Александр Владимирович Запорожец (1905-1981)-один из
ведущих советских психологов, действительный член АПН СССР, создатель и бессменный директор Института дошкольного воспи- тания АПН СССР, профессор, крупный организатор советской педа- гогики и психологии.
После окончания педагогического факультета 2-го МГУ А. В. Запорожец работал лаборантом, а затем ассистентом кафед- ры психологии АКБ им. Н. К. Крупской. В 1931 г. он переехал в Харьков; работал старшим ассистентом, зав. лабораторией секто- ра психологии Психоневрологической академии, доцентом и зав. кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького. В первые годы Великой Отечественной войны А. В. За-
лорожец работал в госпг~'.";. 3 1343 г. он начал свою преподава- тельскую работу на отделении (затем - на факультете) психологии МГУ. С 1944 г. заведовал лабораторией психологии детей дошколь- ного возраста Института психологии АПН РСФСР, а в 1960 г. стал директором созданного им Института дошкольного -г-- -гг -т- АПН СССР. Уже в студенческие годы А. Г 1гмэ?о;-?и '-оц^-1 г, группу молодых исследователей, которой руководил Л. "• "'»:if- ский. С именами Л. С. Выготского, его ближайших соратников, А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия связан весь творческий путь Алек- сандра Владимировича. Начиная с 30-х гг. он систэматмчвски раз- рабатывает онтогенетический аспект общепсихологической теорик деятальности. В предвоенные годы это работы м изучению воспрк- ятйЛ и мышления дошкольника, показавшие, что в исходном пункте развития познавательных процессов лежит практическое действие. В 1945-. 960 гг. он с группой сотрудников ведет систематическое изучение развития произвольных движений ребенка. В 60-х гг. Запорожец приступает к построению теории развития детского восприятие в которой это развитие выступает как процесс форми- рования перцептивных действий, основанных на применении спе- цифических общественно выработанных средств - сенсорных эталонов.
Большой заслугой А В. Запорожца является создание теории амплификации-обогащения детского развития, эффективного формирования личности ребенка в результате целенаправленного воспитания и обучения.
Основные сочинения: Развитие произвольных движений. М., 1960; Психология детей дошкольного возраста. М., 1964; Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., 1966; Восприятие и действие. М., 1967; Развитие социальных эмоций у детей дошколь- ного возраста. М., 1986 (совместно с Л. 3. Неверович).
Даниил Борисович Эльконин (1904-1984)-один из ведущих советских психологов, член-корреспондент АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. Окончил Педагогический инсти- тут им. А. И. Герцена (Ленинград). Впоследствии работал в этом институте в должности ассистента, затем - доцента, преподавал детскую психологию в Ленинградском педагогическом институте им. Н. К. Крупской, работал учителем начальных классов. Пошел добровольцем на фронт и закончил Великую Отечественную войну в звании подполковника. Он стал старшим сотрудником, а позднее - зав. лабораторией Института психологии АПН СССР. Научную работу Д. Б. Эльконин совмещал с педагогической деятельностью:
в течение многих лет он был профессором факультета психологии МГУ. Его путь в науке определился в годы работы под руководст- вом Л. С. Выготского, развитию идей которого Даниил Борисович посвятил всю дальнейшую творческую жизнь. Долгие годы он ра- ботал вместе с А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпе- риным, Л. И. Божович.
Круг научных интересов Д. Б. Эльконина был очень широк. Известны его исследования в области психологии детей раннего, дошкольного, младшего школьного, подросткового возрастов. Он
изучал развитие личности ребенка, формирование мышления, речи, овладение чтением и письмом. Особое внимание Д. Б. Эльконин уделил формированию различных видов деятельности детей, в пер- вую очередь ведущей деятельности в разных возрастных периодах (само понятие „ведущей деятельности" разработано им совместно с А. Н. Леонтьевым). Развитая Д. Б. Элькониным теория периоди- зации психического развития детей служит источником конкретных исследований в СССР и за рубежом. Он уделял также большое внимание прикладным проблемам. Им разработаны эффективный метод обучения детей чтению на основе звукового анализа слов и ряд рекомендаций длк учителей подготовительных классов. Даниил Борисович Эльконин - автор более 10G научных работ, в том числе 13 монографий.
Основные сочинения: Детская психология. М„ 1960; Психология игры. М., 1978; Психология формирования личности и проблемы общения. М., 1980.
Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) -советский психолог;
доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель наук РСФСР, ученый с мировым именем. Окончил Харьковский медицинский институт по специальности психоневрологии (1926). Доцент (1943). затем профессор кафедры психологии МГУ (1964), зав. кафедрой возрастной психологии психологического факульте- та (с 1970 по 1983), профессор-консультант. Начало научной дея- тельности П. Я. Гальперина тесно связано с историей развития общепсихологической теории деятельности, он был одним из бли- жайших сотрудников А. Н. Леонтьева во время работы в Харькове (30-е гг.). Исследоз2г'кй, выполненные П. Я. Гальпериным бо время Великой Отечественной войны, внесли существенный вклад в пони- мание структуры деятельности. В начале 50-х гг. он выступил с гипотезой поэтапного формирования умственных действий. В соз- данной им теории кашли свое воплощение ведущие принципы советской психологии: социально-историческая природа челове- ческой психики, деятельностный подход к ее изучению, принцип единства внешних, материальных и внутренних, психических форм человеческой деятельности. Принципиальное значение теории поэтапного формирования умственных действий состоит в том, что был найден новый путь изучения психики: природа и законы станов- ления и функционирования психической деятельности могут быть постигнуты только в процессе ее целенаправленного формирова- ния как разного вида ориентировки пу-п- л постепенного преобразо- вание в психическую форму внешней материальной деятельности. Принцип иктериоризации получает, таким образом, статус метода психологического исследования. Результаты, полученные в рамках этой теории, открывают новые возможности в области обучения, дидактики и т. д.
Основные сочинения: Основные результаты исследований по проблеме; Формирование умственных действий и понятий. М., 1965; Психология мышления л ученье о поэтапном формировании умственных действий// Исследование мышления в советской психологии. М., 1966; Введение в психологию. М., 1976; Хресюма-
тития по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов - середина 30-х годов XX в.)/ Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980.
Василий Васильевич Давыдов (род. в 1930 г.) - вице-президент АПН СССР, директор НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. Работает в области возрастной и педагогической психологии, в частности применительно к детям дошкольного и младшего возрастов. Раз- работал оригинальные теории учебной деятельности школьников и развития мышления в процессе обучения.
Основные труды: Виды обобщения в обучении. М., 1972; Учебная деятельность и моделирование (совм. с А. У. Варданяном). Ереван, 1981; Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
Венгер Леонид Абрамович (род. в 1925 г.)-доктор психологи- ческих наук, профессор. С 1968 г. - заведующий лабораторией психологии НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. Основная проблематика его исследовании-закономерности развития вос- приятия и наглядно-образного мышления в дошкольном детстве, формирования общих и специальных познавательных способно- стей, диагностика умственного развития.
Основные труды: Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М., 1969; Генезис сенсорных способностей (ред.). М., 1976; Диаг- ностика умственного развития дошкольника (ред.) М., 1978; Разви- тие познавательных способностей в процессе дошкольного воспи- тания (ред.) М., 1986;
Николай Николаевич Поддъяков (род. в 1930 г.) - директор НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, член-корреспондент АПН СССР, доктор психологических наук, профессор. Работает в об- ласти возрастной и педагогической психологии применительно к дошкольному возрасту. Является автором оригинальной теории развития мышления детей дошкольного возраста, а также автором оригинальных методик исследования поисковой деятельности детей.
Основные труды: О развитии элементарных форм мышления в дошкольном возрасте. М., 1973; Мышление дошкольника. М., 1977;
Умственное воспитание в детском саду. М., 1980; Развитие мышле- ния и умственного воспитания дошкольника (совместно с А. Ф. Го- ворковой) М., 1985.
Аэлита Капкгоновна Маркова - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и дефектологии Всесоюзного института переподготовки и повышения квалифика- ции научно-педагогических и руководящих кадров народного образования при АПН СССР. Автор книг: Психология усвоения язы- ка как средства общения. М., 1974; Психология обучения подростка. М, 1975; Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983; Формирование интереса и умений у школьников, (ред.). М., 1985.
Людмила Филипповна Обухова - кандидат психологических
наук, доцент кафедры возрастной психологии искхологк';з:к5г>- факультета МГУ. Автор книг: Этапы формирования детского мыш- ления. М., 1972; Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981;
Современная американская психологгя развития (совместно с Г. В. Бурменской, А. И. Подольским). М., 1986. В настоящее время изучает проблемы функционального и возрастного развития психи- ки ребенка.
Валентина Яковлевна Ляудис - доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ. Специалист в области возр«с • чй и педагогической психологии. В центре ее научных интереса находятся проблемы формирования и развития лично- сти, коммуникативная природа обучения. Автор монографий:
Память в процессе развития. М., 1976; Психологические '""^"г формирования письменной речи у младших школьников. Кишинев, 1983 (совместно с И. П. Негурэ и др.); Формирование учебной деятельности у студентов (ред.).М., 1989.
Лидия Ильинична Божович (1908-1981) -крупный советский ученый, доктор психологических наук, профессор.
Еще будучи студенткой МГУ, она провела под руководством Л. С. Выготского свое первое экспериментальное исследование по психологии подражания. С 1931 г. работала в Академии коммуни- стического воспитания им. Н. К. Крупской на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. С этого времени в течение почти полувека она вела научно-исследовательскую, научно-прак- тическую м преподавательскую работу в области детской и педа- гогической психологии, психологии личности. Затем Л. И. Божович совместно с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, А. В. Запорожцем, П. И. Зинченко вела активную научно-исследовательскую работу в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии. В годы Великой Отечественной войны заведовала отделом трудо- терапии эвакогоспиталя в г. Кыштыме. В 1939 г. защитила канди- датскую диссертацию, которая была посвящена вопросам психоло- гии усвоения учащимися орфографии и которая показала большую роль мотивов в деятельности школьника. Л. И. Божович работала около 40 лет в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, из них более 30 лет руководила созданной ею лабораторией психо- логии формирования личности. Большое значение для развития советской психологии личности и воспитания имело организован- ное Л. И. Божович комплексное исследование личности школьника в условиях реальной жизни и деятельности в ученическом коллек- тиве. Существенную роль в исследованиях по психологии личности и детской психологии сыграл сформулированный ею принцип:
понять закономерности психического развития ребенка можно лишь в том случае, если мы учитываем особенности его мотиваци- онно-потребностной сферы. Накопленные в течение трех десятиле- тий данные углубленного анализа закономерностей формирования личности детей были обобщены Л. И. Божович в докторской диссер- тации, а затем в монографии „Личность и ее формирование в детском возрасте" (1968), которая была удостоена первой премии АПН СССР.
Основные сочинения: Вопросы психологии личности школьника. М., 1961; Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968;
Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
Майя Ивановна Лисина (1929-1983)-известный советский психолог, доктор психологических наук, профессор.
После окончания в 1952 г. отделения психологии философского факультета МГУ поступила в аспирантуру к проф. А. В. Запорожцу. 1962 г. - заведующая лабораторией психологии детей ранне- го и дошкольного возраста. В 1974 г. защитила докторскую диссер- тацию „Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет". С 1976 г. возглавля- ла отдел возрастной психологии Института общей и педагогиче- ской психологии АПН СССР. М. И. Лисина создала новое направле- ние в детской психологии: психология младенческого возраста с выделением микрофаз в развитии детей этого возраста, определе- нием ведущей деятельности, основных психических новообразо- ваний, раскрытием основ формирования личности ребенка. М. И. Лисина первая в психологической науке подвергла система- тическому и углубленному исследованию генезис общения у детей:
его формы, движущие силы, взаимосвязь с общей жизнедеятель- ностью ребенка. Ее исследования внесли существенный вклад в разработку общей теории психического развития ребенка. Перу М.И. Лисиной принадлежит более 100 научных публикаций. Ее работы переводились и издавались в Болгарии, ГДР, США, Японии, Италии и т.д.
Основные сочинения: Возрастные и индивидуальные особен- ности общения со взрослыми у детей от рождения до семи лет:
Докт. дис. М., 1974; Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослыми//Развитие обще- ния у дошкольников. Гл. IV. М., 1974; Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980; Общение и речь;
развитие речи у детей в общении со взрослыми (ред.). М., 1985;
Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
СОДЕРЖАНИЕ
Давыдов В. В., Шуаре М. Вступительная статья.............................. 3
Раздел I. ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ..................................... 18
Выгоккий Л. С. Вступительная статья к русскому переводу книги К. Бюлера
„Очерк духовного развития ребенка"................................. 18
Лурия А. Р. Материалы к генезису письма у ребенка........................ 31
Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте......... 42
Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника......................................................... 53
Эльконин Д. Б. Психологические вопросы дошкольной игры.................. 63
Раздел II. НЕКОТОРЫЕ методологические ВОПРОСЫ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................ 79
Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте............................................................ 79
Гальперин Я. Я. К. исследованию интеллектуального развития ребенка......... 96
Давыдов В. 3. Анализ дидактических принципов •радициогаой школь; и возможные принципы обучения ближайшего будущего......................... 109
Раздел III. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ................................. 119
Венгер Л. А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и
развитие когнитивных способностей ребенка.......................... 11е
Доддчясов Н. Я К вопросу с развитии мышления дошкольников............... 128
Давыдов В. В., Маркова А. К. Развитие мышления в школьном возрасте......... 132
Обухове Л. Ф. Лев гутм Ф'ум»"'°яания простой системы научных понятий...... 14Р
Ляудис В. Я., Богданова В. И. К проблеме ранних форм ортогенеза памяти..... 157
Раздел IV. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕНИЕ........................................ 173
Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской
личности......................................................... 173
Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе.................. 190
Лисина М. И. Генезис форм общенияу детей............................... 210
Раздел V. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...................................... 230
Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Эльконин Б. Д. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и козые методы обучения в школе............... 230
Давыдов В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников.... 243
Краткие биографические справки........................................ 260
Научное
|