Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Россия в условиях мировой войны и общенациональногоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Кризиса 1914-1920 гг. (4 часа) Занятие 1. Участие России в Первой мировой войне. Влияние войны на приближение общенационального кризиса. 2. Февральская революция. Сущность двоевластия. Альтернативы развития России после Февраля.
Занятие 1. Большевистская стратегия и тактика в 1917-1920 гг. Современная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса и революции 1917 г. 2. Гражданская война как историческое явление и историческая трагедия.
Рекомендуемая литература 1. 1917 г. в судьбах России и мира. Октябрьская революция: от новых источников к новому осмыслению. - М., 1998. 2. 1917 г. в судьбах России и мира. Февральская революция: от новых источников к новому осмыслению. - М., 1997. 3. Алексеева И.В. Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. - Л., 1990. 4. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. 5. Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. - М., 1987. 6. Гражданская война в России: перекресток мнений. - М., 1996. 7.Зубачевский В.А. Геополитическая страница истории Гражданской войны. 1918-1919гг. // Отечественная история. 2005. №5. С 118. 8. История Первой мировой войны. 1914-1918 / Под ред. И.И. Ростунова. - М., 1986. 9. Карр Э. История Советской России. - М., 1990. - Кн. 1. 10. Керенский А.Т. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. № 6-10. 11.Кокурин Н.Е. Как сражалась революция. - М., 1990. - Т.1-2. 12.Котков Г.М. Февральская революция / Пер. с англ. - М., 1997. 13.Первая мировая война. Дискуссионные проблемы истории / Отв. ред. Ю.А. Писарев, В.Л. Мальков. - М., 1994. 14 Первая мировая война: пролог ХХ в. - М., 1998. 15. Писарев Ю.А. Новые подходы к изучению истории Первой мировой войны // Вопросы истории. 1991. № 7-8. 16.Степанов А.И. Место России в мире накануне Первой мировой войны // Вопросы истории. 1993. № 2. 17.Страна гибнет сегодня: воспоминания о Февральской революции 1917 г.- М., 1991. Методические рекомендации Занятие 1. В сочетании со многими обозначенными выше и нерешенными задачами разрушительную роль в судьбе России сыграла Первая мировая война. Вопрос об участии России в этой войне следует рассмотреть в такой последовательности: международная обстановка накануне войны; основные задачи и направления внешней политики России; причины войны и цели воюющих сторон; соотношение сил к началу войны и планы воюющих сторон; ход военных действий; последствия войны для России. Международная обстановка накануне войны характеризовалась нарастанием напряжения в отношениях между ведущими странами мира и завершением формирования двух военно-политических блоков: Тройственного союза во главе с Германией и Сердечного согласия во главе с Англией (Антанта). Россия не могла оставаться в стороне от этого процесса, кроме того, на ее внешнюю политику оказывали влияние результаты неудачной русско-японской войны, революции 1905-1907 гг. и возрастание влияния и присутствия Австро-Венгрии на Балканах (Боснийский кризис 1908-1909 гг.). Николай II и его окружение трудно и долго определяли роль России в надвигающейся войне, так как в правительственных кругах, да и в обществе в целом единства взглядов на приоритеты российской внешней политики не было. Так, П.А. Столыпин был решительным сторонником сохранения мира для России, абсолютно необходимого для внутренних преобразований. С другой стороны, Балканские войны активизировали сторонников идеи «Великой России», которые считали активную внешнюю политику главным фактором внутреннего могущества страны. Выводом из этих умозаключений стал призыв ориентировать внешнюю политику на Черноморский бассейн для установления контроля над проливами и превращения России в великую тихоокеанскую державу. Уже в ходе войны в 1915 г. П. Милюков сформулировал цели территориальных приобретений России: - объединение с Россией Западной и Карпатской Украины; - объединение Польши и предоставление ей автономии в пределах России; - присоединение турецких крепостей в Закавказье - Карса, Ардагана и Батума - с созданием объединенной Армении под протекторатом России; - полный российский контроль над Босфором и присоединение к России Константинополя. Считалось, что достижение этих целей возможно только в союзе с Англией и Францией. При этом не учитывались интересы самих этих стран в бассейне Черного моря, а так же то, что в надвигающейся войне с Австрией и Германией они смотрели на Россию как на «паровой каток». Часть крайне правых русских националистов предпочитала союз с Германией, существовало мнение и о целесообразности оборонительного русско-французского союза без присоединения к нему Англии. Таким образом, разброс мнений был весьма велик, хотя территориальные ивнешнеполитические интересы России в целом определились. Отношение российского общества к надвигающейся войне определялось следующими установками: во-первых, Россия была стороной обороняющейся; во-вторых, война вызвала значительный патриотический подъем во всех слоях населения; в-третьих, вне зависимости от условий, в которых велись военные действия, русская армия проявила себя героически; в-четвертых, Россия имела в этой войне объективную национальную задачу - ликвидацию восточно-прусского острия, направленного на Россию. Принципиальными противниками войны являлись большевики, которые стремились использовать создавшееся положение для усиления своего влияния. Ими была выдвинута концепция «поражения своего правительства в войне», что должно было, по их замыслу, облегчить осуществление социалистической революции. Знакомясь с ходом военных действий, выделите основные их этапы - содержание военных кампаний 1914-1915 и 1916 гг., дайте им характеристику (ход и содержание военных действий, их результаты). При этом обратите внимание на трагический для России парадокс: в армии воевали героические солдаты и офицеры, но уровень командования оказался гораздо ниже уровня армии в целом, не было ни единой воли, ни серьезных планов ведения войны. А главное состояло в том, что обнаружились катастрофические недостатки в снабжении армии боеприпасами. С первых дней войны Россия постоянно оттягивала на себя войска противника по требованию союзников, в то время как ни одного предложенного Россией маневра союзники не приняли. Всей своей тяжестью война обрушилась на Россию. Какое влияние оказала Первая мировая война на экономическое, социальное и политическое развитие страны. Докажите на фактах, что к началу 1917 г. в Росси были налицо признаки общенационального кризиса. 2. Переходя к рассмотрению российской революции 1917 г., следует принять к сведению, что современная наука рассматривает события февраля-октября 1917 г. как единый революционный процесс, выделяя в его рамках следующие этапы: Февральская революция; развитие революции от Февраля к Октябрю (в рамках этого этапа выделяют период относительно мирного развития революции - март-июль, и период силового противостояния - июль-октябрь); октябрьский политический переворот. Рассматривая положение в стране к началу 1917 г. и нарастание революционной оппозиции самодержавию, следует вновь вернуться к характеристике общего уровня экономического развития России в начале XX в., определить особенности российского империализма и показать их конкретные проявления в российской действительности. Необходимо показать основные группы противоречий, существовавших в российском обществе. Далее следует обратить внимание на то, что участие России в мировой воине стало фактором обострения накопившихся в стране экономических и социальных противоречий. Выводом может служить положение об углублении общего кризиса в стране. Рассмотрение вопроса о Февральской революции следует начать с изучения конкретных событий в Петрограде 22 февраля-3 марта 1917 г., в результате которых правительственные силы потеряли возможность влиять на ситуацию и царь Николай II отрекся от престола. Далее следует дать характеристику расстановки политических сил после Февраля и показать причины и условия формирования двоевластия. Необходимо остановиться на составе каждого из органов власти и соответственно на преобладавших там идейно-политических установках. Такой подход поможет убедительно объяснить причины установившегося взаимодействия органов новой власти. Сложившееся в стране политическое положение отражало уникальность ситуации равновесия между различными политическими силами. Необходимо показать уровень влияния каждого из органов власти. Следует рассмотреть состояние политических партий в послефевральской России, дать характеристику их социальной базы и политических программ. Исходя из этого, следует показать оценку ими сложившегося политического положения и их представления о перспективах развития страны. Попытка осуществить реформаторскую альтернативу была предпринята Временным правительством при опоре на партии, имевшие в его составе своих представителей. Этот тезис может быть доказан рассмотрением конкретных решений правительства в социальной сфере, в установлении политических свобод, в области национальных отношений, в подготовке аграрной реформы и др. Леворадикальный лагерь был представлен сторонниками революционного решения проблем, стоявших перед страной. Особо нужно остановиться на состоянии большевистской партии, учитывая ее роль в дальнейшем развитии политических событий. Следует отметить, что первоначально, до возвращения В.И. Ленина из эмиграции, в ней преобладали либерально-центристские настроения, не было единой позиции по большинству принципиальных политических вопросов. Поворот в политическом поведении партии был связан с приездом Ленина и его «Апрельскими тезисами» - обоснованием курса на установление в России диктатуры пролетариата. В чем его сущность? Далее следует остановиться на политических кризисах 1917 г.: апрельском, июньском и июльском. Рассмотрите, каковы были их причины, как в процессе кризисов менялся состав Временного правительства. Особенно подробно остановитесь на событиях 2-4 июля, которые положили конец мирному этапу развития революции. При этом нужно характеризовать, как действия революционно настроенных масс, вставших под большевистские лозунги, так и контрдействия правительства, поскольку обе стороны прибегли к силовым способам борьбы.
Занятие 1. Переходя к рассмотрению вопроса об усилении влияния большевиков осенью 1917 г. и о их подготовке к вооруженному восстанию, отметим, что развитие событий весны-лета 1917 г. привело к размыванию политического центра, радикализации крайних политических позиций. Попыткой праворадикального решения вопроса об общественной стабилизации стала так называемая корниловщина. В условиях нараставшего недоверия Временному правительству одной из немногих действенных сил противостояния Корнилову были большевики, именно они активно проявили себя, организуя массы на отпор наступавшим на Петроград воинским частям. Показателем роста их влияния стали перевыборы в местных советах, где они получили большинство. Охарактеризуйте подготовку большевиков к завоеванию политической власти путем вооруженного восстания: формирование его общего плана, подготовку политических сил революции, выработку конкретных задач по взятию власти. Рассматривая подготовку большевиками революционного переворота, следует различать выдвижение общего политического курса на вооруженное восстание (решения VI съезда партии) и конкретный курс на подготовку восстания, взятый ЦК РСДРП (б) 10-12 октября. Далее следует рассмотреть развитие событий 24-25 октября 1917 г. в Петрограде. В качестве итогового вывода можно отметить, что в период с февраля по октябрь 1917 г. в условиях непрочности государственной власти, войны, недостаточно решительных реформ большевики смогли использовать нарастание неудовлетворенности масс и их революционные настроения для прихода к власти с целью реализации своих идеологических доктрин. Отметим, что планы вооруженного восстания были выработаны большевиками с учетом начавшего работать в Петрограде второго съезда Советов, который мог выступить преемником легитимной власти в стране. Съездом были приняты предложенные большевиками декреты о мире, о земле и о власти. Необходимо ясно представлять содержание каждого из них и уметь оценить их значение. Были также сформированы органы власти в перерывах между съездами - ВЦИК, СНК. Обратите внимание на партийный состав каждого из этих органов. Далее следует рассмотреть процесс укрепления большевиков у власти: установление Советской власти в Москве и других городах, на фронтах, преодоление первого натиска сил контрреволюции, причины быстрого и преимущественно безболезненного установления советской власти на местах. Важнейшим вопросом для новой власти стал вопрос об отношении к Учредительному собранию, требование о созыве которого было программным для большинства демократических партий России. Необходимо изучить обстоятельства созыва Учредительного собрания и его состав, а также шаги большевистского руководства в отношении него. Анализируя первые декларации и мероприятия Советской власти, целесообразно рассматривать действия советского руководства в основных сферах: политической, социально-экономической, духовной. При этом следует обратить внимание, что первые шаги новой власти были продиктованы, прежде всего, назревшими общественными потребностями и в основном имели общедемократическую направленность. Лишь к весне 1918 г. завершился поворот в политике большевиков. Главным их врагом на данном этапе стала мелкобуржуазная стихия, ставка была сделана на государственный капитализм, на привлечение буржуазных специалистов. Одновременно была изменена аграрная политика. В чем это выражалось? В вопросе о выходе России из империалистической войны необходимо отметить, что он был самым болезненным в политической жизни страны. Большевики пришли к власти под лозунгом скорейшего окончания войны, что соответствовало настроениям масс. В то же время нужно отметить, что проблема выхода из войны была связана в мировоззрении большевиков с планами мировой революции. Но реальное положение страны заставило менять установки: революционная война была не по силам России. Внутри большевистской партии не было единства по вопросу о войне и мире, и, анализируя проблему, нужно сопоставить позиции В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого, «левых коммунистов» во главе с Н.И. Бухариным. Рассмотрение конкретных вопросов следует завершить выводом о значении и последствиях Брестского мира для России. 2. Рассматривая историю России в период Гражданской войны и иностранной интервенции, нужно остановиться на следующих вопросах: - причины Гражданской войны и интервенции; - этапы Гражданской войны; - основные фронты Гражданской войны; - характеристика белого движения; - внутренняя политика Советской власти в период войны. Единой точки зрения на начало Гражданской войны нет. Однако собственно периодом Гражданской войны принято считать лето 1918 - конец 1920 г. - время, когда военное противостояние определяло содержание и характер всей жизни страны. Изучение данной темы предполагает знание содержания и хронологии конкретно-исторических событий, прежде всего военных действий, заставляет обратить значительное внимание на работу с картой. Составьте хронологическую таблицу военных действий в период Гражданской войны, ее можно использовать при ответе на экзамене.
Семинарское занятие IХ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.148.130 (0.013 с.) |