Влияние финансов на совершенствование материально-технической базы общественного производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние финансов на совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Поиск

Сфера материального воспроизводства характеризуется единством всех стадий воспроизводственного процесса. Причем определяющей среди них является стадия собственного производства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределения тесно связана с производством и непосредственно зависит от него.
Функционируя в сфере материального производства, финансы обслуживают кругооборот производственных фондов.
Нормальное функционирование экономики возможно при условии органичной связи каждой отрасли и его структурных подразделений с другими. На такой основе достигается необходимая пропорциональность структуры общественного производства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единого целого.

Специфика финансов предприятий сферы материального производства в значительной степени обусловлена и той отраслью, в которой функционирует предприятие. Отраслевые особенности финансов определяются характером производства, технологией разных отраслей, длительностью производственного цикла, зависимостью производства от природных и климатических факторов, различием экономических условий хозяйствования. Отраслевая специфика сказывается на скорости оборота финансовых ресурсов, составе формируемых денежных фондов, структуре финансовых ресурсов и затрат предприятий, взаимоотношениях с бюджетом и внебюджетными фондами.
С учетом отраслевых особенностей финансы сферы материального производства подразделяются на финансы промышленности, сельского хозяйства, транспорта, капитального строительства, торговли и др. Особенно важная роль в составе финансов сферы материального производства принадлежит финансам промышленности. Именно здесь концентрируется преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивающая процесс расширенного воспроизводства в обществе в целом.
Различие фондоемкости и материалоемкости отдельных отраслей промышленности определяют особенности в структуре затрат на производство и реализацию продукции, источников финансирования расходов в соотношении основных фондов и оборотных средств. Так, в легкой промышленности по сравнению с другими отраслями значительную долю в себестоимости продукции составляют материальные затраты. В составе производственных фондов преобладающая часть приходится на оборотные средства.
На предприятиях сезонных отраслей промышленности высокий удельный вес банковских ссуд в источниках финансирования оборотных средств по сравнению с несезонными предприятиями.

Финансы предприятий сферы материального производства базируются на определенных принципах. К их числу относятся: хозяйственный расчет, финансовая самостоятельность предприятий, экономическая ответственность за выполнение обязательств перед поставщиками, государством, коллективом работников, банками, участие в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но и привлеченных, заемных денежных ресурсов.
Хозрасчет представляет собой определенную методику ведения хозяйства, которая предполагает полное возмещение текущих затрат, связанных с производством и реализацией продукции, из выручки от реализации и получение прибыли (самоокупаемость). Однако затраты предприятия не ограничиваются только себестоимостью продукции. Ежегодно предприятия должны производить обновление основных фондов, покрывать расходы на социальные нужды коллектива, финансирование культурно-бытовых объектов. Эти расходы покрываются также за счет собственных источников, в первую очередь за счет прибыли - тем самым обеспечивается их самофинансирование. При недостатке собственных источников в оборот предприятия привлекаются ссуды банка, которые в дальнейшем погашаются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
В условиях рыночной экономики и развития процессов приватизации обеспечение принципа самофинансирования достигается путем использования акционерного капитала, дивидендов и процентов по ценным бумагам, прибыли от финансовых операций. Бюджетные и отраслевые финансовые источники утратили свое значение и применяются в основном на финансирование структурной перестройки экономики, конверсию.
Самофинансирование тесно связано с полной финансовой самостоятельностью и ответственностью предприятий. Им предоставлено право самостоятельно распоряжаться своими собственными ресурсами, изыскивать и пускать в оборот привлеченные и заемные средства. Государство не может перераспределять финансовые ресурсы предприятия. Регулирование финансовых отношений со стороны государства осуществляется путем установления системы и порядка взимания налогов в бюджет, отчислений во внебюджетные фонды, формирования амортизационного фонда, распределения валютной выручки, реализации ценных бумаг, отнесения затрат на себестоимость и т. д.
23.Проблемы и перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения — экономические и правовые отношения между органами государственной власти федерации, субъ­ектов федерации и органами местного самоуправления по поводу: разграничения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней; распределения и перераспределения средств между бюджета­ми различных уровней бюджетной системы; объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и территорий одного уровня власти. В механизме м/бюд отношений в РФ одновременно действуют 2 принципа: с одной стороны, унифицированный подход к регионам при формировании бюджетных доходов, с другой стороны – дифференцированный подход на стадии формирования расходной части бюджета. Это приводит к возникновению встречных финн потоков, негативные последствия кот в большей степени испытывают те регионы, кот предназначены бюджетные трансферты. Временной разрыв, возникающий в процессе движения средств из региона в фед бюджет и наоборот вынуждает отдельные субъекты прибегать к различного рода займам и кредитам. Применение единых нормативов отчислений от подоходного налога и на прибыль не зависимо от соц-экон положения региона, характера трансферта, ставит регионы в неравные условия. Сущ система м/бюд отношений приводит к необоснованному завышению расходов фед бюджета вследствии многоканального финансирования одних и тех же бюд потребностей субъектов Федерации. Наименее проработанным вопросом в системе бюджетных взаимоотношений регионов и центра – повышение доходности бюджетов всех уровней. До сих пор не полностью решен вопрос бюджетного устройства – разграничение доходных и расходных полномочий, а также ответственности м/у органами власти различных уровней. В рамках действующей системы м/бюд отношений трудно разрабатывать и реализовывать стратегические планы, проводить рациональную и прозрачную бюджетную политику, уменьшать фин. зависимость от фед центра, тк существующие м/бюд отношения постоянно изменяются. Это в свою очередь снижает ответственность региональных руководителей за исполнение бюджетов, подталкивает их к различного рода сепаратизма. Необходимо разграничить расходные полномочия бюджетов всех уровней. Основные задачи в области разграничений гос расходов: сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах; снизить расходы на содержание государственного аппарата; продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов; повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах; снизить уровень дотаций отдельным отраслям; усилить контроль за использованием бюджетных средств; обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование. В случаях, когда собственных и регулирующих доходов недоста­точно, балансирование производится при помощи межбюджетных трансфертов. Их принципы: возмещать бюджетам нижних уровней расходы на услуги общенационального назначения; способствовать устранению проблем, возникающих в связи с горизонтальными диспропорциями; служить для местных властей стимулом по активизации их деятельности в наращивании налогового потенциала. Формы финансовой помощи из вышестоящего бюджета: Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвоз­вратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление опре­деленных целевых расходов. Субсидия — … на условиях долевого финансирования целевых расходов. Взаимные расчеты — операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, пере­дачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете. Бюджетная ссуда — бюджетные средства, предоставляемые дру­гому бюджету на возвратной осно­вах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юри­дическим лицам или другому бюджету па возвратной и возмезд­ной основах. БКРФ (ст. 135) определил следующий порядок предоставления финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уров­ня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление госу­дарственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечи­вающих минимальные гос. соц. стандарты. Минимальная бюджетная обеспеченность — мин-но допустимая стоимость гос. или муниц услуг в денежном выражении, предоставляемых органами гос власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.79 (0.013 с.)