Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экскурс-повествование об усадьбах нашего краяСодержание книги Поиск на нашем сайте
Действующие лица: 2 ведущих, 3 участницы театрализованных сценок в костюмах 18-19 века. Оформление: Компьютер для демонстрации слайдов с иллюстрациями усадеб в программе MicrosoftPowerPoint, пианино, журнальный столик, подсвечники и свечи, магнитофон для музыкального фона, диск Вивальди. Времена года.
Провинция, провинция, Скажи, с какой повинности Ты головой повинною Склонилась пред столицею? …Тебе – чуть позже радости, Тебе – чуть больше горести. Ты – проще, ты – приветливей, Грубее и обыденней. Провинция, ответь же мне, Ну что же здесь обидного? А. Молокин («Провинция»).
... Крутится пластинка. Доверительно и душевно звучит голос певца о родной земле, о том, что на земле есть места и краше, и теплей, но мне других не надо… Когда произносят слова «русская усадьба», чаще всего имеют в виду великолепные загородные комплексы второй половины 18-го – первой третьи 19-го веков – ансамбли эпохи русского классицизма. Действительно, именно тогда в нашей культуре усадьба сформировалась как произведение искусства, оставив потомкам бесценное художественное наследие. Издревле усадьбой называли обособленное, «огражденное» городское или загородное владение, где сочетались жилые и хозяйственные постройки, сад и огород. Другими словами, усадьба на протяжении столетий, вбирая в себя особенности образа жизни русского человека, воплощала его мировоззрение. Русская жизнь 18-19в.в. немыслима вне мира дворянской усадьбы. Этот мир был описан многими классиками русской литературы – Гоголем с улыбкой («Мертвые души»), Тургеневым с любовью («Дворянское гнездо»), Буниным с ностальгической грустью («Жизнь Арсеньева»).
Я помню ясный, чистый пруд; Под сению берез ветвистых, Средь мирных вод его три острова цветут; Светлея нивами меж рощ своих волнистых, За ним встает гора, Пред ним в кустах шумит и брызжет мельница. А там счастливый дом... туда душа летит, Там не хладел бы я и в старости глубокой!
Усадьба была родным домом для многих деятелей русской культуры, военных, политиков, вообще для любого дворянина. В усадьбах рождались, проводили детство, впервые влюблялись, повзрослев, приезжали туда в свободное от учебы и службы время. В усадьбах поселялись после выхода в отставку; многие дворяне находили там последнее упокоение. Усадьба служила прибежищем в случае разорения, опалы, семейной драмы, эпидемии. В усадьбе помещик отдыхал душой и телом; жизнь там была проще, чем в столицах, без обременительных городских условностей. Освободившись от служебных обязанностей, помещик больше времени посвящал семье и близким, часто обретал желанное уединение, столь затруднительное в городских условиях. Центром любой усадьбы был барский дом в один или два этажа. Он строился, как правило, из дерева, но отделывался под камень. Дом был заметен задолго до подъезда к имению. От дороги к нему вела длинная тенистая аллея, засаженная высокими деревьями; чаще всего это были липы. Въезд на территорию усадьбы отмечался либо аркой с воротами, либо экзотическими башнями, либо декоративными пилонами со скульптурой. Это был своеобразный пограничный знак. Перед домом устраивался окруженный оградой или колонной парадный двор, куда в дни празднеств съезжалось множество карет с гостями. Помещичий дом, особенно дом состоятельного владельца, имел облик дворца. Снаружи он украшался колоннами, пилястрами, скульптурой, декоративной лепниной, во фронтон часто вписывался герб или вензель владельца усадьбы. Часто к дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и жилые помещения для прислуги. Кроме того, на территории усадьбы (как правило в отдалении от барского жилья) находились многочисленные хозяйственные строения: конюшни, скотные дворы, мастерские, погреба, псарни.Во многих усадьбах была своя церковь. Барский дом, выделявшийся среди других построек размерами и нарядностью, отличался и роскошными интерьерами. Если в доме было два этажа, то нижний отводился под хозяйственные нужды, а верхний занимали парадные и жилые покои. Центральное место принадлежало парадному залу для званых обедов, балов, торжественных церемоний. Полы комнат часто украшались наборным паркетом, изготовленным по оригинальным рисункам художников и архитекторов. Стены комнат обивались тканями (шелковый штоф, сатин), вставленными в деревянные рамы. Комнаты часто получали свое название от цвета обивочной ткани – Малиновая, Голубая и т.д. В 17 в. усадебную мебель составляли обеденные столы, сундуки, лавки да жесткие стулья. В 18 в. в России появляется мягкая мебель: кресла, диваны, кровати. В целом мебель становится куда более разнообразной: появляются столы письменные, туалетные, для игры в карты и бильярдные; в залах, покоях, кабинетах располагаются шкафы, бюро, секретеры и многое другое. Мебель делалась из ценных пород дерева. Обивка мягкой мебели подбиралась под цвет и рисунок стен и часто изготавливалась из той же ткани. В суровых климатических условиях России любое жилок помещение было немыслимо без печи. В парадных комнатах печи были сложными архитектурными сооружениями, облицованными кафельной плиткой или изразцами с рисунком и барельефами. В 18 столетии вошли в моду камины. Но камины не смогли вытеснить печь, которая лучше согревала помещение, требовала меньше дров и дольше хранила тепло. Русская дворянская усадьба во многих случаях была сосредоточием культуры и образованности в деревне. Яркий тому пример – Щелыково – вотчина Александра Николаевича Островского. Дом двухэтажный, внизу семь комнат – спальная, кабинет, столовая, гостиная, комнаты для приезжих гостей. Наверх ведет узенькая деревянная лестница. Меблировка дома простая, старинная, солидная. От дома к реке спускается старый сад со столетними деревьями, среди которых преобладают березы.
Усадьба Островского была местом отдыха многочисленных друзей драматурга - в ней гостили и знаменитые артисты, и писатели, и еще многие-многие люди разных занятий и сословий. Но всех их объединяла любовь к искусству. А порою в Щелыкове развертывались настоящие театральные действия, в которых с удовольствием принимали участие не только именитые друзья драматурга, но и дворня и окрестные крестьяне. А.Н.Островский был радушным и гостеприимным человеком, чрезвычайно хлебосольным хозяином. «У нас в Щелыкове чем больше гостей и чем дольше живут они, тем лучше,» - не уставал повторять он в письмах. В нескольких километрах вверх по Волге и сейчас стоит на высоком берегу особняк. Это усадьба Соколово.В 1847 году на публичных торгах его купил майор Федор Васильевич Хомутов, сын героя Бородинского сражения штаб-ротмистра Василия Хомутова. Ф.В. Хомутов был хорошим хозяином и с любовью занимался сельским хозяйством в своей вотчине.
…В усадьбе сумерки и стужа. В саду на радость голубей, Блистает облачная лужа. По старой крыше, по столбам, По водосточному колену – Помазать заново пора Зеленой краской из ведра – Ложится весело на стену Тень лестницы и маляра.
Один из четырех сыновей Ф.В. Хомутова – Николай Федоровича закончил Технологический институт в Петербурге и увлекался химией. На почве своего увлечения он сблизился с Александром Порфирьевичем Бородиным – будущим знаменитым композитором и профессиональным химиком. Хомутов приглашал своего знакомого погостить в Соколово. И вот летом 1880 г. Композитор приезжает в наши края. Из Соколова Бородин писал в письме к критику Владимиру Стасову: «Забрался я в Костромскую губернию, в Кинешемский уезд, в восьми верстах от Кинешмы. Поселился на высокой крутой горе, у подножия которой раскинулась чудовищным зверем – змеем Волга. Верст на тридцать раскинулась перед моими глазами своим прихотливым плесом, с грядами да перекатами, с зелеными берегами, лесами, деревнями, церквами, усадьбами и бесконечной дальней синевою. Вид – просто не спускал бы глаз с него. Чудо что такое!» В усадьбах уединялись в поисках творческого вдохновения. В Соколове Бородин проводил время с удовольствием и деятельно, работая над оперой «Князь Игорь», разгуливая по окрестностям, любуясь природой, отдыхая в парке. ПОГОСТ Усадьба Погост, располагавшаяся на территории современного Заволжска, известна прежде всего связью с именем ученого-астронома Федора Александровича Бредихина. Архивные документы донесли до нас имена владельцев Погоста, начиная с 18 века. Тогда эти земли принадлежали дворянам Румянцевым. Эта фамилия хорошо известна в истории России. В Погосте провел свое детство Александр Иванович Румянцев, который был в числе «потешных» юного Петра, а потом занимал видные государственные должности. В середине 18 столетия Погостом владел премьер-майор Федор Борисович Румянцев, а после его кончины – супруга Ф.Б. Румянцева Татьяна Михайловна. В 19 веке усадьба принадлежала Николаю Ивановичу Бологовскому – известному военному деятелю, участнику войны 1812 года. Позднее, во второй половине 19 века, в усадьбе жил внук прославленного генерала – Иван Дмитриевич Бологовский. Этот разносторонне образованный человек занимался немного писательским творчеством. После смерти Бологовского имение осталось во владении его сестры Анны Дмитриевны. И вот здесь мы встречаемся с именем астронома Бредихина, который был ее мужем. Погост был для Бредихина такой же творческой лабораторией, как Щелыково для Островского. Проводя в деревне лето, он установил здесь приборы и вел астрономические наблюдения, делал чертежи, зарисовки, модели. Супруги Бредихины были людьми незаурядными – оба играли на фортепьяно; Федор Александрович любил литературу (в имении была отдельная комната с библиотекой), знал иностранные языки, занимался литературными переводами. Бредихин высоко ценил образование, понимал необходимость повышения образовательного и культурного уровня крестьян. В близлежащем селе Владычное (оно теперь тоже находится в черте Заволжска) Бредихин на свои средства построил школу для крестьянских детей. Бывали в усадьбе и именитые гости. Не раз приезжал сюда знаменитый физик А.Г. Столетов, бывал здесь и сосед Бредихиных по даче А.Н. Островский. ФРОЛОВКА (МЫСЫ) Место, где находилась усадьба Фроловка (Фроловское, Мысы), ныне располагается в черте г. Заволжска. История Фроловки идет из глубины веков, с периода польско-литовской интервенции начала 17 столетия. Через некоторое время после изгнания из России завоевателей царь Михаил Федорович Романов пожаловал эти земли в вотчину отличившемуся в боях дворянину Фолософову, чьи потомки и владели усадьбой на протяжении последующих двух столетий. В середине 19 века Философовы породнились с кинешемской семьей Потехиных. Отныне частыми гостями Фроловки стали братья хозяйки: известный писатель и драматург Алексей Антипович Потехин, Николай Антипович – человек широких дарований, деятельность которого протекала в столице и была тоже связана с литературным творчеством и театром (он выступал и как актер, и как режиссер, и как театральный критик). Известный в те времена адвокат Павел Антипович тоже бывал в усадьбе сестры. Уже по сказанному можно судить о семье Потехиных как о семье талантливой, образованной, интеллигентной. А вообще братьев и сестер Потехиных было 11 человек, среди которых опять же врачи, артисты, жившие в основном в столице. Посещая Фроловку, Потехины вносили в жизнь усадьбы особую интеллектуальную атмосферу. И здесь уместно сказать, что в 1883 году Фроловка наполнилась звуками музыки. Композитор Антон Степанович Аренский был сыном одной из сестер Потехиных – Марии, вышедшей замуж за кинешемского врача Степана Матвеевича Аренского. Отдыхая в имении тетки, 22-летний, но уже известный композитор работал над оперой «Сон на Волге» (кстати, на слова одной из драм А.Н. Островского, жившего всего в паре десятков верст от Фроловки). Вот такие гости жили в усадьбе летом. Деятельность самого хозяина усадьбы простиралась более в сфере хозяйственной. Недалеко от усадьбы он построил небольшой химический завод, который впоследствии вместе с усадьбой стал собственностью капиталистов Бурнаева и Курочкина.
Дома косые: двухэтажные, И тут же рига, скотный двор, Где у корыта гуси важные Ведут немолчный разговор. В садах настурции и розаны, В прудах зацветших караси,- Усадьбы старые разбросаны По всей таинственной Руси. (И. Бунин).
Русская усадьба – это не просто жилой дом и хозяйство помещика, но и интереснейший художественный комплекс, место соединения различных искусств. В Щелыкове, например, органично соединились архитектура особняка, его внутреннее убранство, окружающий парк с литературой и искусством театра; усадебная жизнь Фроловки дополнялась музыкальным творчеством А.П. Бородина, А.С. Аренского и литературным – А.А. Потехина. Продолжая разговор об усадьбе и искусстве, их связи, познакомимся с имением, носившим поэтическое название СТУДЕНЫЕ КЛЮЧИ. Имение располагалось на берегу Волги, в районе построенного моста. Там стоит просторный каменный особняк. В 1988 году после посещения здания и окрестностей, сотрудник кинешемской картинной галереи Л.А. Лихачева писала в своем отчете: «Двухэтажное каменное здание вытянуто вдоль Волги. Главный вход – с севера. По бокам здания полукруглые портики – балконы на уровне первого этажа. Фасад здания украшен портиком с колоннами, перилами, с боковыми лестницами. Вдоль стен здания – каменные скамейки на фигурных подставках в виде львов. Над портиком – балкон второго этажа. Выход из здания украшен каменными резными плитами. Полы паркетные. Хорошо сохранились внутренние лестницы, печи, облицованные белым кафелем…». Вокруг дома был парк с оранжереями, но сегодня его территория обезображена дорожными колеями, канавами, хозяйственными постройками; от парка остались разрозненные деревья, вырублена березовая роща. Поэтому нам остается только представлять себе, каким все здесь было при Николае Павловиче Рузском. Н. П. Рузский построил усадьбу в 1912 году. Он был большим любителем искусства. Среди его друзей было много музыкантов, в том числе С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов, много художников. Причем в сохранившихся документах Рузский предстает не просто любителем, а профессиональным ценителем творчества своих знакомых. Хозяин Студеных Ключей сам играл на виолончели. Будучи знатоком и ценителем искусства, Николай Павлович собрал в Студеных Ключах удивительную коллекцию живописи, фарфора, вышивок, предметов декоративно-прикладного искусства. Н.П. Рузкий не замыкался в своих интересах на уровне людей «своего круга». Он старался приобщить к культуре, знаниям и крестьян. На Рождество в усадьбе устраивались елки для крестьянских детей. В основном, праздники в усадьбе были частью светского ритуала, формой общения с соседями по поместью и друзьями, просто отдыхом и развлечением.
…А у стены темнели клавесины. Я тронул их – и горестно в тиши Раздался звук. Дрожащий, романтичный, Он жалок был, но я душой привычной В нем уловил напев родной души:
На этот лад, исполненной печали, Когда-то наши бабушки певали.
Вечер в гостиной небольшого усадебного дома. На столе горит свеча. Хозяйка Мария Антоновна раскладывает пасьянс. Ее дочь Наденька играет на фортепиано. У них в гостях подруга Марии Антоновны Елизавета Петровна, владелица соседнего имения. М.А.: Вчера мы обедали у молодого князя. Обед был очень хорош. Мы выпили вина больше, чем мужчины. А после обеда я должна была петь под гитару. Но я отказалась. Княгиня сказала мне: «Когда играете Вы, то мне играть нельзя». Потом губернатор пригласил нас на вечер. Е.П.: А я вчера была в гостях у Головиных; все играли в бостон, а я пела. Перед ужином мы танцевали только две кадрили; первую я протанцевала с Аркадием Львовичем, а вторую – с одним красивым молодым офицером. Кажется, его зовут Поздняков. Он танцует очень хорошо, непременно хотел протанцевать со мной еще мазурку, но я не захотела. Поздняков говорил всевозможные комплименты и весь вечер не отходил от меня. Н.: Сегодня мы приглашены к Белухиным на вечер, но у меня ехать нет никакой охоты. Все танцуют, играют в фанты, но я не принимаю в этом никакого участия, я не могу принудить себя быть веселой… (продолжает играть). М.А.: Да, прошлым летом было гораздо интересней. Но я к Белухиным обязательно поеду. Там сегодня будет князь Орлов. Вы знаете, он ищет себе невесту. Хочу пригласить его в будущий четверг к нам на обед. Приходите и Вы, Елизавета Петровна. Е.П.: Спасибо за приглашение, я непременно буду. Орлов сегодня был утром у нас, хотел узнать, нашлись ли покупатели усадьбы Вороновых, которая выставлена на аукцион за долги. М.А.: Усадьба эта – чудное место, да уж очень запущена. А ведь я помню, когда фруктовые сады и цветники в английском вкусе благоухали. Там есть прелестная речка, что вьется вдоль всего имения. И дом какой огромный! С флигелями с обоих сторон. Е.П.: Уж у Орлова-то есть средства, чтобы все это восстановить. Он жених завидный. М.А.: Наденька, поди, узнай, скоро ли подадут чай. А мы с Е.П. прогуляемся по саду. (встают и уходят). Рассказ о старинной усадьбе – это рассказ о людях, которые там когда-то жили. Мир дворянской усадьбы привлекает нас сегодня неповторимым укладом жизни, где красота природы соединялась с хозяйственными работами, многолюдные праздники с тесным семейным общением. Мой край родной, тебе На свете равных нет! Я восхищаюсь тем очарованием, Которое дарил мне С малых лет. Твой взгляд любви, И нежности дыханье, Мой край, я не могу теперь не говорить О тех лесах, полях и деревушках, Что невозможно не любить. Их воспевали Лермонтов и Пушкин.
Мой край, а разве можно позабыть Великую реку, что «Матушкой» зовется?- Свои ладони в Волгу опустить И чувствовать: Волна так нежно бьется,
Мой край родной! А сколько надо сил, Чтоб все сказать и, Чтоб все слова не сбылись. Здесь Левитан с мольбертами бродил, И лучшие картины здесь родились. Ты успокоить мог, И много гениев тебя не позабудут, А «Бесприданницу» Островского любить И помнить кинешемцы вечно будут.
А сколько рощ березовых вокруг! Таких берез на свете не увидишь. Покрепче обними, и ты услышишь стук, Ты стук «сердец» живых берез услышишь. Как хорошо, Что ты на свете есть, И что бы мне, когда ни говорили, А я горда, что родилась я здесь, И здесь мне имя русское - Мария – подарили. (М. Тарханова)
Итак, русская усадьбы - это уникальные, культурные центры, в которых объединены многие виды искусства – архитектура, живопись, музыка, литература, театр, искусство садов и парков и т. д. А также – наука, творчество, просвещение. И вместе с ними – славная история русского дворянства, обитавшего в усадьбах, дворянства, лучшие представители которого внесли большой вклад в развитие России, дворянства, которое в трудные времена встало на защиту Отечества с оружием в руках. Русские усадьбы – неотъемлемая часть нашего исторического и культурного наследия. В 1920-е годы искусствовед В.В. Згура сказал о начавшемся тогда процессе изучения усадеб: «Мы только что сломали замок в огромный лабиринт…». С полным основанием эти слова мы можем произнести и сегодня, потому что исследование этого вопроса не было завершено ни в общекультурном, ни в краеведческом аспектах и требует продолжения. «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг». (М. Ломоносов). ______________________ Список литературы: 1. В колыбели у Волги/ Сост. И. Антонов. - Иваново: «Ивановская газета», 1999. – 248с.: илл. 2. Врангель Н. Старые усадьбы: Очерки истории русской дворянской культуры. – СПб.: Журнал «Нева», ИТД «Летний сад», 1999. – 320с., илл. 3. Кинешма: Прошлое и настоящее города на Волге/ Сост. И. Антонов. - Иваново: «Ивановская газета», 2000. – 248с.: илл. 4. Нащокина М. О русской усадьбе. – Михайловская Н. Мы подбираем брошенные традиции… – Дудина Т. Живописное путешествие по России. – Гуренок М. Старинные усадьбы глазами художников. // Художник. – 1992. - №4-5. М.А.Сироткина
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.242 (0.013 с.) |