Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Право собственностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Вопросы для обсуждения: 1. Критерии разграничения вещного и обязательственного права 2. Классификации вещей 3. Право собственности как абсолютное право на вещь 4. Способы приобретения и утраты права собственности и его защита
Задание № 1. Составить таблицы по вопросу «Понятие и виды вещных прав» Задание № 2. Составить таблицы по вопросу «Понятие и классификация вещей, ее правовое значение» Задание № 3. Составить схемы по вопросу «Право собственности как основное вещное право: понятие, содержание, виды» Задание № 4. Составить схемы по вопросу «Способы приобретения права собственности в римском праве» Задание № 5. Составить схемы по вопросу «Прекращение права собственности в римском праве» Задание № 6. Подготовить письменное эссе на тему: «Бонитарная собственность» Задание № 7. Подготовить письменное эссе на тему: «Ограничения права собственности»
Задачи: КНИГА 41 Дигест Юстиниана 1. Павел поручил Луцию купить картину в другом городе. Луций купил ее за определенную цену, привез и передал Павлу. Укажите, с какого момента Павел является собственником вещи, согласно римскому законодательству? Ответ аргументируйте ссылками на законодательство. 2. Гай построил дом из своего материала на земле Папиниана. Ответ аргументируйте ссылками на законодательство. 3. На берегу реки, которая омывает с одной стороны поместье Сцеволы, выросли два кипариса. Алфен часто приходит сюда, отдыхает в гамаке, читает книги. Тиций собирает опавшие ветки для топки своей печи. Сцевола, возмущенный поведением своих соседей, подал на них иск в суд. Как согласно римскому законодательству решить данный казус? КНИГА 47 Дигест Юстиниана 4. Друг Марка, Квинт Муций, купил дорогую статуэтку у греческого купца. Через некоторое время к нему в гости зашел Марк и увидел данную статуэтку. Восхитившись ею, он сказал, что через два дня уезжает в Афины, и хотел бы приобрести точно такую же. Он попросил Квинта Муция взять эту статуэтку с собой в дорогу, обещая вернуть ее по возвращении из Греции. Квинт Муций не возражал. Однако по дороге в Афины Марк был ограблен неким Юлианом, который прихватил с собой и статуэтку Квинта Муция. Кто является собственником статуэтки? Кто несет риск потери вещи в данном случае? Кто и кому может предъявить иск о краже вещи? Ответ аргументируйте ссылками на законодательство.
Задачи 1. Крестьянин-общинник добился права прогона своего скота через чужой участок. К какому виду вещей - телесных или бестелесных относится это право? 2. Двое купили в складчину раба. Будет ли их собственность состоять из реальных или идеальных долей? Каким образом идеальную долю можно превратить в реальную, а реальную в идеальную? 3. Будет ли считаться традицией сделка купли-продажи, отягченная передачей купленной вещи на хранение или в залог, то есть перенесением фактического господства на другое лицо? 4. Является ли библиотека, состоящая из отдельных вещей - книг - единым целым? Можно ли покупать библиотеку как целое, как всякую другую вещь, или о каждой книге следует договариваться особо? 5. К каким вещам, движимым или недвижимым, принадлежало дерево на садовом участке, согласно римскому праву? 6. Дикий олень, раненый клейменой стрелой, был уже схвачен охотником, но сумел вырваться и убежать. Тотчас же его застрелил другой охотник и присвоил себе. Кто является собственником добычи? 7. Добросовестный приобретатель купил по незнанию краденую вещь. Может ли он ссылаться на истечение срока приобретательной давности? 8. Некто заказал скульптору портрет своей жены и предоставил для этой цели мрамор. Между тем скульптор получил более вsгодный заказ - изваять скульптурный портрет императора. Не имея под рукой материала, он использовал мрамор первого заказчика. Тот, увидев результат, согласился принять его вместо своего заказа и оплатить скульптуру императора. Скульптор возражал, упирая на то, что собственником изделия следует считать мастера. Заказчик настаивал на том, что собственность должна принадлежать тому, кто предоставил материал, ибо в основе всякой духовной деятельности лежит «глубокая материя». Как решали это/спор римские юристы? Существенно ли для решения спора то, что материалом, переданным скульптору, мог быть не мрамор, а медь, золото, серебро? 9. Заплатив задаток, римский сенатор предложил ювелиру изготовить драгоценную брошь. Через полгода, еще не расплатившись с ювелиром, сенатор вернул ему брошь с тем, чтобы поменять драгоценный камень. Ювелир выполнил задание, но выдать заказ отказался, требуя оплаты всей условленной работы. 10. Цельз, уезжая в провинцию, куда был назначен на высокую должность, передал приятелю Валерию ценный подарок для вручения его их общему другу — будущему юбиляру Сею. Случилось так, что поручение оказалось неисполненным вследствие скоропостижной смерти Сея. Сделается ли Валерий собственником порученной ему вещи по приобретательной давности?
Вопросы для устного опроса: 1. Какие формы собственности существовали в Древнем Риме в эпоху Законов ХП таблиц? 2. Назовите полномочия собственника на вещь в классическую эпоху римского права. 3. Объясните происхождение термина «манципированная вещь». 4. В чем состояло практическое значение деления вещей на манципируемые и неманципируемые? 5. Каким сроком определялась давность владения Законами ХII таблиц в отношении недвижимых и движимых вещей? 6. Каков порядок проведения «уступки на суде» как формы отчуждения вещи? 7. Почему традиция вытеснила манципацию в практике отчуждения вещи? 8. О каком виде иска идет речь в 8-й статье VI-й таблицы Законов ХП таблиц? 9. На основании каких норм римского права Законами XII таблиц разрешалось собирать желуди, падающие с соседнего участка? 10. Какое практическое значение в римском праве имело различие вещей, определяемых родовыми и индивидуальными признаками? 11. Объясните происхождение бонитарной собственности. 12. Почему невозможно одновременное владение одной и той же вещью двумя или несколькими лицами?
Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию:
16. Яхагоев, Р.В. Историко-правовой анализ механизма защиты прав собственности в римской империи / Р.В. Яхагоев // История государства и права. – 2007. – № 16. – С. 29 – 30. Практическое занятие 5 (2 часа) Тема 12. Владение Вопросы для обсуждения: 1. Законное и незаконное (добросовестное и недобросовестное) владение 2. Приобретение, утрата, защита владения 3. Квазивладение
Задание № 1. Составить таблицы по вопросу «Владение, право собственности, держание: общность и различия» Задание № 2. Составить таблицы по вопросу «Понятие и виды владения» Задание № 3. Составить схемы по вопросу «Защита владения» Задание № 4. Составить сравнительно-правовые таблицы по вопросу «Владение и пребывание во владении от чужого имени (сущность держания на чужое имя)» (см. учебник Дождева Д.В.) Задание № 5. Составить схемы по вопросу «Классификация владельческих ситуаций» (см. учебник Дождева Д.В.) Задание № 6. Подготовить письменное эссе на тему: «Аномальные владения и ситуации голого держания» (см. учебник Дождева Д.В.) Задание № 7. Подготовить схемы на тему: «Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев» Задание № 8. Подготовить сравнительно-правовые таблицы на тему: «Ответственность незаконного добросовестного и незаконного недобросовестного владельцев в РЧП и современном гражданском праве»
Задачи: КНИГА 41 Дигест Юстиниана
Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию:
Семинарское занятие 6 (2 часа) Тема 13. Права на чужие вещи Вопросы для обсуждения: 2. Понятие и виды сервитутов 3. Возникновение, защита и прекращение сервитутов 4. Критерии разграничения эмфитевзиса и суперфиция 5. Эволюция залогового права
Задание № 1. Составить таблицы по вопросу «Понятие и виды прав на чужие вещи» Задание № 2. Составить таблицы по вопросу «Сервитут» Задание № 3. Составить сравнительно-правовые таблицы по вопросу «Право сервитута в римском частном праве и современном законодательстве» Задание № 4. Составить сравнительно-правовые таблицы по вопросу «Институт ипотеки в РЧП и современном законодательстве» (использовать Закон Республики Беларусь «Об ипотеке») Задание № 5. Составить схемы по вопросу «Залог в РЧП» Задание № 6. Подготовить письменное эссе на тему: «Соотношение эмфитевзиса в РЧП и пожизненного наследуемого владения земельным участком в земельном праве Республики Беларусь» Задание № 7. Подготовить схемы на тему: «Узуфрукт в РЧП» Задание № 8. Подготовить сравнительно-правовые таблицы на тему: «Суперфиций в системе прав на чужие вещи»
Задания: 1. Прокомментируйте приведенные фрагменты из текстов римских юристов, т.е. дайте толкование с использованием современной юридической лексики, и ответьте на поставленные после фрагментов текстов вопросы.
1) Но если у него были каменоломни и он захочет добывать камень, либо у него был глиняный или песчаный карьер, Сабин говорит, что он может пользоваться всем этим как рачительный хозяин; я полагаю, что это суждение верно. Но и в том случае, если эти минералы были найдены после того, как узуфрукт был отказан по завещанию, то так как оставляется узуфрукт на весь участок, а не на отдельные его части, они входят в отказ. Как понимать слова «узуфрукт на весь участок»? Какое буквальное противопоставление содержит текст? Адекватно ли оно выражает мысль юриста? В чем заключается проблема? Почему право узуфруктуария на пользование полезными ископаемыми сомнительно? Пользовался ли ими собственник? Как с этой точки зрения понимать слова об узуфрукте на весь участок? В чем ratio dubitandi первой части текста (§2)? Относятся ли минералы к плодам участка? На чем основано положительное решение Сабина (ratio decidendi)?
2) Кроме того, то, что на нашей Земле построено другим лицом, хотя бы он построил на свое имя, по естественному праву становится нашим, так как поверхность уступает почве. На каком основании возможно строительство на чужом участке? Каковы возникающие при этом правоотношения?
Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию: 1. Копылов, А.В. Происхождение и развитие ограниченных вещных прав на землю / А.В. Копылов // Государство и право. – 1993. – № 4. – С. 47 – 54. 2. Копылов, А.В. Сервитуты в римском, русском дореволюционном и современном гражданском праве / А.В. Копылов // Древнее право. – 1997. – № 1. – С. 93 – 109. 3. Халатов, С.А. Защита чужих прав в римском праве / С.А. Халатов // Российский юридический журнал. – 1999. – № 2. – С. 190 – 200.
Семинарское занятие 7 (2 часа) Тема 14. Общее учение об обязательствах Вопросы для обсуждения: 1. Происхождение и виды обязательств 2. Гарантии юридических обязательств: понятие и классификации 3. Стороны в обязательстве. Замена лиц в обязательстве 4. Обеспечение исполнения и прекращение обязательства 5. Ответственность за неисполнение обязательства
Задания: 1. Проанализируйте с. 5 – 8, 17 – 21, 93 – 95, 209 – 213, 356 – 359 монографии Ф.К. Савиньи «Обязательственное право» и определите:
2. Проанализируйте с. 1 – 19, 79 – 98 монографии Г. Дернбурга «Пандекты. Обязательственное право» и определите: Понятие обязательства; · обязанность исполнения и ее цель; · обязательство и иск; · натуральные обязательства; · основания возникновения обязательств; · содержание и предмет обязательства; · делимые и неделимые обязательства; · различные категории предметов обязательств.
Вопросы для устного опроса: 1. Как римские юристы определяли обязательство? 2. Каковы основания возникновения обязательств, изложенные в «Институциях» Гая? 3. По какому принципу классифицировал договоры Гай? 4. Назовите основные условия действительности договоров в римском праве. 5. Какие части договора считаются основными, а какие побочными? 6. Что означает деление договоров на казуальные и абстрактные? 7. Допускало ли римское право интересы третьего лица при заключении договора? 8. Укажите формы замены лиц в обязательстве, принятые в римском праве. 9. В каких случаях допустимы долевая и солидарная ответственность в обязательстве с несколькими кредиторами или должниками? 10. Покажите эволюцию понятия ответственности должника за неисполнение обязательства в римском праве со времен Законов ХП таблиц до эпохи «Институций» Гая. 11. Каким образом римские юристы различали понятия легкой и грубой небрежности? 12. Из каких элементов в римском праве слагалось понятие ущерба?
Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию: 1. Бернштейн, К.И. Учение о разделительных обязательствах по римскому праву и новейшим законодательствам / К.И. Бернштейн. – [Репринтное изд.]. – Б.м., [2004?]. – V, 328 с. 2. Дернбург, Г. Пандекты: Обязательственное право / Г. Дернбург; под ред. П. Соколовского. – М.: Университетская типография, 1900. – IV,XVI, 490 с. 3. Кривцов, А.С. Абстрактные и материальные обязательства в римском и в современном гражданском праве / А.С. Кривцов. – М.: Консультант плюс: Статут, 2003. – 314 с. 4. Савиньи, Ф.К. Обязательственное право: пер. с нем. / Ф.К. Савиньи. – СПб.: Юридический центр пресс, 2004. – 579 с.
Практическое бинарное занятие 6 (2 часа)
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 993; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.208.189 (0.009 с.) |