Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и развитие еврейского социалистического движенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Еврейское социалистическое движение возникло в семидесятых годах девятнадцатого столетия, и уже в конце восьмидесятых годов началась организованная борьба еврейских рабочих в России, в Англии и в Соединенных Штатах за улучшение условий труда. Еврейские рабочие союзы защищали интересы своих членов и под их руководством в разных городах черты оседлости был проведен ряд крупных забастовок. В Англии и США они добились некоторого улучшения ужасающих условий, господствовавших в потогонных мастерских, где работали новоприбывшие иммигранты. Группа революционно настроенной интеллигенции, преимущественно студенты, начали организовать рабочих, пропагандируя среди них социалистические идеи. Морис Винчевский, который в 1877-78 гг. редактировал в Кенигсберге социалистический орган на иврите «Асефат хахамим» («Собрание мудрецов»), бывший, в свою очередь, продолжением «Гаэмет» («Правда») А. Ш. Либермана, начал издавать в 1884 г. в Лондоне еженедельник на идиш «Дер пойлише идл» («Польский еврейчик»). Этот переход с иврита на идиш, как язык социалистической пропаганды, указывает на стремление обратиться к широким массам еврейских трудящихся, а не, как в 70-х годах, к радикальной интеллигентной молодежи, главным образом, к воспитанникам иешиботов. Важным фактором, приведшим к этой перемене, был отказ некоторых еврейских социалистов от общепринятой в народнических кругах, теории, определявшей всех евреев {586} как буржуазный класс, эксплуатирующий население. Еще в 1880 г. группа социалистов-евреев выпустила в Женеве прокламацию, в которой было объявлено о создании типографии для издания социалистической литературы на идиш. Автором этой прокламации был еврей-социалист Лейзер Цукерман, а издал ее известный украинский общественный деятель демократ М. П. Драгоманов. После погромов 1881/2 гг. многие еврейские студенты в Петербурге и в Киеве решили, по примеру русских народников, что их задачей является «хождение в свой родной еврейский народ».
В 1886 г. в пятом номере «Вестника народной воли» была опубликована статья И. Ильяшевича (Рубановича), известного народника-еврея «Что делать евреям в России?». Это было первое обсуждение еврейского вопроса на страницах революционной печати. Рубанович утверждал, что еврейская буржуазия никогда не добьется равноправия для еврейских масс; их освободит только русская революция. Она же предоставит беднякам-евреям возможность основать свои сельскохозяйственные поселения. Он считал, что еврейская революционная молодежь не обращала до сих пор должного внимания на положение еврейского пролетариата. Задача этой молодежи — вести революционную пропаганду среди своего народа.
В Англии в 1885 г. начал выходить ежемесячник (затем еженедельник) на идиш «Дер арбетер фрайнд» («Друг рабочих»). В 1891г. он принял анархистскую окраску. Вообще среди еврейских рабочих иммигрантов в Англии и США были довольно сильны анархистские тенденции. Виднейшие анархисты Америки, как, например, Эмма Гольдман и Александр Беркман, были евреями. Анархистская тенденция органа «Дер арбетер фрайнд» привела к тому, что ряд его сотрудников во главе с Винчевским покинул редакцию и основал ежемесячник «Ди фрайе велт» («Свободный мир»), 1891-2 гг., который сменил еженедельник «Дер векер». В письме редакторам этого органа старейший русский революционер Петр Лавров писал:. «Нация, которая дала в XIX в. Карла Маркса и Лассаля, не хранит ли в себе прирожденного или исторически выработанного побуждения к усвоению социалистических принципов». {587} В 1892 г. в издании фонда Русской вольной прессы в Лондоне вышла в свет брошюра «Еврей к евреям» Е. Хасина. Под этим псевдонимом скрывался д-р Хаим Житловский, ставший впоследствии видным деятелем еврейского рабочего движения. Это была первая попытка в России связать возрождение еврейского народа с аграрным социализмом в народническом духе. Он, с одной стороны, критиковал русскую радикальную интеллигенцию за ее нежелание вникнуть в нужды еврейских трудящихся, а с другой, еврейскую за ее отрыв от народных масс. Но в подавляющем большинстве еврейских революционных кружков в России в 90-х гг. господствовал марксистский подход. В 1892 г. еврейские рабочие впервые праздновали Первое мая на массовке в Вильно. Речи четырех рабочих на этом празднестве являются одним из первых свидетельств о еврейском рабочем движении в России. На митинге, посвященном празднованию Первого мая 1895 г., выступил с речью Юлий Цедербаум (в будущем Мартов - один из виднейших лидеров русской социал-демократии), который подчеркнул необходимость создания самостоятельной социал-демократической организации еврейский рабочих. Он утверждал, что русские и польские рабочие не будут защищать специфические интересы еврейских трудящихся: если они будут вынуждены идти на уступки — они без колебаний в первую очередь пожертвуют этими интересами. Представители различных еврейских социалистических групп собрались в октябре 1897 года в Вильно и основали «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России» (сокращенно, на идиш, «Бунд».). В марте 1898 г. был созван в Минске, при содействии, «Бунда», первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), на котором было решено, что «Бунд» войдет в состав общей партии как автономная организация, самостоятельная в вопросах, касающихся еврейского пролетариата. Деятельность «Бунда» базировалась главным образом на «кассах» (профсоюзах) рабочих в разных отраслях. Эта организация видела свое важнейшее задание в революционной пропаганде. В первый период своего существования {588} «Бунд» не выдвигал никаких специфических требований для евреев, кроме гражданского равноправия. Позиция «Бунда» в широких кругах еврейской общества заметно укрепилась после покушения одного из его членов, Гирша Лекерта, на виленского губернатора, приказавшего высечь еврейских рабочих, участвовавших в демонстрации. Лекерт был казнен и превратился в героя еврейского социалистического движения. Национальное пробуждение еврейской общественности оказало влияние и на «Бунд», который уже в 1901 г. выдвинул лозунг «свободного пользования на законных началах еврейским языком (идиш) в судебных и правительственных учреждениях и в органах местного самоуправления», а также «культурно-национальной автономии». Последнее требование означало изъятие из ведения правительства дел культуры и образования и передачу их в руки различных национальностей «посредством местных и центральных органов, избираемых всеми теми, кто считает себя принадлежащим к той или другой нации». Определение позиции «Бунда» в национальном вопросе привело его к столкновению с Российской социал-демократической партией, в состав которой он входил. В 1902 г. представитель «Бунда» предложил организовать российскую социал-демократию, как федерацию национальных партий, по образцу австрийской социал-демократии, но наткнулся на упорное сопротивление господствовавшей в партии группы «Искра». На втором съезде РСДРП, состоявшемся в 1903 г., «Бунд» потребовал признать его «единственным представителем еврейского пролетариата» и запретить всякой другой партийной организации вести от имени партии пропаганду среди еврейских рабочих. Когда это требование было отклонено (главнейшими противниками его были евреи из руководителей РСДРП — Мартов, Троцкий и др.), «Бунд» покинул партию и вернулся в нее лишь в 1906 г., после того как был найден компромисс, предоставивший ему возможность сохранить свою автономию. «Бунд» принял активное участие в революции 1905 года. Число его членов достигло к тому времени приблизительно 40.000, но в эпоху последующей реакции оно {589} резко сократилось. Часть его деятелей эмигрировала в Соединенные Штаты, другие — в большинстве своем рьяные идишисты — посвятили себя главным образом культурной работе. В 1910 г. восьмая конференция «Бунда» признала идиш национальным языком евреев и приняла решение об участии в жизни еврейских общин. В 1912 году в деятельности «Бунда» произошло некоторое оживление, но лишь после Февральской революции 1917 года стал он вновь пользоваться значительным влиянием на еврейские народные массы. В Галиции и Буковине в 1905 г. организовалась «Еврейская рабочая социал-демократическая партия», близкая «Бунду» по духу; она также требовала для евреев «культурно-национальную автономию». В Америке еврейское социалистическое движение носило преимущественно антинациональный характер, и члены его именовали себя «социалистами, говорящими на идиш». Большинство еврейских социалистов в этой стране действовало в рамках общих партий, а национально-еврейскую окраску имела лишь деятельность социалистов-сионистов.
Отцом социалистического сионизма считается по праву Нахман Сыркин (1868—1924 гг.). В 1898 г. он опубликовал нашумевшую статью «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство», в которой утверждал, что еврейское государство которое будет создано в Палестине, должно быть социалистическим. В 1901 г. Сыркин обратился с «Воззванием к еврейской молодежи» о необходимости создания еврейскими массами социал-демократической организации для достижения этой цели. Почти одновременно в разных местах возникли общества под названием «Поалей-Цион» («Рабочие Сиона»), и в конце 1901 г. состоялся их съезд в Минске. В 1903 году было созвано совещание еврейской радикальной молодежи, в результате которого была основана национально настроенная социалистическая группа «Возрождение»; эта группа выступила с требованием национально-культурной автономии и созыва «сейма», который по ее взглядам должен быть полномочным представительным органом еврейского народа. Революция 1905 года в России способствовала {590} формированию марксистских сионистских партий, выкристаллизовавшихся из групп «Поалей-Цион». Основное идеологическое положение этих партий заключалось в том, что в условиях диаспоры невозможно разрешить основные жизненные проблемы еврейских масс, и поэтому необходимо стремиться к приобретению для еврейского народа, или, по меньшей мере, для значительной части его, своей собственной территории. Вопросы о возможностях и путях осуществления территориальной концентрации вызвали в 1905—1906 гг. бурную полемику, в результате которой возникли три партии:
а) «Социалистическая еврейская рабочая партия» (СЕРП), образовавшаяся в апреле 1906 года путем слияния группы «Возрождения» с некоторыми организациями «Поалей-Цион», считала стремление добиться собственной территории несбыточной в близком будущем мечтой и видела реальное разрешение еврейского вопроса в превращении России в федеративное государство различных наций, в признании евреев одной из этих наций и в учреждении национального «сейма» для каждой из них. «Сейм» должен был стать высшей инстанцией не только в вопросах культуры, но и во всех других проблемах, касающихся внутренней жизни нации. По своему идеологическому складу СЕРП была сродни русским эсерам. Среди ее руководителей выделялся д-р X. Житловский. б) «Сионистско-социалистическая рабочая партия» (СС) организовалась в начале 1905 г.; ее идеологом был Нахман Сыркин. Она придерживалась мнения, что в странах своего жительства еврейские массы, не могут подвергнуться нормальному процессу пролетаризации, являющемуся предварительным, условием ведения планомерной классовой борьбы, и что даже в иммиграционных странах еврейский труд не играет, роли в главных отраслях индустрии. Поэтому необходимо основать еврейское государство, где будет с самого начала создано народное хозяйство, в развитии которого евреи будут доминирующим элементом. Только там еврейские массы смогут включиться в нормальные экономические процессы и принять должное участие в строительстве социалистического общества. С течением времени члены этой партии стали {591} склоняться к территориализму и отрицали непреложную связь между сионизмом и Палестиной. Они выступили из Всемирной сионистской организации и поддерживали связь с ЕТО. в) «Социал-демократическая еврейская рабочая партия Поалей-Цион», основанная в Полтаве в феврале 1906 года. Идейным руководителем ее был Бер Ворохов; к числу ее активных членов принадлежали И. Бен-Цви (впоследствии второй президент Государства Израиль), Я. Зерубавел, Н. Рафалкес-Нир и др. Это была марксистская партия, считавшая, что только Палестина может служить территорией для создания соответствующего «поля деятельности» еврейскому рабочему и для ведения последовательной классовой борьбы. В сионистских конгрессах она участвовала только до 1909 г., заявив тогда о своем выходе из сионистской организации, т. к., по ее мнению, нет возможности сочетать интересы еврейского пролетариата с интересами буржуазного сионизма. Одной из ее важнейших областей деятельности была организация самообороны во время погромов.
Организация «Поалей-Цион» возникла также и в Австрии. В 1904 г. в Кракове был основан «Союз еврейских рабочих и торговых служащих», принявший в 1906 г. название «Еврейская социалистическая рабочая партия Поалей-Цион». Эта партия боролась за обеспечение еврейского национального представительства в Австрии. Одним из ее видных лидеров был С. Капланский. В Соединенных Штатах вначале существовали две отдельные партии, СС и Поалей-Цион, но в 1909 г. по инициативе Житловского они объединились в «Еврейскую социалистическую рабочую партию Поалей-Цион». Палестинские «Поалей-Цион» являлись ответвлением российской партии и находились в тесном контакте с ней. В 1907 г. партии «Поалей-Цион» в разных странах объединились во «Всемирный союз», который в первые годы своего существования входил в состав Сионистской организации как самостоятельная фракция. Еврейские социалистические партии стали важнейшей движущей силой в общественной и политической жизни народа, особенно в России. {592} Глава восемнадцатая
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.8.79 (0.013 с.) |