Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краеведческая игра – эстафета.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Участники: 20 человек, уч-ся 9-IO классов - 4 группы по 5 человек. Оформление: Книжная выставка "Милая моя провинция". Плакат с названием мероприятия. Карточки с заголовками: СТАРТ, МАРШРУТ, ФИНИШ. Призы для команды победительницы и самого активного участника викторины. Каждая команда размещается за отдельным столом, ей присваивается номер. Этапы игры-эстафеты. 1. Исторический / вопросы по очереди/. 2. Художественный /рисунок на листе/. 3. Достопримечательный /загадки, можно на скорость/. 4. Театральный /марафон - кто дольше продержится/ 5. Топонимический / прикрепить флажки к схеме города или устное описание/. Ведущий встречает участников мероприятия. Каждый берет из коробки цветные карточки с номерами команды: так формируется 5 команд. Ведущий приветствует участников, и зрителей, представляет членов жюри, помощников, себя. Следует объявить название, форму, правила и этапы мероприятия. Книжную выставку можно представить в начале или в конце встречи. Ведущий объявляет начало игры – эстафет ы. СТАРТ: На сегодня довольно споров, Ссор и мелочной суеты, Расскажи мне лучше про город, Где родился. и вырос ты... /Г.Комиссарова/. Этап I. ИСТОРИЧЕСКИЙ. Вопросы звучат по очереди для каждой команды. Правильность и скорость ответа оценивается жюри в баллах. За дополнительные ответы дополнительные баллы. Самый высокий балл – 5. Вопросы 1 команде: 1. В каком году основан город Кинешма? /первое упоминание в летописи в 1429 г. по поводу очередного разорения её монголо-татарами/. 2. Откуда произошло название нашего города? /от реки Кинешемки - "темная глубокая вода", из угро - финского наречия, "спокойная тихая гавань" - из языка племени меря/ 3. Когда была построена магистраль, связавшая Кинешму с Mocквой? / 1871 год - построена железная дорога от Mocквы до Кинешмы/ 4. Какие знаменитые люди прославили наш город в разное время? /ученые - астроном Ф,Бредихин, рудознатец петровских времен – Г. Капустин, адмирал Г.Невельской; писатели - А.Н,Островский., А.А.Потехин; художники: Кустодиев, Чернов-Плесский, Кривоногов./ Вопросы 2 команде: 1. Как ученые узнали о народах, живших на территории Кинешемского района в древности? /археологические находки периода Фатьяновской культуры, географические названия: реки Мера, Сендега, города: Кинешма, Кострома, Чухлома, Решма / 2. Что располагалось на месте центра города, ограниченного Волгой и улицей Ленина, а с другой стороны - улицей Рылеевской и улицей Фрунзе, в глубокой древности? / древнее городище -крепость Кокуй/. 3. Назовите фамилии известных династий фабрикантов в нашем уезде / Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Анненковы, Талановы, Подшиваловы/ 4. Какая промышленность была развита в дореволюционной Кинешме?/полотняная, ткацкая, прядильная, химическая / Ведущий продолжает игру: МАШРУТ Кинешма... Это как звука музыки, Это как строча стихов, Где-то на улицах узеньких Шорох твоих шагов. /Комиссарова Г./
Этап 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ Ведущий раздает каждой команде чистые альбомные листы и карандаши. В 1779 году Кинешме был пожалован Герб. Попробуем вспомнить его и изобразить схематически на листе. Что означает символика на нем? /с исполнением в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера - принадлежность всех городов Костромской губернии, а в нижней части - на зеленом поле - два свертка полотна - «сей город оными проводит знатный торг» / конкурс оценивается по пятибальной системе/
Этап 3 Достопримечательный Ведущий знакомит участников с правилами конкурса. В нашем городе очень много различных достопримечательностей: памятники знаменитым людям, старинные здания, сохранившиеся до наших дней порой в измененном виде. Во многих старых зданиях сейчас располагаются совсем другие организации: школы, училища, музеи и т.д. По описанию места и внешних данных необходимо назвать достопримечательность. Каждой группе - 5 загадок. Высший балл - 5. Вопросы I группе: I. Памятный знак в сквере на территории завода им. Калинина, сооруженный в I855 году / часовня над братской могилой воинов кинешемского ополчения, погибших при защите города 7 июня 1609 года в битве с польскими интервентами/. 2. Старое здание, 2-х этажное из 5-ти каменных секций с низкими сводчатыми потолками и маленькими окнами по ул. Фрунзе за медицинским училищем, построенное в 1758 году / старинная полотняная фабрика на 60 станков купца 1-й гильдии Ивана Таланова/. 3. Церковное сооружение на Волжском бульваре, созданное в I745г,ставшее одним из известных в области архитектурных памятников / Успенский собор / 4. Памятный знак в сквере на пересечении ул. Ленина и ул. Островского, напротив школы им. Фурманова, поставленный в 1949 году по проекту скульптора Е.В.Вучетича, архитектора В.А.Артамонова/ памятник Маршалу Советского Союза А.М.Василевскому/. 5. Памятное место в парке культуры и отдыха, бывшем им.30-летия Победы, созданное в 1983 году/ аллея Славы Советского Союза, 25 человек/ Вопросы 2 группе: I. Памятный знак рядом с торговой площадью, бывшей посадской, около универмага, поставленный в 1744 году / Крестовоздвиженская часовня в память о погибших воинах кинешемского ополчения в бою с польскими интервентами 8 июля 1609 года/ 2. Религиозное здание, возведенное в 1798 году на бульваре, ставшее одним из символов города Кинешмы./ Колокольня -звонница/ 3. Здание средней школы № 4 им. Фурманова на ул. Ленина, построенной в 1903 году. / бывшее реальное училище, в котором учился Д.А. Фурманов/ 5. Здание Дома Культуры фабрики № 2, построенное в конце 19-н.20 века./ бывшая усадьба Фабриканта Севрюгова/. Вопросы 3 группе: 1. Бывшее здание картинной галереи, религиозного назначения, / Троицкий собор / 2. Здание средней шкоды № 3, гимназии им. А.Островского, построенное в начале 20 века, в которой с 1925 по 1930 г. учился П.А.Кривоногов, будущий известный художник-баталист / бывшая женская гимназия / 3. Памятный знак на территории эавода им,Калинина, поставленный в I960 году/ памятник М.И.Калинину / 4. Здание, расположенное напротив сквера им.Василевского на ул. Островского, построенное в конце 19 века./ городская типография / 5. Религиозное сооружение, ныне действующее, в Заречье, за Никольским мостом, построено в 1747 году/ Успенская церковь / Вопросы 4 группе: 1. Здание Кинешемского краеведческого музея на уд. Советской, 2. Здание педагогического колледжа на ул. Ленина, построенное в начале 20 века./ бывшее Духовное училище, где учился Василевский/ З. Памятник деревянного зодчества, 2-х этажное деревянное здание построенное в конце 19 –н. 20 века, а Заречье, за Никольским мостом/"Терем" - бивший дом архитектора В.Нагорского/ 4. Здание бывшей спортивной школы на улице Ленина, напротив школы № 4 им. Фурманова/ бывшее здание Кинешемского драматического театра/ 5. Каменное здание на горке за р. Кинешемкой, религиозного назначения, построенное посадским человеком Д.Д.Тюриным в 1694 году/ Спасо-Преображнская церковь/ ЭТАП 4. ТЕАТРАЛЬНЫЙ. Ведущий подводит итоги предыдущего этапа, а затем объясняет правила следующего этапа игры. Каждая команда и зрители получают по два вопроса на тему театральной Кинешмы - по очереди. Каждый ответ - I балл. Вопросы для 1 команды: I. Когда в Кинешме появился драматический театр? / 1886 г. - музыкально-драматический кружок им. А.Н.Островского 1897г. - драматический театр/ 2. В каком году Кинешемский театр получил новое современное здание / 1978г./ 3.Назовите имена знаменитых актеров, связанных с Кинешемским драматическим театром. / Г.Корчагина - Александровская, семья Садовских, Москвин, Пашенная, Гоголева и другие / 4. Как Кинешемский театр связан с именем А.Н.Островского? / знаменитый писатель - драматург часто приезжал в свое имение Щелыково недалеко от Кинешмы, написал много своих пьесе, взяв сюжеты из Кинешемской жизни, был почетным народным судьей города./ Вопросы для 2 команды: 1. Какие пьесы Островского написаны на местном материале? / «Волки и овцы», «Гроза», «Козьма Захарович Минин-Сухорук» и другие / 2. По какой пьесе Островского, написанной на местном материале был поставлен художественный фильм. Некоторые кадры этого фильма снимались на набережной /»Бесприданница» / 3. Чем примечателен спуск от красных торговых рядов к пристани на Волге?/ снимались некоторые кадры кинокартин "Семья Ульяновых", "Васса Железнова", "Яков Свердлов", "Вторжение", "Бесприданница"./ 4. Где раньше располагался Кинешемский драмтеатр? /здание, в котором некоторое время находилась спортивная школа, около школы им. Д.Фурманова/ Этап 5. ЛИТЕРАТУРНЫЙ. Вопросы для 1 команды: 1. Кто автор этих строк? У Кинешмы и Решмы – особая краса. Ложится на орешник тяжелая роса. И песня долго, долго тревожит тот покой, Плывет над самой Волгой, над медленной водой. / автор этих строк, поэт Михаил Дудин/ 2. Назовите имя писателя, который двенадцать лет состоял почетным мировым судьей и гласным земского собрания по Кинешемскому уезду. / Драматург А.Н. Островский / 3. Мы знаем это иль не знаем, Хотим того иль не хотим, Но он никем не заменим И навсегда необходим. Михаил Дудин написал эти строки о поэте, родословная которого тесно переплетается с нашим краем. Назовите имя этого поэта./ А.С.Пушкин и усадьба Новинки в Кинешемском уезде Kocтромской губернии. / 4. Назовите имя поэта-мариниста, который черпал краски у морских валов и соленых ветров, воспевал красоту души русского человека/ Моряк Балтийского Флота Алексей Лебедев / 5. Назовите писателя - краеведа, который стал членом Союза писателей России./ Вениамин Захарович Никишин, принят в члены Союза писателей России в октябре 1999 года/ Вопросы для 2 команды. I. Назовите автора этих строк. Кинешма! Детство мое быстротечное, Здесь ты прошло по откосам крутым. Все оглядело и все перетрогало Было ли ты золотым?.../ Михаил Дудин / 2. Назовите имя писателя - драматурга, которого благословил на этот творческий путь А. Н.Островский./Алексей Антипович Потехин./ 3. Ночевала тучка золотая, На груди утеса-великана… Поэт, написавший эти стихи был рано разлучен с отцом, и всего один раз бывал проездом в его тульском имении. А между там, его отец и дед, и бабка со стороны отца тесно связаны с нашим краем. Назовите имя поэта./ М.Ю. Лермонтов/ 4. Есть в голосе моем звучание металла… Имя этого поэта вошло в классику отечественной военной поэзии, его стихи стали символом целого поколения молодых людей, погибшего в Великую Отечественную войну. Это о них говорил Василь Быков: "Среди фронтовиков 1919-1924г. рождения,-свидетельствует скорбная статистика – в живых осталось 3 %. / Николай Майоров / 5. Каких кинешемских поэтов - современников Вы знаете? Назовите их имена / В.Говорков, Е.Потехина, А.Касаткина, Е.Смирнов / Этап 7 - ТОПОНИМИЧЕСКИЙ. Ведущий предлагает представителям команд 10-12 карточек с названиями старой Кинешмы /улиц, районов, местечек и т.д./ Каждой команде достается одинаковое количество карточек. Надо вспомнить, как сейчас называется это место в Кинешме. 1. Волжская набережная - /ул. Бульварная - Волжский бульвар/ 3. Вознесенская улица /от Вознесенской церкви/ - /ул. Советская/. 4. Песочная улица- /ул. Комсомольская / 5. Благовещенская улица / напротив Благовещенской церкви / -/ул. Рылеевская / 6. Никольская улица / от бывшей Никольской церкви/ - /ул.Ивановская / 7. Жукова улица - /ул. Жуковская / 8. Юрьевецкая улица/по дороге на Юрьевец /- /ул. Юрьевецкая / 9. Ямская слобода / район, где жители занимались извозом/ - /район за рекой Казохой / 10. Козья слобода / напротив бывшего Козьего моста - часть района Новые Сокольники / II. Подгорная слобода /под горой за рекой Кинешемкой/ - часть рай- 12. Селиванова улица/напротив Селивановского моста через р. Кинешемку Селивановской бани и мельницы/- /ул. К.Маркса, от центра к реке/. Ведущий объявляет окончание игры-эстафеты: ФИНИШ. ...Пускай тебя встречает Кинешма, Негромкий волжский городок. Жюри подводит итоги всей игры, объявляет победителей, награждает лучшую команду и самого активного участника.
«А память священна...» Тематический вечер, посвященный подвигам тружеников тыла нашего края в годы Великой Отечественной войны.
Оформление мероприятия: книжно-иллюстративная выставка «Путь мужества и славы»: ивановцы в годы Великой Отечественной войны. (из цикла «Алтарь Победы»).
Чтец: На этом поле не найдешь патрона, Пробитой каски, ржавого штыка, Но здесь стояла насмерть оборона Четыре года! Не свистели пули, Не лезли танки на стену стена, Но здесь трудились, спин не разогнули Пока весь мир корежила война.
Ведущий 1:Ивановская земля всегда была землей мирной. На ее полях не разворачивались боевые действия, ивановцы никогда не выпускали пушек, ружей и бомб. Но военное могущество России крепилось ивановскими ткачами. В мундиры из ивановской ткани были одеты солдаты, воевавшие в крымской и турецкой компаниях, на русско-японской и первой мировой войнах. И в годы Великой Отечественной войны текстильная отрасль по-прежнему оставалась основой ивановской экономики. Конечно, танки, самолеты, пушки были необходимы армии как воздух, но разве вклад ивановских текстильщиков менее значим, чем вклад создателей оружия. Ведь что такое ткань? Ведущий 2: Это гимнастерки и шинели, нижнее белье и портянки. Это марля, бинты и вата для перевязки раненых. Это парусина для обтяжки крыльев легких самолетов и парашюты. Это плащ-палатки и маскхалаты. Это сумки для противогазов и ветошь для обтирки моторов и механизмов. Это, наконец, кумач для флагов Победы. Уже с конца 41-го предприятия Ивановской области были ориентированы только на военные заказы. За период войны ивановские текстильщики изготовили 3 миллиарда метров готовых тканей, 2,7 миллиардов метров суровья, большое количество марли, ваты и прочей продукции, необходимой фронту. Много это или мало? Например, только ткани, выпущенной шуйскими ткачами: более 240 млн. метров было достаточно, чтобы обеспечить обмундированием личный состав 33 дивизий; 100 млн.м одежных и технических тканей дал фронту Ивановский меланжевый комбинат: этого хватило бы, чтобы одеть свыше 12 млн. советских бойцов. Чтец читает стихотворение «Венок славы» Ведущий 1: Текстильные предприятия города Кинешмы в годы войны работали под лозунгами: «Текстильщики! Выпускайте больше ткани для ткацких фабрик! Увеличивайте выпуск ткани для фронта и тыла!» Во время войны коллективу фабрики «Красная ветка» 20 раз присуждалось первое место в социалистическом соревновании и вручалось Красное Знамя наркомата легкой промышленности СССР, 3 раза — Знамя Гос. Комитета Обороны. Текстильщики Кинешемской фабрики № 2 ежемесячно перевыполняли план по выпуску продукции. Лучшие бригады стали называться фронтовыми. Соревнование в годы Великой Отечественной войны приобрело особенно широкий размах у текстильщиков Красноволжского комбината. Здесь регулярно проходили фронтовые декады, стахановские вахты. По 12 часов работали бригады электрообмотчиков. Нередко без выходных, по 18 часов в сутки, трудились бригады В.М.Барышева, ремонтировавшая оборудование ткацкого и отделочного производства. Сбор средств для фронта — в августе 1941 г. отчислили в фонд обороны свой однодневный заработок — свыше 100 тысяч рублей. Ведущий 2: Ударно трудились для фронта и другие, возникшие в годы первых пятилеток отрасли ивановской промышленности. В первые месяцы войны машиностроительные и химические заводы области перестроили свое производство на выпуск бензозаправщиков, авиабомб, снарядов, мин, парашютов, взрывчатых веществ. На кинешемском заводе им. Калинина изготовляли снаряды, машины для мойки гильз и их заправки порохом. На Дмитриевском лесохимическом заводе стали выпускать новую продукцию — мины М 82 и растворители лакокрасочных материалов для 27 авиационных заводов, медицинские препараты: хлористый кальций, кальцекс, канифольное мыло. На заводе «Электроконтакт» было налажено производство киноуглей, использовавшихся в киноаппаратуре, батареек к карманным фонарикам, сварочных электродов для танковой промышленности. Домостроительный комбинат «Заветы Ильича» в короткие сроки освоил бесперебойный выпуск десантных лодок, ящиков для патронов и снарядов. Широкое распространение среди домостроителей получило донорство. Донором стал каждый десятый труженик предприятия, отказывая себе и детям в самом необходимом. Домостроители участвовали в сборе средств в фонд обороны страны. Более 40 тыс. руб. внесли они в фонд строительства танковой колонны им. М.В.Фрунзе. Осенью и зимой 1941-1942г.г. Сотни девушек и женщин были направлены на рытье противотанковых рвов, которые протянулись по левому берегу Волги (от Костромы до Горького). Чтец читает стихотворение «В колыбели у Волги». Ведущий 1: С огромным распоряжением работало сельское хозяйство области. На фронт были мобилизованы не только люди, но также отправили большую часть тракторов, грузовиков и лошадей. Село осталось почти без техники. Женщинам, подросткам и старикам приходилось обрабатывать поля, запрягая коров или же самим тащить за собою плуг и борону. Вот как вспоминает об этом Евдокия Васильевна Тупицина в книге «Приволжская сторона» (стр.171). Чтец читает стихотворение М.Исаковского «Русской женщине» Ведущий 2: Несмотря на трудности, площадь обрабатываемых земель за годы войны увеличилась на 17 тыс га. Значительно больше стало и скота — на 170 тыс. голов. Целые стада были эвакуированы из окупированных районов. В первые же месяцы войны в Ивановской области стали поступать с фронта раненые бойцы. Для госпиталей были отведены здания гостиниц и школ, общежитий и клубов. В Кинешме и Кинешемском районе было 7 военных лазаретов. Ухаживали за ранеными не только медики, но и студенты, старшеклассницы. Они писали письма по просьбе раненых их родным, читали газеты, устраивали самодеятельные концерты. Ведущий 1:Из районов, которым угрожала фашистская оккупация в Ивановской области были вывезены тысячи беженцев. Все трудоспособные получили работу и жилье. Многих приютили местные жители. Уже 20 июля 1941 г. в Иваново прибыл поезд с маленькими ленинградцами. Сразу же стали поступать просьбы от жителей — отдать им ребят на воспитание. В Ивановской области в годы войны для эвакуированных ребят открылся 41 детский дом. Большинство из них было создано в сельской местности, чтобы дети могли поправить здоровье на свежем воздухе. Питаться свежими овощами. Каждому детдому был отведен участок земли, на котором дети вместе с воспитателями выращивали капусту, огурцы. Вот что вспоминает Е.Д.Моисеев, ленинградец, воспитанник детдома. («Приволжская правда» 21 июня 2005г.) Ведущий 2: С 1 июля 1941г. В городах были введены продовольственные карточки. Рабочим выдавали по 600 гр. хлеба (ржаного), неработающим — 400 г, детям — 300 гр. Позже в паек стали включать растительное масло и сахар. Хлеб с добавлением крахмала. Чтецчитает рассказ из книги Сайкина «Взрослели мы рано» (стр.118) Ведущий 1: Крестьяне Ивановской области собрали 65 млн. руб. на строительство танковой колонны «Ивановский колхозник». Жители Ивановской области отправили на фронт сотни посылок с теплыми вещами: шерстяные носки, варежки, заботливо связанные женскими и детскими руками. («Приволжская правда» 2005, 7 мая «Он так и не вернулся») Ведущий 2: Труженики тыла, и взрослые и дети, работали с огромным напряжением духовных и физических сил. Это был не рядовой порыв энтузиазма или рекорд одиночек, а массовый трудовой героизм повседневной работы на грани человеческих возможностей. Девиз: «Все для фронта, все для победы!» стал для них суровой осознанной необходимостью и смыслом жизни. Иначе нельзя было выстоять и победить. Чтец: Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди, никогда Об этом не забудем. Пусть память верную о ней Хранят об этой муке, И дети нынешних детей, И наших внуков внуки!.. (Н.Твардовский)
Е.А.Тырченкова, заведующая библиотекой филиалом № 9.
«Во вкусе умной старины». (Из истории Кинешмы: быт, нравы, обычаи, праздники). Литературно-тематический вечер.
Нелепо увлекаться заграницей, Негоже россиянам забывать Талантливых отеческих традиций – Без этого державе не бывать!
В «дозорной книге» нет описания внешнего вида города, ни сведений о быте горожан. Есть только сухие факты событий. И все же сопоставив эти скудные сведения общеисторическими материалами о нашей русской старине, можно сделать некоторые обобщения о том, что представляла Собой Кинешма три сотни лет тому назад… Россия, Русь - куда я не взгляну… За все твои страдания и битвы Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы, Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды, Люблю навек, до вечного покоя…
В древности наш край назывался Залесским. Он находился за непроходимыми лесами. Само городище располагалось на высоком берегу Волги. Здесь находилось две соборные церкви, «государевы строения», рядом с ними - кладбище в 1600 кв. сажень и разные казенные здания. К востоку от городища, по склону холма, разместился посад с торговой площадью, в центре которой по описанию «дозорной» Правительственной книги стояли «изба таможенная с сеньми, да две избы кабацких, кабацкий ледник на нем анбар, да погреб, на нем омшанник, да поварня пивная, да у поварни два анбара кабацких, да изба земская, да изба губная да тюрьма в тыну.» Строиться улицами было издавна в обычае у русских. Названия улиц… Устные неофициальные, народные - их было много. В посадах улицы носили названия по именам церквей, построенных на них - Никольская, Спасская, Успенская. Были улицы Широкая, Плесская, Песочная… некоторые были названы по именам известных кинешемских жителей Селиванова, Жукова и т. д.
Сильнее бурь, сильнее всякой воли Любовь к своим овинам и жнивью, Любовь к тебе, в лазурном поле…
Изба – слово древнее. Согласно словарю русского языка, оно обозначало «деревянную срубную постройку, использовавшуюся первоначально в качестве бани, помещения хозяйственного назначения, и только позже так стали называть жилые помещения. Однако во многих местах России крестьянин называет избой только «жилой дом из одной комнаты с русской печью». Сотни три рубленных бревенчатых изб рассыпались кривыми, узкими улочками в городском посаде. Избы в большинстве случаев покрывались соломой, а иногда тесом и жались друг к другу. Были среди них и большие просторные избы, иногда с чистой горницей, со светелкой с разными наличниками по маленьким окошкам, с причудливым крылечком, выходящим на улицу. Такие печи отапливались «по – белому», на крышу вывод печная труба. Все зависело от достатка хозяина. Самые большие владения были у священнослужителей. Все дворы распределялись по следующим категориям: «лутчие – 5» «середние-15», «молодшие - 115», «бобыльские - 23», «нисшие - 39» и т. д. Но в большинстве стояли бедные, тесные, «курные избы», которые топились «почерному». Уличного освещения старая Кинешма не знала, да и не было в нем надобности. Деловой и торговый день в посаде заканчивался до наступления сумерек. Спать ложились рано, вечерами ходить было некуда, разве только к ночной службе. Осветительным прибором в избе и светелке служил «светец» из березовой лучины, да лампада под образами в красном углу. Кинешма прежде город мещан и духовенства. Купцы и торговцы составляли пятую часть населения. Образование было доступно только купцам, фабрикантам и помещикам. Содержание церкви и духовенства занимало значительное место в бюджетном балансе казны и посадского населения старой Кинешмы. В таком маленьком населенном пункте, где в 17- 18 веке по наибольшему счету было не больше 1000 жителей, построено 13 церквей. Из них 2-а монастыря: мужской - Преображения Спаса и женский монастырь - Иоанна Предтечи (сейчас - действующий мужской - при выезде из города к магазину № 9 справа.) Женский монастырь находился в комплексе церквей Краеведческого музея.
В глаза бревенчатым лачугам Глядит алеющая мгла, Над колокольчиковым лугом Собор звонит в колокола! Звон заокольный и окольный, У окон, около колонн,- Я слышу звон и колокольный, И колокольчиковый звон.
По всей вероятности, определенная часть городского населения не имела постоянных и учитываемых источников дохода, Но чем же занимались жители города и окрестностей? Из каких средств платили пошлины, налоги, сборы, на что жили? Во-первых, рыбной ловлей. Кинешемские рыбаки, ловя рыбу «на себя и государя», обязаны были отправлять рыбу в Москву к царскому столу. Постепенно стало процветать кузнечное ремесло. В Кинешемском уезде насчитывалось 7 потомственных династий кузнецов: Сереберцевы, Потехины, Ронзины и др. Руками этих людей изготавливали светцы (своеобразные приспособления для освещения помещения т. е. подставки для лучин). Кузнецы стояли на площади, на выездах из города. Особенно ремесло кузнеца ценилось во время больших ярмарок, потому что в город съезжалось много народа со всех окрестных селений. На третьем месте - соленики. Существуют народные предания, в которых говорится, что одним из старейших местных промыслов в Кинешме было солеварение. И в литературе имеются указания на то, что в конце 16 века кинешемские соляные варницы были одними из значительнейших в России. В те далекие годы это было в нашем крае единственной разновидностью использования недр земли. Оно сделалось возможным благодаря близкому залеганию соленосных пород и неисчерпаемому запасу древесного топлива для вытапливания рассола. В настоящее время сведения о месторасположениях соляных источников утеряны и забыты. Естественно, как и в других городах, были распространены профессии калачников, холщевников, сапожников, горшечников и т. д. Но был в Кинешме двор, который не облагался налогом. Это был двор человека особой профессии - двор палача Юшки Перфильева. (палач – исполнитель торговой, а так же смертной казни; который заплечных дел мастер (В. Даль). Профессия была неуважаема в народе, но хорошо оплачивалась из городской казны. Изба палача стояла отдельно от других, водиться с ним считалось зазорным, но несмотря на это родители охотно отдавали своих дочерей за палача.) Долгими зимними вечерами, когда не было работы в поле, шили одежду и обувь. Собирались всей семьей, а иногда несколькими семьями. В центре ставили светильник – железную палку с разрезанным на верху концом. В разрезе зажимали тонкие длинные щепки и поджигали их. Отгоревшие угольки шипя, падали в небольшое деревянное корытце с водой, стоявшее внизу. По архивным данным, жители нашего уезда, чаще всего «подавались» в матросы, кочегары на пароходы, а так же устраивались чернорабочими и грузчиками на пристань в города Ярославль, Нижний Новгород, Кострому. Это мужчины. А женщины занимались рукодельем. При свете лучины долгими зимними вечерами девушки пряли, ткали, шили, вышивали, вязали и т. д. С семи лет девочку сажали за прялку, с 13- ти лет учили вышивать. С 14 – шить рубахи, а в 17 лет устанавливать ткацкий станок. Почетное место в быту занимала прялка. До свадьбы девушка должна была напрясть столько ниток, чтобы хватило сшить белье себе на приданное и в подарок родне. Прялка была лучшим подарком. Их мастерили и дарили: жених - невесте, муж – жене, отец – дочери. Нарядными, разукрашенными прялками гордились. Особо красивые прялки дарили к свадьбе. Их потом берегли всю жизнь. Часто собирались девушки вместе в какой - нибудь избе попросторнее, работали и чтобы не скучно было, пели:
Я вставала молодешенька, По утрам раным - ранешенько… Я брала же, молоденька, Свои точеные пяле Я садилась молодешенька, Под переднее окошечко, Отворяла молодешенька, Я окошечко малешенько…
От одной песни переходили к другой:
Ты звезда ли моя, звездушка, Высоко звезда восходила, Выше леса, выше темного, Выше садика зеленого, Выше терема высокого. Как во этом ли во тереме, Там сидела красна девушка, Она шила ковер золота…
Мужчины в семье занимались ремеслом. Делали из дерева домашний инвентарь, деревянную и глиняную посуду. Из бересты – лукошки, корзины; плели лапти. Сделанные вещи украшали резьбой, расписывали. Часть изделий продавалась на ярмарках. Ярмарка в Кинешме начиналась с 15 сентября.
Мастеров гулящий люд, Так же волостных умельцев- Всех на ярмарку зовут. Разрешается торговля Всем товарам – был бы спрос! Хоть в больших рядах торговых, Хоть с лотками на разнос! Всяк овчинник и кожевник, Говядарь, калачник, хлебник, Медник, ручник, пивовар,- Покажи лицом товар!
Вся торговля старой Кинешмы сосредотачивалась на площади посада и размещалась в особых рядах по роду товаров: мясной ряд- 13 лавок, москательный ряд – 15 лавок, соленый – 7 лавок, сапожный – 9 лавок. Здесь же на площади находилось 7 харчевных изб, избы сусленные, квасная и уксусная изба, 7 кузниц, да 3 мельницы. Любопытна сумма дохода, которую получала казна Кинешмы от торговли – 39 руб. 14 алтын разных сборов (на 1 рубль можно было купить 30 пудов овса). Что же еще продавалось на ярмарках?
Лапти да мочало, Сало да рогожи, Воск, зерно и дегодь, Холст сермяжный, Кожи…
Население ждало ярмарок как праздника. Первое воскресение с открытия называлось «гулящим». Вся торговая площадь заполнялась праздным людом. Говор, крики, смех, зазывания на представление циркачей и фокусников – все это сливалось в невообразимый шум. Народ веселился, отдыхал, с жадным любопытством взирая на незамысловатые развлечения. Особой популярностью на ярмарках пользовались лавки с куклами. Толпа детей с маменьками и папеньками постоянно наполняла их. Но самой значимой была торговля хлебом. Так же торговали овсом, рожью, ячменем, горохом, причем цены были очень низкие. Ярмарка не мыслилась без церковных обрядов. Да и как могло быть иначе, если религиозные чувства пробуждал весь уклад жизни. Накануне ярмарки ходили в церковь, чтобы помолится празднику, а день открытия, поутру, служился молебен на площади в торговых рядах. Во что одевались кинешемцы в то далекое от нас время? Крестьянки и большая часть горожанок носили, в основном, сарафаны. Их шили из белого холста и украшали вышивкой, лентами, полосками ситца. Под сарафан надевали рубахи, кофты, украшенные кружевами. Сарафаны были и, зимние, на подкладке. Очень своеобразны головные уборы. У девушек и замужних женщин они были разные: девичьи уборы обрамляли лоб и затылок. В косу вплетались золотые и серебряные нити, цветные шнурки, треугольные накосницы в конце косы. Женские головные уборы покрывали волосы полностью. Неотъемлемой частью женского костюма были украшения из металла, камня, а отчасти из стекла (стеклянные бусы и браслеты). Украшения покрывали главным образом голову, шею, руки и гармонично сочетались с расцветкой и вышивкой ткани. Женщины носили платки, которые завязывали под подбородком и сверху надевали кокошники – праздничные головные уборы, сшитые из парчи и бархата. Широко использовались и шали. В некоторых местах уезда их брали с собой на гулянья и носили в сложенном виде на руке, как украшение и признак особого достатка хозяйки. Мужчины носили рубахи, подпоясанные кожаным или тканым поясом. К поясу прикрепляли необходимые в повседневном обиходе предметы: нож, гребенка, огниво и кожаная сумка (калита). Штаны из домотканого полотна, на голову- шапку. Поверх рубахи надевали зипун – распашную одежду. Кафтан надевался поверх зипуна, и был обычным, домашним, праздничным. Обувью, по всей видимости, как для мужчин, так и для женщин служили в основном лапти, преимущественно косого плетения. Одевали их с портянками и с шерстяными чулками длиною до колен. Широко отмечались религиозные праздники. Иные из них сопровождались обрядами, сохранившимися с языческих времен. В святки гадали, там и тут можно было увидеть ряженых. На Рождество и на канун Нового года через еду стремились обеспечить благополучие на будущее. Стол был особенно обильным и непременно с мясными блюдами – символом сытости всего года. Масленица – неделя проводов зимы и встречи весны, знаменита горячими блинами. В Масленицу устраивались катания и гонки на лошадях по центральной Московской улице. Гривы и челки лошадей украшали разноцветными лентами, бумажными цветами. Сани застилались коврами. В «рыбную» среду по всему косогору базарной площади выстраивались рядами разодетые девушки. Они грызли орехи, семечки, ели пряники, поглядывая на проходивших парней. А парни, сбив на затылок шапки, выпустив на лоб чубы, манерничали перед девчатами, выбирали невест. Этот обычай держался до 20 –х годов двадцатого века. Всю масленичную неделю пекли блины, ели их со сметаной, с маслом, с икрой. Заканчивалось веселье вечером в Прощеное воскресенье. Ребятишки с полудня собирали на базаре, по улицам и дворам старые ящики, корзинки, солому и сносили на Волгу и Кинешемку. Ребятне охотно помогали взрослые. Когда сгущались сумерки, зажигали костры. Вокруг костров устраивались гульбища, игры. Молодежь прыгала через огонь, плясала. Праздничные дни посвящали обычно приему гостей или хождению в гости. Прием гостей сопровождался сложными церемониями, которые следовало строго исполнять. Для приглашения людей в гости специально заранее нанимали «позыватых» (от слова звать), «позыватые» обходили всех, кого хозяин приглашал на пир. Давать согласие с первого раза считалось неприличным, и потому «позыватым» приходилось обходить всех еще раз. Когда приглашенный, на конец спрашивал: «а много ли будет народа?» - это считалось согласием. Приход в гости тоже был не прост. Во– первых, считалось неприличным приходить слишком рано. Во – вторых, следовало доехать только до ворот дома, а далее идти пешком. В – третьих, необходимо было взять с собой какой – нибудь недорогой подарок – поминки» от слова память». А хозяйки в праздничный день стремились порадовать гостей обилием съестного: подавали по 10-20 блюд из домашней птицы, мяса, рыбы, овощей, ягод, грибов…
Губерния, волость, уезд – Границы российского поля, Где прадеды жили в юдоле, Неся хлебопашеский крест…
И пусть не оставил герба Фамильного правнуку прадед – Мне русского имени хватит, Земли где стояла изба.
И сейчас, как и в те далекие времена, мы любим русские народные праздники. Мы также как и наши предки печем блины на масленицу, красим яйца на Пасху, одариваем родных и друзей на Рождество. Значит, мы не все обычаи забыли и не все обряды растеряли. И есть что передать нам своим потомкам. О.Н.Малиновская, библиотекарь ЦБ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.250 (0.015 с.) |