Особенности развития эвс и личности ребенка с УО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития эвс и личности ребенка с УО



Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга реб., нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко - в мыслительных процессах.

Дети с УО различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями УО (дебильность) - уровень интеллектуального развития (iq) составляет 50 - 70 условных единиц. Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) - уровень от 20 до 50 условных единиц. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (iq 20 - 34), овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Дети с глубокой умственной отсталостью (идиотия) в большинстве своем, пожизненно содержатся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях.

Особенностью ЭВС детей с УО является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем, они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Эмоции детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. Все аспекты личностной сферы формируются у УО дошк. замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Уровень притязаний завышен. Самооценка неадекватная, завышенная. Отмечается недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неуме-ние действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями, внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями, слабость социальных личностных мотивов, неумение владеть своим поведением. Все эти характеристики говорят о незрелости ЭВС и личности детей с УО.

4.3.Особенности психологического консультирования на разных возрастных этапах и при разных вариантах дизонтогенеза.

На каждом возрастном этапе дети имеют свои специфич. особенности развития и в связи с этим возникают различные вопросы, по кот-ым проводится консультационная работа.

Дошкольный возраст (3-6 лет) – в этот период складывается личность, самосознание реб., формируются псих. функции, память и мышление, формируются игра, общение, самооценка, регуляция поведения. Важная особенность этого возраста в том что неблагоприятные характеристики ребенка носят скрытый характер. Чаще всего родители жалуются на непослушание, упрямство, невнимательность, лживость и т.п.

Самостоятельность ребенка в этом возрасте сочетается с недостаточностью его опыта, что приводит к неадекватному поведению, пресекаемому родителями. Особые проблемы возникают при формировании характера, в частности его акцентуации, требуется индивидуальный подход в воспитании, если требуется с помощью психолога.

Если ребенок не посещает детские учреждения возникает проблема: дефицит общения ребенка со сверстниками, частые контакты со взрослыми препятствуют формированию коммуникативных навыков, самостоятельности и инициативности в общении. Но и посещение детского сада может привести к нарушениям в сфере общения со сверстниками в результате сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми, последствия – стойко негативное отношение к общению, тревожность, пассивность, конфликтность, агрессивность и т. д.

Дети с ослабленным нервно-псих. здоровьем особенно трудны в плане воспитания.

Захаров выделяет варианты нервно-псих. отклонений у детей в дошк. возрасте: 1) резидуальная церебральная органическая недостаточность – повышенная возбудимость, бесцеремонность и т. п.; 2) психопатия – расторможенность, агрессивность, отсутствие чувства вины или стыда, некритичны; 3) патохарактерологическое развитие – нарушение формирования характера и личности связанные с неправильным воспитанием; 4) невропатия – врожденная нервность при благоприятных условиях воспитания, с возрастом уменьшается (утомляемость, беспокойство, непереносимость шума, света, нарушения сна, головные боли, энурез, тики, заикание); 5) неврозы: 1) при невростении – конфликт между возможностями и потребностями 2) при неврозах страха – неспособность защитить себя. 3) при неврозах навязчивых состояниях – это моральный конфликт каких-либо чувств (любовь к отцу бьющему мать).

В данный период психолог консультирует род. по вопросам адаптации к детскому учреждению, коллективу.

Младший школьный возраст:

Бурленская выделяет переход к младшему школьному возрасту как особый критический этап развития ребенка. Подготовка к школьной жизни начинает реально менять внутреннюю и внешнюю соц позицию ребенка еще до посещения школы. Основным показателем адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с окружающими, овладению навыками учебной деятельности. Важно во время прейти на помощь к ребенку иначе это может привести к стойкому нарушению эмоционального состояния.

Нарушения поведения: 1) гиперактивная – ребенок постоянно в движении, яркая мимика, быстрая речь, действует не задумываясь о последствиях, легко переносит наказания, ссорится и тут же мирится, что обусловлено недостаточным формированием самоконтроля; 2) демонстративная – осознанное нарушение принятых норм и правил поведения; 3) протестная – ребенок не хочет что либо делать только потому что его об этом попросили, он упрям, строптив – протестует против навязываемого ему образа жизни и правил поведения; 4) агрессивное поведение – причины: нехватка внимания со стороны взрослых, желание отыграться за свои обиды; 5) инфантильное поведение – неспособен самостоятельно принять решение, довести дело до конца, требует постоянной опеки; 6) конформное – полностью подчиняются требованиям других людей, сверхдисциплинированы. Причины – лишены свободы выбора, самостоятельности и т.д.; 7) симптоматическое – ребенок своим поведением пытается сообщить о своем псих дискомфорте, если родители не понимают или игнорируют его переживания, то его конфликты переходят на физиологический уровень (тики, энурез).

Наиболее частые жалобы родителей:1) плохая успеваемость, память, невнимательность, заниженность самооценки, нежелание учиться 2) медлительность, утомляемость, агрессивность, лживость и т.д. 3) не общительность, конфликтность и т.д. 4) просьбы определить уровень посильной нагрузки (спорт, музыка и т.д.).

Правила консультирования: 1) конкретизация запроса; 2) принимать участие должны все члены семьи; 3) совместно с родителями определить пути преодоления проблемы.

Иногда возникает необходимость обращения и к другим специалистам.

Подростковый возраст:

Соц дезадаптация – проявляются в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, т.е. в нарушении проц соц развития.

Как правило «трудные дети» воспитываются в неблагоприятных семейных условиях.

Нарушения в формировании самосознания у подростков: 1) специфика притязаний – важен внешний вид, отдельные части тела им кажутся несовершенными и это заметно окружающим; 2) специфика прав и обязанностей – активно отстаивают свои права, но часто испытывают страх при их использовании; 3) псих время – стремление скорее вырасти приобрести свободу или наоборот страх взросления; 4) половая идентификация – представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, при неблагоприятном влиянии окружения может возникнуть искаженное формирование личности.

Ковалев выделяет патологические личностные реакции: 1) характерологические реакции – это ситуативное изменение поведения в определенной микросреде и не ведущее к соц дезадаптации; 2) патохарактерологические реакции – это отклонение поведения ведущее к соц дезадаптации и сопровождающееся невротическими расстройствами; 3) аддективное поведение – (пагубная привычка) токсикомания, алкоголизм на том этапе когда еще не сформировалась физическая зависимость. Для того чтобы помочь такому подростку психолог должен понять, в чем суть неблагополучия. Причины формирования аддективного поведения: наследственная, большая частота перенесенных инфекций, частые неврозы страхи в детстве; 4) девиантное поведение – поведение отклоняющееся от нормы как в положительную так и в отрицательную стороны. Может быть аморальное – чел-к совершает поступки противоречащие нормам морали, противоправное или деликвентное – поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, преступное или криминальное; 5) эмансипация – это желание уйти от зависимости взрослых. Проблема эмансипации подростка: подросток не хочет зависеть от взрослых, психолог должен довести до его сознания понятие взрослости, юноша должен учитывать свои потребности, чтобы стать взрослым, нужны ЗУН. Целиком быть независимым невозможно – это нормально.

Также в данный период психолог консультирует подростков по вопросам профориентации.

При различных вариантах дизонтогенеза консультирование должно учитывать психологич. особенности реб., вид наруш. и опираться на сохранные функции. Также при различных вариантах дизонтогенеза разными будут и вопросы психоконсультирования родителей и их детей.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 686; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.008 с.)