Основные показатели доходов населения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные показатели доходов населения.



Оптимальным инструментом для измерения благосостояния общества являются доходы населения.

В самом широком аспекте в задачи изучения доходов населения входят:

  • измерение размеров и структуры доходов населения на разных стадиях воспроизводства ВВП (макроэкономический уровень);
  • характеристика потребительского поведения домашних хозяйств с точки зрения процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных домохозяйств или их групп (микроэкономический уровень);
  • измерение покупательной способности доходов населения в динамике и пространстве, а также оценка экономического расслоения и бедности.

Многообразие задач статистики доходов реализуется различными показателями, отличающимися методологией построения и информационной базой.

По данным баланса денежных доходов и расходов населения определяются объем, состав, источники формирования и основные направления использования денежных доходов. На его основе устанавливается та часть национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных средств.

Доходная часть баланса отражает денежные доходы населения, включая выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы (объем скрытой заработной платы).

Перечисленные показатели вычисляются в текущих ценах соответствующих лет и называются номинальными.

Уменьшив общие денежные доходы на суммы обязательных платежей и добровольных взносов, номинальные доходы преобразуются в располагаемые доходы, остающиеся в распоряжении населения.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

При этом объем товаров и услуг, который население может приобрести на полученные им доходы, во многом определяется уровнем цен. Поэтому показатели доходов пересчитываются в реальное выражение путем корректировки на индекс потребительских цен (Iп.ц). Таким образом, реальные характеристики получают как результат деления соответствующих показателей доходов населения на ИПЦ.

В статистических публикациях реальные размеры денежных доходов населения (а также начисленной заработной платы, назначенных пособий) приводятся не в абсолютном, а в относительном выражении (в индексной форме), т. е. путем деления индексов соответствующих показателей доходов на индекс потребительских цен за конкретный временной период (или умножением на индекс покупательной способности денег

Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода. Это номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательных платежей и взносов. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. они увеличились на 8,0%. Основными источниками доходов населения являются:
  • факторные доходы (доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
  • трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии и т. д.;
  • другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.
В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов. Обычно выделяют четыре основных принципа:
  • уравнительный;
  • рыночный (в соответствии с владением тем или иным фактором производства);
  • по накопленному имуществу;
  • привилегированное (перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества).
В реальной действительности эти принципы сочетаются, обусловливая характерную для данного общества дифференциацию распределения доходов. Степень неравенства доходов в обществе отражается при помощи ряда показателей. Коэффициенты дифференциации доходов населения устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения. Различают:
  • коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
  • децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.
Децильный коэффициент свыше 10 считается социально опасным. В Японии и США он составляет 7-8 раз. В странах западной Европы — около 5-6. В России в 2004 г. децильный коэффициент составил 15,01 (в 1995 г. он составлял 13,5). Показатели доходов на душу населения Кроме перечисленных в анализе уровня жизни применяются показатели доходов на душу населения. Ими широко пользуются для сравнительного анализа доходов населения по отдельным регионам, отраслям экономики, социальным группам. Среднедушевые денежные доходы вычисляются делением общей суммы денежных доходов населения за год на наличное население. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность и количество месяцев в периоде. При этом социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату. Средний размер назначенной месячной пенсии получается в результате деления общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров. Среднедушевые показатели доходов в реальном выражении обычно приводятся в процентах к предыдущему году, т. е. в индексной форме. Социальные нормативы При изучении уровня жизни определяющее значение отводят социальным нормативам и средним минимальным доходам населения. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др. По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного дохода. Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот. Валовой располагаемый доход включает сумму первичных доходов, полученных домашними хозяйствами-резидентами в связи с их непосредственным участием в процессе производства (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также сальдо полученных и переданных текущих трансфертов. Скорректированный располагаемый доход равен сумме располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме (стоимость бесплатных или по льготным ценам услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.).   125.Индексация доходов и сбережений населения.   Индексация денежных доходов населения - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить им потери, вызванные ростом потребительских цен на товары и услуги. Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни; компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления; индексация доходов населения - основная форма социальной защиты населения. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различают индексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) и ретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен - функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями. и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает). Основными принципами индексации денежных доходов населения пересмотре ставок налогообложения; - единство источников доходов и индексации; - гласность в проведении мер по индексации.   126.Общая характеристика государственных финансов.
   

Государственные и муниципальные финансы – совокупность денежных отношений, возникающих в процессе стоимостного распределения (ВОП) в связи с формированием и использованием государственных внебюджетных фондов, предназначенных для регулирования экономики, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны, государственного управления, обслуживание и погашение государственного долга и т.д.

Государственные и муниципальные финансы – центральное звено (сфера) финансовой системы страны и обеспечивают финансовую основу деятельности органов власти и органов МСУ.

Материальный источник государственных финансов – ВОП и НД, создаваемый в обществе за определенный период, в отдельных случаях – национальной богатство, ранее накопленные активы: государственная собственность, золотовалютные резервы, государственный ценные бумаги – долговые обязательства, уменьшающие национальное богатство страны.

Структура государственных финансов тесно связана с организацией государственного управления страны и прежде всего с уровнями управления:

– в федеративных государствах выделяют 3 уровня управления:

а) федеральный уровень (уровень федерального правительства);б) региональный уровень (уровень субъектов федерации);в) местный уровень (уровень муниципальных образований).

2. – в унитарных государствах выделяют 2 уровня:

а) центральный уровень (центральное правительство);б) местный уровень.

По содержанию государственные финансы включают в себя следующие элементы:

1. Федеральные финансы.2. Территориальные финансы.2.1. Финансы субъектов РФ

2.3. Местные финансы.

Бюджет – финансовая база самостоятельности органов власти, его денежный фонд, состоящий из доходов и расходов, обеспечивающих выполнение взятых на себя функций и обязательств.

Внебюджетные фонд - новое звено (90-ые гг.) – средства правительства и местных властей, идущие на финансирование целевых расходов, не включаемых в бюджет. Формируются за счет обязательных отчислений, целевых налогов и т.д. Государственный кредит – отношения, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Финансы организаций и предприятий- базовая система финансовой системы, т.к. создает НД.

Функционирование финансов государства сопровождается двумя тесно связанными процессами:

мобилизация финансовых ресурсов в распоряжении государства – государственные доходы (доходные операции); использование финансовых ресурсов на обеспечение государственных потребностей – расходные операции государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.012 с.)