Организация финансов организаций (предприятий) в современных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация финансов организаций (предприятий) в современных условиях.



Формирование, распределение и использование прибыли организаций (предприятий).

Прибыль предприятия является важней­шей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой орга­низации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере ма­териального производства.

Значение прибыли состоит в том, что при­быль является показателем, наиболее полно от­ражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

В условиях рыночных отношений имеются три основных источника получения прибыли.

Первый источник образуется за счет моно­польного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продук­та. Второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использова­ния зависит от знания конъюнктуры рынка и уме­ния адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Третий источник проистекает из инновационной дея­тельности предприятия.

На предприятиях прибыль формируется как сумма финансовых результатов по всем видам деятельности предприятия.

Основными источниками получения прибыли в условиях рыночных отношений является доход:

- образуемый за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта;

- связанный непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность использования этого источника зависит от знания постоянно меняющейся конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства под нее;

- образуемый за счет инновационной деятельности предприятия.

Объектом распределения является в первую очередь прибыль до налогообложения. Под ее распре­делением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на пред­приятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли:

1) прибыль, получаемая предприятием в ре­зультате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяет­ся между государством и предприятием;

2) прибыль для государства поступает в соот­ветствующие бюджеты в виде налогов и сбо­ров, ставки которых не могут быть произволь­но изменены;

3) величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйствен­ной и финансовой деятельности.

В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или произ­водственного и научно-технического развития, социального развития) и фонды потребления (материального поощрения). Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает рас­ходы, связанные с развитием производства, расходы на со­циальные нужды, расходы на материальное поощрение. Их размер определяется на основании принятой социальной и инвестиционной политики.

 

Точка безубыточности, запас финансовой прочности, производственный леверидж.

При анализе финансовой устойчивости важно знать уровень безубыточности работы предприятия. Под безубыточностью предприятия понимают такое состояние текущей деятельности предприятия, при котором его текущие доходы от реализации продукции (работ, услуг) превышают общую сумму из­держек на производство и реализацию продукции. Безубыточность рассчитывают с использованием различных методов. Однако в основе любого метода лежит деление затрат предприятия на постоянные и переменные затраты.

Условно-постоянные затраты - это затраты, размер которых при изменении объемов производ­ства остается неизменным в расчете на весь объем производства и изменяется в расчете на единицу про­дукции.

Условно-переменные затраты - это затраты, размер которых при изменении объемов производ­ства изменяется в расчете на весь объем производ­ства и остается неизменным в расчете на единицу продукции.

«Затраты — объем продаж — прибыль». Так на­зывается данный метод анализа. Он показывает за­висимость этих показателей между собой. Расчет безубыточности осуществляется при помощи следую­щих методов:

Графический метод предполагает графическое изображение зависимости данных показателей. По графику можно установить, при каком объеме реа­лизации продукции предприятие получит прибыль, а при каком — ее не будет.

Аналитический способ предполагает использова­ние формулы зависимости и не требует применения графических инструментов. Считается, что он является более удобным.

Эти методы необходимы для расчета определенных показателей.

Точка безубыточности (критическая точка, порог рентабельности, критический объем производства (реализации)) представляет собой такой объем про­даж продукции предприятия, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на произ­водство и реализацию продукции.

Точка безубыточности в натуральном выражении конкретного изделия (Тб) рассчитывается как отноше­ние всех постоянных затрат по производству и реа­лизации конкретного изделия (3пост) к разности меж­ду ценой (Ц) и переменными затратами на единицу изделия (Зуд.пер):

Тб = 3пост / (Ц – 3уд.пер)

Точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитывается как произведение критического объема производства в натуральном выражении и це­ны единицы продукции.

Запас финансовой прочности - показатель, ко­торый необходим для определения того, на сколько можно сократить реализацию (производство) продук­ции, не неся при этом убытков. При этом запас финан­совой прочности в натуральном выражении определяется как разность между фактическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении и критическим объемом реализации (производства) в натуральном выражении. Запас финансовой прочно­сти в стоимостном выражении определяется как раз­ность между фактическим объемом реализации в стоимостном выражении (выручкой) и критическим объемом реализации в стоимостном выражении.

Операционный (производственный) рычаг - показатель, который ха­рактеризует взаимосвязь между выручкой от реали­зации, затратами на производство и прибылью. Эффект операционного рычага означает, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Его действие связано с непропорциональным воздействием услов­но-постоянных и условно-переменных затрат на фи­нансовый результат при изменении объема произ­водства и реализации. Доказано, что чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости про­дукции, тем сильнее воздействие операционного ры­чага. Сила воздействия операционного рычага опре­деляется как отношение маржинальной прибыли к прибыли от реализации.

 

Планирование себестоимости и выручки от реализации продукции.

Выручка — основной источник формирования собственных финансовых ресурсов организации. Она формируется в результате деятельности предприятия по трем основным направлениям.

1. Выручка от основной деятельности высту­пает в виде выручки от реализации продукции.

2. Выручка от инвестиционной деятель­ности выражается в виде финансового резуль­тата от продажи внеоборотных активов, реали­зации ценных бумаг.

3. Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения сре­ди инвесторов облигаций и акций предприятия.

В процессе финан­сово-хозяйственной деятельности финн.службы пред-я могут осуществлять пла­нирование выручки от реализации продукции на предстоящий год и оперативно.

Годовое планирование выручки эффек­тивно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подвержено труднопрогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц в налоговой, кредитной и финансовой сфе­рах постоянно меняются.

Оперативное планирование выручки ис­пользуется для контроля над своевременно­стью поступления денег за отгруженную продук­цию на денежные счета предприятия. Существуют два метода определения плановой выручки: ме­тод прямого счета; расчетный метод.

Метод прямого счета основан на гаранти­рованном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Тогда выручку от реализации (В) можно опреде­лить по следующей формуле: В = РхЦ,

где Р — объем сопоставимой реализованной продукции; Ц— цена единицы реализованной продукции.

Расчетный метод. Основой его является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществля­ется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции: B = 0H=T-Ок,

где Он — нереализованные остатки готовой про­дукции на начало планируемого периода; Г-товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде; Ок, - остатки нереализованной готовой про­дукции на конец планируемого периода.

Себестоимость продукции характеризу­ет уровень использования всех ресурсов, нахо­дящихся в распоряжении предприятия.

Целью планирования издержек (себестои­мости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на осно­ве рационального использования денежных, тру­довых и материальных ресурсов.

При планировании себестоимости продукции применяются следующие методы.

1. Пофакторный метод. Его суть заключа­ется в определении влияния технико-экономи­ческих факторов на издержки производства в планируемом году по сравнению с предыду­щим годом.

2. Сметный метод. Он предполагает обосно­вание каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы затрат. Смета может состав­ляться как на отдельные комплексные статьи рас­ходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции.

При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана (например, план материально-тех­нического обеспечения, план по труду и персона­лу, план технического и организационного разви­тия предприятия), в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов. Сметный метод позволяет увязать отдельные разделы так­тического плана между собой и согласовать их с планами внутрипроизводственных подразделе­ний. На основе смет затрат составляется свод затрат на производство продукции в целом по предприятию. Свод затрат по предприятию пред­ставляет собой сумму затрат, рассчитанную в сметах структурных подразделений. Этот метод достаточно трудоемок, применяется на стадиях окончательного составления плана.

3. Метод калькуляций. С помощью этого метода обосновывается величина затрат на про­изводство единицы продукции, работ, услуг или их структурных элементов (например, детали, узла). При планировании себестоимости данным методом важно правильно определить объекты калькулирования. Ими могут быть отдельные изделия, заказы, технологические переделы, марки, сорта, артикулы и т.п. В дальнейшем каль­куляции применяются при планировании себе­стоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по пред­приятию.

4. Нормативный метод. Здесь уровень за­трат на производство и реализацию продукций, работ, услуг рассчитывается на основе заранее составленных норм и нормативов. Этот метод применяется при составлении плановых каль­куляций и смет затрат. Важнейшее достоинство нормативного метода планирования себестои­мости продукции — возможность обособленно­го учета отклонений от действующих (текущих) норм и их причин.

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, одновременно, в комплексе.

Организация финансов организаций (предприятий) в современных условиях.

Финансы — специфическая сфера экономических отношений, отражающая создание, использование, движение, распределение и перераспределение де­нежных средств, обусловленные взаимными расче­тами между хозяйственными субъектами. Деньги вы­ступают основой рыночных отношении, т.к. они объединяют интересы продавца и потребителя.

Основным содержанием финансов определяются задачи финансовых служб предприятий. Это управ­ление финансовыми отношениями, денежными фон­дами и денежными потоками.

Финансы предприятия - это экономические, денежные отношения, в которые вступает фирма для обеспечения своей жизнедеятельности, завязываю­щиеся в результате движения денег и формирующие­ся на этой основе денежные потоки, связанные с функ­ционированием образовываемых на предприятиях денежных фондов.

Финансы предприятия - это система денежных отношений фирмы, появляющихся в ходе ее деятель­ности и содержащих ряд компонентов:

1) отношения с поставщиками сырья, материалов, топлива и т.д.;

2) отношения с покупателями по реализации продук­ции в соответствии с заключенными контрактами;

3) отношения с контрагентами предприятия по взыс­канию и уплате штрафов за несоблюдение условий договора;

4) отношения с банками по получению и погашению кредитов, уплате процентов по ним, по расчетам за банковские услуги, по открытию и ведению счетов, факторинговые, авальные и другие операции банков;

5) отношения со страховыми фирмами по страхова­нию коммерческих и финансовых рисков;

6) отношения с инвестиционными фондами по реа­лизации финансовых инвестиций;

7) отношения с персоналом предприятия по выплате заработной платы;

8) отношения с акционерами по выплате дивидендов;

9) отношения с учредителями по созданию уставно­го капитала и распределению дохода;

10) отношения с государством по уплате налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

11) отношения с филиалами и представительствами, дочерними и зависимыми организациями;

12) отношения с аудиторскими, юридическими и консалтинговыми компаниями.

Отличительным признаком перечисленных отно­шений является то, что они представляют собой со­вокупность денежных поступлений и выплат. Именно финансы предприятия участвуют в создании про­дукта, от объема производства на предприятии зави­сит функционирование всех участников финансовой системы. Чем выше доходы предприятия, тем боль­ше доходы домашних хозяйств.

Финансы предприятий обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственными органами, налоговой системой, бюджетами, банками и другими кредитными органи­зациями, страховыми фирмами и т.д. В них сосредо­точивается преобладающая доля материальных, тру­довых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

Роль финансов организаций может быть сведена к следующим факторам: экон.стабилизации, приспособлению к рыночным механизмам, инвестиционной привлекательности.

Основные функции финансов организации:

Распределительная – является основной при осуществлении ими своей деятельности в процессе распределения общественного продукта, национального дохода и национального богатства.

Контрольная – участвует в процессе осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов организации, а также их использование.

Принципы организации финансов предприятий:

1. самоокупаемости и самофинансирования.

2.самоуправления или хоз-ной самостоятельности.

3. материальной ответственности.

4. заинтересованности в результатах деятельности.

5.осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельностью организации.

6. формирования финансовых резервов.

Факторы, влияющие на организацию фин.предп-я: организационно - правовая форма предп-я; отраслевые особенности.

 

2. Классификация расходов и доходов организации (предприятий) на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Расходами организации признаются уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновение обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы отражают умень­шение платежных средств или иного имущества пред­приятия и отражаются в учете на момент платежа. Классификация. Для организации учета на сче­тах, формирования отчета о прибылях и убытках, ста­тистической отчетности, финансового планирования расходы делятся:

1) по характеру, условиям осуществления и направ­лениям деятельности организации — расходы по обычным видам деятельности, операционные рас­ходы, внереализационные расходы;

2) по сферам деятельности - расходы, связанные с приобретением материально-производственных запасов, расходы, связанные с процессом про­изводства, расходы, связанные с продвижением и продажей продукции, расходы на управление;

3) по элементам -материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию основных фондов, прочие затраты;

4) по степени усреднения (общие, средние затра­ты на единицу);

5) по функции управления (производственные, коммерческие, административные);

6) по периоду отнесения затрат на уменьшение прибыли (на продукт, на период);

7) по ценности для управленческих решений (ре­левантные, нерелевантные, альтернативные, зат­раты прошлых периодов).

Доходы предприятия — увеличение экономиче­ских выгод вследствие поступления активов и/или по­гашения обязательств, приводящее к росту капитала этого предприятия, кроме уставных вкладов участни­ков (владельцев имущества).

Классификация доходов предприятия:

1. Доходы от обычных видов деятельности зани­мают основной удельный вес в общей сумме доходов результативно функционирующего предприятия. К ним относятся выручка от продажи продукции и то­варов поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг.

2. Операционные доходы — поступления, свя­занные с операциями с имуществом предприятия, с участием в уставном капитале других фирм, с коллективной деятельностью, а также поступления от предоставления во временное пользование денежных средств. Размер данных доходов зависит от активно­сти организации на фондовом рынке, величины фи­нансовых вкладов в ценные бумаги других фирм и до­ходности этих бумаг.

3. Внереализационные доходы отражают со­стояние договорной дисциплины между организа­цией и ее контрагентами. Такими доходами являются штрафы, пени, неустойки, признанные должником по­ступления по компенсированию нанесенных органи­зации ущербов, суммы кредиторской и дебиторской задолженности, по которым истек период исковой давности. Также внереализационными доходами яв­ляются активы, полученные безвозмездно, курсовая разница, прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году.

4. Чрезвычайные доходы возникают как послед­ствия чрезвычайных обстоятельств (стихийных бед­ствий, пожаров и других катастроф). К таким доходам относятся страховые компенсации, стоимость мате­риальных ценностей, остающихся от списания непри­годных к восстановлению и дальнейшему использо­ванию активов.

К доходам предприятия не относятся:

1) поступления сумм налога на добавленную стои­мость, акцизов, налога с продаж и иных подобных обязательных платежей;

2) поступления по контрактам комиссии, агентским и иным подобным соглашениям в пользу комитен­та, принципала и т.п.;

3) поступления в порядке предварительной оплаты товара, авансов, задатка, в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Политика доходов:

1) оценка, анализ и планирование осуществления плановых заданий;

2) динамика продаж;

3) ритмичность производства и продаж;

4) эффективность ценовой политики;

5) достаточность и эффективность диверсификации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 894; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.058 с.)