Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И лекарственного обеспечения населенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
6. Этика формирования и защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Этика справедливости и определение политики в области лекарственного обеспечения. Лекарственная безопасность. Вопрос 1. Основные проблемы и разделы биофармацевтической этики. Биофармацевтическая этика (БФЭ) – этико-прикладная дисциплина, предметом которой выступает нравственное отношение общества в целом и профессионалов – фармацевтических работников в особенности – к Человеку, его жизни и здоровью в процессе создания, клинических испытаний, производства, регистрации, доведении до потребителя и использования лекарственных препаратов, других фармацевтических товаров, а также фармацевтических научно-консультативных услуг. Основные проблемы и разделы биофармацевтической этики: l Этические проблемы процессов медикализации и медикаментализации общества l Биоэтика создания, производства и клинических испытаний ЛС l Этика дистрибьюции и конкуренции ЛС l Этика оказания фармацевтической помощи l Этика отношений фармацевтических и медицинских работников и пациентов l Этика формирования и защиты прав потребителей фармацевтической помощи l Этика справедливости и определение политики в области лекарственного обеспечения Вопрос 2. Этические проблемы процессов медикализации и медикаментализации общества
Медикализация – жизненные проблемы человека получают научное медицинское описание и воспринимаются как болезнь. Медикаментализация – прием лекарств трактуется как лечение. Этические проблемы: - цель фармацевтической деятельности – прибыль фармацевтических компаний или здоровье людей?! - этические проблемы формирования запросов и стимулирования сбыта ЛС и других аптечных товаров; - проблема этичной рекламы и других технологий влияющих на потребительское поведение;
В последние десятилетия на мировом фармацевтическом рынке проявились негативные тенденции, вызывающие большую озабоченность специалистов и всего гражданского общества. Наиболее тревожной является недостаточная и недостоверная характеристика эффективности, безопасности и экономической целесообразности продвигаемых на фармацевтические рынки аптечных товаров и в первую очередь ЛС. Было выявлено, что из многих тысяч циркулирующих на мировом фармацевтическом рынке ЛС и среди зарегистрированных в РФ 18 тыс. ЛС более 85% не соответствует современным требованиям. Это подтверждается данными, аккумулированными в Кокрановской библиотеке; исследованиями, проведенными под эгидой Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ; материалами исследований, выполненных под руководством президента Российского национального конгресса «Человек и лекарство» А.Г Чучалина, опубликованными в IV, V и VI выпусках Федерального руководства по использованию ЛС (формулярная система). В этом руководстве по использованию ЛС сделана попытка проведения группировки лекарств по степени доказанности эффективности и характеристике безопасности ЛС: • к категории А авторы относят лекарства, эффективность и безопасность которых доказана в результате сравнительных рандомизированных многоцентровых исследований с математической обработкой полученных результатов; • к категории В относят лекарства, охарактеризованные в рандомизированных контролируемых исследованиях, в заключающей части которых количество больных недостаточно для расчета достоверности полученных результатов; • к категории С относят лекарства, данные о которых получены в исследованиях, проводимых, как контролируемые, но не рандомизированных; • авторы используют и категорию О, когда их рекомендации основаны на дискуссии экспертов, в результате которой был достигнут консенсус. С нашей точки зрения, категория доказанности О явно недостаточна. Вместе с тем, по-видимому, было бы целесообразно использовать категорию Н (Ы$1огу) для ЛС, прошедших исторический отбор. Анализ IV выпуска Федерального руководства по использованию ЛС показал, что только 12,4% описанных в нем лекарств соответствуют категории А, 5,9% - категории В, 2,9% - категории С. Таким образом, только 21,2% ЛС, или 198 наименований, включенных в это Руководство, охарактеризованы по эффективности. Погоня за прибылью, достигаемой любой ценой с использованием разнообразных приемов манипулирования восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением потребителей, является неприемлемой в сфере здравоохранения, в том числе лекарственного обеспечения. Стремясь получить максимальную прибыль, бизнесмены используют детально разработанную систему искусственного формирования запросов потребителей (система формирования спроса и стимулирования сбыта), не считаясь с реальными научно обоснованными целями и потребностями здравоохранения. Это свидетельствует о глобальном морально-нравствен ном кризисе общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов. Анализ ситуации позволил нам предложить пути и инструменты решения возникших проблем. Пожалуй, на первое место в нынешней ситуации следует поставить проблему морально-нравственных норм и правил в области фармацевтической деятельности. Безусловными приоритетами в фармацевтической деятельности должны быть человек и его запросы, не искусственно сформированные за счет манипулирования восприятием, психикой и потребительским поведением, а научно обоснованные потребности в эффективных, безопасных и экономически целесообразных фармацевтических товарах. Поэтому важно представить, как следует формировать основные морально-нравственные принципы и нормы и внедрять их в общественное сознание, общественное бытие и общественные отношения. Общественное сознание (мораль, религия, право, политическое сознание), общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе) формируются под влиянием общественного мнения, т.е. состояния массового сознания, определяющего отношения к событиям, отдельным лицам, группам т.п. Общественное мнение регулирует поведение отдельных лиц и групп, насаждает нормы общественных отношений. Общественное мнение формируется средствами массовой и профессиональной информации, телевидением, театром, кино и т.д. В этой связи задачами СМИ являются формирование у населения понимания значения фармацевтической помощи, воспитание глубокого уважения к труду фармацевта, из рук которого страждущие получают лекарства; проблемно-ориентированное обучение конкретных возрастно-половых групп населения эффективному и безопасному использованию фармацевтических товаров, особенно безрецептурных; управление этичной рекламой безрецептурных лекарств с учетом лекарственной политики Минздравсоцразвития России; внедрение норм саногенного поведения; разъяснение прав потребителей лекарств, способов их защиты и возможности СМИ для этого. Ускорение научно-технического прогресса во второй половине XX в. еще более ярко высветило проблемы морально-нравственных норм и правил использования достижений науки, в том числе биологии, медицины и фармации. Эти науки сегодня поистине контролируют все, начиная от планирования семьи, рождения ребенка, его развития, профилактики заболеваний и их лечения, коррекции качества жизни и до самой смерти. Поэтому решающее значение приобретает вопрос, в чьих руках находятся эти достижения, с какими целями они используются, все ли пациенты могут ими воспользоваться и т.д. Рассмотрим несколько конкретных примеров. В 1980-х годах ВОЗ выдвинула лозунг «к 2000 г. - здоровье для всех». И для этого были, казалось, все предпосылки, в том числе и в нашей стране. Отечественные принципы здравоохранения, рассмотренные в 1973 г. на Алма-Атинской конференции по первичной медицинской помощи, были одобрены и приняты к реализации 150 государствами мира. В СССР были достигнуты впечатляющие успехи в увеличении продолжительности жизни, улучшении показателей здоровья. Но в результате непродуманной «перестройки», «шоковой терапии» и тому подобных волюнтаристских действий Россия оказалась отброшенной назад. Вслед за ухудшением состояния российской экономики значительно ухудшилась комфортность душевного состояния населения. Около 70% россиян живут в состоянии хронического стресса. В результате увеличилась смертность и сократилась рождаемость. Миллионы бездомных, беженцев и беспризорных детей заполнили города. Распространились наркомания, токсикома-ния, алкоголизм, увлечение азартными играми (лудомания), По мнению демографов и организаторов здравоохранения, эти процессы могут привести к депопуляции, деформации структуры населения и к 2060 г., возможно, коренное население России сократится в 2 раза, а к 2020 г. половину его составят пенсионеры и инвалиды. Уменьшается доля младенцев, родившихся полностью здоровыми. Ныне она составляет всего 12%. Женщины практически не рожают без вспоможения при родах. Растет заболеваемость населения. Почему это происходит? Главная причина - это асаногенное поведение многих россиян, т.е. поведение, не способствующее здоровью, неосознание ценности собственного здоровья, а также ослабление воспитательной функции государства. Вместе с тем проводится все более интенсивная пропаганда спиртосодержащих напитков, например пива. С XIX в. известно, что потребление спиртосодержащих напитков - это причина появления так называемых "детей воскресного дня", т.е. недоразвитых или в чем-то ущербных младенцев. Прошло два века, но молодежь, даже студенты фармацевтических и медицинских вузов, до сих пор не осознает, какой вред наносят систематическое потребление алкогольных напитков, в том числе пива, и курение. Почитайте учебник фармакологии под редакцией Харкевича. Там четко написано, что систематическое употребление небольших доз алкоголя (пива) приводит к снижению умственных способностей, оглуплению, отупению и таким образом создает условия для манипулирования психикой, восприятием и поведением человека. Хотите, чтобы вами помыкали — пейте спиртосодержащие напитки каждый день! Хотите совершать непродуманные поступки, а попросту глупости - пейте и курите! Стоило бы задуматься, насколько морально, зная о вреде курения, разных форм токсикомании, каждодневного употребления алкоголя, будущему врачу или провизору пить и курить? Зачем учиться лечить, получать знания о профилактике заболеваний и в то же время дымить как паровоз? Всем памятны события 2001 г., когда в США были разосланы письма, содержащие какой-то белый порошок. В некоторых случаях это были споры сибирской язвы (антракса). 18 человек заразились и 5 умерли. Но в большинстве случаев белый порошок не содержал споры. Откуда же и почему пришла такая угроза? Оказывается, что в США с 1949 по 1963 г. проводились разработки биологического оружия (оно даже использовалось в Корее, Кубе и др.). Через несколько десятилетий материалы по этим разработкам были рассекречены, и в настоящее время, как сообщает газета «N6^ УогК "Птез* (цит. по газете «Медицинский вестник», 02.2002 г. № 4 (203). С. 14), они свободно продаются в основном по Интернету. За 15 долларов можно приобрести 57-страничный доклад о том, как создать фабрику по производству бактерий в порошкообразной форме, в том числе и сибирской язвы. Но почему эти «пособия для террористов» попали в широкий доступ? Почему наряду с действительными фактами биотеррора рассылались порошки, не содержащие угрозы заражения чем-либо? Независимые эксперты, в том числе и российские, считают, что это дело дельцов, попытавшихся создать ажиотажный спрос на антибиотики и таким образом увеличить свои барыши. А кому-то нужна такая ситуация, чтобы оправдать удары по мирному населению ряда стран, оказать давление на определенные государства и их правительства. Как тут не вспомнить, что проделывали «некоторые круги», проводя акты биовойны в Корее, на Кубе и других регионах? А вот хорошо известная ситуация: в Москве каждое лето в аэропорту Домодедово группы молодых людей обворовывают абитуриентов, приезжающих для сдачи экзаменов. Они завязывают знакомство с девушками, ожидающими выдачу авиабагажа, затем угощают их прохладительными напитками, в которые предварительно добавляют клофелин. Когда у девушек резко снижается давление и они теряют сознание, «любезные» молодые люди получают их авиабагаж и исчезают. Придя в себя, девушки уже не видят ни «любезных» молодых людей, ни багажа. Вот видите, отличный препарат оказался в руках аморальных элементов, инструментом для достижения преступных целей. Поэтому клофелин отпускают только по рецептам и налажен контроль за его использованием. Примеров подобного рода очень много. Во время зимней олимпиады в Сол т-Л ейк-Сити в 2002 г. выявлено немало случаев использования лекарств с неблаговидными целями. Оказалось, что имеется 11 тысяч лекарственных препаратов, которые спортивные воротилы используют для стимуляции спортсменов во имя рекордов, и, в конечном счете, для наживы, даже не считаясь с вредом, а иногда с риском смерти этих людей! Более того, некоторые эксперты считают, что соревнования в отдельных видах спорта — это соревнование высоких фармацевтических технологий. Что спасет Йохима Миллера, получившего 3 золотых медали, в крови которого обнаружен дарбэпоэтин, который не входит в указанный 11-тысячный перечень запрещенных лекарственных препаратов, но является аналогом эритропоэти-на, входящего в этот перечень? Центральной биоэтической проблемой фармации является цель фармацевтической деятельности. В настоящее время она определяется постулатами классического маркетинга. Поэтому рассмотрим модель системы фармацевтического маркетинга. Цель этой системы — получение прибыли за счет удовлетворения специально сформированных запросов покупателей с использованием манипулирования их восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением. Манипулирование восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением часто осуществляется с использованием неэтичной рекламы, путем создания ажиотажного спроса и с помощью других приемов. Например, несколько лет назад была инициирована кампания в СМИ, целью которой было внушить населению, что надвигается эпидемия гриппа и ОРВИ, хотя компетентные органы такой информацией не располагали. Население поддалось этой кампании и стало судорожно запасаться лекарствами. В итоге спрос резко увеличился, цены возросли, и в конце концов население выбросило свои запасы на помойку, обогатив дистрибьюторов и производителей лекарств от гриппа и ОРВИ. В качестве приемов «выжимания» прибыли с риском для здоровья пациентов можно привести немало примеров, связанных с умолчанием о возможных побочных эффектах приема лекарственных препаратов, запаздыванием объективной реакции на такие случаи, необъективной агрессивной рекламой и т.п. Так, передозировка парацетамола, наводнившего под сотнями фирменных названий весь мир (панадол и т.п.), вызывает тяжелые поражения печени и может привести к летальному исходу. Реклама же, адресованная в первую очередь родителям, активно внушает мысль о его «безвредности». Известно, что в США одно время детям при нарушении пищеварения и отрыжке широко назначался препарат Ргоnulsid. Лишь после 24 смертельных случаев среди детей в возрасте до шести лет РОА1 сняла его с продаж. Но эксперты считают, что на самом деле число летальных исходов превышает 300! Очень важно, что и прибыль зачастую направляется не на реинвестирование развития фармацевтического бизнеса, а на финансирование чего угодно, вплоть до игорного бизнеса и т.п. Возникает вопрос, насколько же этично в ситуации, когда не только потребитель, но и специалист не всегда могут определить, действительно ли то или иное лекарство (или БАД) эффективно и безопасно, навязывать эти товары, тем более манипулируя восприятием, сознанием, психикой человека и его потребительским поведением? Этот вопрос ныне озадачивает многих прогрессивных специалистов. Они поняли, что классический маркетинг в области фармации, медицины, во всем здравоохранении не этичен. По их мнению, он должен быть заменен на другую философию, другую доктрину. Были выдвинуты концепции социального маркетинга и директ (управляемого) маркетинга. Однако и в этом случае приоритетом по сути дела является прибыль. Вместе с тем еще в древности мыслители осуждали погоню за прибылью. Так, Хилон писал: «Предпочитай убыток позорной прибыли: первое огорчит один раз, второе будет огорчать всегда». Другой мыслитель древности Периандр считал, что «бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру».
3 вопрос. Биоэтика создания, воспроизводства и клинических испытаний ЛС Мировой и отечественный фармацевтические рынки в настоящее время бурно развиваются. Однако дженериковые ЛС доминируют и продолжат доминировать. Доля инновационных ЛС все еще остается небольшой: так, в 2011 г. она составит, например, на рынке России по прогнозам в среднем около 15%. Инновационные лекарства позволяют реально снижать расходы на лечение хронических заболеваний. Например, по данным США, годовая стоимость расходов на обслуживание пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, на 4 тыс. долл. ниже у пациентов, принимающих медикаментозную терапию, по сравнению с контрольной группой без медикаментозного лечения. Или другие цифры: вследствие использование инновационных продуктов количество койко-дней на 100 человек в год сократилось в США со 130 в 1980 г. до 57 в 2000 г. (всего на 56%). Хотя, в среднем, инновационные продукты стоят на 18 долл. дороже «старого» аналога, уже присутствующего на рынке, экономия от их использования составляет 129 долл., т.е. на 1 долл. прироста стоимости лекарства приходится около 7 долл. экономии совокупных расходов на лечение. Позиция фармацевтических фирм, которые производят уже зарегистрированные (инновационные) биологические ЛС, состоит в том, чтобы аналогичным биологическим ЛС после процедуры сокращенной регистрации (то есть на основании гораздо меньшего количества клинических исследований) не присваивалось такое же международное наименование (INN), как инновационному оригинальному препарату. Ассоциации и объединения таких производителей (VFA, EFPIA, BIO и др.) высказывают обеспокоенность тем, что такая практика может ввести в заблуждение врачей и пациентов относительно профиля безопасности инновационного препарата, так как все нежелательные явления регистрируются на международное название без разделения на препараты разных производителей. Они акцентируют внимание на том, что на качество и активность биологического лекарства влияет очень много факторов, включая детали производственного процесса, характеристики культуры клеток и др., информация о которых является закрытой и недоступна производителю аналогичного биопрепарата. Следовательно, аналогичный продукт фактически может значительно отличаться от оригинального, иметь различные параметры эффективности и безопасности. Позиция производителей биодженериков сводится к тому, чтобы сделать процедуру регистрации таких препаратов более простой по сравнению с оригинальными, как это сделано для дженериков, полученных не биотехнологическим путем. По их мнению, отказ от проведения части испытаний, требуемых для оригинальных препаратов, позволит им снизить цены на биодженерики и повысить их доступность для потребителей. В среднем, стоимость биодженериков на 30 процентов меньше стоимости оригинальных ЛС. Позиция государства по отношению к данной проблеме зависит от степени его участия в финансировании расходов на лекарственные средства. Так, для Евросоюза характерна высокая степень участия государства в финансировании расходов на лекарства за счет системы всеобщего медицинского страхования. Озабоченность Европейцев увеличивающимися затратами на здравоохранение и стремление снизить цены на биологические препараты (как самую дорогую группу) путем стимулирования выхода на рынок аналогичных препаратов и усиления конкуренции привела к тому, что в Евросоюзе активно стали внедрять процедуры регистрации аналогичных биологических препаратов. В отличие от Евросоюза в США, где большая часть расходов на лекарственные средства финансируется за счет средств частного страхования, законодательная база для регистрации биологических препаратов второй линии проходит фазу становления. В настоящее время в России зарегистрированы или регистрируются дженериковые версии основных биотехнологических лекарств, но процедуры, «облегчающей» их регистрацию, не предусмотрено. Государство является крупнейшим покупателем на отечественном рынке; за счет бюджетов разных уровней оплачиваются расходы госпитального сектора на лекарства, финансируются специальные программы, (например, по борьбе с туберкулезом, вакцинацией и т. д.); компенсируются расходы льготным категориям граждан в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения — ДЛО. Государство вынуждено искать возможности для сдерживания расходов, в том числе за счет стимулирования появления дженерических препаратов на рынке. Таким образом, можно предположить, что позиция государства по данному вопросу должна соответствовать позиции Евросоюза. Этому также должен способствовать и тот факт, что значительная часть отечественных фармпроизводителей специализируется на дженерических препаратах, и облегчение процедуры регистрации аналогичных биологических препаратов будет способствовать их производству на отечественных предприятиях. Таким образом, государство должно быть заинтересованно в разработке таких процедур регистрации биологических дженериков, которые при сведении риска негативных последствий, могли бы обеспечить их максимально быструю регистрацию. В то же время, нельзя исключать и давление на лиц, принимающих решение по вопросу регистрации аналогичных биологических препаратов, со стороны мировых производителей оригинальных биологических ЛС. По данным Роспрома, более 70% объема продаж лекарственный препаратов на российском фармацевтическом рынке приходится на импортные средства, и только около 5% готовых препаратов производится на основе отечественных субстанций. На фармацевтическом рынке России полностью отсутствуют отечественные антибиотики нового поколения, противотуберкулезные, онкологические и обезболивающие препараты, инсулин и многие другие лекарства. Такое положение вещей не только удручающе сказывается на здоровье сред не- и малообеспеченных слоев населения, ной, безусловно, ставит под угрозу само существование фармацевтической отрасли в России. Вышеизложенное позволяет сделать заключение, что интересы здравоохранения, в том числе клинической медицины, требую! активизации исследований по созданию инновационных ЛС. При решении этой проблемы наибольшую значимость в настоящее время приобретают исследования, направленные на создание лекарств на основе отобранных в эксперименте веществ. В связи с введением в действие нового законодательства о защите интеллектуальной собственности необычайно возросло значение защиты прав разработчиков новых лекарств, способов их изготовления, промышленных образцов и торговых марок, а также лекарственных технологий лечения и предупреждения заболевания. Поэтому деятельность по защите интеллектуальной собственности должна сопровождать все этапы процесса разработки лекарства и его использования; необходим постоянный мониторинг, связанный с охраной инновационной и интеллектуальной собственности. В условиях острой конкурентной борьбы вся деятельность в области разработки инновационных ЛС должна охраняться. Непременным условиям эффективной охраны интеллектуальной собственности является высокая морально-нравственная зрелость персонала. По-видимому, воспитание морально-нравственной позиции сотрудников должно основываться на корпоративных и профессиональных кодексах. Очень важно, чтобы они включали положения, обеспечивающие интересы коллективов (организаций), проводящих исследования в области разработки и испытания инновационных лекарств, потому что создание лекарства - чрезвычайно ресурсоемкий и длительный процесс. Исследования на различных этапах разработки лекарств и полученные в результате их данные по ряду причин не могут быть полно и объективно проверены. Это диктует повышенные требования к морально-нравственным характеристикам исследователей. Они не должны быть тенденциозными, поскольку это влечет увеличение вероятности ошибки наблюдателя и необоснованного перехода к следующему этапу выполнения проекта. Биоэтические позиции специалистов, занятых в цепи исследований и разработок по созданию лекарств и продвижению их на рынок, а также производству и доведению их до потребителя, т.е. в сфере обращения лекарств, являются решающим элементом в решении проблемы эффективной медицинской помощи, основанной на принципах доказательной терапии, доказательной фармакотерапии, фармацевтической бдительности и фармакоэкономики. В связи с этим биоэтические проблемы в сфере обращения лекарств рассматриваются более подробно в последующих разделах учебника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.244 (0.013 с.) |