ТОП 10:

Выписка из ГОС ГСЭ.Ф.05. Отечественная история



Отечественная история как средство гражданского и патриотического самоопределения ч развития ценностного отношения к духовным традициям народов России и как средство становления профессиональной компетентности. Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории.

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблемы этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя в Древней Руси. Этнокультурные и социально -политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI - XII вв. Социально -политические изменения в русских землях в XIII- XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно–промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру.

Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.

Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция Социально-экономическое развитие страны в 1920-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 1920-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 1930-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.

СССР накануне и в начальный период Второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 1960-1980-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

 

Задачи дисциплины:

· освоение и усвоение основ знаний дисциплины, необходимых для компетентности личности; предоставление студентам возможности овладеть знаниями об историческом пути России, о ее роли в мировом сообществе, о факторах, определявших судьбу страны, об опыте и тенденциях развития российского государства и общества.

· показать на примерах из различных эпох органическую взаимосвязь российской и мировой истории, проанализировать общее и особенное в российской истории, что позволит определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе;

· показать, по каким проблемам отечественной истории ведутся сегодня споры и дискуссии в российской и зарубежной историографии; показать место и роль российской истории и историографии в мировой науке;

· проанализировать те изменения в исторических представлениях, которые произошли в России в последнее десятилетие, показать место и роль истории в системе социогуманитарного образования, ее значение для осознания поступательного развития общества, его единства и противоречивости;

· сформировать у студентов умения оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников; развивать способности анализировать и оценивать факты, явления и события, раскрывать причинно-следственные связи между ними, а также высказывать обоснованные суждения о действиях людей в истории;

· приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в философских и религиозных учениях, в фольклоре, народных обычаях и традициях; способствовать формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории; помочь понять проблемы и реалии современного мира, раскрыть воспитательные возможности исторической науки.

 

Основные результаты освоения дисциплины

Студент, прослушавший курс, должен :

· знать категориальный аппарат курса, основные этапы истории России и их содержание с древнейших времен до наших дней; общее и особенное российской цивилизации во всемирно-историческом процессе, уметь определять место России в мировой истории;

· освоить, уметь анализировать и перерабатывать знания из разных источников информации по проблемам отечественной истории, знать о спорах и дискуссиях в российской и зарубежной историографии; об основных направлениях развития общественной мысли России, ее выдающихся мыслителях, о преемственности и резких поворотах в духовном развитии страны;

· формировать способность к критическому суждению в отношении информации Интернета, СМИ и рекламы, основанную на высокой коммуникационной культуре;

· знать этапы становления российской государственности, общее и особенное в становлении и развитии древнерусской цивилизации, эволюцию восточно-славянской государственности, развитие самодержавия, закономерности и специфику развития отечественной экономической системы; особенности и результаты модернизации России, место и роль реформ и революций в истории страны, истоки и сущность революционного кризиса начала ХХ в. в России, его эволюцию, содержание и особенности каждого из этапов;

· ориентироваться в растущем потоке информации по вопросам изменения форм развития государственности и его влияния на развитие страны, причин возникновения и существования тоталитаризма как социально-политического явления;

· знать основные события Великой Отечественной войны, основные уроки, итоги и значение Победы советского народа в войне, уметь сопоставить вклад народов Советского Союза и народов стран антифашистской коалиции в разгром гитлеровской Германии;

· на основе знания особенностей эволюции административно-командной системы в послевоенный период, анализа изменений в исторических представлениях, которые произошли в России в конце ХХ века; основных событий в период перехода от советского коммунистического прошлого к современности, особенностей формирования Российской Федерации как президентско–парламентской республики, как субъекта международного права сформировать правовую и политическую культуру;

· знать возможности исторического образования для реализации психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на образование обучающихся, расширение социального партнерства, поиска эффективных форм участия в общественно-государственной деятельности;

· знать пути пополнения знаний, в том числе электронные, из разных областей общей и профессиональной культуры, рефлексии практического опыта;

· должен ориентироваться в современной социокультурной ситуации, расширять круг социальных партнеров, уметь создавать условия для проявления социальной активности, социальных инициатив субъектами педагогического процесса;

· должен уметь организовать сообщество обучающихся для различного взаимодействия, уметь бесконфликтно общаться, работать в команде, включение обучающихся в совместную деятельность; иметь навыки презентации творческих проектов, интеграции работы творческой группы;

· владеть профессиональными основами речевой коммуникации; адекватно передавать информацию различной аудитории; понимать культуру и обычаи других стран, иметь широкий международный кругозор, быть толерантным в общении с людьми других культур;

· иметь первоначальные навыки исследовательской работы в отборе и систематизации информации.


 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1.







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.006 с.)