своим прихотливым плесом с грядами да перекатами, зелеными берегами, лесами, деревнями, церквями, усадьбами и бесконечною дальною синевой. Вид - просто не спускал бы глаз с него! Чудо что такое!».

Великий Бородин создал в Соколове первую партитуру широко известной оперы «Князь Игорь».

С 1900 года по 1095 год в сорока километрах от Кинешмы в Семеновске-Лапотном (ныне село Островское) летом жил и работал художник Борис Михайлович Кустодиев.

Борис Михайлович родился 7 марта 1878 года в Астрахани. Большой интерес у деятельного мальчика вызвала, прибывшая в Астрахань, выставка передвижников, где были показаны картины Репина, Сурикова, Поленова и других художников.

С 1894 года Кустодиев начинает серьезно заниматься живописью и через два года поступает в Академию художеств. Первый успех принесли ему работы в области портретного искусства. За портрет художника Билибина он был отмечен золотой медалью на Международной выставке в Мюнхене. Особенно важной для его дальнейшего творчества оказалась поездка по Волге летом 1901 года. С тех пор Кустодиев навсегда очарован Волгой, приволжскими городами, их бытом, нравами, обычаями, обильными базарами и ярмарками, суетой на пристанях, тихими, заросшими травой улочками и пустынными площадями.

В 1902 году Кустодиев получает звание художника и право на заграничную поездку. После возвращения на Родину Кустодиев начинает напряженные поиски своей темы.

Опыт работы над книжными иллюстрациями помог ему сотрудничать в переводах сатирических журналов того времени «Жупел», «Адская почта». Живой отклик в душе художника вызвали революционные события 1905 года. В 1906 году он делает композицию «Первомайская демонстрация Путиловского завода».

В 1911 году впервые начал работать в театре, пишет декорации к пьесам Островского «Гроза», «Свои люди-сочтемся», «Волки и овцы».

Умер Кустодиев 26 мая 1927 года. Его произведения прочно вошли в золотой фонд российского изобразительного искусства.

Кинешемцы в праве назвать своим знатным земляком профессора экономики Николая Дмитриевича Кондратьева. Более полувека этот выдающийся экономист был предан анафеме как «враг народа». Поколениям советских людей внушалось: основой перспективного планирования в СССР были заложены Ленинским планом ГОЭЛРО и программой первой пятилетки 1928-1933 гг. И лишь не столь давно, когда подала голос арестованная со сталинских времен правда, открылось: осенью 1923 года начал составляться перспективный план развития сельского и лесного хозяйства страны на период до 1928 года. Разрабатывался он под руководством профессоров Н. Д. Кондратьева и Н. П. Огановского и известен в экономической литературе как «пятилетка Кондратьева». Эта пятилетка в отличие от последующих фанфарных была полностью реализована.

17 сентября 1938 года «Тройка» Военной коллегии Верховного суда приговорила ученого к расстрелу. В тот же день Николая Дмитриевича не стало. Ему вменяли в вину призрачные грехи - создание нелегальной «Трудовой крестьянской партии», которая совместно с «контрреволюционной организацией меньшевиков» готовила иностранную интервенцию в СССР, переворот и создание «подкулачного» правительства. Но громкий и открытый процесс по неизвестным причинам не состоялся. Он прошел при закрытых дверях.

В мае 1963 года опять же Военная коллегия Верховного суда СССР вынесла определение: по открывшимся вновь обстоятельствам приговор в отношении Н. Д. Кондратьева от 17 сентября 1938 года был отменен и «дело» прекращено «за отсутствием состава преступления». И лишь 16 июля 1987 года опять Военная коллегия Верховного суда СССР решила: «Дело прекращено за отсутствием состава преступления. Н. Д. Кондратьев по данному делу реабилитирован».

Кинешма была второй родиной и для заслуженного деятеля искусств РСФСР художника-баталиста Кривоногова Петра Александровича.

После гражданской войны он остался сиротой-беспризорником. Его направили в кинешемский детский дом, где он рос и учился. Отсюда в 1930 году с путевкой отдела народного образования Петр Кривоногов уехал в Ленинград, где успешно окончил Академию художеств.

В 1942 году вместе с группой художников Кривоногов выехал на Западный фронт. Он был очевидцем и участником многих боев и штурма Рейхстага. Широко известная картина Кривоногова «Победа» с документальной достоверностью воспроизводит историческую сцену падения фашистской столицы. Кривоногову также принадлежат такие картины на военные темы, как «Оборона Брестской крепости», «Красная конница под Москвой», «Битва на Курской дуге». Имя П. А. Кривоногова связано и с гимназией им. Островского, где художник учился с 1925- по 1930 годы.

До конца своей жизни П. А. Кривоногов был связан со школой узами крепкой дружбы. В ее музее выставлены этюды, которые были подарены школе.

Уроженцем кинешемского района был выдающийся военачальник периода Отечественной войны 1941-1945 гг. маршал Александр Михайлович Василевский.

А. М. Василевский родился 30 сентября 1895 года в селе Новая Гальчиха Кинешемского уезда в семье бедного сельского священника. После окончания духовного училища в Кинешме А. М. Василевский поступил в Костромскую духовную семинарию. Он мечтал стать агрономом, но Первая мировая война сломала все его планы. Движимый патриотическими чувствами, Василевский в 1914 году добровольцем вступил в армию.

После революции Василевский навсегда связал свою судьбу с Красной Армией, в которой занимал ряд командных должностей. В 1937 году А. М. закончил Академию Генерального Штаба.

Великую Отечественную войну генерал-майор А. М. Василевский встретил в должности заместителя начальника оперативного управления Генштаба, а в августе 1941 года он назначается начальником этого Управления.

Талант А. М. Василевского, как полководца, с особой силой проявился под Сталинградом. За умелое руководство военными операциями А. М. Василевскому в феврале 1943 года было присвоено звание Маршала Советского Союза.

С именем Василевского связано освобождение Домбасса, Северной Таврии и Криворожско-Никольская операция. Весной 1944 года А. М. руководил освобождением Крыма и штурмом Севастополя. На протяжении всей своей жизни Александр Михайлович не забыл земляков-кинешемцев, и до последних дней поддерживал с ними связь.

Каждый уважающий себя и любящий свое отечество должен знать, а, полюбить свою Малую Родину-эту очень маленькую, по сравнению со всей страной, территорию, на которой он живет. За всю многовековую историю наш город пережил и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и многочисленные пожары и эпидемии, и две мировые войны. Но тем не менее наш город славен своей героической историей, своими традициями, славен именем тех, кто развивал русскую культуру и защищал нашу страну от иноземных захватчиков.

 

Мы любим город, где растем и учимся,

Он будет в нашем сердце на века…

Неразделимы мы с тобою, Кинешма,

Любовь к тебе безмерно велика.

М.А. Сироткина

 

Соратник Фрунзе и Чапаева.

 

Где б моя мысль ни бродила -

Свят мне один только храм.

Тянет могучая сила

К волжским крутым берегам

 

Это строки из стихотворения Д.А. Фурманова «Помню я ранние годы…», написанного им в 1913 году в память о нашем городе, где он и учился с 1909 по 1912 годы.

115-летию со дня рождения Д.А. Фурманова посвящается наш рассказ.

Маленький рабочий городок Середа недалеко от Иваново-Вознесенска. Здесь в 1891году в семье трактирного приказчика и домохозяйки родился Дмитрий Фурманов. Семья была большая, жили бедно, но глава семьи Андрей Семенович мечтал видеть своих детей образованными, а для этого нужны были деньги. И Фурмановы переезжают в Иваново-Вознесенск, где Андрей Семенович открывает собственную чайную. Несмотря на небольшой доход, старшие дети аркадий и Дмитрий закончили шестиклассное училище и торговую школу. Но Дмитрий ни за что не хотел быть бухгалтером, он мечтал о литературной карьере.

«…Я пишу стихи, интересуюсь литературой, терзаюсь за русский язык… мне думается почему-то, что я должен сделаться писателем и обязательно поэтом…», - писал Фурманов в своем дневнике.

«Передо мной рисуется моя будущая литературная жизнь: не такая, правда, грозная, как жизнь Белинского, Писарева, Добролюбова, но какая-то удивительно плодотворная…»

И Дмитрий Фурманов решает поступать в реальное училище. Отец одобрил желание сына продолжить образование. И в сентябре 1909 года Фурманов приезжает в Кинешму. Кинешма резко отличалась от Иваново-Вознесенска своим внешним видом. Здесь в торговом городе, купцы строились на европейский манер. Их особняки с архитектурной лепкой и магазины с чугунными ставнями теснились к высокой набережной волги.

В первые дни пребывания в Кинешме Дмитрий долго бродил по городу, он хотел наглядеться на то, что казалось ему новым. По воскресеньям он часами прогуливается по набережной Волги, наблюдает за людьми. Здесь гуляли купцы и купчихи со своими дочками, приказчики, изысканные щеголи в цилиндрах. Здесь можно было встретить всех персонажей пьес Островского.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.09 с.)