Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Внимание – общая моторная неловкость, отсутствие сформированных умений владения карандашом и низкий уровень развития психомоторных навыков, это так же просматривается в характере допущенных ошибок то есть нет концентрации внимания, недостаточно распределение и низкая сформированность зрительно-пространственных представлений. Характерная особенность этих действий – отвлекаемость раздражителей, импульсивность, общая неорганизованность, неумение проявлять волевое усилие для преодоления трудностей. Память наиболее развита моторная и слуховая; низкая продуктивность памяти, нарушение оперативной памяти. Детям с наруш. р. для запоминания необходимо большее число повторений, еще более затруднено длительное удержание слуховой информации и ее воспроизведение (частые перестановки и пропуски слов). Наблюдается положительная динамика запоминания в процессе кратковременной памяти и преобладание смысловой памяти над механической. Вопрос о состояние мышления у лиц с реч. наруш. имеет теоретическую и практическую стороны. В теоретической проблема соотношения речи и мышления. Мышление страдает в наибольшей степени при системных нарушений речи – аламии, препятствующей его развитию и афазии, затрудняющей его проявление. При других расстройствах мыслительной функции затрагивается в меньшей степени в форме формальных характеристик. При ОНР, дети с этим дефектом интеллектуально сохранны, а их трудности в выполнении когнитивных операций вторичны по отношению к недоразвитию устной речи. Отмечается сохранность у таких детей познавательного интереса, достаточная развитость предметно-практической и трудовой деятельности и вместе с тем своеобразно отдельных сторон мышления (сформированность некоторых понятий, замедленность мыслительных процессов, снижение самоорганизации). У детей с ОНР в 63% - уровень невербального интеллекта соответствует нижней границы нормы (или чуть ниже нормы) у 27% - соответствует норме и у 9% незначительное нарушение интеллекта совершено не зависят от состояния речи. Детям с системными недорзв. речи доступны простейшие пространственные представления в плане непосредственно соотнесения (вперед, вниз, вверх, назад), различают форму предметов, их величину, количество, основные цвета, наглядно-действенное мышление преобладает, а в наглядно-образном они заметно отстают, словесно-логич. доступно лишь наиболее развитым из этих детей. У детей с нар. речи имеются резкие несоответствия м/у способностью выражать пространственные отношения в экспресильной речи и способностью устанавливать их (указание) в предметно-практической деятельности. В шк. возр. мышление сохраняет свою зависимость от системного недоразвития речи, это проявляется при необходимости опосредствованного запоминания требующего установления речемысленной связи слова с предметным образом во внутреннем плане. Трудности выполнения такого задания связаны с недостаточной сформированность у этих детей механизма внутренней речи при переходе речевых конструкций в мыслительные и наоборот. Дети способны к установлению причинно-следственных связей, умозаключениями, абстракции и обобщениям, но наблюдается более низкий уровень обобщения, не-достаточная гибкость и динамичность мышления, недостаточная осознанность, доказательность – причина: глубокая языковая неполноценность Для лиц с речевыми расстройствами наиболее характерны различной модальности агнозии. При расстройствах письменной речи имеют значение различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности, прежде всего зрительные агнозии: предметная, стимультатная, лицевая, символическая. Предметная характеризуется как отсутствие процесса узнавания, либо нарушение целостности восприятия предмета при отдельном опознании его частей. Симультанная: возник. при двустороннем или правостороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга. Выражается невозможность одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе, может сопровождаться нарушением движения глаз. Символическая: одностороннее поражение левой затылочно-теменной области; приводит к нарушению восприятия символов (не различает буквы и цифры, хотя может их написать). Лицевая: проявляется от нарушения запоминания лиц до неузнавания самого себя в зеркале. Тактильная - это нарушение осязательного восприятия предметов и их свойств: астереогноз: невозможность идентификации предмета в целом при сохранности восприятия его отдельных признаков или невозможность определить отдельных свойства предмета – форму, величину, вес, материал из которого он сделан. К тактильным расстройствам относятся и нарушения ложных соматических представлений – кажущееся больному изменением размеров руки, головы, языка, удвоение конеч-ностей, игнорирование левой половины тела. Нейропсихологии отмечают при афазиях нарушения ориентировки в пространстве, логических операций и другие интеллектуальных процессов. 5.3.Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими наруш поведения, и их семьями. Учитывая, что патологический и акцент. характер в конечном счете складывается под влиянием воспитания, необходимо как можно раньше установить возможное направление искажений в личностном и соц. развитии. Следует организовать среду воспитания и развития реб. т.о. чтобы были учтены его слабые и сильные стороны. Главная задача – обходя провоцирующее факторы, нивелировать проявление слабых сторон и путем целенаправленного воспит усилить сильные стороны, имеющееся у каждого чел-ка. Для педагога основным методом является изучение соц. ситуации развития подростка, наблюдение за его проявлениями в различных ситуациях (решение учебной задачи, конфликтная ситуация, распределение обязанностей и т.п.). Важно использовать все данные опроса родителей и самого подростка, оценивается стиль семейного воспитания, его адекватность индивидуальным и типологическим особенностям реб., а также адекватность самого реб. в разных проявлениях жизнедеятельности. Целесообразно включить содержание опроса следующие темы: ранее развитие, вкл. соматическое и псих. здоровье реб., наиболее тяжелые события, перенесенные реб. и реакции на них. Реакции на смену обстановки и необходимое время адаптации к ней (поступление в дет. сад, школу, изменение состава семьи и т.д). отношения с различными соц. группами (сверстники, близкие взрослые, чужие взрослые). Отношение к учебной деятельности, интересы, увлечения, планы на будущее, сексуальные проблемы, касающееся первой влюбленности, связанные с ними переживания в аспекте оценки своей привлекательности. Необходимо быть очень внимательным ко всем поведенческим проявлениям реб.: контактности или замкнутости, эмоц. проявлениям, к мимике, жестам настроению и его изменения при затрагивании разных тем. Можно использовать стандартные анкеты, опросники для родителей по выявлению наличия и степени выраженности дезадаптивных расстройств у детей и подростков. В частности «Опросник Аххенбаха для родителей, имеющих детей 4-18 лет», «Методику изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения». При современном распознании предпосылок личностного неблагополучия возможно предотвратить развитие психопатий. Смягчить выраженность дезадаптивных проявлений, разработать пути оптимальной адаптации в социуме с учетом индивидуальных и типологических особенностей, а также специфики ССР. Отечественный ученый Кащенко разделил все методы коррекц. помощи по отношению к «трудным детям» на две группы: педагогические и психотерапевтические. В число педагогических воздействий он включал и псих. методы, такие как – корреляция страхов, самокоррекция. По отношению к подростку в психокоррекц. процессе педагог реализует следующие функции: 1) воспитательная – восстановление положительных качеств личности; 2) компенсаторная – нахождение области оптимальной реализации возможностей подростка; 3) стимулирующая – активизация значимости соц. одобряемой д-ти, формирование заинтересованного отношения к оценкам; 4) корректирующая – работа по преодолению негативных, вызывающих дезадаптацию качеств личности; 5) регулирующая – стимуляция процессов саморегуляции и самокоррекции. В зависимости от типа личностных изменений целесообразно использовать различные виды психокоррекц. воздействия: индивидуальные и групповые, обращенные к сознанию и подсознательным механизмам поведения, развивающее рефлексию или наоборот, способствовать к быстрому принятию решений. Нарушение взаимоотнош-й родителей и подростков м.б. обусловлено различными факторами, к-ые можно разделить на внешние (материально-бытовые условия, состав семьи) и внутренние (ценностные ориентации семьи, уровень педагог. культуры родит., их личностные особенности). Особые трудности в процессе психокррекции детей и подрост. с наруш. поведения вызывают неправильные, искаженные родит. установки на проблемы детей. Принципиальным положением при построении психокоррекц. программы явл-ся изменение потребит. позиции родителей к психологич. помощи и перестройка внимания род. с отдельного симптома на личность реб. в целом. Это достигается в процессе направленных бесед с родит. с обязательным знакомством их с результ. психодиагностич. данных, а также в процессе совместных занятий с детьми, организация к-рых обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия. Семейная психокоррекция – комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений подростка, а также на решение актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями. Мамайчук выделяет след. блоки психокоррекц. работы с подрст. и его семьей: 1) гностический – формирование у подр. и их родит. адекватного представления о своих личностных особенностях, своих переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания; 2) конструктивный – проектирование психокоррекц. процесса, отбор средств и методов коррекционных воздействий, с учетом индивидуально-психологич. особеннностей подр. и его родит.; 3) организационный – обучение подр. и его родит. умению объективно оценивать трудные для них жизненные ситуации, умению видеть их как бы со стороны, активизацию каждого участника психол. коррекции в процессе занятий; 4) коммуникативный – установление оптимальных взаимоотнош-й между всеми участниками коррекц. процесса, а также формиров. новых приемов и способов общения и поведения; 5) реконструктивный. Эффективность м.б. достигнута путем использования разнообразных стилей и форм работы с семьей – индивидуальная, групповая, работа с одним из членов семьи, директивные и недирективные способы воздействия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.88.132 (0.01 с.) |