Тема: Мониторинг состояния пациента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Мониторинг состояния пациента



«Измерение роста»

Цель: оценка физического развития.

Показания: контроль за физическим развитием детей, под­ростков и взрослых; нарушения функций гипофиза; по назна­чению врача.

Оснащение: вертикальный ростомер, клеенка, емкость с дезинфицирующим раствором, учетная документация.

Последовательность действий

/. Измерение роста стоя.

1. Постелить клеенку на площадку ростомера.

2. Встать сбоку от ростомера, поднять откидное сиденье, затем передвинуть измерительную планку выше предполагаемого роста пациента.

3. Попросить пациента без обуви и головного убора встать на площадку ростомера, касаясь шкалы 4-мя точками: пятками, ягодицами, лопатками и затылком.

4. Проверить положение головы по линии, соединяющей наружный угол глаза и верхний край уха, — она должна быть горизонтальной.

5. Опустить измерительную планку на темя пациента и прижать ее к шкале ростомера.

6. Попросить пациента сойти с площадки ростомера.

7. Снять показания по правой (светлой) стороне шкалы ростомера.

8. Закрыть откидное сиденье и опустить планку.

9. Записать данные измерения в учетную документацию.
10. Положить клеенку в емкость с дезинфицирующим рас­твором.

//. Измерение роста сидя.

1. Встать сбоку от ростомера, постелить клеенку на откид­ное сиденье.

2. Поднять измерительную планку выше предполагаемого роста пациента.

3. Попросить пациента сесть на откидное сиденье росто­мера, касаясь шкалы 3-мя точками: ягодицами, лопат­ками и затылком.

4. Проверить положение головы по линии, соединяющей наружный угол глаза и верхний край уха, — она должна быть горизонтальной.

5. Опустить измерительную планку на темя пациента и прижать ее к шкале ростомера.

6. Попросить пациента встать с откидного сиденья росто­мера.

7. Снять показания по левой (темной) стороне шкалы рос­томера, опустить планку.

8. Записать данные измерения в учетную документацию.

9. Положить клеенку в емкость с дезинфицирующим рас­твором.

 

«Измерение массы тела»

Цель: оценка физического развития.

Показания: контроль за физическим развитием детей, под­ростков и взрослых; заболевания сердечно-сосудистой, мочевыделительной, эндокринной систем; по назначению врача.

Оснащение: медицинские весы, клеенка, резиновые пер­чатки, емкость с дезинфицирующим раствором, учетная доку­ментация.

Последовательность действий

1. Отрегулировать медицинские весы; открыть затвор ар­ретира, проверить, уравновешено ли коромысло весов. Если подвижное коромысло находится ниже неподвиж­ного, то поворачивать регулировочную гайку против часовой стрелки; если выше — по часовой стрелке до уравновешивания коромысла. Регулировочная гай­ка находится в левой стороне подвижного коромысла. После регулировки закрыть затвор арретира.

2. Постелить клеенку на платформу весов.

3. Попросить пациента без обуви, в нижнем белье встать на центр платформы весов при закрытом затворе арре­тира.

4. Спросить у пациента его ориентировочный вес.

5. Установить килограммовые гири до указанного паци­ентом веса.

6. Открыть затвор арретира и передвигать граммовые ги­ри до уравновешивания коромысла весов.

7. Закрыть затвор арретира.

8. Попросить пациента сойти с платформы весов.

9. Снять показания, занести результаты в учетную доку­ментацию.

10.Положить клеенку в емкость с дезинфицирующим рас­твором.

Примечание: взвешивание проводится утром, натощак, пос­ле опорожнения мочевого пузыря и кишечника, в одном и том же нательном белье.

«Измерение окружности грудной клетки»

Цель: оценка физического развития.

Показания: контроль за физическим развитием детей, под­ростков и взрослых; заболевания дыхательной системы; по на­значению врача.

Оснащение: сантиметровая лента с петлей, учетная доку­ментация.

Последовательность действий

1. Попросить пациента раздеться, встать прямо и развести руки в стороны.

2. Приложить сантиметровую ленту вокруг грудной клет­ки пациента, правой рукой держа за петлю, левой ру­кой — за свободный край ленты;

- сзади по нижним углам лопаток;

- спереди у мужчин и детей по нижнему краю околосос­ковых кружков, у женщин — над грудными железами на уровне верхнего края IV ребра.

3. Попросить пациента опустить руки.

4. Попросить пациента сделать максимальный вдох, за­помнить показание на сантиметровой ленте, соответс­твующее окружности грудной клетки при максималь­ном вдохе.

5. Попросить пациента сделать максимальный выдох, за­помнить показание на сантиметровой ленте, соответс­твующее окружности грудной клетки при максималь­ном выдохе.

6. Попросить пациента медленно сказать свои Ф. И. О., запомнить показания на сантиметровой ленте, соот­ветствующее паузе (спокойное состояние).

7. Записать полученные результаты в учетную документа­цию.

8. Определить показатель размаха грудной клетки, ко­торый соответствует разнице между показаниями при максимальном вдохе и выдохе.

 

«Исследование пульса»

Цель: определение функционального состояния сердечно­сосудистой системы.

Показания: заболевания, влияющие на состояние сердеч­но-сосудистой системы.

Противопоказания: нет.

Оснащение: секундомер.

Последовательность действий

1. Сесть напротив пациента.

2. Взять руки пациента, свободно лежащие ладонями вниз (правой рукой левую, левой — правую), предплечье и кисть пациента должны быть расслаблены.

3. Вторым, третьим и четвертым пальцами найти пульси­рующую лучевую артерию у основания большого паль­ца руки пациента.

4. Нащупать пульс и слегка сдавить артерию пальцами так, чтобы он отчетливо пальпировался. Нельзя давить слишком сильно, чтобы не пережать артерию полно­стью.

5. Дать характеристику пульса по следующим показателям:

- синхронность — совпадение пульсовых ударов на обеих руках;

- при синхронном пульсе дальнейшую характеристику да­ют по одной руке;

- ритмичность пульса — равномерное чередование пуль­совых волн; при неравномерном чередовании пульс счи­тается аритмичным;

- частота пульса — количество пульсовых ударов в одну минуту. В норме 60-80 уд. мин; свыше 80 уд. мин. — тахи­кардия; ниже 60 уд. мин— брадикардия (при ритмичном пульсе — подсчитать количество ударов за 15 (30) секунд и умножить на 4 (2); при аритмичном пульсе — считать количество ударов за 1 мин);

- наполнение пульса — наполнение артерий кровью (си­ла пульсовых ударов), различают полный, слабый, ни­тевидный пульс;

- напряжение пульса определяют по силе, с которой нуж­но прижать лучевую артерию, чтобы полностью прекра­тить ее пульсовые колебания, различают умеренный, на­пряженный, мягкий пульс.

6. Отметить результаты в температурном листе: пого­ризонтали точками красного цвета отмечают частоту пульса, по вертикали — дату. При соединении точек по­лучают «кривую динамики частоты пульса».

«Подсчет числа дыхательных движений»

Цель: определение функционального состояния дыхатель­ной и сердечно-сосудистой систем.

Показания: заболевания органов дыхания, сердечно-сосу­дистой системы.

Противопоказания: нет.

Оснащение: секундомер.

Последовательность действий

1. В положении больного лежа или сидя взять руку боль­ного как для подсчета пульса и вместе со своей рукой положить ему на грудь.

2. По движению грудной клетки подсчитать число дыха­тельных движений (ЧДД) за 1 мин (считать вдохи или выдохи) — в норме ЧДД — I6-20 в минуту.

3. Отметить результат в температурном листе: по горизон­тали точками зеленого цвета отмечают ЧДД, по верти­кали — дату. При соединении точек получают «кривую динамики ЧДД».

Примечание: при подсчете числа дыхательных движений па­циент не должен фиксировать внимание на данной процедуре.

«Измерение артериального давления»

Цель: определение функционального состояния сердечно­сосудистой системы.

Показания: заболевания сердечно-сосудистой, эндокрин­ной систем.

Противопоказания: нет.

Оснащение: тонометр, фонендоскоп.

Последовательность действий

1. Пациента усадить или уложить.

2. Руку больного свободно положить в разогнутом состо­янии ладонью вверх.

3. Аппарат поставить на одном уровне с рукой больного.

4. На обнаженное плечо на 2-3 см выше локтевого сгиба плотно наложить манжету (между манжетой и кожей больного должен проходить палец, трубки манжеты должны быть обращены вниз по боковой поверхности предплечья).

5. Соединить трубки манжеты с манометром аппарата.

6. Пальпаторно найти на локтевом сгибе пульсацию лок­тевой артерии, приложить к этому месту фонендоскоп плотно, но без давления.

7. Закрыть вентиль баллончика, постепенно накачать им воздух на 20 мм рт. ст. выше предполагаемого уровня артериального давления пациента.

8. Открыть вентиль и медленно выпускать воздух, наблю­дая за шкалой манометра:

- первый выслушиваемый тон указывает по шкале мано­метра уровень систолического давления, последний —диастолического;

- разница между систолическим и диастолическим давле­нием называется пульсовым давлением (ПД).

9. Разъединить трубки, снять манжету.

10. Отметить результат в температурном листе в виде за­штрихованного прямоугольника красного цвета, вер­хняя граница которого соответствует систолическому давлению, нижняя граница - диастолическому.

Примечание: формулы для определения артериального дав­ления, соответствующего возрасту больного: систолическое давление: 102 + 0,6n; диастолическое давление: 63 + 0,4n, где n — возраст больного.

 

 

«Измерение температуры тела пациента в подмышечной области и регистрация данных измерения в температурном листе»

Цель: диагностическая, контроль за состоянием здоровья пациента.

Показания: в плановом порядке 2 раза в день: утром с 6:00 до 8:00, вечером с 17:00 до 19:00 и дополнительно по назначе­нию врача.

Противопоказания: местные воспалительные процессы, ожоги в подмышечной области.

Оснащение: медицинский ртутный термометр, резиновые перчатки, часы, ручка, температурный лист, марлевая салфет­ка, емкости с дезинфицирующим раствором.

Последовательность действий

1. Вымыть руки, надеть перчатки.

2. Осмотреть подмышечную впадину пациента и вытереть ее насухо салфеткой.

3. Проверить целостность термометра, стряхнуть ртуть до отметки ниже 35 °С.

4. Поместить термометр в подмышечную область пациен­та, так чтобы ртутный резервуар со всех сторон сопри­касался с телом (обратить внимание, чтобы между телом и термометром не было нательного белья пациента).

5. Попросить пациента прижать плечо к грудной клетке.

6. Через I0 мин извлечь термометр и определить его пока­зания.

7. Стряхнуть ртуть в термометре ниже отметки 35°С.

8. Погрузить термометр, салфетку и перчатки в соответс­твующие емкости для дезинфекции, вымыть руки.

9. Занести результаты измерения в индивидуальный температурный лист пациента точками синего цвета (ут­реннюю и вечернюю температуру):

- при соединении этих точек получается «температурная кривая»;

- цена одного деления по шкале «ТО» температурного листа соответствует 0,2 °С.

Примечание: нормальная температура тела в подмышечной области —36-37°С.

 

«Измерение температуры тела пациента в ротовой полости и в прямой кишке»

Цель: диагностическая.

Показания: определяет врач.

Противопоказания: травмы и заболевания слизистой ро­товой полости, диарея, заболевания прямой кишки.

Оснащение: резиновые перчатки, термометры специаль­ные: ректальный и для измерения температуры в полости рта, вазелин, шпатель, салфетки, часы, температурный лист, лоток для отработанного материала, емкости с дезинфицирующим раствором.

Последовательность действий

/. Измерение температуры в ротовой полости.

1. Вымыть руки, надеть перчатки.

2. Проверить исправность термометра, стряхнуть до 35 °С.

3. Попросить пациента открыть рот.

4. Поместить резервуар термометра под язык пациента, попросить пациента удерживать губами корпус термо­метра (нельзя сжимать термометр зубами).

5. Извлечь термометр через 10 мин и определить его пока­зания.

6. Стряхнуть ртуть в термометре до отметки ниже 35 °С.

7. Погрузить термометр и перчатки в соответствующие емкости для дезинфекции.

8. Вымыть руки.

9. Отметить показатели температурь; в температурном листе пациента.

Осложнения: травма слизистой полости рта, отравление ртутью при нарушении целостности термометра.

//. Измерение температуры в прямой кишке.

!. Вымыть руки, надеть перчатки.

2. Проверить исправность термометра.

3. Уложить пациента на бок, попросить согнуть ноги в ко­ленях и прижать их к животу.

4. Нанести шпателем на салфетку вазелин, обработать ею ректальный термометр на 1/2 его длины.

5. Раздвинуть ягодицы пациента левой рукой, а правой ввести резервуар термометра за внутренний сфинктер прямой кишки на 3 см.

6. Извлечь термометр через 10 мин с помощью салфетки, определить его показания и поместить в лоток для отработанного материала.

7. Вытереть салфеткой область заднего прохода и помес­тить салфетку в лоток для отработанного материала.

8. Погрузить термометр, салфетки в соответствующие ем­кости для дезинфекции.

9. Снять перчатки, погрузить в емкость с дезинфицирую­щим раствором, вымыть руки.

Осложнения: травма слизистой прямой кишки.

Примечание:

1) измерение температуры в прямой кишке можно прово­дить в положении лежа на спине;

2) встряхивание ртути ректального термометра произво­дится только после полной его обработки.


Занятие № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 1334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.04 с.)