Занятие проводится совместно с приглашенным специалистом по современному семейному праву и цивилистике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие проводится совместно с приглашенным специалистом по современному семейному праву и цивилистике.



На данном занятии со стороны приглашенного специалиста дается теоретико-практический комментарий действующего брачно-семейного законодательства Республики Беларусь, в том числе в контексте заимствования определенных норм древнеримского права, а также их характерных отличий. С точки зрения действующего законодательства анализируется понятие брака, условия заключения и действительности брака, проводится различие брака и современного сожительства, анализируются основания прекращения брака, процедура расторжения брака, порядок совершения сделок между супругами. В процессе занятия студенты докладывают результаты выполнения индивидуальных заданий № 5 и № 7, преподаватель римского частного права комментирует ответ с точки зрения полноты охвата историко-правового материала, приглашенный специалист с точки зрения современного семейного права, при этом тщательно критически анализируются выводы, сделанные студентами. Если таких выводов недостаточно, то в качестве примера их формулирует приглашенный специалист. Из ответов студентов по римскому частному праву приглашенный специалист выявляет правовые явления, которые в перспективе могли бы быть рецепированы и выносит данную проблему на обсуждение аудитории. В результате дискуссии формулируется ряд точек зрения, которые могут быть зафиксированы впоследствии в отдельном докладе или использованы для подготовки научной работы. При решении задач студентами по РЧП приглашенный специалист комментирует данную ситуацию и ее возможные варианты решения по действующему законодательству. Примерно 8-10 минут отводится на вопросы студентов приглашенному специалисту. В конце занятия организуется рефлексивный круг. Студентов можно проанкетировать на предмет полезности такого рода занятий.

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности правовой регламентации cum manu и sine manu

2. Заключение брака. Условия вступления в брак.

3. Прекращение брака

4. Конкубинат

5. Институт приданного. Предбрачный дар. Дарение между супругами

Задание № 1.

Составить схемы по вопросу «Понятие и виды брака»

Задание № 2.

Составить схемы по вопросу «Заключение брака. Условия вступления в брак»

Задание № 3.

Составить таблицы по вопросу «Особенности правовой регламентации cum manu и sine manu»

Задание № 4.

Составить таблицы по вопросу «Прекращение брака»

Задание № 5.

Провести сравнительно-правовой анализ правовой регламентации Личных и имущественных отношений между супругами по РЧП и современному семейному праву Республики Беларусь (на основе КоБС Республики Беларусь)

Задание № 6.

Подготовить письменное эссе на тему: «Внебрачные союзы»

Задание № 7.

Провести сравнительно-правовой анализ по вопросу заключения брака в РЧП и современном праве Республики Беларусь

Задание № 8.

Подготовить письменное эссе на тему: «Институт приданного. Предбрачный дар. Дарение между супругами»

Задачи:

1. Заключению брака у римлян предшествует сговор. Известно, что минимальный брачный возраст для невесты составлял 12 лет, для жениха - 14 лет. Имело ли значение, какой должен быть возраст контрагентов при сговоре? Обязательно ли при­сутствие при сговоре жениха и невесты?

2. Имеет ли право лицо, отец которого захвачен врагами, жениться?

3. Если в брак вступает внук, требуется ли согласие на это сына, то есть отца жениха, находящегося еще под отцовской властью деда-домовладыки? Если же в брак вступает внучка?

4. Сенатор взял в жены вольноотпущенницу. Со временем он ут­ратил сенаторское звание. Может ли его сожительница считать­ся женой с этого момента?

5. Женщина возвратилась к мужу, которого до этого покинула. Является ли это продолжением брака или требуется заключение нового брачного договора?

6. Муж принял в качестве приданого рабов по оценке и заключил договор о том, что он должен отдать после развода рабов, имеющих такую же стоимость. У рабов родились дети. Чьей собственностью они являются после развода?

7. Отец невесты дал обещание установить приданое для своей дочери и эмансипировал ее до брака. Случилось так, что он умер, и свадьба не состоялась. Имеет ли право жених на полу­чение приданого, и к кому он может обратиться с требованием?

8. Если муж, будучи назначенным наследником по завещанию какого-либо третьего лица, откажется от наследства в целях со­вершения дарения - является ли это законным?

9. Жена получила от мужа деньги и внесла их за своего кровного родственника в качестве сбора при вступлении его в муници­пальный совет. Имеет ли здесь законную силу дарение?

10. Укажите, в каком случае из двух приведенных имеет место дарение:

а) жена израсходовала подаренные ей деньги на съестные при­пасы, или на мази, или на пищу для рабов, находящихся в со­вместном пользовании;

б) жена израсходовала деньги, данные ей мужем, на своих до­машних рабов или рабов, предназначенных для продажи.

11. Известно, что муж попал в плен во время военных действий Рима, он жив и удерживается в плену более 5 лет. Имеет ли право его жена на расторжение брака?

12. Вольноотпущенница вышла замуж за своего патрона. Спустя некоторое время она пожелала расторгнуть брак. Ее муж, па­трон хочет иметь ее в качестве жены. Может ли женщина всту­пить в брак с кем-либо другим?

13. Во время брака муж впал в безумие:

а) Может ли муж послать сообщение о разводе?

б) Можно ли мужу направить сообщение о разводе в тот мо­мент, когда его болезнь, хотя и являясь постоянной, имеет пе­рерывы и переносима его близкими?

в) Если болезнь мужа серьезна и надежд на выздоровление нет, какие правовые последствия несет жена, если она инициирует развод?

14. Жена разводится с мужем. При этом она обвиняет его в жесто­ком обращении с рабами, входящими в состав приданого. Суп­руга предъявляет иск на этом основании - ответственность за ухудшение рабов, за их обесценивание. На это муж отвечает, что и к своим рабам он относится с такой же жестокостью и от­казывается признать иск. В чью пользу решит дело суд?

15. Муж осужден уголовным судом, и его имущество конфискова­но. Из какого источника следует выплачивать приданое жене, которая, разводясь, предъявляет иск к мужу?

Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Ефимов, В.В. Лекция истории римского права / В.В. Ефимова. – СПб.: Типография В.С. Балашева, 1891 (обложка 1892). – 485 с. ИЛИ издания 1895; 1898.
  2. Коптев, А.В. Римское законодательство IV – V вв. о браках рабов и колонов / А.В. Коптев // Вестник древней истории. – 1985. – № 4. – С. 62 – 83.
  3. Кукольник, В.Г. Начальные основания Римского гражданского права: для руководства в преподавании онаго на публичных курсах / В.Г. Кукольник. – СПб.: Медицинская типография, 1810. – Х, 292 с.
  4. Маккензи, Д. Римское право сравнительно с законами Франции, Англии и Шотландии / Д. Маккензи. – М.: Типография Л.И. Степановой, 1864. – 422 с.
  5. Никольский, Б.В. К истории дарений между супругами: исслед. по римскому праву / Б.В. Никольский. – Юрьев: Типография К. Маттисена, 1915. – XXXII, 506 с.
  6. Покровский, М.М. Очерки по истории Римской истории и литературы / М.М. Покровский. – СПб.: Сенатская типография, 1907. – 98, II с.
  7. Уголовные и гражданские законы и судопроизводство во Франции, Англии и Шотландии с изложением в сравнительном очерке главных оснований римского права: пер. с англ. / Д. М***. – [Репринтное изд.]. – [Б. м.]: Б. и., 2005?]. – LI, 422 с.
    Семинарское занятие 5 (2 часа)

Тема 9. Римская семья

Вопросы для обсуждения:

1. Основания возникновения отцовской власти. Узаконение и усыновление

2. Личные права и обязанности родителей и детей

3. Имущественная правоспособность подвластных детей по праву Юстиниана. Эманципация

4. Римская семья (familia). Линии и степени родства. Родство и свойство: соотношение явлений

5. Права и обязанности опекуна и попечителя

Задание № 1.

Составить таблицы по вопросу «Имущественные и личные права и обязанности родителей и детей»

Задание № 2.

Составить таблицы по вопросу «Попечительство»

Задание № 3.

Составить схемы по вопросу «Прекращение опеки»

Задание № 4.

Составить схемы по вопросу «Узаконение и усыновление»

Задание № 5.

Составить схемы по вопросу «Линии и степени родства. Родство и свойство: соотношение явлений»

Задание № 6.

Подготовить письменное эссе на тему: «Прекращение отцовской власти. Эманципация»

Задание № 7.

Составить схемы по вопросу «Римская семья (familia). Агнатское и когнатское родство»

Задание № 8.

Подготовить письменное эссе на тему: «Полномочия опекуна и ответственность опекуна»

 

 

Задача:

Прокомментируйте приведенный фрагмент из текстов римских юристов, т.е. дайте толкование с использованием современной юридической лексики, и ответьте на поставленные после фрагмента текста вопросы.

Ulp.. 36 ad ее!, I). 27,3,1,1: Unde quaeritur apud lulia-num libro vicensirno primo digestorum, si tutor pupillo auctoritatem ad mortis causa donationem accommodaverit, an tutelae iudicio tencatur. Et ait teneri eum: nam sicuti testamenti factio, inquit, pupillis concessa non est, ita nec mortis quidem causa donationes pcrmittendae sunt.

 

Поэтому у Юлиана в двадцать первой книге «Дигест» ставится вопрос: если опекун даст малолетнему одобрение в отношении дарения на случай смерти, отвечает ли он по иску об опеке? И он говорит, что отвечает: ведь так же, как малолетним отказано в завещательной правоспособности, так же им не должны быть дозволены дарения на случай смерти.

Будет ли считаться, что отчуждение на основании дарения произошло по вине опекуна? Как будет реализована эта ответственность? Кто сможет предъявить опекуну иск об опеке в связи с данным делом? Вступит ли сделка в силу, если подопечный останется жив? Сможет ли он сам отменить сделку, выйдя из-под опеки? Какие еще обязанности несет опекун?

 

Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию:

1. Азаревич, Д.И. О различии между опекой и попечительством по римскому праву / Д.И. Азаревич. – [Репринтное изд.]. – [Б. м.]: б. и., 2006?]. – 318 с.

2. Дождев Д.В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве / Д.В. Дождев // Советское государство и право. – 1990. – № 12. – С. 119 – 123.

3. Ефимов, В.В. Лекция истории римского права / В.В. Ефимова. – СПб.: Типография В.С. Балашева, 1891 (обложка 1892). – 485 с. ИЛИ издания 1895; 1898.

4. Загурский, Л.Н. Личные отношения между родителями и детьми по римскому и французскому праву / Л.Н. Загурский. – [Репринтное изд]. – [Б. м.]: б. и., 2006?]. – [Ч. 1]: Введение. Учение о законнорожденности и незаконнорожденности по римскому праву. – V, 362 с.

5. Кукольник, В.Г. Начальные основания Римского гражданского права: для руководства в преподавании онаго на публичных курсах / В.Г. Кукольник. – СПб.: Медицинская типография, 1810. – Х, 292 с.

6. Маккензи, Д. Римское право сравнительно с законами Франции, Англии и Шотландии / Д. Маккензи. – М.: Типография Л.И. Степановой, 1864. – 422 с.

7. Уголовные и гражданские законы и судопроизводство во Франции, Англии и Шотландии с изложением в сравнительном очерке главных оснований римского права: пер. с англ. / Д. М***. – [Репринтное изд.]. – [Б. м.]: Б. и., 2005?]. – LI, 422 с.

 


Практическое занятие 3 (2 часа)

Тема 10. Право наследования

 

На занятии проводится учебная конференция: «Право наследования в Древнем Риме и Республике Беларусь: сравнительно-правовой анализ»

 

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и содержание наследства

2. Виды наследования

3. Открытие и принятие наследства

4. Особые наследственные права

Примерная тематика докладов:

  1. Значение института наследования в праве Древнего Рима и современной цивилистике.
  2. Наследование по закону: эволюция института.
  3. Правовой режим выморочного имущества в праве Древнего Рима и современной цивилистике.
  4. Форма завещания.
  5. Завещание как форма последней воли наследодателя: от Древнего Рима до современной цивилистики.
  6. Подназначение наследника по римскому частному праву и современному гражданскому праву.
  7. Завещательная правоспособность.
  8. Недействительность завещания и ее правовые последствия.
  9. Наследственная трансмиссия.

Задание № 1.

Составить таблицы по вопросу «Обязательная доля в наследстве»

Задание № 2.

Составить таблицы по вопросу «Иски о наследстве. Выморочное наследство»

Задание № 3.

Составить схемы по вопросу «Открытие и принятие наследства»

Задание № 4.

Составить схемы по вопросу «Легаты и фидеикомиссы»

Задание № 5.

Составить схемы по вопросу «Наследование по закону»

Задание № 6.

Подготовить письменное эссе на тему: «Содержание завещания»

Задание № 7.

Составить схемы по вопросу «Этапы развития римского наследственного права»

Задание № 8.

Подготовить письменное эссе на тему: «Наследование по завещанию (testamentum)»

 

Задачи:

КНИГА 35 Дигест Юстиниана

1. Когда Марку было десять лет, его отец влюбился в 16-летнюю Клавдию. Он захотел взять ее к себе в конкубины, однако она была сумасшедшей. Всю жизнь отец Марка опекал девушку. Когда он умер, то оставил Марку в форме легата имение под условием, что Марк даст определенную сумму денег Клавдии. Марк исполнил волю отца, передав деньги бывшему сенатору Аурелию, дяде и опекуну Клавдии. Правильно ли он поступил? Сможет ли он после этого принять имение?

2. Панфил умер и оставил легат своему несовершеннолетнему сыну Августину. Однако дядя, который являлся опекуном Августина, не дал согласие на исполнение легата. Правомерны ли действия опекуна? Изменилось бы что-либо, если бы Августин стал необходимым наследником? Ответ аргументируйте ссылками на законодательство.

КНИГА 18 Дигест Юстиниана

3. Помпилий продал наследство своего еще живого отца Марку. Можно ли согласно римскому законодательству продавать наследство живых и (или) не существующих людей? Ответ аргументируйте ссылками на законодательство.

КНИГА 26 Дигест Юстиниана

4. По завещанию Сцеволы опекуном его дочери был назначен Тиций. Однако существует два Тиция – отец и сын. Из завещания не ясно, о ком думал завещатель. Кто из них будет опекуном? Ответ аргументируйте ссылками на законодательство.

5. Элия назначила сыновей от Сея и дочь от Марка наследниками в равных долях и завещала легат в пользу матери, что пока та жива, ей предоставляется узуфрукт на имущество Элии так, чтобы после смерти матери Элии он принадлежал детям или тому, кто из них будет жив. Сыновья после получения наследства погибли при проведении военных действий. Кто получит узуфрукт? Ответ аргументируйте ссылками на законодательство.

Специальная литература для подготовки к семинарскому занятию:

1. Боголепов, Н.П. Формальные ограничения свободы завещаний в римской классической юриспруденции / Н.П. Боголепов. – [Репр. изд.]. – Б.м., [2004?]. – VIII, 275 с.

2. Гейнекций, И. Основания римского права: в 2 ч. / И. Гейнекций. – СПб.: Типография Шнора, 1809 – 1810. – Ч. 1 – 2. – 159 с.

3. Ефимов, В.В. Лекция истории римского права / В.В. Ефимова. – СПб.: Типография В.С. Балашева, 1891 (обложка 1892). – 485 с. ИЛИ издания 1895; 1898.

4. Капустин, М.Н. Институция римского права / М.Н. Капустин. – М.: Тип. М.Н.Лаврова и Ко, 1880 (обл. 1881). – 392 с.

5. Кукольник, В.Г. Начальные основания Римского гражданского права: для руководства в преподавании онаго на публичных курсах / В.Г. Кукольник. – СПб., 1810. – Х,292 с.

6. Курдиновский, В.И. Договоры о праве наследования / В.И. Курдиновский. - [Репринтное изд.]. – [Б.м.]: б.и., 2006?]. – 322 с.

7. Маккензи, Д. Римское право сравнительно с законами Франции, Англии и Шотландии / Д. Маккензи. – М.: Типография Л.И. Степановой, 1864. – 422 с. ИЛИ Уголовные и гражданские законы и судопроизводство во Франции, Англии и Шотландии с изложением в сравнительном очерке главных оснований римского права: пер. с англ. / Д. М***. – [Репринтное изд.]. – [Б. м.]: Б. и., 2005?]. – LI, 422 с.


Практическое занятие 4 (2 часа)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.153 (0.05 с.)