Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место и значение финансов в системе денежных отношений↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сущность и функции финансов Финансы – это эк-ие отношения, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы — экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функциях. Функции показывают, как реализуется общественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В соответствии с природой финансов им присущи две основные функции: распределительная и контрольная. Многие экономисты выделяют также стимулирующую функцию. Распределительная функция (распределение национального дохода) заключается в создании так называемых основных или первичных доходов, их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий в сфере материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производства. Государство имеет и сферу непроизводственного назначения, где не создается национальный доход, но государство все равно обязано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве. Сущность распределительной функцией финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля являются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Финансовый контроль осуществляется Министерством финансов, Федеральным казначейством, Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, и таможенными комитетами. Сущность стимулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Известно, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе его распределения. Имея такой экономический рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Принципы финансов: 1. принцип единства – единство закон-ой и нормативной базы; в налоговой, кредитной и ден-ой с-ме; форм финансовой отчетности; в орг-и расчетов и платежей и др. 2. принцип целевой направленности – перераспределение ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями гос-го и мун-го сектора эк-ки; соц-ой сферы, инвестиц-ми проектами, программами; мобилизация доходов в форме налогов, сборов и др. 3. принцип сбалансированности – обяз-ва перед б-том; соизмерение доходов и затрат на макро и микроуровне. 4. принцип стратегической ориентации – опред-ие мобилизации фин-ых ресурсов на перспективу. .
Государственная финансовая политика Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: 1. Разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей и главных задач; 2. Создание адекватного финансового механизма; 3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Существуют следующие задачи финансовой политики: 1. Обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. Установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов; 3. Организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; 4. Выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; 5. Создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами. Главная задача финансовой политики - наряду с обеспечением соответствующими финансовыми ресурсами, реализацией той или иной государственной программы экономического и социального развития предотвращать социальную напряженность в обществе. Преодоление спада производства, повышение социальной защиты населения - это первоочередные задачи, стоящие перед современной финансовой политикой России. Известны три типа финн. политики: -классическая; -планово – директивная; -регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие эк-ие теории. Классическая теория – отводила гос-ву «роль ночного сторожа». Основа фин политики, по мнению «классиков», - достижения полной свободы рыночных отношений. Именно рынок является основным регулятором способствующим во всех случаях эк-му росту и сбалансированности ресурсов общества. Гос-во должно обеспечивать функционирования рынка опр-ми правовыми нормами стремясь минимизировать все гос-е расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателей Планово - директивная теория -выводила на передовые позиции отношения планомерности систему директивных планово распределительных фун-й гос-ва на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивала превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение ден-х ресурсов в системе гос-х финансов и финансов гос-х п/п, а также отраслевых министерств в пропорциях строго определенных планом. Регулирующая теория – в основу, которой положена эк-я теория Кейнса и его последователей, предусматривает вмешательство гос-ва в циклическое развитие экономики с помощью определенных фин – кред-х инструментов (бюджета, налогов, ставок %). Фин-ая политика в её широком понимании включает: бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно –денежную политику. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве, регулируемая нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Структура бюджетной системы РФ состоит из трех уровней: 1.Федеральный бюджет и внебюджетные фонды; 2.Бюджеты субъектов РФ; 3.Местные бюджеты. Принципы бюджетной системы:1. Единство бюджетной системы РФ – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведение бухучета.2.Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами госвласти и местного самоуправления.3.Самостоятельность бюджетов – означает право законодательных органов власти и местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Наличие собственных доходов, закрепление регулирующих доходов бюджетов, а также полномочий по формированию доходов. Самостоятельно определять направление расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета. Недопустимость изъятия доходов дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами и сумм экономии по расходам бюджетов.4.Полнота отражения доходов и расходов.5.Сбалансированность бюджетов – объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета. 6.Эффективность и экономность использования бюджетных средств.7.Общего покрытия расходов бюджета – означает что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета.8.Достоверность бюджета.9.Принцип гласности10.Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – означает что бюджетные средства выделяются конкретному получателю бюджетных средств на финансирование конкретных целей. Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципов ее построения. Бюджетной устройство в государстве зависит от выбора типа финансовой политики. Наряду с федеральными бюджетами, бюджетами субъектов федерации и местными бюджетами составляется и консолидированный бюджет. Это свод бюджетов составляемый органами госвласти и местного самоуправления на соответствующей территории. Эти бюджеты не утверждаются, не имеют юридической силы, но они необходимы в бюджетном процессе для анализа финансового состояния территории, а также для прогнозирования и расчетов отдельных показателей бюджета. Консолидированный бюджет РФ Сущность и функции финансов Финансы – это эк-ие отношения, по поводу формирования и использования денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Финансы — экономическая категория, их сущность проявляется в выполняемых ими функциях. Функции показывают, как реализуется общественное назначение этой экономической категории. Изучение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В соответствии с природой финансов им присущи две основные функции: распределительная и контрольная. Многие экономисты выделяют также стимулирующую функцию. Распределительная функция (распределение национального дохода) заключается в создании так называемых основных или первичных доходов, их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Основные доходы делятся на заработную плату работников, служащих, занятых в сфере материального производства; доходы предприятий в сфере материального производства. Однако распределение национального дохода не ограничивается лишь распределением его между участниками материального производства. Государство имеет и сферу непроизводственного назначения, где не создается национальный доход, но государство все равно обязано заботиться и об этом, не приносящем доход производстве. Сущность распределительной функцией финансов заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Контрольная функция заключается в контроле за распределением валового внутреннего продукта и национального дохода по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Финансовый контроль охватывает как производственную сферу, где создаются доходы, так и непроизводственную, откуда доходы не поступают. Целями финансового контроля являются рациональное и бережное расходование материально-трудовых и финансовых ресурсов, сокращение непроизводственных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Финансовый контроль осуществляется Министерством финансов, Федеральным казначейством, Министерством по налогам и сборам, налоговой полицией, и таможенными комитетами. Сущность стимулирующей функции состоит в том, что государство с помощью специальных финансовых рычагов может оказывать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Известно, что финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе его распределения. Имея такой экономический рычаг, который распределяет денежный доход, и умело управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса. Принципы финансов: 1. принцип единства – единство закон-ой и нормативной базы; в налоговой, кредитной и ден-ой с-ме; форм финансовой отчетности; в орг-и расчетов и платежей и др. 2. принцип целевой направленности – перераспределение ресурсов в соответствии с приоритетными направлениями гос-го и мун-го сектора эк-ки; соц-ой сферы, инвестиц-ми проектами, программами; мобилизация доходов в форме налогов, сборов и др. 3. принцип сбалансированности – обяз-ва перед б-том; соизмерение доходов и затрат на макро и микроуровне. 4. принцип стратегической ориентации – опред-ие мобилизации фин-ых ресурсов на перспективу. .
Место и значение финансов в системе денежных отношений Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с теми процессами общественной жизни, которые обязательно сопровождаются движением денежных средств. Поэтому очень часто понятие «финансы» отождествляют с понятием «деньги». Финансы возникают на основе денег, но они выражают особую систему экономических отношений. Эти отношения проявляются через деньги, т.е. в денежной форме, поэтому финансы, по своему происхождению — денежные отношения. Следует отметить, что движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов, поэтому необходимо выявить те общественные свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений. Термин «финансы» получил международное распространение и в практике употребляется как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных денежных доходов, т.е. бюджетом. Финансы отражают отношения между двумя субъектами — населением и государством. И в этом случае деньги выступают материальной основой существования и функционирования самих финансов. Но не все деньги и денежные отношения относятся к финансам. Финансы — это обособившаяся часть денежных отношений. Их особенность в том, что они непосредственно связаны с товарным производством и товарным обращением. Финансы возникают, когда в результате производства товаров и их реализации формулируются денежные фонды и доходы участников в общественном производстве и происходит использование этих фондов. Например, получение выручки основывается на функции денег, а само распределение денежной выручки между участниками процесса производства — это уже финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так, и по выполняемым функциям. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового продукта и национального дохода. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребность государства и предприятий в денежных ресурсах, но и контроль над их расходованием. Финансы выражают существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер, особое специфическое назначение, выступают в качестве экономической категории. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Таким образом, рассмотрев содержание данного определения финансов, уже нельзя поставить знак равенства между финансами и деньгами. Финансовые отношения – это, прежде всего ден отношения. Однако не все ден отношения могут рассматриваться как фин-ые. Сфера ден-х отношений шире фин-ых отношений. Финансы выражают лишь такие ден-ые отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов ден-ых ср-тв субъектов хозяйствования и гос-ва, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внутренний продукт и национальный доход. Сущность финансов как и любой эк-ой категории проявляется в их функциях. 3. Экономическое содержание финансов Финансы — неотъемлемая часть рыночных отношений. Содержание финансов как экономической категории заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Изучение финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые в виде налогов и сборов у граждан и предприятий доходы, какова цена акций, облигаций, каковы отчисления на пенсии, какой размер налогов, следует ли реформировать налоговую систему, следует ли дальше дотировать убыточные предприятия или не препятствовать их банкротству, каковы причины бюджетного дефицита. Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязи между функциями макроуровня и финансами микроуровня. К финансам макроуровня относят государственный и муниципальный бюджет, которые образуются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация. Поэтому важным фактором является: 1) определение принципов организации и функционирования финансов позволяет выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики и выработать критерии его функционирования; 2) финансы должны опираться на информационные потоки, потому что принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решений, так и в процессе контроля над ходом его выполнения. Эту информацию можно найти в: а) оперативной и статистической отчетности; б) договорах и соглашениях; в) расчетных документах и т. п.; 3)финансы должны иметь целевую ориентацию, потому что они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества, хотя во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач. Финансы – экон. отношения, организованные гос-м и связанные с формированием, распределением, использованием централизованных и децентрализованных фондов ден. средств в целях выполнения функций и задач гос-ва и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: 1. Фин. обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет фин. ресурсов. 2. Фин. регулирование экон. и соц. процессов – осуществляется через перераспределение фин ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы – и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Различают три вида регулирования экономики. - Саморегулирование (приток капитала, рынок, спрос и предложение) – Гос-е регулирование эк-ки. фундаментальная наука финансируется за счет гос средств. То же самое можно сказать и о др проблемах, например, финансирование обороны, решение соц. вопросов. - Регулирование экономики через финансы самого п/п. В этом случае п/п само определяет пропорции м/у накоплением и потреблением и др пропорции. С помощью механизма налогообложения, предоставления налог. льгот и выделения бюдж. субсидий гос-во побуждает п/п осущ-ть такие варианты развития их деят-ти, которые удовлетворяют интересы и потребности общества. Фин. стимулирование эффективного использования всех экон. ресурсов осуществляется различными методами: - через эффективное вложение фин. ресурсов (примером может служить выделение бюджетных ссуд на конкурсной основе); - через создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы); - через использование бюдж. стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); - через использование финансовых санкций (штрафы и пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредоставление налоговых деклараций и т.п.). Важнейшим элементом управления экон. и соц. процессами явл планирование и прогнозирование. Они используются в основном для предопределения рациональных пропорций в развитии экономики, изменений за конкретный период темпов роста отдельных отраслей. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются эк-им строем общ-ва, природой и функциями гос-ва. Финансы – это определенные эк-ие отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным или безналичным путем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.12.41 (0.011 с.) |