ИНДЕКСЫ ЦЕН В СОЦ.-ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, СВОДНЫЕ, СРЕДНИЕ, АГРЕГАТНЫЕ; ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИНДЕКСЫ ЦЕН В СОЦ.-ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ, СВОДНЫЕ, СРЕДНИЕ, АГРЕГАТНЫЕ; ИНДЕКСЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН И ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТОВАРОВ И УСЛУГ.



Индексный метод является основным методом всестороннего статистического исследования цен. Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту).

Индекс цен - относительный показатель выраженный в коэффициентах или процентах, характеризующий изменение цен во времени или в пространстве. Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального (однотоварного) индекса цен:

где pi1 – цена на товар в текущем периоде, pi0 – цена на товар в базисном периоде. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней. Базисного периода времени (формула Ласпейреса):

где qi0 – объем продаж в базисном периоде, qi1 – объем продаж в текущем периоде.

Текущего периода времени (формула Пааше):

Доказано, что наилучший линейный индекс лежит между индексами, вычисленными по формулам Ласпейреса и Пааше. Зарубежные статистики пытались найти компромиссную формулу.

Формула Эджворта - Маршалла:

Наиболее удачным компромиссом многие экономисты считают «идеальный» индекс Фишера.

Он оценивает не только набор товаров базисного периода по ценам текущего, но и набор товаров текущего периода по ценам базисного. Применяется в случае трудностей с выбором весов или значительного изменения структуры весов.

Индексный метод широко применяется также для изучения динамики средних величин и выявления факторов, влияющих на динамику средних. С этой целью исчисляется система взаимосвязанных индексов: переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.

Индекс переменного состава представляет собой соотношение двух взвешенных средних величин с переменными весами, характеризующие изменение индексируемого показателя.

Индекс переменного состава для цены имеет следующий вид

 

 

Индекс фиксированного (постоянного) состава представляет собой отношение средних с одними и теми же весами. Для цены он может быть записан следующим образом:

Индекс постоянного состава учитывает изменение средних цен за счет уровня цен.

 

 

Индекс структурных сдвигов характеризует влияние структуры продаж на изменение средней цены и рассчитывается по формуле:

 

 

Система взаимосвязанных индексов имеет вид:

Индекс потребительских цен (индекс инфляции, англ. Consumer Price Index, CPI) — один из видов индексов цен, созданный для измерения среднего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Индекс потребительских цен рассчитывается как частное суммы произведений цен текущего года на выпуск базового года к сумме произведения уровня цен и выпуска базисного года. Вся дробь затем умножается на 100 %.

ИПЦ -- это индекс, измеряющий помесячную (поквартальную) динамику цен на потребительские товары и услуги. ИПЦ измеряет темпы инфляции цен, с которой сталкиваются на собственном опыте и которую ощущают домашние хозяйства, выступающие в роли потребителей. Он также широко используется в качестве заменителя общего индекса инфляции для экономики в целом, отчасти благодаря частоте и своевременности его составления. ИПЦ стал важнейшим статистическим показателем для принятия экономических решений, особенно в сфере денежно-кредитной политики.

Индекс цен предприятий-производителей промышленной продукции (далее - ИЦП) – это относительный показатель, характеризующий изменение цен на готовую продукцию, произведенную промышленными предприятиями, и оказанные ими услуги производственного характера.

Для расчета индексов цен по товарам-представителям, товарным группам и видам экономической деятельности нижнего уровня агрегации применяется формула Ласпейреса:

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.219.62 (0.015 с.)