Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возникновение и развитие еврейского социалистического движения

Поиск

 

Еврейское социалистическое движение возникло в семидесятых годах девятнадцатого столетия, и уже в конце восьмидесятых годов началась организованная борьба еврейских рабочих в России, в Англии и в Соединенных Штатах за улучшение условий труда. Еврейские рабочие союзы защищали интересы своих членов и под их руководством в разных городах черты оседлости был проведен ряд крупных забастовок. В Англии и США они добились некоторого улучшения ужасающих условий, господствовавших в потогонных мастерских, где работали новоприбывшие иммигранты. Группа революционно настроенной интеллигенции, преимущественно студенты, начали организовать рабочих, пропагандируя среди них социалистические идеи.

Морис Винчевский, который в 1877-78 гг. редактировал в Кенигсберге социалистический орган на иврите «Асефат хахамим» («Собрание мудрецов»), бывший, в свою очередь, продолжением «Гаэмет» («Правда») А. Ш. Либермана, начал издавать в 1884 г. в Лондоне еженедельник на идиш «Дер пойлише идл» («Польский еврейчик»).

Этот переход с иврита на идиш, как язык социалистической пропаганды, указывает на стремление обратиться к широким массам еврейских трудящихся, а не, как в 70-х годах, к радикальной интеллигентной молодежи, главным образом, к воспитанникам иешиботов. Важным фактором, приведшим к этой перемене, был отказ некоторых еврейских социалистов от общепринятой в народнических кругах, теории, определявшей всех евреев {586} как буржуазный класс, эксплуатирующий население. Еще в 1880 г. группа социалистов-евреев выпустила в Женеве прокламацию, в которой было объявлено о создании типографии для издания социалистической литературы на идиш. Автором этой прокламации был еврей-социалист Лейзер Цукерман, а издал ее известный украинский общественный деятель демократ М. П. Драгоманов.

После погромов 1881/2 гг. многие еврейские студенты в Петербурге и в Киеве решили, по примеру русских народников, что их задачей является «хождение в свой родной еврейский народ».

 

В 1886 г. в пятом номере «Вестника народной воли» была опубликована статья И. Ильяшевича (Рубановича), известного народника-еврея «Что делать евреям в России?». Это было первое обсуждение еврейского вопроса на страницах революционной печати. Рубанович утверждал, что еврейская буржуазия никогда не добьется равноправия для еврейских масс; их освободит только русская революция. Она же предоставит беднякам-евреям возможность основать свои сельскохозяйственные поселения. Он считал, что еврейская революционная молодежь не обращала до сих пор должного внимания на положение еврейского пролетариата. Задача этой молодежи — вести революционную пропаганду среди своего народа.

 

В Англии в 1885 г. начал выходить ежемесячник (затем еженедельник) на идиш «Дер арбетер фрайнд» («Друг рабочих»). В 1891г. он принял анархистскую окраску. Вообще среди еврейских рабочих иммигрантов в Англии и США были довольно сильны анархистские тенденции. Виднейшие анархисты Америки, как, например, Эмма Гольдман и Александр Беркман, были евреями.

Анархистская тенденция органа «Дер арбетер фрайнд» привела к тому, что ряд его сотрудников во главе с Винчевским покинул редакцию и основал ежемесячник «Ди фрайе велт» («Свободный мир»), 1891-2 гг., который сменил еженедельник «Дер векер». В письме редакторам этого органа старейший русский революционер Петр Лавров писал:. «Нация, которая дала в XIX в. Карла Маркса и Лассаля, не хранит ли в себе прирожденного или исторически выработанного побуждения к усвоению социалистических принципов».

{587} В 1892 г. в издании фонда Русской вольной прессы в Лондоне вышла в свет брошюра «Еврей к евреям» Е. Хасина.

Под этим псевдонимом скрывался д-р Хаим Житловский, ставший впоследствии видным деятелем еврейского рабочего движения. Это была первая попытка в России связать возрождение еврейского народа с аграрным социализмом в народническом духе. Он, с одной стороны, критиковал русскую радикальную интеллигенцию за ее нежелание вникнуть в нужды еврейских трудящихся, а с другой, еврейскую за ее отрыв от народных масс. Но в подавляющем большинстве еврейских революционных кружков в России в 90-х гг. господствовал марксистский подход.

В 1892 г. еврейские рабочие впервые праздновали Первое мая на массовке в Вильно. Речи четырех рабочих на этом празднестве являются одним из первых свидетельств о еврейском рабочем движении в России.

На митинге, посвященном празднованию Первого мая 1895 г., выступил с речью Юлий Цедербаум (в будущем Мартов - один из виднейших лидеров русской социал-демократии), который подчеркнул необходимость создания самостоятельной социал-демократической организации еврейский рабочих. Он утверждал, что русские и польские рабочие не будут защищать специфические интересы еврейских трудящихся: если они будут вынуждены идти на уступки — они без колебаний в первую очередь пожертвуют этими интересами.

Представители различных еврейских социалистических групп собрались в октябре 1897 года в Вильно и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (сокращенно, на идиш, «Бунд».). В марте 1898 г. был созван в Минске, при содействии, «Бунда», первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), на котором было решено, что «Бунд» войдет в состав общей партии как автономная организация, самостоятельная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата.

Деятельность «Бунда» базировалась главным образом на «кассах» (профсоюзах) рабочих в разных отраслях. Эта организация видела свое важнейшее задание в революционной пропаганде. В первый период своего существования {588} «Бунд» не выдвигал никаких специфических требований для евреев, кроме гражданского равноправия.

Позиция «Бунда» в широких кругах еврейской общества заметно укрепилась после покушения одного из его членов, Гирша Лекерта, на виленского губернатора, приказавшего высечь еврейских рабочих, участвовавших в демонстрации. Лекерт был казнен и превратился в героя еврейского социалистического движения. Национальное пробуждение еврейской общественности оказало влияние и на «Бунд», который уже в 1901 г. выдвинул лозунг «свободного пользования на законных началах еврейским языком (идиш) в судебных и правительственных учреждениях и в органах местного самоуправления», а также «культурно-национальной автономии». Последнее требование означало изъятие из ведения правительства дел культуры и образования и передачу их в руки различных национальностей «посредством местных и центральных органов, избираемых всеми теми, кто считает себя принадлежащим к той или другой нации».

Определение позиции «Бунда» в национальном вопросе привело его к столкновению с Российской социал-демократической партией, в состав которой он входил. В 1902 г. представитель «Бунда» предложил организовать российскую социал-демократию, как федерацию национальных партий, по образцу австрийской социал-демократии, но наткнулся на упорное сопротивление господствовавшей в партии группы «Искра».

На втором съезде РСДРП, состоявшемся в 1903 г., «Бунд» потребовал признать его «единственным представителем еврейского пролетариата» и запретить всякой другой партийной организации вести от имени партии пропаганду среди еврейских рабочих. Когда это требование было отклонено (главнейшими противниками его были евреи из руководителей РСДРП — Мартов, Троцкий и др.), «Бунд» покинул партию и вернулся в нее лишь в 1906 г., после того как был найден компромисс, предоставивший ему возможность сохранить свою автономию.

«Бунд» принял активное участие в революции 1905 года. Число его членов достигло к тому времени приблизительно 40.000, но в эпоху последующей реакции оно {589} резко сократилось. Часть его деятелей эмигрировала в Соединенные Штаты, другие — в большинстве своем рьяные идишисты — посвятили себя главным образом культурной работе. В 1910 г. восьмая конференция «Бунда» признала идиш национальным языком евреев и приняла решение об участии в жизни еврейских общин. В 1912 году в деятельности «Бунда» произошло некоторое оживление, но лишь после Февральской революции 1917 года стал он вновь пользоваться значительным влиянием на еврейские народные массы.

В Галиции и Буковине в 1905 г. организовалась «Еврейская рабочая социал-демократическая партия», близкая «Бунду» по духу; она также требовала для евреев «культурно-национальную автономию». В Америке еврейское социалистическое движение носило преимущественно антинациональный характер, и члены его именовали себя «социалистами, говорящими на идиш». Большинство еврейских социалистов в этой стране действовало в рамках общих партий, а национально-еврейскую окраску имела лишь деятельность социалистов-сионистов.

 

Отцом социалистического сионизма считается по праву Нахман Сыркин (1868—1924 гг.). В 1898 г. он опубликовал нашумевшую статью «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство», в которой утверждал, что еврейское государство которое будет создано в Палестине, должно быть социалистическим.

В 1901 г. Сыркин обратился с «Воззванием к еврейской молодежи» о необходимости создания еврейскими массами социал-демократической организации для достижения этой цели. Почти одновременно в разных местах возникли общества под названием «Поалей-Цион» («Рабочие Сиона»), и в конце 1901 г. состоялся их съезд в Минске. В 1903 году было созвано совещание еврейской радикальной молодежи, в результате которого была основана национально настроенная социалистическая группа «Возрождение»; эта группа выступила с требованием национально-культурной автономии и созыва «сейма», который по ее взглядам должен быть полномочным представительным органом еврейского народа.

Революция 1905 года в России способствовала {590} формированию марксистских сионистских партий, выкристаллизовавшихся из групп «Поалей-Цион». Основное идеологическое положение этих партий заключалось в том, что в условиях диаспоры невозможно разрешить основные жизненные проблемы еврейских масс, и поэтому необходимо стремиться к приобретению для еврейского народа, или, по меньшей мере, для значительной части его, своей собственной территории. Вопросы о возможностях и путях осуществления территориальной концентрации вызвали в 1905—1906 гг. бурную полемику, в результате которой возникли три партии:

 

 

а) «Социалистическая еврейская рабочая партия» (СЕРП), образовавшаяся в апреле 1906 года путем слияния группы «Возрождения» с некоторыми организациями «Поалей-Цион», считала стремление добиться собственной территории несбыточной в близком будущем мечтой и видела реальное разрешение еврейского вопроса в превращении России в федеративное государство различных наций, в признании евреев одной из этих наций и в учреждении национального «сейма» для каждой из них. «Сейм» должен был стать высшей инстанцией не только в вопросах культуры, но и во всех других проблемах, касающихся внутренней жизни нации. По своему идеологическому складу СЕРП была сродни русским эсерам. Среди ее руководителей выделялся д-р X. Житловский.

б) «Сионистско-социалистическая рабочая партия» (СС) организовалась в начале 1905 г.; ее идеологом был Нахман Сыркин.

Она придерживалась мнения, что в странах своего жительства еврейские массы, не могут подвергнуться нормальному процессу пролетаризации, являющемуся предварительным, условием ведения планомерной классовой борьбы, и что даже в иммиграционных странах еврейский труд не играет, роли в главных отраслях индустрии. Поэтому необходимо основать еврейское государство, где будет с самого начала создано народное хозяйство, в развитии которого евреи будут доминирующим элементом. Только там еврейские массы смогут включиться в нормальные экономические процессы и принять должное участие в строительстве социалистического общества. С течением времени члены этой партии стали {591} склоняться к территориализму и отрицали непреложную связь между сионизмом и Палестиной. Они выступили из Всемирной сионистской организации и поддерживали связь с ЕТО.

в) «Социал-демократическая еврейская рабочая партия Поалей-Цион», основанная в Полтаве в феврале 1906 года. Идейным руководителем ее был Бер Ворохов; к числу ее активных членов принадлежали И. Бен-Цви (впоследствии второй президент Государства Израиль), Я. Зерубавел, Н. Рафалкес-Нир и др.

Это была марксистская партия, считавшая, что только Палестина может служить территорией для создания соответствующего «поля деятельности» еврейскому рабочему и для ведения последовательной классовой борьбы. В сионистских конгрессах она участвовала только до 1909 г., заявив тогда о своем выходе из сионистской организации, т. к., по ее мнению, нет возможности сочетать интересы еврейского пролетариата с интересами буржуазного сионизма. Одной из ее важнейших областей деятельности была организация самообороны во время погромов.

 

Организация «Поалей-Цион» возникла также и в Австрии. В 1904 г. в Кракове был основан «Союз еврейских рабочих и торговых служащих», принявший в 1906 г. название «Еврейская социалистическая рабочая партия Поалей-Цион». Эта партия боролась за обеспечение еврейского национального представительства в Австрии. Одним из ее видных лидеров был С. Капланский.

В Соединенных Штатах вначале существовали две отдельные партии, СС и Поалей-Цион, но в 1909 г. по инициативе Житловского они объединились в «Еврейскую социалистическую рабочую партию Поалей-Цион». Палестинские «Поалей-Цион» являлись ответвлением российской партии и находились в тесном контакте с ней.

В 1907 г. партии «Поалей-Цион» в разных странах объединились во «Всемирный союз», который в первые годы своего существования входил в состав Сионистской организации как самостоятельная фракция.

Еврейские социалистические партии стали важнейшей движущей силой в общественной и политической жизни народа, особенно в России.

{592}

Глава восемнадцатая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.013 с.)