Организация психолого-педагогической помощи детям с УО: направления, технологии, особенности коррекционного процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация психолого-педагогической помощи детям с УО: направления, технологии, особенности коррекционного процесса.



В современной России действует широкая сеть государственных специальных (коррекционных) учреждений для детей и подростков с нарушениями умственного развития. С учетом их возраста, степени УО им оказывается комплексная помощь, следующими специалистами: олигофренопедагогами, логопедами, специальными психологами, психоневрологами и др. врачами.

Главной целью специального обучения и воспитания умственно отсталого ребенка яв­ляется обеспечение максимально возможного уровня эмо­ционального, умственного, социального и физического развития, формирование его позитивных личностных ка­честв, подготовка к трудовой деятельности.

Для детей с УО существуют специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В этих учреждениях соблюдается щадящий, охранительный режим.

При организации коррекционного процесса с УО ребенком ориентируются на ЗБР. Для каждого создается индивидуальная программа развития, которая учитывает реальные достижения, имеющиеся у ребенка, и те важнейшие умения и навыки, которыми он может постепенно овладеть. Эти умения подразделяются на области: общая и мелкая моторика, самообслуживание и социальные навыки, развитие речи, восприятия и мышления.

Одно из первых мест в коррекции развития занимает выработка навыков общения, установления взаимоотношений в группах сверстников и с взрослыми людьми.

При преобладании повышенной аффективной возбудимости наиболее эффективными могут оказаться систематические занятия трудом и спортом, регулярные поручения, воздействие коллектива, обсуждающего поведение подростка (ребенка).

Виды деятельности специального психолога по оказанию психологической помощи в системе образования:

1. Дифференциальная психологическая диагностика, направленная на выявление психологической структуры нарушения, определение сохранных зон развития.

2. Разработка индивидуальной психокоррекционной программы, согласованной с учебным процессом, психологической структурой развития ребенка.

3. Оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка.

4. Формирование и реализация индивидуальной коррекционной программы, встроенной в целостный процесс психолого-медико-педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями; совместная с педагогом работа по развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы, коррекция поведенческих проблем.

5. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для ребенка с УО, параметров и формы оценки результатов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка, предложения по подбору и распределению детей в классе.

6. Консультирование и оказание помощи педагогу в организации и развитии взаимодействия между учениками в учебном процессе и за его пределами.

7. Обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих.

8. Обеспечение социально-психологических предпосылок эффективной интеграции детей и подростков в образовательную социокультурную среду на разных возрастных этапах развития ребенка.

 

 

18.1.История развития специального образования и специальной педагогики как системы научных знаний.

Развитие специального образования во все исторические периоды связано с социально-экономическим устройством страны, ценностными ориентациями государства и общества, уровнем развития дефектологической науки как интегративной области знания на стыке медицины, психологии и педагогики.

Каждый этап истории развития системы специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии.

Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов

В античном мире люди с ограниченными возможностями не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть.

Новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле принесло христианское вероучение. Оно внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание к таким людям.

При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — IV в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу люди с ограниченными возможностями.

ХII в. появление в Европе первых светских приютов, предназначенных для слепых. Создание по инициативе монархов благотворительных учреждений оценивается как прецедент осознания государством необходимости помощи инвалидам, как свидетель изменения отношения к ним.

Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям

Кардинальное изменение отношения государства к лицам с умственными и физическими недостатками произошли во второй половине ХУIII в. Во многом благодаря урбанизации наряду с монастырскими появляются светские приюты, убежища, больницы, госпитали, школы. Возникновение в западноевропейских странах первых школ для глухих и слепых.

В России открытие первых специальных школ для глухих и слепых детей (начало ХIХ в.). Первое специальное учебно-воспитательное учреждение в России (опытное училище для 12 глухонемых) было открыто 14 октября 1806г. в г. Павловске. Первая школа для слепых учреждена по инициативе Александра I в 1807 г. В. Гаюи.

В отличие от Западной Европы в России не сложились все необходимые социокультурные предпосылки для осознания возможности и целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями, но при этом была заимствована модель организации их обучения и создан прецедент открытия в столице специальных школ.

Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы специального образования

Началом периода можно считать открытие первых учебных заведений для глухих и для слепых, завершением — дату принятия в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Третий период эволюции характеризуется кардинальным изменением отношения к аномальным детям, что обусловлено становлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц выраженными отклонениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения.

В России. Начало периода знаменуется открытием первых школ для глухонемых (1806) и слепых (1807). В России, как и в Европе, развиваются три основных направления помощи детям с отклонениями в развитии: христианско-благотворительное (организационные формы — приют, богадельня, дом призрения), лечебно - педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий) и педагогическое (школа, детский сад, колония).

Концом третьего периода в России можно считать 1926—1927 гг. — время законодательного оформления системы специального образования для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых, умственно отсталых.

Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования

Начало четвертого периода в каждой стране определяется временем принятияи вступления в действие Закона о всеобщем обязательном начальном бесплатном образовании и следующих за ним актов об обязательном обучении детей с отклонениями в развитии.

В России. Введя всеобщее образование и столкнувшись на практике с большим числом неуспевающих детей, государство обязало наркомпросы союзных республик организовать в крупных городах, в первую очередь в Москве, Ленинграде, Харькове и Киеве, в 1935/36 уч. г. специальные школы с особым режимом для дефективных детей и тех учащихся, которые систематически нарушают школьную дисциплину, дезорганизуют учебную работу и отрицательно влияют своим антиобщественным поведением на остальных учащихся.

В СССР этот этап характеризуется развитием классификации детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, число видов специальных школ возрастает до 8, число типов специального обучения достигает 15. Создаются дошкольные и постшкольные специальные образовательные учреждения. Открываются специальные группы для лиц с нарушением слуха в техникумах и вузах.

Отечественная научная школа дефектологии разрабатывает методологические, теоретические и методические основы специального обучения.

Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции

Вначале 70-х гг. европейцами впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, но и их право на самоопределение.

Началом пятого периода считается время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании.

Итак, система специального образования является институтом государства, который возникает и развивается как особая форма реализации его ценностных ориентаций и культурных норм общества, вследствие чего каждый этап развития национальных систем специального образования соотносится с определенным периодом в эволюции отношения государства к лицам с отклонениями в развитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.240.205 (0.008 с.)