Трудовая деятельность и социальная адаптация лиц с наруш. слухом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудовая деятельность и социальная адаптация лиц с наруш. слухом.



«Специфика глухих при профессионально-трудовом обучении проявляется в: недостатке информации о структуре изучаемой деятельности; дефиците словесной информации, которая приводит к изменению двигательной активности; ограниченным представлениям о структуре труда, что вытесняет выпускников специальных школ в зону неквалифицированного труда» (А.П. Гозова). В современной сурдопедагогике исследование вопросов трудового и профессионального обучения ведется в нескольких направлениях. Во-первых, это – организация профориентационной работы в специальной школе для детей с нарушениями слуха (А.П. Гозова, О.Г. Гонца). Во-вторых, проводится изучение влияния общеобразовательной и профессиональной подготовки на процессы социально-трудовой адаптации (Г.Н. Пенин). В-третьих, определяются основные пути профессиональной подготовки лиц с нарушениями слуха (И.В. Цукерман, В.З. Базоев); создаются профессиональные учебные заведения нового типа для лиц с нарушениями слуха (Л.П. Корвякова, Л.Г. Васина). В-четвертых, ведется работа по адаптации лиц с нарушениями слуха к обучению в вузе (Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова).

Среди условий, способствующих социально-трудовой адаптации, выделяют такие как положительное отношение к труду, хорошие отношения с сотрудниками и руководством, моральное удовлетворение от выполняемой работы, достаточное материальное вознаграждение. К неблагоприятным факторам относят такие как отсутствие внимания и заботы со стороны вышестоящих работников, трудности в общении, неудовлетворенность заработной платой. Основной целью профориентационной работы с неслышащими учащимися является развитие у них активного отношения к себе, своим возможностям в связи с осознанием важности и необходимости самоопределения и активного отношения к ситуации выбора профессии, основанного на осознании своих желаний и возможностей.

Успешность социально-трудовой адаптации неслышащих людей во многом определяется отношением слышащих сотрудников, членов одного трудового коллектива. Социум еще недостаточно подготовлен к взаимодействию с людьми, имеющими те или иные нарушения. Недостаток информации о возможностях глухих людей – физических и психологических, неадекватные представления об их личностных особенностях, с одной стороны, увеличение темпов научно-технического прогресса, при которых нарушение слуха становится препятствием быстрого приема и переработки информации, с другой, – ведут к самоизоляции людей и препятствуют их социально-трудовой адаптации.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи: 1. Обеспечить каждому ребенку уровень образования и общего развития, достаточный для освоения профессий и специальностей, дать ему основы самостоятельного познания процессов, происходящих в обществе, природе, конкретной социальной группе. 2. Осуществить целесообразное профессиональное ориентирование и профессиональную подготовку по избранной специальности. 3. Ознакомить каждого школьника с нарушением слуха с системой гуманных человеческих отношений и включить его в эти отношения в процессе разнообразной деятельности, регулярного труда и правильно организованного общения. 4. Обеспечить каждому человеку с нарушением слуха условия для реализации своих возможностей в социально значимой и производительной трудовой деятельности.

Многие старшеклассники с нарушениями слуха имеют неустойчивые, ситуативные интересы к профессиональной деятельности; не могут выявить свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой профессией. Данный факт, по мнению педагогов и психологов, свидетельствует в пользу создания в школе базы для оказания учащимся помощи в выборе конкретного вида профессиональной деятельности. Помощь учащимся в правильном выборе профессии необходимо осуществлять по следующим направлениям: получение знаний о себе («образ Я»); о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности); соотношение знаний о себе и о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются необходимыми составляющими профессионального самоопределения, которые составляют важное условие социально-трудовой адаптации. Таким образом, содержание процесса подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности должно быть направлено на актуализацию внутренних психологических ресурсов личности.

Уровень и качество образования, получаемого глухими и слабослыш. в школе, в значит. мере определяет их последующую жизнь, в том числе и профессиональнее самоопределение. Професс. образование ведется с опорой на сформированную словесную речь глухого или слабослыш. ребенка с широким привлечением спец. техн. средств или на основе жестовой речи. В нашей стране перспективы получения проф. образования лицами с наруш. слухом зависят также от влияния ближайшего соц. окружения, мнения и ожидания семьи, школьных товарищей, а также от готовности системы профобразования к включению в образовательный поток неслышащих студентов.

 

Характеристика основных направлений психотерапии: психоанализ, поведенч. псих-я, гештальттерапия, когнитивная, трансперсональная псих-я.

Психоанализ - изучает бессознательное и его влияние на сознание и поведение чел-ка. Основатель З. Фрейд. Психоанализ как метод лечения неврозов предполагает доведение до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и состояний. Это достигается благодаря специфическому эмоц. контакту терапевта и пациента - «перенесению». Вытесненный конфликт вновь переживается клиентом, но в ослабленной форме, доступной для рационального анализа, все это обеспечивает катарсис. Приемы психоаналитической терапии включают анализ воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений.

Гештальттерапия - разновидность психотерапии, направленная на самоактуализацию чел-ка как личности, формирование целостности его существования и реализацию потенциальных возможностей. Терапевтические упражнения обеспечивают постепенное возрастание актуального (здесь и теперь) чувственно наполненного самосознания и развитие способности к ответственности за себя и свою жизнь.

Когнитивно-поведенчес. терапия - вид краткосрочного психотерапевтического воздействия, направленного на улучшение личностной и соц. адаптации клиента посредством осознания и коррекции неадаптивных мыслительных схем. Процесс КПТ предполагает использование вербальных, поведенческих и игровых процедур и строится след. образом: 1) обнаружение когнитивных искажений и дезорганизующих убеждений; 2) реконструкция глубинных смысловых структур на основе систематического анализа; 3) целенаправленное изменение дисфункциональных базовых посылок на более конструктивные в ходе поведенческого эксперимента во время сеанса и до. работ; 4) закрепление конструктивных поведенческих навыков, полученных в ходе КПТ.

Трансперсональная психотерапия - направление психотер., которая концентрируется на преодолении эмоц. трудностей, мешающих полноценному развитию индивида как психологического и духовного существа. Используются след. техники: медитация, йога. Личный опыт психотерапевта является необходимым условием для эмпатической и компетентной терапии. Придается большое значение трансцендентному опыту, способствующему исцелению.

 

 

Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Закономерности и принципы обучения.

Образование - системы целенаправленной, широкой, общедоступной, социальной и педагогич. помощи государства и общества всем гражданам в обретении и повышении ими своей образованности на основе научного просвещения с одновременным повышением воспитанности, обученности и развитости в периоды жизни. Согласно последним государственным документам, понятие «образование» отождествляется с определением воспитания в широком смысле слова и является процессом передачи знаний, накопленных поколениями, опыта и культурных ценностей. Следовательно, образование можно рассматривать как явление общественное, которое в то же самое время решает и задачи социокультурного направления, а именно: 1) образование представляет собой средство социализации человека и взаимосвязь между сменой поколений; 2) образование является сферой, в которой происходит общение и знакомство с всемирной культурой, наукой и техникой; 3) образование, несомненно, является способом эффективного развития личности и определения человека как индивида, значимой единицы общества; 4) образование в то же самое время выполняет функцию определения и формирования духовности в человеке и его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов.

Образование как система представляет собой совокупность учреждений разного типа и уровня. Образование (дошкольное, школьное, дополнительное, среднее специальное, высшее и послевузовское), являясь процессом, показывает структуру и особенность развития в целом всей системы образования.

Следовательно, весь процесс образования можно представить в качестве двух составляющих: обучение и воспитание. В свою очередь и обучение, и воспитание представляют собой определенный законченный и сформированный процесс.

Суть данных процессов обучения и воспитания можно представить следующим образом: 1. Под обучением понимается приобретение знаний, умений и навыков через различные приемы и уровни творческого восприятия и практической деятельности, культурные и морально-этические идеи. 2. Воспитание в данном случае представляет собой процесс зарождения и становления различных отношений, например таких как этические, эстетические, моральные, социальные и т. д., а также различных степеней поведения, убеждения, привычек и чувств.

Специфика закономерностей обучения заключ-ся во взаимосвязях его целей, задач, содержания, организации, способов, условий с достигаемыми педагогическими результатами. Выделяют два вида закономерностей обучения: внешние и внутренние. Внешние зависят от социальных процессов, политической ситуации, уровня культуры в обществе и т. д. Внутренние связаны с целями, методами и формами обучения. Эти закономерности находят отражение в общих принципах обучения. Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению: 1) пр. природосообразности и научности; 2) пр. соответствия содержания, форм, методов и условий целям обучения; 3) пр. плановости, систематичности и последовательности; 4) пр. сознательности, интереса, активности и самостоятельности; 5) пр. доступности, наглядности и посильности; 6) пр. прочности; 7) пр. сочетания групповой и индивидуальной работы; 8) пр. связи обучения с воспитание, развитием и образованием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.12.101 (0.007 с.)