Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.



Рассмотрим метод административно-правового регулирования.

Его главная особенность, отличие от гражданского правового метода – императивный, властный характер, односторонность волеизъявления, закрепление юридического неравенства субъектов, характерного для управления.

Основные средства административно-правового регулирования - предписание, запрет и дозволение.

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Это наиболее характерное средство для административно-правового регулирования общественных отношений (характерные примеры – правила дорожного движения, пожарной безопасности и др.).

Запрет - это те же предписания, но "отрицательного" характера, а именно - возложение прямой юридической обязанности не совершатьте или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой под страхом применения мер дисциплинарного или административного принуждения (пример, Дисциплинарный устав сотрудников ОВД, КоАП, законодательство Омской области об административных правонарушениях).

Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия, либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению (приобрести оружие, организовать митинг, управлять автомобилем, создать общественное объединение и т.д.).

Таким образом, административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Составными элементами системы административного права являются Общая и Особенная части. Каждая часть включает в себя несколько административно-правовых институтов. В состав общей включены нормы, которые охватывают управление в целом. Они регулируют однородные общественные отношения. В общую часть входят следующие группы институтов:

n закрепляющие основы государственного управления;

n регулирующие административно-правовой статус граждан (физических лиц);

n регулирующие основы организации и административно-правовой статус органов исполнительной власти, а также государственных и негосударственных организаций;

n регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих;

n определяющие формы и методы государственного управления;

n обеспечивающие законность управления.

Нормы особенной части действуют в пределах отдельных сфер функционирования исполнительной власти. Особенная часть курса административного права рассматривает компетенцию и организационно-правовые формы деятельности федеральных министерств и ведомств в различных отраслях и сферах государственного управления. Эта часть учебного курса, состоящая из разделов, раскрывает особенности управления хозяйством, социально-культурной и административно-политической сферами, а также особенности межотраслевого регулирования.

Правовую базу Особенной части курса составляют законы и подзаконные акты, определяющие правовое положение федеральных министерств и ведомств, других органов исполнительной власти

Профессор А.П. Коренев выделяет третью часть системы административного права, которую составляют нормы, регулирующие административно-юрисдикционную деятельность. Эти нормы содержаться в Кодексе РФ об административных правонарушениях и законодательстве субъектов РФ (так называемое административно-деликтное право). Они определяют составы административных деликтов и ответственность за их совершение; устанавливают органы и круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях; регламентируют производство по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.

Изучение и развитие каждой отрасли права ведет к соприкосновению с таким явлением, как источники права. Речь идет о способах нормативного выражения правовых правил поведения.

В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права можно поделить на несколько типов:

1. Акты федеральных органов:

Законы Российской Федерации:

1. Конституция РФ.

2. Акты Федерального Собрания РФ:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы;

в) декларации, положения, постановления и др.

Подзаконные федеральные акты.

1. Указы, распоряжения Президента РФ.

2. Постановления, распоряжения Правительства РФ.

3. Приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.

4. Приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов федерации

Законы субъектов Российской Федерации:

1. Конституции, уставы субъектов РФ.

2. Акты представительных органов субъектов РФ:

а) законы;

б) положения, постановления и др.

Подзаконные акты субъектов федерации.

1. Акты глав субъектов федерации.

2. Акты правительств, администраций субъектов РФ.

3. Ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

4. Приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов федерации.

Акты местного самоуправления.

Международные акты.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Выводы по второму вопросу: 1. Административное право, так же как и другие отрасли права, представляет собой систему, которая состоит из отдельных административно-правовых норм и институтов, тесно связанных между собой. Их взаимосвязь обуславливается общим предметом, методом, принципами, целями регулирования.

2. Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах. Такие акты, если они включают в себя правовые нормы, регулирующие общественные отношения в сфере государственного управления, являются источниками административного права, конкретными формами его выражения.

 

В опрос 3. Механизм административно-правового регулирования

Под механизмом административно-правового регулирования понимается система административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления.

Структурно этот механизм составляют следующие элементы:

1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев. Возьмем, например, Государственную Думу, Правительство и МВД России.

Министерство внутренних дел считало необходимым установить административную ответственность за незаконное потребление наркотических средств в общественных местах. Оно обратилось в Правительство, обладающее правом законодательной инициативы. Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы законопроект, в котором содержится соответствующая норма.

2. Нормы административного права.

Под нормой права понимается правило поведения общего характера, установленное или санкционируемое государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения и предусматривающее в случае нарушения ответственность.

В нашем случае норма будет такой: "потребление наркотических средств без назначения врача в общественных местах".

Но правоприменителю обязательно нужно знать, что такое " наркотическое средство" и что такое "общественные места". Необходимо официальное толкование этих понятий.

3. Акты толкования норм административного права.

Такими актами могут быть законы, указы Президента, Постановления Пленума Верховного Суда, Постановления Правительства и другие официальные документы.

Но к правонарушителю данную норму необходимо применять. Сотрудник милиции должен составить протокол, а судья (как правило) – рассмотреть дело и вынести постановление о наложении административного взыскания в отношении конкретного лица. Это постановление является актом применения нормы административного права.

4. Акты применения норм административного права.

Между сотрудником милиции, ведущим производство по делу, судьей, рассматривающим дело, лицом, привлекаемым к административной ответственности, а также другими субъектами производства возникают административные правоотношения, которые конкретно выражаются во взаимных обязанностях и правах.

5. Административно-правовые отношения.

Они являются последним элементом механизма, по существу, результатом административно-правового воздействия на общественные отношения.

 

· Понятие и виды административно-правовых норм.

Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.

Особенности административно-правовых норм.

Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.

Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом – органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.

Виды административно-правовых норм.

Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.

Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.

Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).

По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.

По кругу лиц, на которых распространяется их действие, - общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов – военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).

По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).

По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

Структура административно-правовых норм.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза – это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления – военный комиссар.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме – то, что запрещено).

Санкция – это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила. Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.

2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.

3. Меры административного наказания. Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности.

· Понятие и виды административно-правовых отношений.

Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.

Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.

В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник – для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления. А западному законодательству известно право "останови и обыщи", которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также "вертикальные" административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.119.241 (0.028 с.)