Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и сущность советского строя

Поиск

(4часа)

Занятие

1. Основные тенденции мирового развития между двумя мировыми войнами. Кризис большевистской системы власти в конце 1920-начале 1921г.

2. Сущность новой экономической политики, основные направления и итоги.

3. Образование СССР: причины, варианты объединения и их реализация.

Занятие

1. Советская социалистическая индустриализация: цели, результаты, последствия.

2. Большевики и аграрный вопрос. Коллективизация сельского хозяйства.

3. Политические и социокультурные вопросы в стране в 1930-е гг.

 

Рекомендуемая литература

1. Байбаков С.А. История образования СССР: итоги и перспективы изучения. - М., 1997.

2. Бордюгов Г., Козлов В. Время трудных вопросов. - М., 1989.

3. Братющенко Ю.В. НЭП: государство, частник, кооперация // Вопросы истории. 2007. № 2. С.3.

4. Гимпельсон Е.Г. Политическая система и НЭП: неадекватность реформ // Отечественная история. 1993. № 2.

5. Гимпельсон Е.Р. Руководящие советские кадры: 1917-1920-е гг. // Отечественная история. 2004. - № 6. С. 61.

6. Данилов В.П., Зеленин И.Е. Организованный голод. К 70-летию общекрестьянской трагедии // Отечественная история. 2004. № 5. С. 97.

7. Елизаров М.А. Еще раз о причинах Кронштадтского восстания в марте 1921 г. // Отечественная история. 2004. № 1. С.165.

8. Зеленин И.Е. Кульминация «Большого террора» в деревне. Зигзаги аграрной политики (1937-1938 гг.) // Отечественная история. 2004. 3 1. С. 175.

9. Ивницкий И.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х гг.). - М., 1996.

10. Изменение социальной структуры советского общества (1921-середина 30-х годов). - М.: Мысль, 1979.

11. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы. - Ч. 1 и 2. - М., 1999.

12.Исаев И.А. Переходная экономика НЭПа (Поиск форм хозяйственно-правовой автономии и централистские тенденции) // История СССР. - 1990. - №2.

13.Карр Э. Большевистская революция. 1917-1923 гг. / История Советской России. - М.: Прогресс, 1990.

14.Левин М. Бюрократия и сталинизм // Вопросы истории. - 1995. - № 3.

15.Наумов В., Курин Л. НЭП: Суть, опыт, уроки / Урок дает история. - М.: Политиздат, 1989.

16.Нэп в контексте исторического развития России ХХ в.: Сб. ст./ Под ред. А.К. Соколова. - М., 2001.

17.Хрестоматия по истории СССР, 1900-конец 1930-х гг. / Под ред. Ю.И. Кораблева. - М., 1993.

18.Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945. / Под ред. Э.М. Щагина. - М.: Просвещение, 1991.

 

Методические рекомендации

1. В результате Первой мировой и гражданской войн в России и в Европе складывается принципиально новая геополитическая ситуация. Окончательно ломается традиционная для предыдущего периода система европейского равновесия «2+1»: два враждующих континентальных центра сил и Великобритания в роли арбитра, препятствующего чрезмерному усилению одного из них. Мировое равновесие дестабилизировала и победа в России большевизма, ориентировавшегося на мировую пролетарскую революцию. Таким образом вместо схемы «2+1» возникает другая: «2 (Франция против Германии + 1 (Великобритания) + 1 (СССР)». Это повлияло на внешнеполитические доктрины ведущих держав.

Как изменились их внешнеполитические программы? Каковы были задачи внешней политики Советской России в начале 1920-х гг.? В чем суть концепции построения социализма в отдельно взятой стране? Как изменились задачи внешней политики СССР к началу 1930-х гг.?

2. При изучении этого вопроса следует дать характеристику политических, экономических, социальных, демографических, духовных, а также геополитических и внешнеполитических последствий Гражданской войны и тем самым обосновать вывод о том, что политика предыдущего этапа оказалась бесперспективна и была необходима смена политического курса. Покажите значение Х съезда партии большевиков в переходе к нэпу. Охарактеризуйте меры, входящие в комплекс новой экономической политики, покажите их двойственность.

Обратите внимание на то, что политика нэпа рассматривалась большевиками не как отступление под давлением обстоятельств, а как маневр в социально-экономической области, компромисс с мелкобуржуазными массами трудящегося населения России. При этом новая экономическая политика предполагала сохранение «командных высот» в политике, экономике, идеологии в руках большевиков посредством советского государства.

Рассмотрите процесс восстановления промышленности, транспорта, сельского хозяйства на основе нэпа. Обратите внимание на социальные последствия развернувшихся экономических процессов. Рассмотрев социально-экономические проблемы развития страны в условиях новой экономической политики, необходимо в качестве итога отметить, что попытка организовать хозяйственную жизнь на основах сочетания административных рычагов управления и элементов рынка дала определенные положительные результаты. Вместе с тем очевидно, что к 1926-1927 гг. были исчерпаны «восстановительные» факторы роста экономики и возможности экономического развития на началах нэповского дуализма.

Составьте сравнительную таблицу «Военный коммунизм и нэп», сравнение проведите по основным сферам жизнедеятельности: промышленность, сельское хозяйство, товарно-денежные отношения, трудовая сфера.

Анализируя политическую жизнь страны в условиях нэпа, выделите следующие проблемы:

1) укрепление однопартийной политической системы (состояние партии большевиков в начале 1920-х гг., внутрипартийная оппозиция и меры борьбы с ней, борьба партии большевиков против своих возможных оппонентов в лице других социалистических партий, дальнейшее повышение роли партии в решении государственных проблем, укрепление органов защиты государства);

2) политическая борьба в советском руководстве (авторитарный характер установившегося в стране политического режима, борьба в руководстве партии после смерти Ленина, этапы борьбы Сталина за упрочение лидерства в партии). Нужно отметить, что политическая жизнь 1920-х гг. показывала общий спад политической активности граждан. В деятельности демократических институтов советского государства и общественных организаций усиливались бюрократизация и формализм. Все в большей степени происходило отчуждение основных масс народа от власти и политической жизни.

3. Создание СССР. Определите, какой была политика партии большевиков в национальном вопросе, отношения между советскими республиками в период Гражданской войны, объективные и субъективные предпосылки возникновения союзного государства, споры в руководстве РКП (б) о принципах объединения.

Составьте таблицу «Этапы объединительного движения в 1918-1921 гг.». Определите + и - проектов И. Сталина, Х. Раковского, В. Ленина.

Подводя итог, следует указать, что закрепленные в основных документах СССР принципы федерализма не были в полной мере реализованы на практике в связи с установившейся жесткой политической монополией партии. Со временем становилось все более очевидно, что СССР функционирует как сверхцентрализованная, унитарная система.

Подводя итоги изучения вопроса темы, необходимо отметить, что в период нэпа в результате проведения гибкой, компромиссной политики в экономике, социальной сфере, в культуре (во всем, что непосредственно не касалось политики и идеологии) советскому руководству удалось решить многие острые проблемы, стоявшие перед страной, прежде всего жизненно важные для государства проблемы восстановления экономики и преодоления международной изоляции. Вместе с тем власть решала актуальные для себя задачи упрочения завоеванной политической монополии. Двойственный и компромиссный характер нэпа неизбежно порождал противоречия и новые проблемы.

 

Занятие

1. При рассмотрении процесса форсированного социалистического строительства, которое осуществлялось в СССР в условиях укрепления тоталитарного политического режима и административно-командной системы управления, необходимо остановиться на следующих проблемах.

Обстоятельно остановитесь на проблеме индустриализации. Говоря об источниках ее финансирования, обратите внимание на то, что они являлись внутренними: широко использовались возможности государственного бюджета «перекачивать» средства из одного сектора экономики в другой (из аграрного в индустриальный), накопления населения (займы), социальные резервы (социалистическое соревнование, ударничество). Кроме того, большое значение имел несвободный труд заключенных ГУЛАГа.

Рассмотрите ход индустриализации, укажите, какие отрасли промышленности занимали приоритетное положение, назовите и покажите на карте основные стройки первых пятилеток. Подводя итог, отметьте, что в годы первых пятилеток в результате модернизации промышленности был сделан качественный скачок в уровне индустриального развития страны и этим была обеспечена технико-экономическая независимость СССР, создана основа для укрепления обороноспособности.

Социальными последствиями индустриализации были: ликвидация безработицы, дальнейший рост численности промышленных рабочих и в связи с этим изменение структуры населения страны (урбанизация). В то же время уровень жизни населения оставался скудным, показательно, что в 1929-1935 гг. снабжение населения продовольственными продуктами и потребительскими товарами осуществлялось по карточкам.

2. Составной частью политики социалистической реконструкции была коллективизация деревни. Прежде всего нужно выделить основные этапы формирования этого курса: выдвижение XV съездом ВКП (б) общей установки на социалистическое преобразование деревни; переход в 1929 г. к сплошной коллективизации, когда аграрная политика стала иметь характер чрезвычайных мер. Составной частью курса сплошной коллективизации было «раскулачивание».

Рассматривая осуществление коллективизации, нужно составить представление о методах вовлечения крестьян в колхозы, остановиться на роли в организации колхозов прибывших из городов рабочих, формах коллективных хозяйств, организации труда в колхозах. Следует показать, что в результате насильственной коллективизации произошло падение сельскохозяйственного производства. Социальным последствием аграрной политики этого этапа было «раскрестьянивание» - утрата сельским населением статуса самостоятельных хозяев.

Необходимо отметить, что в результате политики социалистической реконструкции была ликвидирована многоукладность экономики, сложился экономический механизм, для которого были характерны: сверхцентрализм, директивное планирование, административно-командные методы управления, практический отказ от использования рыночных механизмов. Для новой советской экономики были типичны огромные масштабы и очень невысокий уровень эффективности производства.

3. Охарактеризуйте дискуссии и борьбу в руководстве РКП (б) в середине - второй половине 1920-х гг. (прежде всего по вопросам о путях, методах, темпах социалистической модернизации). Обратите внимание на хозяйственные трудности 1927-1928 гг., которые заставили прибегнуть к чрезвычайным мерам и укрепили уверенность руководства страны в необходимости изменить социально-экономический курс.

Политическая жизнь страны в данный период может быть рассмотрена по следующему плану:

1. Борьба против реального или мнимого инакомыслия, которая велась под лозунгом об обострении классовой борьбы по мере движения к социализму: политические процессы и агитационно-пропагандистские кампании, политика массовых репрессий. Политика террора была составной частью внеэкономического принуждения населения, необходимым составным элементом политической системы тоталитарного типа. Методы политического террора были использованы Сталиным для укрепления его личной власти.

2. Советская общественно-политическая система включала ВКП(б), государство, общественные организации. Необходимо отметить, что на данном этапе произошло фактическое полное слияние функций партийных и государственных органов, бюрократизация всех звеньев политической системы. Демократические нормы Конституции 1936 г. были декларативны.

 

Семинарское занятие Х



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.219.11 (0.006 с.)