Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.А.Кривоногов – летописец Победы.

Поиск

«Всё для фронта! Всё для победы!»

Час памяти.

 

Имя художника Петра Александровича Кривоногова навсегда вошло в героическую летопись Великой Отечественной войны. Его жизненный путь, его искусство учит юное поколение беззаветному служению Родине, которой он отдал всю свою жизнь. 21 сентября 2010 года исполняется 100 лет со дня рождения лауреата Государственной премии, заслуженного деятеля искусств РСФСР, участника Великой Отечественной войны, художника Петра Александровича Кривоногова.

 

Подготовка: для мероприятия потребуются репродукции картин П.А.Кривоногова:

1.«Зверство в Речицах» (1942 г.);

2.«В Волоколамске» (1942 г.);

3.«Рейд генерала Доватора под Москвой» (1943 г.)

4.«Победа» (1945 – 48 г.г.);

5.«Корсунь-Шевченсковское побоище» (1945 г.);

6.«На Курской дуге» (1947 г.);

7.«Советская конница в боях под Москвой» (1949-1950 г.г.);

8.«Защитники Брестской крепости» (1951 г.).

 

Действующие лица: Ведущие (1) и (2)

Чтец

 

Чтец:Слава тем, кто в бою

За Отчизну свою

Перенес все лишенья и беды!

 

Слава тем, кто ковал

Боевой арсенал-

«Все для фронта и все для Победы!»

 

Слава тем, кто наш стяг

Водрузил на рейхстаг,

Возвестив о Великой Побед

М.Медведев «Слава Победе»

 

Ведущий 1:Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, края, страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не даст померкнуть далеким дням и событиям. Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской Германии.

Ведущий 2:Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для Победы» - эти слова, провозглашенные 3 июля 1941 года И. В.Сталиным, стали девизом жизни людей в военные годы. Все было подчинено единственной цели – победе в Великой отечественной войне.

Ведущий 1:Художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, поэтому они с первых дней войны были вместе с защитниками Родины. Идеи патриотизма определяли содержание искусства этого периода. Искусство закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе.

Всюду, на фронте, в тылу живописцы создавали художественную летопись Великой Отечественной войны, писали по горячим следам сражений. Эскизы, наброски, графические листы, сделанные на полях сражений, нередко воплощались в монументальные батальные полотна.

Ведущий 2:Имя выдающегося мастера батальной живописи, автора прославленных произведений о Великой Отечественной войне и о легендарном подвиге советского, русского солдата, художника Петра Александровича Кривоногова вошло в историю, в героическую летопись Великой Отечественной войны как одно из самых достойных.

Судьба распорядилась так, что Кинешма стала его второй родиной, хотя будущий прославленный художник родился в 1910 году далеко от Кинешмы – в Удмуртии, в глухой деревне Киясово в семье крестьянина Александра Кривоногова. Семья сильно бедствовала, жила впроголодь и двенадцатилетнего Петю вынуждены были отдать в батраки.

Чтец:«Годы моего раннего детства прошли на родине моих родителей. Не ласково было там мое детство. Зверства белогвардейцев, избиение отца на глазах ребенка, голод, холод и нужда, а затем батрачество,- все это оставило у меня болезненные воспоминания, и только пробуждение моего призвания к рисованию, любовь к природе, которую я вспоминаю до сих пор, сглаживают все печальное и жестокое, что пришлось испытать мне на родине.» /Из воспоминаний П.А.Кривоногова/

Ведущий 2:Когда Пете исполнилось 14 лет, он пешком отправился в Москву искать правды и лучшей доли. Прошагал много. Но близ приволжского города Кинешма беспризорного мальчугана задержали и определили в детский интернат. Вначале такая досадная и, как считал Петя, временная остановка обернулась для него счастливым стечением непредвиденных обстоятельств.

Чтец:«Измученный за целое лето беспризорничеством, я с радостью ощутил тепло и заботу, которую проявили ко мне, когда я попал в Кинешемский детский дом «Приемник». Наконец-то на мне чистое белье, и ноги мои в тепле – ведь целое лето я не смывал с себя грязь. На душе так спокойно, что я уже не на улице, и ноги мои не мерзнут в холодной осенней грязи. Мне так хочется остаться здесь, я так боюсь, что меня могут выгнать на улицу, а еще хуже, снова отправить туда, далеко-далеко, откуда я начал свой путь к Москве. Правда, я не достиг желанной мечты, я не добрался до «белокаменной», но отсюда, из этого волжского городка с таким приветливым домом «она», я чувствую, где-то совсем недалеко…

Мне нужно непременно закончить семилетку, а потом я стану художником… Эту навязчивую идею я так хорошо усвоил и запомнил за все время моих бесприютных скитаний и это решило мою дальнейшую судьбу.

…Жизнь в детском доме Кинешмы и учеба в школе – семилетке имели большое значение в моей жизни. По-существу, кинешемский период для меня явился вторым этапом моего детства, здесь я стал юношей и подготовил себя для поступления на рабфак искусств Ленинградской академии художеств. Не случайно я считаю Кинешму моей второй родиной.» / Из воспоминаний П.А.Кривоногова/

Ведущий 1:С того 1923 года Кинешма и стала для Петра Кривоногова истинной Родиной, которую он полюбил, которой посвятил немало своих произведений. Здесь он окончил среднюю школу. Особенно преуспел в рисовании. Серьезную роль в жизни Петра сыграл учитель рисования Сергей Николаевич Коковин, который поддерживал любовь мальчика к изобразительному искусству.

Чтец:«Благодаря учителю рисования Сергею Николаевичу Коковину и директору школы Владимиру Павловичу Изюмову, мне удалось утвердиться в своей привязанности к изобразительному искусству. Они неизменно поддерживали во мне любовь и страстное увлечение искусством. Я вспоминаю, как после одного из мероприятий школы, когда был проведен конкурс среди учеников на лучший рисунок, я получил первый номер. И мне предложили выбрать награду: письменный прибор или набор красок. Я,не задумываясь, взял краски.» / Из воспоминаний П.А.Кривоногова /

Ведущий 2:Учитель и ученик засиживались вместе после уроков, спорили, что и как будет лучше на рисунке. Учитель чувствовал впечатлительность талантливого подростка, будоражил его фантазию, успешно развивал художественную технику. Именно он заметил пристрастие Пети к батальной тематике и руководил его увлеченной работой над иллюстрациями к повести А.Серафимовича «Железный поток», а впоследствии посоветовал получить художественное образование.

Ведущий 1:В 1930 Петр Кривоногов по путевке кинешемского отдела народного образования направляется в Ленинград, в Академию художеств. И зачисляется туда после окончания подготовительного рабфака в мастерскую живописца К.Ф.Юона [1]. Учится успешно. Радостные, взволнованные письма слал он своему первому учителю С.Н.Коковину, от которого получал добрые советы и помощь. А летние месяцы непременно проводит в Кинешме.

В те годы юношу увлекала героика и романтика гражданской войны. Его дипломом стала картина «Поход Таманской армии в Гражданскую войну» по знаменитой книге Серафимовича. Писал он ее под сильным влиянием картин о Первой Конной армии, созданных М.Б.Грековым [2], основоположником советской батальной школы. «Поход Таманской армии» определил творчество молодого художника.

Ведущий 2:После окончания академии Петра Кривоногова призывают в Красную армию. Службу проходит в качестве рядового бойца в кавалерийской части под штабным командованием генерала Л.М.Доватора [3]. Отсюда, наверное, и знание военного быта художником, и поражающая правдивость его будущих полотен.

Накануне Великой Отечественной войны Кривоногова взяли в художественную студию имени выдающегося мастера русской советской живописи Митрофана Грекова. Представляла она собой студию военных художников – так что Петр оказался в кругу сподвижников и единомышленников.

Ведущий 1:В конце 1939 – начале 1940 года он был участником финской войны. Свою новую картину «Прорыв линии Маннергейма» пишет не на литературном материале, а на личных впечатлениях, на доподлинных натурных рисунках и живописных эскизах. Старается воссоздать суровую, жестокую правду войны, подвиг советского солдата, который во всем последующем творчестве становится главным героем его произведений.

В Великую Отечественную войну Петр Кривоногов вступил как бывалый, обстрелянный солдат, опытный художник, член Студии М.Б.Грекова. Делает рисунки для «окон ТАСС», а в начале 1942 года направляется в армию генерала К.К.Рокоссовского [4], который напутствовал художников: «Надо, чтобы студийцы, ученики Грекова, с той же ясностью и глубиной, как это делал и он, показывал нашу народную армию. Тысячи ее героев, творящих историю!..»

Ведущий 2:Каждая картина, каждый этюд, репортажный рисунок, написанные Петром Кривоноговым, исполненные остро, ясно, выразительно, теперь стали историей Великой Отечественной войны, историей нашей страны в самую страшную, трагическую и легендарную ее пору. Работу художника трудно переоценить. На выставке в Центральном Доме Советской армии, открытой 7 ноября 1942 года, Петр Александрович представляет картину «В Волоколамске» - о казни советских патриотов гитлеровцами. «Зверство в Речицах» - это название говорит само за себя, и «Рейд генерала Доватора под Москвой», одно из лучших произведений художника, исполненное энергично, сильно, страстно, с высоким мастерством.

Ведущий 1:В феврале 1944 года Петр Александрович становится свидетелем одной из самых значительных операций Советской армии – Корсунь-Шевченковской на Украине. Здесь была разбита и уничтожена крупная группировка фашистских войск. И в своей композиции «Корсунь-Шевченковское побоище» Петр Кривоногов весьма впечатляюще показывает разбросанные на многие километры на заснеженном поле трупы врагов, груды искореженного, разбитого, обгоревшего металла,то, что осталось от фашистских танков, самолетов, орудий, машин. Грандиозное зрелище – истинное побоище!

Известный художник В.Н.Яковлев [5], рассказывая о картинах Петра Кривоногова, в частности, о «Корсунь-Шевченковском побоище», писал: «Они настолько замечательны, что невольно включаешь Петра Кривоногова в семью больших подлинных баталистов. Его картины написаны талантливо, широко, умно. Он великолепно и полноценно пользуется всеми изобразительными средствами, но, помимо живописной прелести, его картины задевают душу зрителя еще и потому, что кистью художника водит ненависть к врагу и взволнованная любовь к родной Красной Армии, к великой родине-Матери.»

Заметьте, Петр Кривоногов авторитетно признан, как большой подлинный «баталист» и «мастер».

Ведущий 2:Во время Великой Отечественной войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П.Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной Армии. Среди них много портретов, в том числе простых солдат, «пропахавших по-пластунски пол-Европы». Всю войну Петр Александрович прошел в действующих войсках.Вместе с войсками он прошел страшный и героический путь от Волоколамска до Берлина, создавая зарисовки и картины.

Но мечту о таком произведении, в котором ярко зазвучал бы гимн победы советского народа над фашизмом, Петр Александрович вынашивал долго. Еще весной 1945 года, когда советские воины готовились к штурму Берлина, он написал письмо в политуправление фронта: «Мне нужно быть в Берлине. Я должен двигаться с той частью, которая будет штурмовать столицу Германии. Хочу написать картину, которая рассказала бы о победном окончании войны». Его просьбу удовлетворили…

Петр Александрович встретил победу в Берлине. Так вспоминает он этот день:

Чтец:«Рейхстаг еще горит. На нем видишь следы упорных боев наших войск. Колонны выщерблены осколками и пулями. Широкая лестница завалена телами убитых, вывороченными каменными плитами, обломками штукатурки. Всюду – на ступеньках лестницы, на цоколе колонн, на высоких каменных парапетах – наши бойцы, запыленные, закопченные пороховым дымом, дорогами войны. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами, стальными касками и пилотками. Кое-где видишь красные флажки. Все головы подняты. Все глаза устремлены в одну точку, вверх, туда, где над куполом поднимается на весеннем ветру красное знамя Победы. Под сводами здания раздается могучее русское «Ура!»… Я задумал создание картины, в которой должен бы звучать гимн Победы над фашистской армией… Я стремился с беспощадной правдой показать разбитого в собственном логове зверя, а в наших солдатах-победителях мне хотелось передать радость конца войны, скромных ее тружеников, которые прошли великий путь от Волги до Берлина ». /Из воспоминаний П.А.Кривоногова/

Ведущий 1:Обосновавшись в полуразрушенном доме на Постдамштрассе, в дни самых ожесточенных схваток выходил на этюды с мольбертом П.А.Кривоногов.Когда наши солдаты ворвались в здание Рейхстага и водрузили над ним знамя Победы, художник сделал с натуры несколько этюдов к своей будущей картине «Победа».

Ведущий 2:Побывавший свидетелем малых и больших сражений, награжденный орденом Красной Звезды и боевыми медалями художник в мае 1945-го присутствовал в Берлине на апофеозе великой стойкости советского солдата.

И истинным величественно-торжественным апофеозом творчества П.А.Кривоногова стала картина «Победа», созданная в 1948 году, его главное творение, замечательное, знаменитое, выдающееся произведение в отечественном батальном искусстве. Если б художник создал только эту картину, то уже вошел бы в историю нашей культуры.

Ведущий 1:Картина «Победа» стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом. Ее репродукции раньше можно было встретить в школьных учебниках, в художественных альбомах, наборах открыток, военно-мемуарных книгах.

В книге отзывов об этой картине Герой Советского Союза майор К.Самсонов [6], водрузивший со своими боевыми товарищами Знамя Победы над рейхстагом, написал: «Художник, должно быть, все это видел своими глазами. Хорошо написаны наши солдаты и офицеры. Каждый из тех, кто брал рейхстаг, может сказать: «Вот это я!».

За «Победу» П.А.Кривоногов был удостоен Государственной премии СССР.

Ведущий 2:И в послевоенное время большинство картин живописца посвящено прошедшей войне – ее героическим и героико-трагическим страницам. Художник продолжал работать над изобразительной эпопеей о Великой Отечественной войне. Из глубины времени перед нами воскресают события наполненные чудовищным грохотом невиданно жестокой, разрушительной и истребительной войны, насквозь пропитанные человеческой кровью и слезами. В 1949 году он создает полотно «На Курской дуге», тогда же – «Советская конница в боях под Москвой». Наконец, в 1951-м грандиозную монументальную композицию «Защитники Брестской крепости», которая по своей художественной мощи, по своему взволнованному исполнению вполне могла сравниться с «Победой». Это был возвышенный Реквием подвигу советских солдат, ставшему бессмертной легендой первого года войны. Картина обрела огромную популярность.

Чтец: «Художник заставил меня долго стоять перед своей картиной,- писал Константин Симонов. - В ней была неувядаемая позиция героического подвига одетых в военную форму простых советских людей, позиция веры в победу, которая не гаснет перед лицом смерти, а как бы в последний раз вспыхивает коротким, но необыкновенно ярким огнем…» Петр Кривоногов будет еще не раз возвращаться к теме Брестской крепости, добавляя новые сюжеты, новое образное прочтение легендарного события.»

Ведущий 2:Художник и война…Многие сражения запечатлела кисть художника-баталиста П.А.Кривоногова. Великая Отечественная война породила качественное понятие –художник – фронтовик.

Война по-новому определила смысл и назначение его профессии.

«Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце»,- скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге.

Ведущий 1:Прославленные картины Петра Кривоногова не только посвящены нашей героической истории, но сами по себе – наша история. Хотя они о прошлом нашей страны и нашего народа, они не ушли в прошлое. Духовно-нравственное, патриотическое, возвышенно-национальное значение произведений П.А.Кривоногова возросло многократно и сейчас более важно, чем когда-либо. Его искусство периода Великой Отечественной войны несет в себе жизненную правду истории и поэтому никогда не утратит своей волнующей силы, своего гражданского и патриотического воздействия.

Чтец:Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

 

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям, павшим и живым. /А.Твардовский «9 мая»/

 

Литература:

1. Кончин Е.В. Этот прекрасный город. Кинешма:художники, картины, музеи [Текст] / Е.В.Кончин.-М.: Азимут, 2008

2. Великая Отечественная война 1941-1945 [Текст]:Энциклопедия.- М.:Сов. энциклопедия

3. нциклопедия, 1985

4. Детская энциклопедия. Искусство.Т.12 [Текст].- М.:Педагогика, 1977

5. Я вижу памятью войну [Текст]: Сборник стихов.- Кинешма: Центральная библиотека, 2000

М.Е. Салмина,

методист ЦБС

 

«Потехин — летописец Верхней Волги».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.113.185 (0.013 с.)