Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция административно-командной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В послевоенный период Часа Занятие 1. Народ и власть в послевоенное десятилетие. 2. Попытка реформирования административно-командной системы в 1953-1964 гг. Занятие 1. «Холодная» война: причины, содержание, результаты. 2. Советская экономика: достижения и проблемы (1960-1985 гг.). 3. Нарастание кризиса системы: 1964-1984 г. Новая попытка реанимирования системы в период «перестройки». Рекомендуемая литература 1. Боффа Дж. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. - М., 1994. 2. Вербицкая О. М. Российское крестьянство: от Сталина к Хрущеву. - М., 1992. 3. Горбачев М.С. Жизнь и реформы: В 2 кн. - М., 1995. 4. Ершов В.Н. Премьер, оставшийся в памяти (из воспоминаний о А.Н. Косыгине) // Отиечественная история. 2004. №5. 5. Ефимов Н.Н., Фролов В.С. Карибский кризис 1962 г. // вопросы истории. 2005. № 10. С. 25. 6. Жуков В.И. Реформы в России. 1985-1995 гг. - М., 1997. 7. История современной России. 1985-1994 / Под ред. В.В. Журавлева. - М., 1995. 8. Косолапов Н.А. Что это было? (Размышления о перестройке в свете ее когнитивных итогов) // ОНС. 2005. № 1. С. 5. 9. Логинов В. Репертуар истории: распад или мобилизация // Диалог. 1991. № 6. 10. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории. 2003. № 7. С. 74. 11. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз? // Отечественная история. 2003. № 4. С.112. 12. Мигранян А. Реформа политической системы: куда она ведет? / СССР - демографический прогноз. - М., 1990. 13. Национальная политика России: история и современность. - М., 1997. 14. Перестройка: факторы необратимости и механизм торможения // Рабочий класс и современный мир. 1988. № 2. 15. Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М., 1991. 16. Шубин А.В. Социальная структура СССР в канун перестройки // Отечественная история. 1997. №4.
Методические рекомендации Занятие 1. Характеристику периода следует начать с рассмотрения изменений в общественно-политической атмосфере советского общества, которые произошли после войны, остановитесь на вопросе о восстановлении системы власти и управления, типичных для довоенного этапа и довоенных норм общественно-политической жизни, т.е. вы должны дать характеристику административно-командной системы как системы, сосредоточившей всю полноту власти в руках бюрократического аппарата. Каковы причины возрождения демократической альтернативы в послевоенный период? В чем Вы видите причины ужесточения политического режима в СССР после окончания войны? По каким направлениям шло укрепление политического режима и в чем оно проявлялось? Какие репрессии были проведены властью в послевоенный период? Чем их можно объяснить? При характеристике процесса восстановления экономики после войны целесообразно выделить процесс восстановления промышленности и транспорта, процесс восстановления аграрного сектора, основные итоги восстановления экономики к началу 1950-х гг. Обратите внимание на то, что источники восстановления экономики были аналогичны источникам индустриализации. Какой была цена успеха? 2. После смерти И.В. Сталина на повестку дня встал вопрос корректировки политических отношений и структур. Был взят курс на децентрализацию системы государственного управления, развитие (под контролем) активности масс, их привлечение к выполнению некоторых управленческих функций. Каковы были основные причины реформирования «государственного социализма»? Какие меры по либерализации политического режима были предприняты властью? Какие изменения в общественно-политической жизни произошли в 1950-1960 гг.? Обратите внимание на реформирование системы ГУЛАГа и органов КГБ, десталинизацию, осуждение культа личности Сталина, реабилитацию репрессированных народов, оживление культуры, рост бюрократического аппарата управления. Целями преобразований в области экономики и управления были: децентрализация системы управления, улучшение руководства экономикой; подъем сельского хозяйства и темпов производства промышленности; повышение жизненного уровня населения; стремление догнать развитые страны Запада. Охарактеризуйте реформы 1950-х гг. в сельском хозяйстве, каковы их результаты? В чем суть реформ в промышленности и управлении производством? Как вы оцениваете социальную программу 1950-1960-х гг.? Каковы основные тенденции развития духовной сферы в СССР в 1960-е гг.? Попытки реформирования «государственного социализма» во второй половине1950-х - первой половине 1960-х гг. были малоэффективными. В СССР в середине 1960-х - середине 1980-х гг. продолжается консервация политического режима, выражавшаяся в усилении контроля партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества; в усилении партийного контроля за деятельностью аппарата государственных органов, продолжается сращивание партийных и государственных органов, образование «партия-государство» достигло своего апогея. Увеличивается система льгот и привилегий партийной и государственной номенклатуры, происходит сращивание коррумпированных бюрократических групп с «теневой экономикой». Приведите примеры, подтверждающие наличие данных процессов в государстве и обществе. Каковы основные положения Конституции «развитого социализма»? В чем ее значение? Занятие 1. «Холодная война» стала формой существования в послевоенном мире, суть которого была идеологическая конфронтация социалистической и капиталистической систем. Она продолжалась до распада СССР. Принято выделять 2 периода: до и после Карибского кризиса 1962 г. Что изменилось после 1962 г.? Рассмотрите причины и начало «холодной войны». Определите содержание основных политических доктрин первого периода. Что было сделано руководством СССР для разрядки международной напряженности? Каковы результаты «холодной войны»? 2. Экономические и социальные реформы 1965-1985 гг. ставили следующие задачи: решение социальных проблем села, повышение закупочных цен, увеличение капиталовложений, стимулирование ведения подсобного хозяйства, перераспределение национального дохода в пользу сельского хозяйства; изменение условий планирования в промышленности, усиление экономического стимулирования предприятий, восстановление отраслевого управления промышленностью, введение элементов хозрасчета; улучшение жизни советских людей. Как проводились реформы и каковы их результаты? Страна продолжала «скатываться» к кризису. Основными тенденциями социально-экономического развития в 1964-1985 гг. были: - продолжающееся снижение темпов экономического роста (например, официальные темпы роста национального дохода были следующими: в 1951-1955 гг.-11,4%; в 1956-1960 гг.- 9, 4%; в 1961-1965 гг.-6,5%; в 1966-1970 гг. - 7,8%; в 1971-1975 гг.- 5.7%; в 1976-1980 гг.- 4, 3%; в 1981-1985 гг. - 3,2%.); - крайне слабое развитие наукоемких отраслей производства (каких, приведите примеры); - сохранение экстенсивных методов хозяйствования, что во многом способствовало формированию затратной экономики; - превращение страны в сырьевой придаток мировой системы хозяйствования (в чем это выражалось?); - формирование теневой экономики; - снижение жизненного уровня населения; - «остаточный» принцип финансирования сфер медицины, образования, науки, культуры, жилищного строительства; - накопление критического потенциала в обществе: сомнения в правильности выбранного пути, «в загнивающем капитализме» и т.п. Приведите примеры, раскрывающие эти тенденции в развитии страны. Каковы основные результаты (отрицательные и положительные) периода «застоя»? Можно ли этот период считать «застоем»? 3. Новую попытку реанимирования системы власть предпринимает в 1985-1991 гг., в период «перестройки», после избрания М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС. Реформы в стране начинаются с «кадровой революции» (1985-1986 гг.): омоложения партийно-государственных руководителей, поддерживающих идеи перестройки. К каким последствиям привела кадровая революция в центре и на местах? В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главные рычаги: научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения, активизация «человеческого фактора». Для контроля за качеством продукции была введена госприемка, директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность. На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств. Первый этап реформы (апрель 1985-первая половина 1987 г.) вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 г. начинается общее сокращение производства. Вторая половина 1987-первая половина 1989 г. - второй этап экономических реформ, в рамках которого осуществлялась либерализация государственной экономики. Со второй половины 1989 до второй половины 1991 г. идет поиск путей перехода к регулируемому рынку. Дайте оценку основных этапов экономического реформирования СССР за годы перестройки. Назовите общие причины неудач в реформировании экономики за этот период. Каковы результаты внедрения новых экономических отношений? Была ли неизбежной полная смена советской модели экономического развития в начале 1990-х гг.? Основными направлениями демократизации страны были гласность и плюрализм, демократизация КПСС, предоставление реальной власти Советам, самостоятельность республик. Почему был взят курс на демократизацию внутрипартийных и общественных отношений? В чем противоречивость и непоследовательность политической реформы? Каковы причины возрождения российской многопартийности? Почему попытки реформирования КПСС не дали положительных результатов? Какие причины привели к распаду СССР и был ли он неизбежным? На конкретных примерах покажите диалектику «нового мышления». Дайте общую оценку внешнеполитической деятельности советского руководства в годы перестройки. Перечислите факторы, сопутствовавшие переменам в духовной жизни.
Семинарское занятие XII
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.01 с.) |