ТОП 10:

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах



Часа

Занятие

1. Советская внешняя политика в 1939-1941 гг. Военная доктрина и стратегический план военных действий.

2. Начало Великой Отечественной войны. Причины поражения Красной Армии летом-осенью 1941 г. Основные военные операции первого периода.

 

Занятие

1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

2. Третий период Великой Отечественной войны: основные операции по освобождению территории Советского Союза. Освободительная миссия Советской Армии в Европе.

3. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины, значение и цена Победы.

 

Рекомендуемая литература

1. Азясский В.Ф., Шипков В.А. Великая Отечественная война в контексте современности // Кентавр. 1995. № 3.

2. Анфилов В.А. Грозное лето 1941 г. - М., 1995.

3. Бобылев П.Н. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА в 1941 г.? // Отечественная история. 1995. № 5.

4. Вторая мировая война: Актуальные проблемы. - М., 1995.

5. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 г. Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. № 1. С. 105.

6. Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах Великой Отечественной войны. - М., 1995.

7. Гинцберг Л.И. Советско-германский пакт: замысел и его реализация // Отечественная история. 1996. № 3.

8. Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3.

9. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. - М., 1991. - Т.1-3.

10. Золоторев В.А. Проблемы изучения истории Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2000. № 2.

11. Кожурин В.С. Народ и власть. 1941-1945: Новые документы. - М., 1995.

12. Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 года: опыт осмысления одной дискуссии //Отечественная история. 1994. № 3.

13. Наджаров Д.Г. Советско-германский пакт 1939 г. и его исторические последствия // Вопросы истории. 2006. № 12.

14. Поляков ЮА. Великая Победа 1945 г. и как ею распоряжались // Отечественная история. 2007. № 3.

15. Падерин А.А. Народ-победитель должен знать правду о войне // Отечественная история. 2000. № 3.

16. Эдмондс Р. Начало войны. 1939 г. // Вопросы истории. 1989. № 10.

17. Янушевский А.С. Фактор внезапности в нападении Германии на СССР // История СССР. 1991. № 3.

 

Методические рекомендации

1. Внешнюю политику СССР в конце 1930-х гг. целесообразно рассмотреть по таким направлениям: поддержка мирового революционного движения; борьба за укрепление своего международного положения и безопасности. В рамках каждого направления необходимо показать конкретное развитие событий. К концу 1930-х гг. международное положение СССР было очень сложным. Нарастала непосредственная опасность со стороны агрессоров, вступивших между собой в союз; союзнические отношения СССР с другими странами были очень непрочными, потому что правительства большинства стран относились к СССР с недоверием и скрытой враждебностью из-за «подрывной деятельности» Коминтерна. Следует отметить, что в целом внешнеполитическая деятельность СССР в данный период не была успешной. В этом сыграли роль разнообразные факторы:

- позиция западных держав, преследующих национально-эгоистические цели и, кроме того, негативно относящихся к большевизму вообще и сталинскому режиму в частности;

- ряд стратегических и тактических ошибок советской дипломатии, которые ослабили сопротивление фашизму и агрессии.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о советско-германских отношениях в 1939-1941 гг., когда СССР отказался от продолжения дипломатических контактов с Англией и Францией и подписал ряд принципиально важных договоров с фашистской Германией (Договор о ненападении, Договор о дружбе и границах). Следует остановиться на содержании этих договоров и секретных протоколов к ним, дать этим документам оценку.

Рассмотрите, как СССР в условиях начавшейся второй мировой войны стремился решить собственные внешнеполитические задачи - расширить свою территорию за счет части Польши, Бесарабии, Прибалтийских государств, Финляндии.

2.Одной из центральных тем в отечественной истории ХХ в. является история Великой Отечественной войны. Общие указания по изучению данного вопроса таковы:

- выделите основные вопросы темы и обратите внимание на наиболее существенные аспекты;

- стремитесь к максимально конкретному знанию фактов, событий;

- используйте карту при изучении военных операций, хода военных действий;

- обратите внимание на персоналии - необходимо знать материал о советских полководцах и героях войны;

- обратите внимание на соотношение событий Великой Отечественной и второй мировой войн.

Рассматривая причины начала Великой Отечественной войны, необходимо показать знакомство с дискуссиями по этому вопросу, которые в последние годы развернулись в исторической литературе. Но при этом не следует быть категоричным в своих суждениях. Каковы были причины неудач Красной Армии в первый период войны?

Необходимо четко представлять себе периодизацию Великой Отечественной войны, хронологические рубежи этапов, их содержание и значение.

Обратите внимание на планы гитлеровских фашистов в отношении СССР: план «Барбаросса», план «Ост». При рассмотрении военных кампаний 1941-1945 гг. выделяйте планы сторон - немецкого и советского командования - в различных операциях и соответственно делайте выводы о степени реализации этих планов, о степени успешности каждой стороны в решении поставленных задач.

Стержневым является вопрос о перестройке системы управления страной в период войны, о чрезвычайных органах управления в тылу и на фронте.

При изучении важнейших военных событий (Московская, Сталинградская, Курская битвы) определите значение их результатов: военное, политическое, внешнеполитическое, морально-психологическое.

Проследите изменения соотношения сил воюющих сторон в ходе войны. Рассматривая внешнюю политику СССР в период Великой Отечественной войны, основное внимание уделите складыванию антигитлеровской коалиции и в связи с этим - международным конференциям (Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской), четко охарактеризуйте их решения и значение.

Останавливаясь на вопросе о советском тыле в период войны, рассмотрите: организацию управления страной, эвакуацию, установленный режим труда, бытовое положение населения, вклад различных слоев общества в победу, примеры трудового героизма, творческие достижения этого периода. Покажите рост военно-оборонного потенциала СССР в период войны, основанный на завершившейся перестройке в экономике и росте производства.

Характеристику оккупационного режима на территории СССР следует начать с плана «Ост». Надо также иметь в виду то отношение к военнопленным и жителям оккупированных территорий, которое было высказано советским руководством. Задумайтесь, какое значение могла иметь оценка всех военнопленных как предателей, была ли она оправдана?

Занятие

1. При подготовке необходимо определить сущность коренного перелома. Это был решающий перевес СССР над Германией в живой силе, технике, произошел скачок в оборонном производстве, стратегическая инициатива перешла в руки советского командования, он предопределил исход борьбы не только на советско-германском фронте, но и ход Второй мировой войны в целом. Несмотря на потери, к концу 1942 г. численность соединений Красной Армии, действующих на фронте, удалось довести до 6 млн человек, т.е. примерно равной численности войск противника. Вместе с тем важно представлять, что ход боевых действий зависел не столько от количества, сколько от качества вооружений, умения, мужества и отваги советских воинов. Произошел перелом в сознании людей, появилась уверенность в конечной победе, хотя противник находился еще глубоко в пределах СССР. Общий настрой на победу стал важным психологическим фактором в жизни фронта и тыла.

Самостоятельно наметьте те вопросы, которые наиболее важны при рассказе о Сталинградской, Курской битвах. Обратите внимание на соотношение сил на советско-германском фронте под Курском. Каковы военные итоги 1943 г.? Подготовьте сообщение на тему: «Человек на войне». Каковы были итоги Тегеранской конференции?

2.Определите 10 основных операций по освобождению территории СССР от немецко-фашистских захватчиков. Почему их называли «десятью сталинскими ударами»? Какими были стратегические цели советского и немецкого командования на 1944г.? Советский Союз наращивал военную мощь. В рядах действующей армии на начало 1944 г. находилось 6,2 млн. чел. На каждый немецкий танк приходилось 2 советских, на каждые два немецких самолета - три советских. Как изменились отношения с союзниками на этом этапе войны? Как Вы оцениваете открытие Второго фронта? Какой была политика советского правительства на освобожденных территориях? Подготовьте сообщение на тему: «Репрессированные народы». Составьте таблицу «Основные военные операции 1944 г. на территории СССР».

3. Изучая освободительную миссию Советской Армии в Европе, выделите две группы стран: те страны, где Советская Армия не получала сопротивления и получала поддержку и те, где шли тяжелые бои. Определите особенности Берлинской операции.

Назовите причины участия СССР в войне с Японией, ход военных действий на материке, роль СССР в разгроме Квантунской армии.

Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне состояло:

- в крушении агрессивного гитлеровского режима, угрожавшего всему миру;

- в сохранении национальной независимости и целостности стран Европы, в том числе СССР;

- в росте авторитета и влияния СССР на международной арене;

- в изменении геополитической ситуации вокруг СССР в результате создания блока дружественных ему государств.

В заключение рассмотрите вопрос о цене (людских и материальных потерях) и источниках победы советского народа в Великой Отечественной войне. Следует обратить внимание на вклад в достижение победы во второй мировой войне, внесенный СССР и другими странами антигитлеровской коалиции. Например, в ходе второй мировой войны против советских войск одновременно действовало от 190 до 270 наиболее боеспособных дивизий фашистского блока, в то время как англо-американским войскам в Северной Африке в 1941-1943 гг. противостояло от 9 до 20 дивизий, в Италии в 1943-1945 гг. - от 7 до 26 дивизий, в Западной Европе во второй половине 1944 г. - от 56 до 75 дивизий. Из 783 дивизий гитлеровцев и их союзников 607 были разгромлены или пленены Красной Армией (из них 506,5 германских) (см. Население России в ХХ веке: Исторические очерки: В 3-х т. / Т. 2. 1940-1959. - М., 2001. - С. 21).

Почти четырехлетнее ожесточенное противоборство с фашистской Германией и ее союзниками при длительном отсутствии второго фронта в Европе дорого обошлись нашей стране. Понесенные ею потери и материальный ущерб от немецко-фашистской агрессии ни с чем не сравнимы. История еще не знала таких разрушений, варварства и бесчеловечности, какими отмечен путь гитлеровцев по советской земле. Они полностью или частично разрушили и сожгли 1710 городов и поселков, более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 млн. зданий, лишив крова около 25 млн. человек, разрушили около 32 тыс. крупных и средних промышленных предприятий и 65 тыс. км железнодорожных путей, разорили 98 тыс. колхозов, 2890 машинно-тракторных станций (Население России…Т.2.- С.129). В войне погибло более 27 млн. советских людей, или 40% всех погибших во второй мировой войне. Наша страна потеряла 30% своего национального богатства (Население России…Т.2.- С.132).

 

Семинарское занятие ХI







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.21.186 (0.021 с.)