Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Презентация книги «а. А. Потехин и кинешма».Содержание книги Поиск на нашем сайте
На экране – обложка новой книги «А.А.Потехин и Кинешма». Звучит музыка.
Ведущий:История города – это не только история домов, улиц и площадей. Это и история людских имен и судеб, как одно из составляющих звеньев истории культуры родного края. Именно поэтому, не может не радовать выход в издательстве «Референт» г.Иваново новой книги, которая называется «А.А.Потехин и Кинешма». В истории русской культуры Потехин известен как плодовитый прозаик, автор многочисленных путевых и этнографических очерков, пяти романов, повестей из народного быта; талантливый драматург, чьи пьесы с успехом шли на сценах московских и петербургских театров. Как драматический писатель и театральный деятель (был управляющим драматическими труппами Александринского и Малого театров) Потехин своими пьесами формировал канон русской реалистической сцены. Он принимал участие в формировании театра. Прекрасно распознавая творческую природу актеров, Потехин часто намечал исполнителей, нередко содействуя тем самым выявлению новых сторон их таланта. В книге впервые собраны уникальные материалы и факты из жизни писателя-драматурга Алексея Антиповича Потехина, его произведения, воспоминания и переписка. Необходимость издания избранных произведений А.А. Потехина назрела давно. Полное собрание сочинений автора было издано еще при его жизни в 1903-1905 г.г. – более ста лет назад. Настоящее издание представляет собой художественное единство, несмотря на разножанровость произведений. Как пишет в своей вступительной статье Павел Тамаев: «Собранные вместе, эти «кинешемские» тексты воспринимаются как некое единое целое, как книга о верхней Волге, о волжском городке и его окрестностях. Именно Волга, ее просторы, песни, пейзажи и картины родной Кинешмы, быт и нравы ее населения заложили в душу писателей-путешественников чувство связи с родиной, ее живописными сторонами, ее тихой и истовой величавостью.»
Книга «А.А.Потехин и Кинешма» состоит из трех частей. Первая часть – библиографические исследования жизни и творчества Алексея Антиповича Потехина. Автор исследований - директор Кинешемской городской централизованной библиотечной системы - Елена Александровна Потехина, пишет в своей статье: «изучая творческую биографию А.А.Потехина, поражаешься многогранностью его таланта, творческой плодовитостью и глубокими знаниями народной жизни.» В первой части книги читатель сможет познакомиться с родословной семьи Потехиных (изучением генеалогии рода которой занимался Костромской краевед А.А.Григорьев). Освещены факты биографии А.А.Потехина об учебе в Костромской гимназии и Ярославском лицее. Ученик Константина Ушинского, Алексей Потехин участвовал в литературно-этнографических экспедициях и исследовал Поволжье. В книге «А.А.Потехин и Кинешма» представлен материал о том, что же представляли собой Кинешма и ее окрестности в середине XIX века, а также уникальные фотографии старой Кинешмы. Все творчество Потехина связано с родным краем. Об этом – раздел книги - «Становление писателя. Кинешма и Волга в творчестве Потехина». Аполлон Григорьев отметил, характеризуя манеру Потехина – рассказчика: Чтец: «Талант Потехина возбудил в нас большую симпатию уже и тогда, когда мы прочли «Забавы и удовольствия в городке» нам было очень приятно заметить в этой статейке совершенное отсутствие претензий и насмешливого тона, с которым обыкновенно смотрят наши современные писатели на русский провинциальный быт. Автор рассказа высказывает теплое сочувствие этому быту, смотрит без иронии на его увеселения, сам желает от души ему веселиться и приглашает читателей разделить с ним это желание… Но особенно сильно выступает талант Потехина в его рассказах из крестьянского быта. Не говорим о надеждах, которые мы возлагаем на талант Потехина, не говорим также о недостатках, свойственных всякому еще не установившемуся таланту. Дело в том, что в лице Потехина литература приобрела нового талантливого, честного и плодовитого деятеля.» Ведущий: В 1852 году А.Потехин сближается с «молодой редакцией» журнала «Москвитянин», среди которых был и Александр Николаевич Островский. О первых беллетрических опытах Алексея Антиповича Потехина мы узнаем из раздела книги, который называется «В кругу московских литераторов». В своих воспоминаниях писатель об этом рассказывает: Чтец: «Бывши в Москве, я познакомился и сошелся с кружком молодых людей, составлявших так называемую молодую редакцию «Москвитянина». Это были Григорьев, Эдельсон, Филиппов и среди них, не как центр, но как предмет общего в то время поклонения, почти благоговейного обожания А. Н. Островский. Я читал в этом кружке мои первые беллетристические опыты и мою первую драму… и был благосклонно и дружелюбно принят в их среду». Ведущий:«Здесь, в Москве, под влиянием Островского созрело решение попробовать себя в драматическом роде. Обращение Потехина к жанру драмы не случайно. При бедности тогдашней литературы и при отсутствии общественной жизни, огромное значение для всех образованных людей имел театр» Историк литературы Федор Батюшков, обозревая творчество Потехина писал: Чтец: «… в наше время тревожного решения проблемы морали, исканий тех или иных форм и концепции, после испытанных разочарований и смутно мелькающих надежд чтения такого автора действует как – то успокоительно». Ведущий: По поводу пьесы Потехина «Суд людской не Божий», с успехом прошедшей в 1854 году в Александринском театре, состоялся прием автора великим князем Константином Николаевичем. С пьесы «Суд людской не Божий» началась новая страница в творчестве писателя. Именно драматургия принесла ему известность и звание «первого драматурга – народника». Представляя книгу нельзя не сказать об особенности Потехина - его язык: это не условная книжная речь, а русский красивый и образный язык, простой и вместе с тем художественный, не сочиненный, а подсказанный самой жизнью. Ведущий: На становление мировоззрения Потехина в пору московской жизни оказал влияние редактор «Москвитянина» М.П.Погодин. Много лет спустя Алексей Антипович напишет о том, какую роль в его судьбе сыграл «друг Пушкина и Гоголя».Этот факт наставничества Погодина находит отражение в его переписке с Потехиным, которая включена в разделе «Письма из провинции». Чтец: (зачитывает одно из писем) Ведущий:Большая часть комедий и сцен А.А.Потехина печатались на страницах некрасовских журналов «Современник». В произведения этой поры продолжено художественное исследование русского народа, крестьянства, деревни. Как и в первый период своего творчества, он пристально изучает жизнь русской провинции – Кинешмы, Вичуги. Почти все персонажи его повестей, очерков и романов, их сложные трагические судьбы взяты из жизни - об этом раздел книги «Петербургский период жизни и творчества А.А.Потехина». Плодовитость Потехина в области драматургии удивительна. «Известность Алексея Антиповича как знатока русской сцены с годами настолько упрочилась, что в 1882 году его назначили управляющим драматическими труппами Александринского и Малого театров, чему много содействовал А.Н.Островский.» Об этом мы узнаем из раздела «Театральная и общественная деятельность А.А.Потехина.» Будучи управляющим, Потехин вместе с Островским работал над реформой казенных театров, помогал ее претворению в жизнь. После того, как Алексей Антипович сложил с себя высокие обязанности, опять же вместе с Островским, он принял участие в учреждении Общества вспомоществования сценическим деятелям (ныне Союз театральных деятелей России) и 10 лет являлся его председателем. 18 февраля 1887 года Лев Николаевич Толстой в одном из писем Потехину пишет: Чтец: «Полагаю, что в драматическом и театральном деле после Островского нет знатока лучше Вас; тоже что в деле народного быта нет знатока равного Вам, это я уж сам знаю; и потому за все, что Вы делаете, распределяя роли, ставя, изменяя, сокращая пьесу, я буду вам всей душой благодарен.» Ведущий:Речь в этом письме идет о постановке в Александринском театре пьесы Л.Н.Толстого «Власть тьмы» и участия в спектакле известной актрисы Савиной. Освещая последние годы жизни писателя нельзя не сказать о небольшом родовом имении Орехово, что находится в 40 км от Кинешмы. Вот что говорил Валерий Алексеевич Потехин (сын) об отношении отца к деревне Орехово: Чтец: «После романа «Бедные люди» его внимание окончательно сосредоточилось на изучении и описании быта и типов района, прилегающего к усадьбе Орехово. Он навсегда и сильно привязался к этому глухому углу, сделавшемуся родным, любимым местом его пребывания». Ведущий:Строительство школы в деревне Орехово и стало проявлением этой привязанности и заботы. Первым учителем ореховской школы был Владимир Андреевич Миндовский, впоследствии собиратель и хранитель ценнейших архивных материалов, связанных с жизнью и творчеством Потехина. Миндовский работал в ореховской школе с 1901 по 1910 год, был с Потехиным в близких отношениях. Тогда же, в 1901 году. Миндовский укрепил на школе вывеску: «Школа имени А.А.Потехина», а в актовом зале школы поместил портрет писателя, хранящийся теперь в Родниковском районном музее. В этой же главе книги читатель узнает о судьбе наследия А.А.Потехина. Часть 2 включает в себя «Избранные произведения А.А.Потехина. Кинешемский текст». Сюда вошли произведения А.А.Потехина о верхней Волге, о волжском городке Кинешма и его окрестностях, а также «мужицкие пьесы» А.А.Потехина, основанные на кинешемском материале. Вступительную статью к «кинешемским текстам» написал доктор филологических наук, профессор кафедры русской словесности и культурологи Ивановского государственного университета П.М.Тамаев.
Вторая часть состоит из двух разделов: Первый раздел включает в себя «Прозаические сочинения». Это - «Уездный городок Кинешма», «Путь по Волге», «Забавы и удовольствия в городке», «Из неоконченного романа». Любовью к Волге и Кинешме пронизаны все его очерки. Написанные более ста лет произведения А.Потехина и сегодня вызывают чувство восторга перед неизъяснимой красотой могучей Волги, перед силой и мужеством русских людей. Второй раздел включает в себя «Драматические сочинения. Так называемые«Мужицкие» пьесы»: «Суд людской – не Божий», «Шуба овечья – душа человечья» и «Чужое добро впрок нейдет». Читаем в энциклопедическом словаре А.А.Брокгауза и И.А.Эфрона: «Его драмы имели шумный успех, что не могло не повлиять на пробуждение общественного сознания».Так высоко оценивали его творчество современники.
Мы подошли к третьей заключительной части книги «Потехин. Из театральных воспоминаний», которые воспринимаются как откровения драматурга о своих произведениях и актерах театров. Хотелось бы закончить представление книги «А.А.Потехин и Кинешма» словами Алексея Антиповича из его очерка «Путь по Волге»: Чтец: «Чудное зрелище представляет вам Волга, когда вы любуетесь на нее с высокого крутого ее берега: противоположный берег, видимый на огромное пространство, в одну общую картину сливает разнообразные виды, рас положенные во всю длину его. Волга медленно и плавно течет под самыми вашими ногами, вдали сливаясь с горизонтом; тысячи разнообразных судов бороздят ее в разных направлениях, составляя с нею нечто целое, живущее одной жизнью, и мысль теряется в этом огромном видимом пространстве, и думаешь видеть перед собою чудо или обман зрения. Дивная, великолепная Волга, как не любить тебя!» М.Е. Салмина, методист ЦБС. ПО УЛИЦАМ МОЕГО ГОРОДА.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.13 (0.008 с.) |