Дисгармоничный вид психич. Развития. Этиология и классификация психопатий, особенности эвс и личностного разв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дисгармоничный вид психич. Развития. Этиология и классификация психопатий, особенности эвс и личностного разв



Дисгармоничный вид психич. развития. Этиология и классификация психопатий, особенности ЭВС и личностного разв

Показательной моделью дисгармонического психич. развития являются психопатии и патологическое развитие личности - аномалии психического развития, в основе которого лежит нарушение ЭВС. Психопатии представляют собой стойкий дисгармонический склад психики. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении первичных условий. Начало учения о психопатиях относится к 80-90 гг. 19 в. и связано с именами Бехтерева, Коха, Корсакова. Дальнейшее развитие учения о психопатиях велись в работах Сухаревой, Ганнушкина, Леонгарда, Личко. В МКБ-10 данные нарушения представлены в «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения», начинающиеся в детском возраста. (F90-F98). Выделяют 3 признака психопатии: 1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности чел-ка; 2) относительная стабильность во времени, малая подверженность изменениям на протяжении жизни чел-ка; 3) социальная дезадаптация чел-ка.

В настоящее вр. по происхождению можно выделить след. виды психопатий: 1) ядерные или конституциональные - наследственная предрасположенность в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. «Истинные» психопатии проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного темперамента» и др. ЭВ наруш-й. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирующей специфической реакции чел-ка на внешние воздействия соответственно формируются разные формы психопатий. Возбудимые - характерна высокая возбудимость с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством, педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окруж., поведенческий ролевой репертуар скуден. Неустойчивые - характерна повышенная эмоц. неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности, чувства достигая большой интенсивности склонны к быстрому угасанию, обладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической оценке событий, основанной на эмоциях. Астенические (тормозимые) - характерна повышенная утомляемость и истощаемость, общая вялость, впечатлительны, ранимая, нерешительны, мнительны, обидчивы, в обещнии уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции, испытывают большой дискомфорт при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу. Психостенические - сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самообвинению, постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятого решения, склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений. Шизоидные - патологическая замкнутость, слабость эмоц. привязанностей, вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения, в формальном общении более продуктивны следуют предписанной роли. Мозаичные - представляют собой сочетание нескольких типов. Эпилептоидные - стойкие характериологические особенности в виде склонности к немотивированным колебаниям настроения, малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению, резким аффективным вспышкам, темп и ритм движений замедлены и соответствуют внутреннему напряжению.

2) Краевые или приобретенные - возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера (неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоцион. потрясения).

3) Органические - возникают как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до 3 лет различных неблагоприят. факторов (тяжелые токсикозы, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощаемые соматические заболевания и т.п.). Составляют до 30% от общего числа психопатий.

 

Психотерапия, ее виды и модели. Использование психотерапевтических техник в деят-ти спец. психолога.

Психотерапия - организованная психологическая помощь клиенту, направленная на решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе конфликтов. ПТ тесно связана с психогигиеной и психопрофилактикой. Наиболее эффективным средством воздействия является живое слово. ПТ может осуществляться при непосредственном контакте или опосредованно (с помощью СМИ, картины и т.д.).

В ПТ выделяют следующие виды:

- по характеру воздействия: прямая, косвенная;

- по этиополигенетическому признаку: каузуальная, симптоматическая;

- по цели воздействия: сидативная, активирующая, амнезирующая;

- по участию клиента: мобилизирующая, волевая, пассивная;

- по воздействию психотерапевта: авторитарная, разъяснительная, обучающая, тренирующая;

- по источнику воздействия: аутогенная, гетерогенная;

- по тактике психотерапевта: выборочная, комбинированная, комплексная;

- по числу участников: индивидуальная, коллективная, подгрупповая, групповая.

Выделяют 2 модели психотерапии: медицинскую и психологическую. Медицинская псих-я исходит из научных представлений о природе и сущности здоровья и болезни, направлена на ликвидацию симптома (болезни) и возврат к норме индивидуального и социального функционирования.

Психологич. модель исходит из научных представлений о природе и сущности явлений, представленных в индивидуальном опыте, направлена на разрешение внутренних проблем, индивидуальное развитие, оптимизацию качества жизни, личностный рост.

Методы (техники) психотерапии: 1) гештальттерапия - направлена на самоактуализацию человека как личности, формирование целостности его существования и реализацию потенциальных возможностей, обычно применяют групповые сессии; 2) аверсивная (бихевиоральная) терапия - группа психотерапевтических методов, основанных на выработке отвращения к чему-либо, применяется при девиантном поведении (агрессивность, алкоголизм, сексуальные отклонения); 3) телесно-ориентированная терапия - психологич. проблемы клиента рассматриваются в связи с особенностями функционирования их дела; 4) арттерапия – помогает установлению терапевтич. контакта, направлена на разрешение проблем внутреннего конфликта, помогает осознать доминирующие переживания и стоящие за ними потребности и проблемы (использ. в работе с подростками, с детьми с расстройствами психотического уровня – детская и подростк. шизофрения, аутизм, депрессия); 5) аутогенная тренировка – применима для работы с подростками (различные неврозы); 6) библиотерапия – может применяться в структуре практически всех подходов к психотерапии (в работе с детьми сказкотерапия – разрешение конфликтных ситуации, личностные проблемы); 7) внушение (суггестия): прямое и косвенное – у маленьких детей используется механизм импринтинга (запечатление), в работе с подростками использ. шоковое внушение (при неврозах), косвенное внушение при работе с детьми используют в качестве суггестора родителей, игры, куклы, лечебные процедуры и пр.; 8) самовнушение – используется при работе с детьми с повыш. тревожностью, обессивными расстройствами; 9) гипнотерапия – в работе с детьми использ. при психосоматических расстройствах, неврозах; 10) игровая психотерапия – использ. при психотерапии наруш. поведения, социальной адаптации у детей, различных психических расстройствах; 11) музыкотерапия – при наруш. поведения, неврозах, расстройствах ЭВС; 12) семейная психотерапия – при работе с родителями, имеющими детей с наруш. в развитии (отношения детей и родителей, межличностные отношения и т.д.).

 

 

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Закономерности и принципы обучения.

Образование - системы целенаправленной, широкой, общедоступной, социальной и педагогич. помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обученности и развитости в периоды жизни. Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей. Следовательно, образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи социокультурного направления, а именно: 1) образование представляет собой средство социализации человека и взаимосвязь между сменой поколений; 2) образование является сферой, в которой происходит общение и знакомство с всемирной культурой, наукой и техникой; 3) образование, несомненно, является способом эффективного развития личности и определения человека как индивида, значимой единицы общества; 4) образование в то же самое время выполняет функцию определения и формирования духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.

Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.

Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом: 1. Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи. 2. Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.

Специфика закономерностей обучения заключ-ся во взаимосвязях его целей, задач, содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами. Выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние. Внешние зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д. Внутренние связаны с целями, методами и формами обучения. Эти закономерности находят отражение в общих принципах обучения. Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению: 1) пр. природосообразности и научности; 2) пр. соответствия содержания, форм, методов и условий целям обучения; 3) пр. плановости, систематичности и последовательности; 4) пр. сознательности, интереса, активности и самостоятельности; 5) пр. доступности, наглядности и посильности; 6) пр. прочности; 7) пр. сочетания групповой и индивидуальной работы; 8) пр. связи обучения с воспитание, развитием и образованием.

 

Нарушения устной речи

фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи:

а) голосообразования

Дисфония (афония) - отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.

б) темпоритмической организации высказывания,

Брадилалия - патологически замедленный темп речи.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.

Заикание - нарушение темно-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

в) интонационно-мелодической,

г) звукопроизносительной организации.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Ринолалия - нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

2) Нарушения структурно - семантического (внутреннего) оформления высказывания:

а) Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

б) Афазия - полная или частная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.

Дисгармоничный вид психич. развития. Этиология и классификация психопатий, особенности ЭВС и личностного разв

Показательной моделью дисгармонического психич. развития являются психопатии и патологическое развитие личности - аномалии психического развития, в основе которого лежит нарушение ЭВС. Психопатии представляют собой стойкий дисгармонический склад психики. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких нарушений адаптации к социальной среде, склонности к декомпенсации при изменении первичных условий. Начало учения о психопатиях относится к 80-90 гг. 19 в. и связано с именами Бехтерева, Коха, Корсакова. Дальнейшее развитие учения о психопатиях велись в работах Сухаревой, Ганнушкина, Леонгарда, Личко. В МКБ-10 данные нарушения представлены в «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения», начинающиеся в детском возраста. (F90-F98). Выделяют 3 признака психопатии: 1) тотальность патологических черт, т.е. их одинаковое присутствие во всех сферах жизнедеятельности чел-ка; 2) относительная стабильность во времени, малая подверженность изменениям на протяжении жизни чел-ка; 3) социальная дезадаптация чел-ка.

В настоящее вр. по происхождению можно выделить след. виды психопатий: 1) ядерные или конституциональные - наследственная предрасположенность в виде неблагоприятного сочетания отдельных свойств нервной системы. «Истинные» психопатии проявляются уже в раннем детстве в виде «трудного темперамента» и др. ЭВ наруш-й. Уровень умственного развития при этом первично не страдает. В зависимости от формирующейся доминирующей специфической реакции чел-ка на внешние воздействия соответственно формируются разные формы психопатий. Возбудимые - характерна высокая возбудимость с выраженной экстравертированностью, подозрительностью, гневливостью, упрямством, педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окруж., поведенческий ролевой репертуар скуден. Неустойчивые - характерна повышенная эмоц. неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности, чувства достигая большой интенсивности склонны к быстрому угасанию, обладают повышенной внушаемостью, склонны к фантазированию и нереалистической оценке событий, основанной на эмоциях. Астенические (тормозимые) - характерна повышенная утомляемость и истощаемость, общая вялость, впечатлительны, ранимая, нерешительны, мнительны, обидчивы, в обещнии уступчивы, не стремятся к отстаиванию своей позиции, испытывают большой дискомфорт при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к новому коллективу. Психостенические - сочетание черт астенической личности с повышенной склонностью к самоанализу и самообвинению, постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятого решения, склонны к созданию различных ритуалов в поведении, боятся любых изменений. Шизоидные - патологическая замкнутость, слабость эмоц. привязанностей, вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения, в формальном общении более продуктивны следуют предписанной роли. Мозаичные - представляют собой сочетание нескольких типов. Эпилептоидные - стойкие характериологические особенности в виде склонности к немотивированным колебаниям настроения, малейшие неудачи приводят к возбуждению и раздражению, резким аффективным вспышкам, темп и ритм движений замедлены и соответствуют внутреннему напряжению.

2) Краевые или приобретенные - возникают под влиянием неблагоприятных факторов психологического и социального характера (неправильное воспитание, жестокость родителей, сильные эмоцион. потрясения).

3) Органические - возникают как следствие воздействия на организм ребенка в возрасте до 3 лет различных неблагоприят. факторов (тяжелые токсикозы, родовые травмы, мозговые инфекции, длительные истощаемые соматические заболевания и т.п.). Составляют до 30% от общего числа психопатий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.017 с.)