Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальные и ассимиляторские тенденции в общественной и культурной жизни евреев↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Рост антисемитизма в Западной Европе, в котором выразилось нежелание широких кругов в европейских народах приобщить к себе евреев и растворить их в своей среде, с одной стороны, и усиление радикальных тенденций в самом еврействе, с другой, стали двумя полюсами, определившими пути развития, еврейского народа с конца XIX в. Даже те, кто не осознавал всю силу этих процессов и верил в возможность слияния евреев с окружающей средой или хотя бы мирного сосуществования {602} с ней — а в последнюю треть XIX и в начале XX в. они безусловно составляли большинство народа,— тоже не избежали диалектического влияния двух сил — центробежной и центростремительной, — испокон веков действовавших, как уже было отмечено, в истории еврейского народа. Они видели свое будущее в странах их жительства, они впитали в себя культуру этих стран и принимали активное участие во всех областях их жизни и творчества, но вместе с тем они создавали свои особые организационные рамки для взаимопомощи и для поддержки своих преследуемых братьев в Восточной Европе и в Передней Азии и — прямо или косвенно — содействовали новому расцвету еврейской национальной культуры и возникновению обширной литературы на иврите и на идиш. Включение в жизнь и культуру народов Западной и Центральной Европы перестало быть привилегией немногих, а стало массовым явлением; однако активность евреев в рамках общественных и культурных учреждений народов, среди которых они жили, продолжала быть делом отдельных лиц, а не коллектива. Чем больше становилось число евреев, занимающих важные экономические позиции или видное положение в культурной жизни, — тем более и более усиливалась травля антисемитских кругов и росло количество тех, кто враждебно относился к евреям и противился «еврейскому засилию». И действительно, евреи были вынуждены вступить в политическую борьбу не как индивидуумы, а как общественная группа, главным образом для того, чтобы дать должный отпор антисемитизму. Они должны были создавать свои собственные организации для защиты своего права включиться в нееврейское общество и стать его неотъемлемой частью. Но именно существование особых еврейских организаций, преследующих общественно-политические цели и борющихся против дискриминации, или даже носивших чисто филантропический характер и оказывавших помощь еврейским учащимся или иммигрантам, служило не только антисемитам всех оттенков, но и широким кругам европейской общественности доказательством того, что еврейская сплоченность, а следовательно и «еврейское засилие»—реальные факты. Этот {603} диалектический характер процесса включения евреев в среду европейских наций оказал пагубное влияние на судьбу еврейского народа в XX в., в особенности во время нацистского разгула. Уже в шестидесятых годах XIX в. еврейская общественная организация «Альянс» стала мишенью для нападок юдофобов. Ее вмешательство в пользу евреев в Марокко, Швейцарии и в Румынии дало антисемитам повод называть ее «мировым еврейским правительством». С восьмидесятых годов деятельность «Альянса» ограничивалась, главным образом, содействием еврейской эмиграции и основанием школ в различных странах. Но сознание того, что ущемление прав евреев в одной из стран отражается на их положении во всем мире, побудило другие еврейские организации продолжать борьбу. В 1878 г. «Совет депутатов еврейских общин» в Англии совместно с «Англо-еврейской ассоциацией» создал «Объединенный комитет по иностранным делам» с целью оказания помощи преследуемым евреям в Восточной Европе и в странах Ближнего Востока. В 80-х годах, когда волна погромов прокатилась по России, в Англии был создан «Русско-еврейский комитет», организовавший общественный протест против политики русского правительства. «Союз помощи немецких евреев» («Гильфсферейн»), основанный в 1901 г., также был инициатором некоторых политических мероприятий. Так, после кишиневского погрома в 1903 г. он созвал представителей всех значительных еврейских организаций в разных странах для обсуждения положения евреев в России. В 1905—6 гг. глава «Гильфсферейна» Пауль Натан неоднократно обращался по этому вопросу к членам русского правительства. В 1906 г. им была созвана в Брюсселе конференция, посвященная той же проблеме. В 1907 г., после «аграрных беспорядков» в Румынии, Пауль Натан ходатайствовал перед премьер-министром этого государства в связи с причиненными евреям ущербами. В 1912 г. в Брюсселе вновь состоялся съезд, на котором был создан «Союз еврейских организаций» для защиты еврейских интересов в период Балканских войн. Не менее широкую деятельность развил {604} «Американский еврейский комитет», основанный в 1906 г. и поставивший перед собой аналогичные цели. Подобно еврейским организациям в Европе, и он направил свои главные усилия на содействие евреям России. В связи с тем, что русские власти подвергли ограничениям американских подданных-евреев, приезжавших в Россию, этот комитет требовал от правительства США принять меры для их защиты. Он развернул широкую кампанию и, заручившись поддержкой общественного мнения, повлиял на позицию Конгресса. В 1911 г. президент Тафт заявил, что торговый договор между Соединенными Штатами и Россией, существовавший с 1832 года, будет расторгнут, если не прекратятся действия, направленные против евреев - американских граждан. После окончания Балканских войн правительство США — по настоянию комитета — потребовало от всех государств, принимавших участие в этих войнах, соблюдать равноправие всех жителей в аннексированных ими районах. Этот шаг был предпринят, по существу, против политики дискриминации евреев со стороны правительства Румынии. Деятельность еврейских организаций в этой области достигла кульминационного пункта по окончании Первой мировой войны, во время Версальской мирной конференции, в особенности в связи с вопросом о защите прав еврейских меньшинств в различных государствах. И еще в одной, не менее важной сфере проявилось сотрудничество еврейских организаций, а именно в помощи эмигрантам — выходцам из стран Восточной Европы. В 1891 г., с новой волной еврейской эмиграции из России, в Берлине сформировался «Центральный германский комитет помощи евреям России», задавшийся целью оказывать действенную поддержку эмигрантам. В сотрудничестве с еврейскими организациями Франции, Англии и Австрии на немецкой и австрийской границах были созданы комитеты, которые классифицировали эмигрантов, проверяли их документы и обеспечивали их проездными билетами до Гамбурга или до США. Комитет заботился также о снабжении эмигрантов провиантом до отплытия кораблей.
В 1891 г. известный филантроп барон Морис Гирш {605} (1831—1896 гг.) опубликовал план переселения всех русских евреев в другие страны в течение 25 лет и их приобщения к земледельческому труду на новых местах. С этой целью он основал в Лондоне общество ЕКО (Еврейское колонизационное общество) с капиталом в 2 миллиона фунтов стерлингов. В своем завещании он предоставил этому обществу еще 6 миллионов ф. ст. и передал свои акции в нем еврейским общинам Берлина, Брюсселя и Франкфурта и «Англо-еврейской ассоциации». ЕКО приобрело обширные земельные участки в Аргентине, и с того времени его внимание было посвящено преимущественно еврейским земледельческим колониям в этой стране. План массовой эвакуации евреев из России не осуществился, но ЕКО все же достигло значительных успехов в области приобщения переселенцев к земледельческому труду: в 1897 г. уже насчитывалось свыше 20 колоний с населением в 7000 человек, а в 1907 г. — около. 20.000 душ. В 1899 г. барон Ротшильд передал ЕКО управление поддерживаемыми им сельскохозяйственными поселениями в Палестине. ЕКО помогало также еврейским земледельческим колониям в России. С 1903 г. в программу деятельности ЕКО были включены также помощь потенциальным эмигрантам в России и в Румынии (в одной лишь России оно открыло свыше 400 инструкционных бюро для переселенцев), содействие профессиональному образованию и, в особенности, основание кредитных учреждений в России и Галиции. «Американский еврейский комитет» развил энергичную деятельность для борьбы с планами ограничения свободы иммиграции в США. В 1909 г. несколько американских обществ помощи иммигрантам объединились в «Еврейское общество покровительства и содействия иммигранту» (сокр. HIAS), при котором образовались отделы: информации новоприбывшим, юридической помощи им, содействия в нахождении для них жилища, работы и приобретения гражданства. С самого начала Первой мировой войны американское еврейство мобилизовалось с целью облегчить участь евреев в районах военных действий в Восточной Европе и в Палестине. Три крупные еврейские филантропические {606} организации объединились в «Общий американский еврейский комитет по распределению помощи» (сокр. по-английски — «Джойнт»); через посредство посольства США в России и ЕКО они переводили фонды Еврейскому комитету помощи жертвам войны (ЕКОПО) и связанным с ним учреждениям. Пособия посылались также в районы, оккупированные немцами. После вступления США в войну деятельность «Джойнта» там продолжалась через его филиал в Амстердаме, основанный с этой целью.
Важным полем деятельности еврейских организаций было народное образование и школьное дело. Здесь, не меньше чем в области политической и общественной, проявилась двойственность их влияния. С одной стороны, они основывали еврейские школы на французском и немецком языках, помогали новым иммигрантам в США «американизироваться», т. е. приобщаться к американской среде и культуре, и оказывали поддержку еврейским студентам в университетах; с другой — они заботились о распространении еврейских знаний, об изучении иврита еврейской истории, религии и культуры как в созданных ими особых еврейских школах, так и на специальных уроках в общих учебных заведениях.
В Западной Европе сближение евреев с окружающей нееврейской средой привело к тому, что особые еврейские школы там почти совершенно исчезли. Еврейское образование ограничивалось преподаванием некоторых еврейских предметов и обучением молитвам один или два раза в неделю в субботних или воскресных школах. В этот же период, большинство еврейской молодежи в России, Румынии, Галиции и в некоторых районах. Венгрии все еще продолжало воспитываться в традиционных религиозных училищах — хедерах и иешиботах. Под влиянием национального движения были основаны и «реформированные» хедеры, где преподавание велось на иврите и изучались также общие предметы.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке, где вообще не существовало государственной школьной сети уровень хедеров был очень низкий, и обеспечением начального образования занимались западноевропейские еврейские организации. Альянс развил широкую сеть учебных {607} заведений в этих странах; но его предложение действовать в этом направлении в России натолкнулось на упорное сопротивление со стороны властей. В школах Альянса ручались и предметы еврейской культуры, но языком преподавания был французский. «Гильфсферейн» создал в Галиции, в Балканских странах и в Палестине сеть школ, детских садов и ремесленных училищ, в которых преподавание велось на немецком языке.
Во второй половине XIX в. чрезвычайно возросло число евреев ученых, журналистов, писателей, художников и музыкантов, и их участие в культурной жизни стран Западной и Центральной Европы во много раз превосходило их долю в населении этих стран. Их духовное творчество лишь в незначительной мере касалось специфической еврейской тематики, но у многих из них в корне изменилось отношение к родному народу. На первых этапах культурной ассимиляции евреев их главной целью было доказать, насколько они полностью приобщились к культуре окружения и оторвались от своего национального прошлого. Считалось, что быть непохожим на еврея является вершиной достижений. Теперь же участились случаи, когда еврей-интеллигент требовал признания своих прав не как «человек», а как еврей, и подчеркивал при этом не только свое стремление быть подобным окружающей инородной среде, но и свое право быть отличным от нее. Еврейское наследие перестало быть для многих «вековым страданием» и источником ощущения полноценности, а наоборот — оно стало стимулом чувства собственного достоинства, основанного на сознании, что это наследие содержит в себе извечные общепризнанные и нерушимые ценности человеческого духа. В этот период непрестанно увеличивается вклад евреев в развитие науки, значение которой особенно возрастает в европейских странах. Среди корифеев медицины выделяется Пауль Эрлих (1854—1915 гг.), один из основоположников современной биологии. Важные открытия были сделаны бактериологом, уроженцем России, Владимиром Хавкиным (1860—1930 гг.), который вел борьбу с чумой и холерой в Индии и с этой целью основал, в Бомбее научно-исследовательский институт, носящий {608} теперь его имя. В другой научной области, в математике, в которой евреи отличались испокон веков, некоторые из них основали новые отрасли, как, например, Георг Кантор (1845—1918 гг.), создатель теории множеств, и Герман Минковский (1864—1909 гг.), давший математическое обоснование субстанциальной неразрывности пространства и времени. Немало евреев участвовало в развитии физики, этой важнейшей отрасли современного естествознания, как Альберт Майкельсон (1852—1931 гг.), известный своими опытами по определению скорости света: Генрих Герц (1857—1894 гг.), исследователь электромагнитных волн, Альберт Эйнштейн (1879—1955гг.), отец теории относительности, произведший величайший со времени Ньютона переворот в физике. Изобретение Ф. Габера (1868— 1934 гг.) по извлечению азота из воздуха имело неоценимое значение для промышленности. Увеличилось число еврейских ученых и в других областях. Хотя в гуманитарных науках их было намного меньше, чем в естественных, т. к. в большинстве университетов евреи не допускались к преподаванию гуманитарных дисциплин, все же и здесь они внесли важный вклад во многие отрасли. Игнаца Гольдциера (1850— 1921 гг.) принято считать одним из основоположников исследования ислама. В России большие заслуги в этой области имели Даниил Хвольсон и Авраам Альберт Гаркави. В конце XIX в. среди ведущих философов эпохи было несколько евреев. В Германии Герман Коген был основателем т. н. «Марбургской школы», стремившейся возродить философский идеализм, опираясь на учение Канта, По Когену основы иудаизма близки по духу к неокантианству. Выдающимся мыслителем еврейского происхождения был французской философ Анри Бергсон (1859— 1941 гг.), также выступавший против механистическо-материалистического мировоззрения и придерживавшийся спиритуалистического подхода, в основе которого лежит интуиция. В области логики видное место занимает «феноменологическая» концепция Эдмунда Гуссерля (1859—1938 гг.). В психологии и психотерапии первостепенную роль {609} сыграл Зигмунд Фрейд (1856—1939гг.), основоположник психоанализа — системы, вышедшей далеко за пределы излечения душевных заболеваний, для которого она была сначала предназначена. В социологию ценный вклад внесли Георг Зиммель (1858—1918 гг.) и Эмиль Дюркгейм (1858—1917 гг.).
Многие евреи выдвинулись и в сфере изобразительных искусств, тогда как прежде еврейские художники и скульпторы были исключительным явлением. Одним из наиболее видных мастеров в этой области был Камилл Писсарро (1830—1903 гг.) принадлежавший к родоначальникам импрессионизма. По тому же пути последовал его сын Люсьен (1863—1944 гг.), проживший большую часть своей жизни в Англии. В Голландии к этому направлению принадлежал Исаак Израэльс (1865—1934 гг.), сын Иозефа Израэльса, а в Германии яркими выразителями импрессионизма были Макс Либерман (1847—1935 гг.) и Лессер Ури (1861—1931 гг.). В России приверженцем этого течения был художник Лев Бакст (1866—1924 гг.), создавший непревзойденные декорации для балета. Одним из выдающихся художников конца XIX в. был Исаак Левитан (1861—1900гг.), достигший необычайного мастерства в изображении русской природы. В начале столетия в Париже сформировалось революционное течение в искусстве, т. н. «парижская школа», в которой евреи принимали видное участие. Амадео Модильяни (1884—1920 гг.), Жюль Паскен (1885—1930 гг.), Хаим Сутин (1894—1943 гг.) и Марк Шагал (1887 г.) — самые известные из них. У многих из последователей этой школы еврейские сюжеты и еврейский быт служат важным элементом в их творчестве. В области музыки евреи продолжали стоять в первых рядах, главным образом в качестве исполнителей, но имелись среди них и композиторы, из которых наиболее выдающимся был Густав Малер (1860—1911 гг.). В Австрии и Германии в некоторых произведениях писателей-евреев этого периода отражены их национальное происхождение, а также впечатления еврейской среды их детства. Петер Альтенберг (1859—1919гг.), Артур Шницлер (1862—1931 гг.), Якоб Вассерман (1873—1934гг.) и {610} Франц Кафка (1883—1924 гг.) заняли почетное место в общей немецкой литературе. Многие евреи-писатели на разных языках в разных странах занимались еврейской проблематикой, обращаясь главным образом к еврейскому читателю. Карл-Эмиль Францоз (1848—1904 гг.) продолжал развивать эту тематику в немецкой литературе. Израиль Зангвилль (1864—1926 гг.) в английской, а беллетрист. Лев Леванда (1835—1888гг.) и поэт Семен Фруг (1860—1916 гг.) создают специфическую еврейско-русскую литературу. Однако в России, точно так же как в Англии и в Германии, такого рода еврейская литература на языке страны просуществовала недолго. С течением времени творчество еврейских писателей совершенно слилось с общей литературой окружающих народов, хотя оно зачастую продолжало отличаться некоторыми характерными чертами. Взаимодействие антагонистических тенденций в еврейской истории, ярко выразилось в том, что усиленное участие евреев в культурной жизни европейских стран сопровождалось также расцветом новой светской литературы на иврите и на идиш. Начало этой литературе положили, как уже было отмечено, еврейские просветители конца XVIII и первой половины XIX вв. в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине XIX в. на первое место выдвинулась публицистика на иврите, занимавшаяся всеми проблемами народной жизни. Публицист- языковед Элиэзер Бен-Иегуда, утверждавший, что только в Палестине возможно возрождение нации и ее культуры, поселился в Иерусалиме с твердым решением неуклонно трудиться над превращением иврита в живой — обиходный — язык. Книгоиздательства «Ахиасаф» и. «Тушия» в Варшаве печатали произведения еврейских поэтов средневековой Испании, переводы с европейских языков трудов из области еврейской истории и культуры, сочинения философского характера, а также учебники и книги для молодежи. Вместо полемических или дидактических произведений в патетическом стиле просветителей начинает появляться литература, правдиво отражающая жизнь народа и его стремления. С возникновением, палестинофильского движения и под его непосредственным {611} влиянием выкристаллизовался современный иврит и новые литературные жанры: Хаим Нахман Бялик (1873—1934 гг.) и Саул Черниховский (1875—1943гг.) достигли в своих творениях поэтического совершенства. М. И. Бердичевский (1865—1921 гг.), М. 3. Файерберг (1874—1899гг.), Д. Фришман (1859—1922гг.) являются верными выразителями различных направлений в кругах национальной интеллигенции. Писатели, пользовавшиеся главным образом языком народных масс — идиш — как, например, Менделе Мойхер Сфорим (1835—1917 гг.) и И. Л. Перец (1852—1915 гг.), внесли свою долю также и в литературу на иврите. Ахад-Гаам (1856—1927 гг.) и Н. Соколов (1859—1936 гг.) придали еврейской публицистике и идеологической литературе современную форму. В начале XX в. выдвинулся целый ряд талантливых молодых поэтов и беллетристов: 3. Шнеур (1886—1959 гг.), Я. Каган (1881—1960 гг.), Ш. Бен-Цион (1879—1913 гг.), У. Гнесин (1870—1932гг.). Романист И. X. Бреннер (1881— 1921 гг.) описывал— между прочим — жизнь «ишува» (еврейского населения) в Палестине, а поэт М. Долицкий (1856—1931 гг.) —переживания еврейского иммигранта в Америке. Создалась также благоприятная обстановка для расцвета литературы на идиш. Многие из среды еврейской интеллигенции перестали относиться, к языку народных масс с пренебрежением. Широко развилась пресса на идиш. В эти годы творили такие крупные писатели, как Шолом-Алейхем, И. Л. Перец, Шолом Аш (1880—1957 гг.) и др., и поэтому недаром они несут название «золотого века» литературы на идиш. А. Гольдфаден (1840—1908 гг.) основал народный театр на этом языке. В Америке его дело продолжал Я. Гордин (1853—1909 гг.), автор ряда бытовых пьес. Видными еврейскими поэтами там были М. Розенфельд (1862—1923 гг.) и Йегоаш (1870—1927 гг.). Последний перевел на идиш библию. Литература на иврите и на идиш заняла, почетное место среди европейских литератур конца XIX и начал XX вв. Шолом Алейхем (1859—1916гг.), например, обрисовавший с исключительным мастерством и с неподражаемым юмором жизнь евреев в черте оседлости в России {612} по сей день считается одним из величайших реалистических писателей-юмористов, творчество которых характеризуется как «смех сквозь слезы». Авторитетные литературоведы всего мира ставят его в один ряд с такими мировыми мастерами прозы, как Диккенс, Гоголь, Марк Твен, Мопассан и другие.
Звание национального поэта несомненно принадлежит Хаиму Нахману Бялику. Он занимает в новой еврейской литературе то же место, что Иегуда Галеви в средневековой поэзии. Его творчество сочетает в себе непревзойденную лирическую нежность с исключительной мощью поэта-обличителя в стиле древних библейских пророков. Бялик —истинный поэт еврейского национального возрождения; хотя он беспредельно предан многовековой традиционной культуре он почти всецело посвятил себя поискам синтеза между ней и светским духовным творчеством современности. После кишиневского погрома он безжалостно бичует именно евреев за их покорность, за то, что они, не сопротивляясь, становятся жертвами бесчинствующих убийц. Будущее еврейского народа поэт видит в его возвращении на древнюю родину, где он заживет свободной, продуктивной жизнью. В поэме «Мертвецы пустыни» Бялик образно уподобляет двухтысячелетнее существование евреев в диаспоре глубокому сну древних героев в безбрежной пустыне, а наш век представляется ему веком великой революции в еврейской истории, веком пробуждения народа, поднявшего стяг непримиримой борьбы за свое освобождение.
«Мы соперники Рока. Род последний для рабства и первый для радостной воли! Мы разбили ярем и судьбу мятежом побороли; Мы о небе мечтали, — но небо ничтожно и мало, И ушли мы сюда, и пустыня нам матерью стала. На вершинах утесов и скал, где рождаются бури, Нас учили свободе орлы, властелины лазури. И с тех пор нет над нами владыки! {613} Пусть замкнул Он пустыню во мстительном гневе Своем: Все равно — лишь коснулись до слуха мятежные клики, Мы встаем! Подымайтесь, борцы непокорного стана! Против волн небес, напролом, Мы взойдем на вершину, взойдем Сквозь преграды и грохот и гром урагана! Мы взойдем на вершину! Пусть покинул нас Бог, что когда-то клялся: Не покину! Пусть недвижен ковчег, за которым мы шли в оны лета,— Мы без Бога пойдем, и взойдем без ковчега Завета. Гордо встретим Его пепелящие молнией взоры И наступим ногой на Его заповедные горы, И к твердыням врага — кто б он ни был — проложим дорогу! Голос бури — вы слышите — чу! Голос бури взывает: «Дерзайте». Трубите тревогу... Пусть от бешенства скалы рассыплются комьями глины, Пусть погибнут из нас мириады в стремленье своем,— Мы взойдем, мы взойдем на вершину!»...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 216; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.170.67 (0.013 с.) |