Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития эвс и личности ребенка с УОСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга реб., нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко - в мыслительных процессах. Дети с УО различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями УО (дебильность) - уровень интеллектуального развития (iq) составляет 50 - 70 условных единиц. Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) - уровень от 20 до 50 условных единиц. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (iq 20 - 34), овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Дети с глубокой умственной отсталостью (идиотия) в большинстве своем, пожизненно содержатся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Особенностью ЭВС детей с УО является недоразвитие более сложных и дифференцированных эмоций, наиболее поздно развивающихся в постнатальном онтогенезе. В своих эмоциональных переживаниях, так же как и в мыслительной деятельности, дети не могут отделить главное от второстепенного, в связи с чем, они могут давать бурные эмоциональные реакции по ничтожным поводам и слабо реагировать на серьезные жизненные события. Актуальными для них являются лишь непосредственные переживания, они не могут оценить возможные последствия тех или иных поступков, событий, как и в мышлении характерна тугоподвижность, слабая переключаемость, инертность и стереотипность эмоций. Эмоции детей обычно не развиты, часто наблюдается неадекватность эмоциональных реакций, неспособность подавлять свои непосредственные влечения. Все аспекты личностной сферы формируются у УО дошк. замедленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Уровень притязаний завышен. Самооценка неадекватная, завышенная. Отмечается недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, неуме-ние действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями, внушаемость, некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания и советы с собственными интересами и склонностями, слабость социальных личностных мотивов, неумение владеть своим поведением. Все эти характеристики говорят о незрелости ЭВС и личности детей с УО. 4.3.Особенности психологического консультирования на разных возрастных этапах и при разных вариантах дизонтогенеза. На каждом возрастном этапе дети имеют свои специфич. особенности развития и в связи с этим возникают различные вопросы, по кот-ым проводится консультационная работа. Дошкольный возраст (3-6 лет) – в этот период складывается личность, самосознание реб., формируются псих. функции, память и мышление, формируются игра, общение, самооценка, регуляция поведения. Важная особенность этого возраста в том что неблагоприятные характеристики ребенка носят скрытый характер. Чаще всего родители жалуются на непослушание, упрямство, невнимательность, лживость и т.п. Самостоятельность ребенка в этом возрасте сочетается с недостаточностью его опыта, что приводит к неадекватному поведению, пресекаемому родителями. Особые проблемы возникают при формировании характера, в частности его акцентуации, требуется индивидуальный подход в воспитании, если требуется с помощью психолога. Если ребенок не посещает детские учреждения возникает проблема: дефицит общения ребенка со сверстниками, частые контакты со взрослыми препятствуют формированию коммуникативных навыков, самостоятельности и инициативности в общении. Но и посещение детского сада может привести к нарушениям в сфере общения со сверстниками в результате сложившихся неблагоприятных взаимоотношений с детьми, последствия – стойко негативное отношение к общению, тревожность, пассивность, конфликтность, агрессивность и т. д. Дети с ослабленным нервно-псих. здоровьем особенно трудны в плане воспитания. Захаров выделяет варианты нервно-псих. отклонений у детей в дошк. возрасте: 1) резидуальная церебральная органическая недостаточность – повышенная возбудимость, бесцеремонность и т. п.; 2) психопатия – расторможенность, агрессивность, отсутствие чувства вины или стыда, некритичны; 3) патохарактерологическое развитие – нарушение формирования характера и личности связанные с неправильным воспитанием; 4) невропатия – врожденная нервность при благоприятных условиях воспитания, с возрастом уменьшается (утомляемость, беспокойство, непереносимость шума, света, нарушения сна, головные боли, энурез, тики, заикание); 5) неврозы: 1) при невростении – конфликт между возможностями и потребностями 2) при неврозах страха – неспособность защитить себя. 3) при неврозах навязчивых состояниях – это моральный конфликт каких-либо чувств (любовь к отцу бьющему мать). В данный период психолог консультирует род. по вопросам адаптации к детскому учреждению, коллективу. Младший школьный возраст: Бурленская выделяет переход к младшему школьному возрасту как особый критический этап развития ребенка. Подготовка к школьной жизни начинает реально менять внутреннюю и внешнюю соц позицию ребенка еще до посещения школы. Основным показателем адаптации ребенка к школе является формирование адекватного поведения, установление контактов с окружающими, овладению навыками учебной деятельности. Важно во время прейти на помощь к ребенку иначе это может привести к стойкому нарушению эмоционального состояния. Нарушения поведения: 1) гиперактивная – ребенок постоянно в движении, яркая мимика, быстрая речь, действует не задумываясь о последствиях, легко переносит наказания, ссорится и тут же мирится, что обусловлено недостаточным формированием самоконтроля; 2) демонстративная – осознанное нарушение принятых норм и правил поведения; 3) протестная – ребенок не хочет что либо делать только потому что его об этом попросили, он упрям, строптив – протестует против навязываемого ему образа жизни и правил поведения; 4) агрессивное поведение – причины: нехватка внимания со стороны взрослых, желание отыграться за свои обиды; 5) инфантильное поведение – неспособен самостоятельно принять решение, довести дело до конца, требует постоянной опеки; 6) конформное – полностью подчиняются требованиям других людей, сверхдисциплинированы. Причины – лишены свободы выбора, самостоятельности и т.д.; 7) симптоматическое – ребенок своим поведением пытается сообщить о своем псих дискомфорте, если родители не понимают или игнорируют его переживания, то его конфликты переходят на физиологический уровень (тики, энурез). Наиболее частые жалобы родителей:1) плохая успеваемость, память, невнимательность, заниженность самооценки, нежелание учиться 2) медлительность, утомляемость, агрессивность, лживость и т.д. 3) не общительность, конфликтность и т.д. 4) просьбы определить уровень посильной нагрузки (спорт, музыка и т.д.). Правила консультирования: 1) конкретизация запроса; 2) принимать участие должны все члены семьи; 3) совместно с родителями определить пути преодоления проблемы. Иногда возникает необходимость обращения и к другим специалистам. Подростковый возраст: Соц дезадаптация – проявляются в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения, т.е. в нарушении проц соц развития. Как правило «трудные дети» воспитываются в неблагоприятных семейных условиях. Нарушения в формировании самосознания у подростков: 1) специфика притязаний – важен внешний вид, отдельные части тела им кажутся несовершенными и это заметно окружающим; 2) специфика прав и обязанностей – активно отстаивают свои права, но часто испытывают страх при их использовании; 3) псих время – стремление скорее вырасти приобрести свободу или наоборот страх взросления; 4) половая идентификация – представление о себе с точки зрения своего сексуального поведения, при неблагоприятном влиянии окружения может возникнуть искаженное формирование личности. Ковалев выделяет патологические личностные реакции: 1) характерологические реакции – это ситуативное изменение поведения в определенной микросреде и не ведущее к соц дезадаптации; 2) патохарактерологические реакции – это отклонение поведения ведущее к соц дезадаптации и сопровождающееся невротическими расстройствами; 3) аддективное поведение – (пагубная привычка) токсикомания, алкоголизм на том этапе когда еще не сформировалась физическая зависимость. Для того чтобы помочь такому подростку психолог должен понять, в чем суть неблагополучия. Причины формирования аддективного поведения: наследственная, большая частота перенесенных инфекций, частые неврозы страхи в детстве; 4) девиантное поведение – поведение отклоняющееся от нормы как в положительную так и в отрицательную стороны. Может быть аморальное – чел-к совершает поступки противоречащие нормам морали, противоправное или деликвентное – поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, преступное или криминальное; 5) эмансипация – это желание уйти от зависимости взрослых. Проблема эмансипации подростка: подросток не хочет зависеть от взрослых, психолог должен довести до его сознания понятие взрослости, юноша должен учитывать свои потребности, чтобы стать взрослым, нужны ЗУН. Целиком быть независимым невозможно – это нормально. Также в данный период психолог консультирует подростков по вопросам профориентации. При различных вариантах дизонтогенеза консультирование должно учитывать психологич. особенности реб., вид наруш. и опираться на сохранные функции. Также при различных вариантах дизонтогенеза разными будут и вопросы психоконсультирования родителей и их детей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.011 с.) |