Влияние финансов на совершенствование материально-технической базы общественного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние финансов на совершенствование материально-технической базы общественного производства.



Сфера материального воспроизводства характеризуется единством всех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия собственного производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него.
Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов.
Нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и его структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого.

Специфика финансов предприятий сферы материального производства в значительной степени обусловлена и той отраслью, в которой функционирует предприятие. Отраслевые особенности финансов определяются характером производства, технологией разных отраслей, длительностью производственного цикла, зависимостью производства от природных и климатических факторов, различием экономических условий хозяйствования. Отраслевая специфика сказывается на скорости оборота финансовых ресурсов, составе формируемых денежных фондов, структуре финансовых ресурсов и затрат предприятий, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами.
С учетом отраслевых особенностей финансы сферы материального производства подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, капитального строительства, торговли и др. Особенно важная роль в составе финансов сферы материального производства принадлежит финансам промышленности. Именно здесь концентрируется преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающая процесс расширенного воспроизводства в обществе в целом.
Различие фондоемкости и материалоемкости отдельных отраслей промышленности определяют особенности в структуре затрат на производство и реализацию продукции, источников финансирования расходов в соотношении основных фондов и оборотных средств. Так, в легкой промышленности по сравнению с другими отраслями значительную долю в себестоимости продукции составляют материальные затраты. В составе производственных фондов преобладающая часть приходится на оборотные средства.
На предприятиях сезонных отраслей промышленности высокий удельный вес банковских ссуд в источниках финансирования оборотных средств по сравнению с несезонными предприятиями.

Финансы предприятий сферы материального производства базируются на определенных принципах. К их числу относятся: хозяйственный расчет, финансовая самостоятельность предприятий, экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом работников, банками, участие в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но и привлеченных, заемных денежных ресурсов.
Хозрасчет представляет собой определенную методику ведения хозяйства, которая предполагает полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, из выручки от реализации и получение прибыли (самоокупаемость). Однако затраты предприятия не ограничиваются только себестоимостью продукции. Ежегодно предприятия должны производить обновление основных фондов, покрывать расходы на социальные нужды коллектива, финансирование культурно-бытовых объектов. Эти расходы покрываются также за счет собственных источников, в первую очередь за счет прибыли - тем самым обеспечивается их самофинансирование. При недостатке собственных источников в оборот предприятия привлекаются ссуды банка, которые в дальнейшем погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В условиях рыночной экономики и развития процессов приватизации обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от финансовых операций. Бюджетные и отраслевые финансовые источники утратили свое значение и применяются в основном на финансирование структурной перестройки экономики, конверсию.
Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью и ответственностью предприятий. Им предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими собственными ресурсами, изыскивать и пускать в оборот привлеченные и заемные средства. Государство не может перераспределять финансовые ресурсы предприятия. Регулирование финансовых отношений со стороны государства осуществляется путем установления системы и порядка взимания налогов в бюджет, отчислений во внебюджетные фонды, формирования амортизационного фонда, распределения валютной выручки, реализации ценных бумаг, отнесения затрат на себестоимость и т. д.
23.Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения — экономические и правовые отношения между органами государственной власти федерации, субъ­ектов федерации и органами местного самоуправления по поводу: разграничения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; распределения и перераспределения средств между бюджета­ми различных уровней бюджетной системы; объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и территорий одного уровня власти. В механизме м/бюд отношений в РФ одновременно действуют 2 принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финн потоков, негативные последствия кот в большей степени испытывают те регионы, кот предназначены бюджетные трансферты. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в фед бюджет и наоборот вынуждает отдельные субъекты прибегать к различного рода займам и кредитам. Применение единых нормативов отчислений от подоходного налога и на прибыль не зависимо от соц-экон положения региона, характера трансферта, ставит регионы в неравные условия. Сущ система м/бюд отношений приводит к необоснованному завышению расходов фед бюджета вследствии многоканального финансирования одних и тех же бюд потребностей субъектов Федерации. Наименее проработанным вопросом в системе бюджетных взаимоотношений регионов и центра – повышение доходности бюджетов всех уровней. До сих пор не полностью решен вопрос бюджетного устройства – разграничение доходных и расходных полномочий, а также ответственности м/у органами власти различных уровней. В рамках действующей системы м/бюд отношений трудно разрабатывать и реализовывать стратегические планы, проводить рациональную и прозрачную бюджетную политику, уменьшать фин. зависимость от фед центра, тк существующие м/бюд отношения постоянно изменяются. Это в свою очередь снижает ответственность региональных руководителей за исполнение бюджетов, подталкивает их к различного рода сепаратизма. Необходимо разграничить расходные полномочия бюджетов всех уровней. Основные задачи в области разграничений гос расходов: сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата; продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов; повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; снизить уровень дотаций отдельным отраслям; усилить контроль за использованием бюджетных средств; обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. В случаях, когда собственных и регулирующих доходов недоста­точно, балансирование производится при помощи межбюджетных трансфертов. Их принципы: возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения; способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями; служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала. Формы финансовой помощи из вышестоящего бюджета: Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвоз­вратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление опре­деленных целевых расходов. Субсидия — … на условиях долевого финансирования целевых расходов. Взаимные расчеты — операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, пере­дачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые дру­гому бюджету на возвратной осно­вах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юри­дическим лицам или другому бюджету па возвратной и возмезд­ной основах. БКРФ (ст. 135) определил следующий порядок предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уров­ня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление госу­дарственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечи­вающих минимальные гос. соц. стандарты. Минимальная бюджетная обеспеченность — мин-но допустимая стоимость гос. или муниц услуг в денежном выражении, предоставляемых органами гос власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.221.132 (0.097 с.)