Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Место и значение финансов в системе денежных отношений

Поиск

Сущность и функции финансов

Финансы – это эк-ие отношения, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы — экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функ­циях. Функции показывают, как реализуется об­щественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой поли­тики.

В соответствии с природой финансов им при­сущи две основные функции: распределитель­ная и контрольная.

Многие экономисты выделяют также стиму­лирующую функцию.

Распределительная функция (распреде­ление национального дохода) заключается в создании так называемых основных или пер­вичных доходов, их сумма равна национально­му доходу.

Основные доходы формируются при распре­делении национального дохода среди участни­ков материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального произ­водства; доходы предприятий в сфере материаль­ного производства.

Однако распределение национального дохо­да не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производ­ства.

Государство имеет и сферу непроизводствен­ного назначения, где не создается нацио­нальный доход, но государство все равно обя­зано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве.

Сущность распределительной функцией фи­нансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях вы­полнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

Контрольная функция заключается в конт­роле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются до­ходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля яв­ляются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и по­терь, пресечение бесхозяйственности и расто­чительства. Финансовый контроль осуществля­ется Министерством финансов, Федеральным казначейством, Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, и таможенными комитетами.

Сущность стимулирующей функции со­стоит в том, что государство с помощью специаль­ных финансовых рычагов может оказывать воз­действие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении.

Известно, что финансы участвуют в процес­се создания денежных доходов, а также в про­цессе его распределения. Имея такой экономиче­ский рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического про­цесса.

Принципы финансов: 1. принцип единства – единство закон-ой и нормативной базы; в налоговой, кредитной и ден-ой с-ме; форм финансовой отчетности; в орг-и расчетов и платежей и др. 2. принцип целевой направленности – перераспределение ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями гос-го и мун-го сектора эк-ки; соц-ой сферы, инвестиц-ми проектами, программами; мобилизация доходов в форме налогов, сборов и др. 3. принцип сбалансированности – обяз-ва перед б-том; соизмерение доходов и затрат на макро и микроуровне. 4. принцип стратегической ориентации – опред-ие мобилизации фин-ых ресурсов на перспективу.

.

 

Государственная финансовая политика

Финансовая политика - это совокупность госу­дарственных мероприятий, направленных на моби­лизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс ме­роприятий:

1. Разработку общей концепции финансовой поли­тики, определение ее основных направлений, целей и главных задач;

2. Создание адекватного финансового механизма;

3. Управление финансовой деятельностью госу­дарства и других субъектов экономики.

Существуют следующие задачи финансовой политики:

1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

2. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовы­ми методами;

4. Выработка финансового механизма и его разви­тие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Главная задача финансовой политики - наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России.

Известны три типа финн. политики:

-классическая;

-планово – директивная;

-регулирующая.

Основу каждой из них составляли соответствующие эк-ие теории.

Классическая теория – отводила гос-ву «роль ночного сторожа».

Основа фин политики, по мнению «классиков», - достижения полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором способствующим во всех случаях эк-му росту и сбалансированности ресурсов общества. Гос-во должно обеспечивать функционирования рынка опр-ми правовыми нормами стремясь минимизировать все гос-е расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателей Планово - директивная теория -выводила на передовые позиции отношения планомерности систему директивных планово распределительных фун-й гос-ва на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивала превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение ден-х ресурсов в системе гос-х финансов и финансов гос-х п/п, а также отраслевых министерств в пропорциях строго определенных планом. Регулирующая теория – в основу, которой положена эк-я теория Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство гос-ва в циклическое развитие экономики с помощью определенных фин – кред-х инструментов (бюджета, налогов, ставок %).

Фин-ая политика в её широком понимании включает: бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно –денежную политику.


Бюджетное устройство и бюджетный процесс.

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней: 1.Федеральный бюджет и внебюджетные фонды; 2.Бюджеты субъектов РФ; 3.Местные бюджеты. Принципы бюджетной системы:1. Единство бюджетной системы РФ – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухучета.2.Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами госвласти и местного самоуправления.3.Самостоятельность бюджетов – означает право законодательных органов власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Наличие собственных доходов, закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов. Самостоятельно определять направление расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета. Недопустимость изъятия доходов дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов.4.Полнота отражения доходов и расходов.5.Сбалансированность бюджетов – объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. 6.Эффективность и экономность использования бюджетных средств.7.Общего покрытия расходов бюджета – означает что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета.8.Достоверность бюджета.9.Принцип гласности10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – означает что бюджетные средства выделяются конкретному получателю бюджетных средств на финансирование конкретных целей. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения. Бюджетной устройство в государстве зависит от выбора типа финансовой политики. Наряду с федеральными бюджетами, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами составляется и консолидированный бюджет. Это свод бюджетов составляемый органами госвласти и местного самоуправления на соответствующей территории. Эти бюджеты не утверждаются, не имеют юридической силы, но они необходимы в бюджетном процессе для анализа финансового состояния территории, а также для прогнозирования и расчетов отдельных показателей бюджета.

Консолидированный бюджет РФ

Сущность и функции финансов

Финансы – это эк-ие отношения, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы — экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функ­циях. Функции показывают, как реализуется об­щественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой поли­тики.

В соответствии с природой финансов им при­сущи две основные функции: распределитель­ная и контрольная.

Многие экономисты выделяют также стиму­лирующую функцию.

Распределительная функция (распреде­ление национального дохода) заключается в создании так называемых основных или пер­вичных доходов, их сумма равна национально­му доходу.

Основные доходы формируются при распре­делении национального дохода среди участни­ков материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального произ­водства; доходы предприятий в сфере материаль­ного производства.

Однако распределение национального дохо­да не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производ­ства.

Государство имеет и сферу непроизводствен­ного назначения, где не создается нацио­нальный доход, но государство все равно обя­зано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве.

Сущность распределительной функцией фи­нансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях вы­полнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами.

Контрольная функция заключается в конт­роле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствую­щим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются до­ходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля яв­ляются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и по­терь, пресечение бесхозяйственности и расто­чительства. Финансовый контроль осуществля­ется Министерством финансов, Федеральным казначейством, Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, и таможенными комитетами.

Сущность стимулирующей функции со­стоит в том, что государство с помощью специаль­ных финансовых рычагов может оказывать воз­действие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении.

Известно, что финансы участвуют в процес­се создания денежных доходов, а также в про­цессе его распределения. Имея такой экономиче­ский рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического про­цесса.

Принципы финансов: 1. принцип единства – единство закон-ой и нормативной базы; в налоговой, кредитной и ден-ой с-ме; форм финансовой отчетности; в орг-и расчетов и платежей и др. 2. принцип целевой направленности – перераспределение ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями гос-го и мун-го сектора эк-ки; соц-ой сферы, инвестиц-ми проектами, программами; мобилизация доходов в форме налогов, сборов и др. 3. принцип сбалансированности – обяз-ва перед б-том; соизмерение доходов и затрат на макро и микроуровне. 4. принцип стратегической ориентации – опред-ие мобилизации фин-ых ресурсов на перспективу.

.

 

Место и значение финансов в системе денежных отношений

Финансы как научное понятие обычно ассо­циируется с теми процессами общественной жизни, которые обязательно сопровождаются движением денежных средств. Поэтому очень часто понятие «финансы» отождествляют с по­нятием «деньги». Финансы возникают на осно­ве денег, но они выражают особую систему эко­номических отношений.

Эти отношения проявляются через деньги, т.е. в денежной форме, поэтому финансы, по своему происхождению — денежные отноше­ния. Следует отметить, что движение денеж­ных средств само по себе не раскрывает сущ­ности финансов, поэтому необходимо выявить те общественные свойства, которые характе­ризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений.

Термин «финансы» получил международное распространение и в практике употребляется как понятие, связанное с системой денежных отно­шений между населением и государством по поводу образования государственных денежных доходов, т.е. бюджетом.

Финансы отражают отношения между двумя субъектами — населением и государством. И в этом случае деньги выступают материаль­ной основой существования и функционирова­ния самих финансов. Но не все деньги и денеж­ные отношения относятся к финансам.

Финансы — это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность в том, что они непосредственно связаны с товарным производством и товарным обращением. Финансы

возникают, когда в результате производства то­варов и их реализации формулируются денеж­ные фонды и доходы участников в обществен­ном производстве и происходит использование этих фондов.

Например, получение выручки основывает­ся на функции денег, а само распределение де­нежной выручки между участниками процесса производства — это уже финансовые отноше­ния.

Финансы отличаются от денег как по содержа­нию, так, и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помо­щью которого измеряются затраты труда произ­водителей, а финансы — это экономический ин­струмент распределения и перераспределения валового продукта и национального дохода. Глав­ное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обес­печить не только потребность государства и пред­приятий в денежных ресурсах, но и контроль над их расходованием.

Финансы выражают существующие в обще­стве производственные отношения, имеющие объективный характер, особое специфическое назначение, выступают в качестве экономиче­ской категории.

Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Таким образом, рассмотрев содержание дан­ного определения финансов, уже нельзя поста­вить знак равенства между финансами и день­гами.

Финансовые отношения – это, прежде всего ден отношения. Однако не все ден отношения могут рассматриваться как фин-ые. Сфера ден-х отношений шире фин-ых отношений. Финансы выражают лишь такие ден-ые отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов ден-ых ср-тв субъектов хозяйствования и гос-ва, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внутренний продукт и национальный доход. Сущность финансов как и любой эк-ой категории проявляется в их функциях.


3. Экономическое содержание финансов

Финансы — неотъемлемая часть рыночных отношений. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые в виде налогов и сборов у граждан и предприятий дохо­ды, какова цена акций, облигаций, каковы отчис­ления на пенсии, какой размер налогов, следу­ет ли реформировать налоговую систему, следует ли дальше дотировать убыточные пред­приятия или не препятствовать их банкротству, каковы причины бюджетного дефицита.

Финансы как экономическая категория зави­сят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между функциями макроуровня и финансами микро­уровня. К финансам макроуровня относят госу­дарственный и муниципальный бюджет, которые образуются на финансовом потенциале пред­приятий.

Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего тре­буются их оптимальная организация. Поэтому важным фактором является:

1) определение принципов организации и функ­ционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на раз­витие государственного сектора экономики и выработать критерии его функциониро­вания;

2) финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государ­ственных решений основано на совокупно­сти информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия ре­шений, так и в процессе контроля над ходом его выполнения. Эту информацию можно найти в:

а) оперативной и статистической отчетности;

б) договорах и соглашениях;

в) расчетных документах и т. п.;

3)финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что они затрагивают определенные социально-политические интересы отдель­ных слоев общества, хотя во всех своих ас­пектах они ориентированы на решение госу­дарственных и муниципальных задач.

Финансы – экон. отношения, организованные гос-м и связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: 1. Фин. обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет фин. ресурсов.

2. Фин. регулирование экон. и соц. процессов – осуществляется через перераспределение фин ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы – и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики. - Саморегулирование (приток капитала, рынок, спрос и предложение) – Гос-е регулирование эк-ки. фундаментальная

наука финансируется за счет гос средств. То же самое можно сказать и о др проблемах, например, финансирование обороны, решение соц. вопросов. - Регулирование экономики через финансы самого п/п. В этом случае п/п само определяет пропорции м/у накоплением и потреблением и др пропорции. С помощью механизма налогообложения, предоставления налог. льгот и выделения бюдж. субсидий гос-во побуждает п/п осущ-ть такие варианты развития их деят-ти, которые удовлетворяют интересы и потребности общества. Фин. стимулирование эффективного использования всех экон. ресурсов осуществляется различными методами: - через эффективное вложение фин. ресурсов (примером может служить выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе); - через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы); - через использование бюдж. стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); - через использование финансовых санкций (штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредоставление налоговых деклараций и т.п.). Важнейшим элементом управления экон. и соц. процессами явл планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются эк-им строем общ-ва, природой и функциями гос-ва. Финансы – это определенные эк-ие отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.011 с.)