Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль фармацевта в информировании пациента о самолечении

Поиск

С открытием рынка фармацевтической продукции население получило свободный доступ к широкому набору самых современных медицинских препаратов отечественного и зарубежного производства. Посетителю аптеки сегодня предлагается большой выбор лекарств рецептурного и безрецептурного отпуска. В то же время возникли проблемы, с которыми раньше не сталкивались аптекари и потребители. Одна из них - информированность о новых лекарствах. Особенно это касается лекарств безрецептурного отпуска, когда ответственность за принятие решения о лечении «легких» заболеваний или недомогании перекладывается с врача непосредственно на пациента. Неподготовленному потребителю, безусловно, сложно разобраться в этом потоке информации, в свойствах и эффективности тех или иных препаратов. В этой ситуации возрастает значение работников аптек в общей системе обеспечения здоровья населения. Конечно, только квалифицированный специалист может правильно поставить диагноз и назначить лечение, даже если речь идет о лечении безрецептурными препаратами. Недостаточное знание патофизиологических последствий избыточного лечения и коммерческие интересы делают свое дело. Нередко фармацевты и провизоры, подменяя врача, предлагают посетителю аптеки лекарственные средства по своему усмотрению, не зная индивидуальных особенностей организма больного, наличия сопутствующих заболеваний, нанося тем самым вред его здоровью. Однако современные тенденции в мире свидетельствуют о том, что роль ответственного самолечения в общественной системе здравоохранения неуклонно возрастает [1].

Согласно результатам исследования, проведенного Т.Нельсоном в 1986 г. в четырех европейских странах, более половины потребителей считают, что при легких формах заболеваний фармацевт может дать столь же квалифицированный совет, как и врач. Повторное исследование, проведенное в 1989 г. в Великобритании, показало, что число людей, придерживающихся такого мнения, возросло с 66% до 77%. По данным Центра Хенли по прогнозированию, в 1994 г. советам фармацевтов доверяло уже 83% населения [2]. Во Франции, по данным конференции AESGP (январь 1996 г.), этот показатель достигает 85%. Потребители не только считают, что фармацевты дают хорошие советы, но более 90% из согласных с подобной точкой зрения следуют этим советам [3].

Меры, предпринимаемые правительствами европейских стран, по сокращению расходов на здравоохранение приведут к тому, что часть обязанностей врача постепенно переходит к фармацевту. И это не случайно. В процессе обучения фармацевт приобретает профессиональные знания о лекарственных средствах и квалификацию, позволяющие ему, исходя из наличия соответствующих симптомов, давать потребителю адекватные советы по применению лекарственных препаратов. Он может объяснить, при каких симптомах можно принимать лекарственные препараты, предназначенные для самостоятельного применения, а при каких - необходимо обратиться за помощью к врачу.

В большинстве стран мира (например, Франции, Испании, Англии) медицинские работники убеждены, что пациентов (потребителей) необходимо информировать о возможностях самостоятельного лечения, поэтому им нужна высококачественная информация о безрецептурных лекарственных средствах. Она является обязательным условием безопасного и правильного применения таких препаратов, что будет способствовать их более активному использованию. Реклама, советы фармацевта, а также аннотация-вкладыш, дополняя друг друга, дают потребителю полное представление о показаниях и всех аспектах самостоятельного применения лекарственного препарата.

Активное участие провизоров в обеспечении здоровья населения является задачей сегодняшнего дня. Именно от их рекомендаций уже сегодня во многом зависит, что будут применять пациенты для самостоятельного лечения, получат ли потребители своевременный доступ к наиболее эффективным и безопасным лекарствам. Работники современных аптек должны не только откликаться на срочную просьбу больного посоветовать что-нибудь от боли или кашля, но и создавать заболевшему человеку комфорт, благоприятные условия для спокойного и ответственного обсуждения с провизором вариантов выбора безрецептурного лекарственного средства. От их образованности, профессионализма, чуткости и такта зависит здоровье, настроение и трудовые успехи большого количества людей [4].

С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его ответственное отношение к самолечению. Пациент должен иметь достаточно полную информацию как о недомоганиях, которые можно лечить, не обращаясь к врачу, так и об ассортименте лекарственных препаратов, разрешенных национальными органами здравоохранения для лечения данных недомоганий.

По мере повышения уровня знаний потребителей в вопросах, касающихся здоровья, и в результате активного участия врачей в обучении пациентов методам самоконтроля за состоянием здоровья, перечень состояний, при которых показан приём безрецептурных лекарственных препаратов, расширяется. Например, с 1992 г. в Великобритании противогрибковые препараты, предназначенные для лечения кандиозного вульвовагинита, отпускались из аптек без рецепта. В 1989 г. в Дании к свободной продаже была разрешена также группа препаратов. При этом в ряде случаев сохранены и рецептурные формы подобных лекарственных средств. Важно отметить, что эти меры не привели ни к увеличению потребления данных лекарственных препаратов, ни к их неправильному применению [5].

Фармацевты осуществляют сбор информации о лекарственном средстве или связанных со здоровьем проблемах и принимают решение относительно того, какие данные необходимы для проведения критической оценки возникшей у пациента проблемы. Фармацевт, в сотрудничестве с пациентом и другими специалистами, предоставляющими услуги в области здравоохранения, выявляет и оценивает наиболее целесообразные действия для обеспечения безопасности и эффективности (включая экономическую эффективность) проводимой или планируемой фармакотерапии, а также сведения к минимуму существующих или возможных в будущем проблем, связанных с состоянием здоровья.

К другим видам аптечных услуг относятся: регистрация пациентов для последующего анализа лечения (Нидерланды), посещения на дому (Великобритания), предоставление санитарно-просветительных брошюр в лечебно-профилактических учреждениях и т.д. Таким образом, фармацевты расширяют сферу своей деятельности не только по отношению к потребителю, но и играют все более важную роль в системе здравоохранения.

Таким образом, при наличии у потребителя симптомов ряда заболеваний фармацевт, в ближайшем будущем, часто должен будет предложить для лечения такой же эффективный лекарственный препарат, что и врач общей практики.

(Литература:

1. Хабриев Р., Вольская Е., Камаев Н. Опыт международных организаций по формированию этических критериев продвижения лекарственных препаратов // Remedium. 1997. - №9. – с. 44-45.

2. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. – 2001. – 192 с.

3. Материалы второй международной конференции "Фармацевтическая биоэтика" 23 октября 2003 г. – М., 2003 г. - 108 с.

4. Орлов А.Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. – М.: Медицина, 2003. – 360 с.

Островская И.В. Медицинская этика. Сборник документов. – М.: АНМИ, 2001.- 241 с.

5. Лопатин. П.В., Карташова О.В. Фармацевтические аспекты биоэтики. // Фармация. – 1997. - № 2. – с. 39-40.)

 


6 вопрос. Этика формирования и защиты прав потребителей фармацевтической помощи. Этика справедливости и определение политики в области лекарственного обеспечения.

Лекарственная безопасность.

В последние десятилетия на мировом фармацевтиче­ском рынке проявились негативные тенденции, вызывающие боль­шую озабоченность специалистов и всего гражданского общества.

Наиболее тревожной является недостаточная и недостоверная характеристика эффективности, безопасности и экономической целесообразности продвигаемых на фармацевтические рынки аптеч­ных товаров и в первую очередь ЛС.

Было выявлено, что из многих тысяч циркулирующих на миро­вом фармацевтическом рынке ЛС не соответствует современным требованиям.

Это подтверждается данными, аккумулированными в Кокрановской библиотеке; исследованиями, проведенными под эгидой Главного военно-медицинского управления Минобороны РФ; мате­риалами исследований, выполненных под руководством президента Российского национального конгресса «Человек и лекарство» А.Г Чучалина, опубликованными в IV, V и VI выпусках Федерального руко­водства по использованию ЛС (формулярная система).

В ряде случаев инструкции по препаратам не полностью описывают побочные эффекты препарата, не указаны все противо­показания, предосторожности и т.д.

Это может привести к очень серьезным последствиям. Так, еще в 1960—1970 гг. в США были госпитализированы по поводу лекарс­твенных осложнений более 15 млн человек; одна из четырех смертей была обусловлена приемом медикаментов, ежегодные экономиче­ские потери от развития лекарственной патологии составили почти 3 биллиона долл.!

Под нажимом страховых компаний, которым приходилось выпла­чивать страховые вознаграждения, были приняты жесткие меры, однако и ныне при обороте безрецептурных ЛС в 1,3 млрд долл. на лечение побочных эффектов лекарств в США затрачивается, по под­счетам разных экспертов, от 54 и даже до ПО млрд долл.

Серьезную озабоченность вызывает давление и их подкуп, осу­ществляемые на врачей фармацевтическими фирмами.

Специалисты отмечают: «Врачи, пусть неосознанно, делают свои назначения скорее под действием маркетинговой политики различ­ных фармацевтических фирм, нежели исходя из медицинской целе­сообразности».

Представитель Европейского бюро ВОЗ Кейс де Йонкери пишет: «Большинство болезней врачи Европейского Союза лечат новыми лекарственными средствами, которые не всегда эффективнее и лучше, но практически всегда дороже прежних препаратов».

За последнее время имели место крупные скандалы, связанные с подкупом врачей; например, итальянская полиция выдвину­ла обвинение против более чем 4 тыс. врачей и 273 сотрудников С1ахо5пп1пК1те и др.

Большую опасность представляет деятельность опион-лидеров из числа врачей, тенденциозно продвигающих по заданию фирм лекарственные средства и другие аптечные товары при отсутствии медицинских обществ, способных влиять на опион-лидеров и чет­ких положений в соответствующих этических кодексах, в том числе и в области наказания за неэтичное поведение.

Академик РАН В.В. Власов в «Фармацевтическом вестнике» пишет: «Производители ЛС не всегда заинтересованы в полном, радикальном излечении пациента от заболевания. Препараты, кото­рые не излечивают, а просто позволяют легче переносить болезнь, временно снимают недомогания значительно более выгодны для индустрии».

Что является причиной создавшейся ситуации и лежит в ее основе? Исследование, проведенное нами в этой области, показало, что в основе негативных тенденций, развивающихся в последние годы, лежит некритическое использование в области здравоохране­ния концепции классического маркетинга, приоритетом которого является погоня за прибылью, достигаемой любой ценой с исполь­зованием разнообразных приемов манипулирования восприятием, сознанием, психикой и потребительским поведением потребителей, что неприемлемо в сфере здравоохранения, в том числе лекарствен­ного обеспечения.

Стремясь получить максимальную прибыль, бизнесмены исполь­зуют детально разработанную систему искусственного формирова­ния запросов потребителей (система формирования спроса и стиму­лирования сбыта), не считаясь с реальными научно обоснованными целями и потребностями здравоохранения.

Это свидетельствует о глобальном морально-нравствен ном кризи­се общества, включая и определенные круги медиков и фармацевтов.

Анализ ситуации позволил нам предложить пути и инструменты решения возникших проблем.

Пожалуй, на первое место в нынешней ситуации следует поста­вить проблему морально-нравственных норм и правил в области фармацевтической деятельности.

Безусловными приоритетами в фармацевтической деятельности должны быть человек и его запросы, не искусственно сформиро­ванные за счет манипулирования восприятием, психикой и пот­ребительским поведением, а научно обоснованные потребности в эффективных, безопасных и экономически целесообразных фарма­цевтических товарах. Поэтому важно представить, как следует фор­мировать основные морально-нравственные принципы и нормы и внедрять их в общественное сознание, общественное бытие и обще­ственные отношения.

Общественное сознание (мораль, религия, право, политическое сознание), общественное бытие (материальное отношение людей друг к другу и природе) формируются под влиянием общественного мнения, т.е. состояния массового сознания, определяющего отноше­ния к событиям, отдельным лицам, группам т.п. Общественное мне­ние регулирует поведение отдельных лиц и групп, насаждает нормы общественных отношений. Общественное мнение формируется средствами массовой и профессиональной информации, телевидением, театром, кино и т.д. В этой связи задачами СМИ являются формирование у населения понимания значения фармацевтической помощи, воспитание глубокого уважения к труду фармацевта, из рук которого страждущие получают лекарства; проблемно-ориентиро­ванное обучение конкретных возрастно-половых групп населения эффективному и безопасному использованию фармацевтических товаров, особенно безрецептурных; управление этичной рекла­мой безрецептурных лекарств с учетом лекарственной политики Минздравсоцразвития России; внедрение норм саногенного поведе­ния; разъяснение прав потребителей лекарств, способов их защиты и возможности СМИ для этого.

Вторым путем решения проблем развития российской фармации является внедрение в общественное сознание философии фарма­цевтической помощи, основанной на концепции фармацевтической биоэтики, доказательной фармакотерапии, фармацевтической бди­тельности и других современных научных медико-фармацевтиче­ских подходах, а также развития системы защиты фармацевтической помощи.

Философия фармацевтической помощи XXI в. должна обеспе­чивать квалифицированную, доступную и своевременную фарма­цевтическую помощь, учитывающую принципы справедливости, социальной ориентированности.

Третьим направлением решения актуальных проблем развития отечественной фармации являются консолидация общественного мнения, деятельности общественных, научных и профессиональных организаций в области фармацевтической помощи; демократизация управления фармацевтическим сектором экономики, разработка и внедрение механизмов стимулирования отечественных производи­телей, оценка и осуществление инновационных и инвестиционных проектов, обеспечивающих научно-технические решения, способс­твующие резкому росту уровня фармацевтической помощи населе­нию за счет создания и внедрения новых лекарств, технологий и др.

Основными инструментами реформирования российского фар­мацевтического рынка и защиты прав потребителей должны являть­ся нормативно-правовые акты и другие формальные институты (формулярная система, стандарты лечения, объективная своевре­менная и доступная информация для врачей и провизоров, обучение населения использованию безрецептурных лекарств с целью ответс­твенного самолечения; использование правовых рычагов в борьбе с недобросовестной рекламой), а также неформальные институты (этические кодексы, философия фармацевтической деятельности XXI в., ориентированные на человека и общество, и др.).

Специально следует выделить такой инструмент защиты прав россиян на квалифицированную фармацевтическую помощь, как контроль лекарственного рынка по методикам, учитывающим достижения доказательной фармакотерапии, доказательной меди­цины, фармацевтической бдительности, фармакоэкономики, фармакоэпидемиологии и др. Такая методика нами разработана.

В связи с монетизацией льгот по дополнительному лекарствен­ному обеспечению проблемы фармацевтической помощи широко обсуждаются.

К сожалению, многие независимые ведущие специалисты, осо­бенно работающие в высших учебных заведениях страны, к реше­нию возникших проблем привлекаются слабо, в то время как именно в высших учебных заведениях проводятся весьма интересные и зна­чимые исследования, связанные с улучшением фармацевтической помощи россиянам.

Но процесс интенсификации общественного мнения пошел. Это позволяет надеяться на значительное улучшение фармацевтической помощи в нашей стране.

Следует отметить также, что в ответ на современную ситуацию, сложившуюся на фармацевтическом рынке, проводятся исследо­вания, обусловившие появление новых медико-фармацевтических наук и направлений, в том числе доказательной фармакотерапии, которая рассмотрена выше, фармакобдительности и фармакоэко­номики.

Во второй половине XX в. обострилась проблемная ситуация в области безопасности ЛС. Постоянно увеличивается число сообще­ний о нежелательных побочных реакциях (НПР). В глобальной базе данных ВОЗ по этой проблеме содержатся миллионы сообщений.

Как реакция на создавшуюся ситуацию сформировалось новое медико-фармацевтическое направление в науке «фармацевтическая бдительность» (фармаконадзор).

Цель этого направления — обеспечение безопасности больных при применении ЛС. В том числе снижение заболеваемости и смер­тности вследствие их использования.

Задачами фармаконадзора являются системные решения, обес­печивающие:

• создание национальной (государственной) службы фармаконад­зора;

• обучение и подготовку специалистов здравоохранения в области оценки соотношения польза/риск и рационального использова­ния ЛС;

• изменение стереотипов в работе врачей с целью сокращения ненужного и нерационального назначения лекарственных пре­паратов (полипрогмазия);

• изменения отношения больных к необоснованному применению лекарств, особенно при самолечении;

• реализацию образовательных и информационных программ для медицинских и фармацевтических работников и населения;

• выявление и изучение НПР.

• Объектом изучения фармаконадзора являются:

• недостаточная изученность ЛС;

• недостаточная информированность медицинских и фармацевти­ческих работников и потребителей фармацевтической помощи;

• искажение и утаивание информации о НПР;

• медицинские ошибки;

• применение некачественных и фальсифицированных препаратов;

• использование ЛС по неизученным и неразрешенным показаниям;

• острые и хронические отравления ЛС;

• смертность, вызванная ЛС;

• злоупотребление ЛС;

• неблагоприятные взаимодействия лекарств с химическим! веществами, другими лекарственными препаратами и пищевы ми продуктами.

Гражданское общество, в соответствии с морально-нравственными нормами, все большее внимание уделяет защите прав пациента, его физического и психического здоровья, достоинства личности, что нашло отражение в концепции биоэтики, в т.ч. биомедицинской и биофармацевтической этики и биоэтики создания и клинических испытаний лекарств. Важными документами по этико-правовому регулированию биомедицинских исследований являются документы Совета Европы, Хельсинкская (Токийская) декларация Всемирной медицинской ассоциации в редакции 2000 г.; Конвенция о защите прав человека и достоинства человеческого существа в связи с использованием достижений биологии и медицины (Овьедо, 1997 г.), Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, разрабатываемая Международным комитетом по биоэтике в консенсусе с Межучрежденческим комитетом ООН по биоэтике, Международным правительственным комитетом по биоэтике.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.146 (0.014 с.)